Антибиотики в еде вред здоровью дети. Опасность и спасение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на своё относительно недавнее появление, антибиотики быстро захватили популярность и стали в народе практически «лекарством от всего». Связано это с тем, что открытие антибиотиков стало мощнейшим прорывом в области медицины. Впрочем, другая часть населения полагает, что антибиотики - это настоящий яд, принимать который их не заставит даже тяжёлая бактериальная инфекция, угрожающая жизни.

Мы дадим ответы на несколько популярных вопросов об антибактериальных препаратах. Возможно, это поможет смотреть на проблему объективнее, не становясь беспечными и не превращаясь в паникёров.

Что было до антибиотиков?

Надо понимать, что до открытия антибиотиков всё было плохо. Даже очень. Идеи, известные сегодня каждому трёхлетнему ребёнку благодаря рекламе антибактериального мыла, тогда совсем не были распространены. Всё дело в том, что про существование бактерий никто не знал. Впервые их удалось разглядеть в оптический микроскоп лишь в 1676 году. Но даже после этого доказать, что именно они являются возбудителями болезней долгое время никто не мог до 1850 года. Тогда с этой задачей справился Луи Пастер, который придумал пастеризацию (а не «пастерЛИизацию» , как многие думают).

Пастер понял, что нагревание жидкостей, например, молока, позволит избавиться от многих бактерий и продлить срок хранения продуктов.

На волне интереса к влиянию бактерий на возникновение болезней удалось резко сократить смертность от открытых ранений и при родах. Врачи начали дезинфицировать руки и инструменты (раньше это не считалось обязательным), Кох получил Нобелевскую премию за исследование туберкулёза, а Флемминг в 1928 году синтезировал пенициллин и доказал его эффективность.

Интересно, что прежде работы по описанию антибактериальных свойств препаратов уже существовали. Например, сальварсан - «спасительный мышьяк», которым удавалось вылечить сифилис. Лекарство было, мягко говоря, не безопасным, но давало надежду на выздоровление неизлечимо больным, поэтому активно использовалось.

Эти примеры доказали эффективность применения микробов в войне друг с другом и спровоцировали появление огромного количества антибиотиков: на сегодняшний день количество известных нам соединений достигает 7000! Однако, за последние 40 лет никаких прорывов в поиске новых антибиотиков так и не наблюдалось. Важно понимать, что в этой войне у бактерий чудовищная фора: они невероятно более древние организмы и у них было чудовищно много времени, чтобы развить изощренные механизмы воздействия на других живых существ.

Разве антибиотики, как и всякая «химия», не убивают организм?

Новость для любителей прикладывать подорожник, капать в глаз чай и лечить геморрой огурцом: антибиотики существуют примерно столько, сколько вообще существуют бактерии и грибы. То есть очень-очень-очень долго. Дело в том, что их не придумали, их открыли. То есть, буквально нашли. В процессе коэволюции бактерии и грибы разрабатывали новые виды вооружений для эффективного противодействия. Мы просто случайно обнаружили их, разобрались, что конкретно помогает, и смогли выделить и очистить нужное вещество.

В папирусе Эберса, древнеегипетском медицинском сочинении, говорилось о том, что рекомендуется к гноящимся ранам прикладывать дрожжевые компрессы, а возраст этого папируса - более трех с половиной тысяч лет. В Древнем Китае целители применяли компрессы из ферментированной соевой муки для борьбы с инфекцией. Индейцы майя и инки применяли в лечебных целях заплесневелые грибы, выращенные на кукурузе. Рекомендовал плесень при гнойной инфекции и известный арабский эскулап Абу Али Ибн Сина (Авиценна) .

Люди не изобретают антибиотики, учёные их не «ищут», чтобы потом производить. Просто вооружённые современными методами, мы знаем, что помогает не весь кусок заплесневелого хлеба, а определённое вещество, выделяемое плесенью.

Как работают антибиотики?

Существует две большие группы антибиотиков - бактерицидные и бактериостатические. Первые убивают бактерии, вторые не дают им размножаться. Бактерицидные средства атакуют клеточные стенки бактерий, разрушая их целиком.

Бактериостатические используют более тонкие подходы. Например, ограничивая питание клетки определёнными веществами, необходимыми для производства второй ДНК, тем самым не давая клеткам делиться, или же нарушают работу РНК, которые транслируют информацию с исходной ДНК на реплицируемую. Тогда информация будет передаваться неправильно и деления так же не произойдёт.

Если вам приходилось часто лечиться от инфекций или, по крайней мере, смотреть медицинские сериалы, вы знаете, что ещё бывают антибиотики «широкого» и «узкого» спектра. Из названия ясно, что первые подавляют много типов бактерий, а вторые направлены на борьбу с определённой группой.

Проблема заключается в том, что возбудителей инфекций так много, что определить конкретный тип бактерий бывает очень трудно. Скажем, при бактериальном ОРЗ время для определения точного типа бактерий совпадает со временем, за которое иммунитет обычно сам справляется с болезнью.

Что они лечат?

Как подсказывает название, антибиотики борются с бактериальными инфекциями. Естественно, не все антибиотики помогают против всех болезней, зачастую достаточно сложно подобрать адекватное решение, но медицина не стояла на месте весь ХХ век, сегодняшние препараты значительно эффективнее и безопаснее своих предшественников. Когда стало ясно, что бактерии могут эволюционировать за считанные годы и перестать реагировать на лечение антибиотиками, врачи начали изучать действие лекарств подробнее, стараясь наносить более точечные удары.

Кроме бактериальных инфекций, есть ещё и вирусные. Тут антибиотики, увы, бесполезны. Дело в том, что вирусы - это совсем другое царство живых существ, действующих по принципиально другим механизмам.

В упрощённом виде можно сказать, что вирусы внедряются в клетки и заставляют их «работать на себя», а затем разрушают их и ищут следующую жертву. Теоретически, действуя на клетку, можно остановить и заразивший её вирус. Но как научить лекарство атаковать только заражённые клетки? Задача, мягко говоря, не из простых. Антибиотики в этом случае нанесут больше вреда, чем пользы.

Однако, по некоторым данным, 46% наших соотечественников уверены, что лечить вирусные инфекции антибиотиками - нормально и эффективно. Вообще важно понимать, что организм человека вполне в состоянии справиться с большинством бактериальных инфекций. У нас сложная и чрезвычайно развитая система борьбы, частью которой является, например, жар - температуру вашего тела поднимает не болезнь, а сам иммунитет, он как бы пытается «выкурить» врага.

Стоит ли их принимать?

Не стоит забывать, что антибиотики за сравнительной небольшой срок своего использования смогли спасти сотни миллионов жизней. Существуют болезни и случаи, когда лечение антибиотиками - единственный разумный выход. Но именно эффективность таких препаратов сыграла с человечеством злую шутку: их стали назначать всем подряд. Действительно, если существует столь эффективное лекарство, почему бы не давать его людям при первом же подозрении на инфекцию? А вдруг поможет?

Следующее поколение будет эффективнее противостоять антибиотикам, потому что унаследует повышенную резистентность от «родителя».

Теперь представьте, что человек в это время к тому же периодически забывает принимать таблетки. А значит, снижает концентрацию антибиотика в организме, позволяя выжить ещё большему числу бактерий. Потом и вовсе перестаёт пить лекарство, потому что ему «не помогло» или, наоборот, «стало лучше». На выходе мы получаем человека, заражённого бактериальной инфекцией, способной передаваться воздушно-капельным путём, которая ещё и сопротивляется антибиотикам. И это всего в одном пациенте за короткое время!

Врачи называют антибиотики «невосполнимым ресурсом человечества», потому что относительно скоро они перестанут работать. Производство пенициллина смогли наладить к 1943 году, а в 1947 уже обнаружили штамм золотистого стафилококка, невосприимчивый к пенициллину. То есть тысячелетия развития медицины позволили нам иметь надёжное лекарство в течение четырёх лет, за это время бактерии приспособились. Это гонка на опережение, в которой у нас нет шансов. Мы не сможем победить бактерии, мы можем их только сдерживать.

Биолог Михаил Гельфанд рассказывает, почему антибиотики нужно пропивать до конца.

Как правильно пить антибиотики?

Ответственно. На самом деле, печальный опыт показывает, что врачи иногда назначают антибиотики там, где они совсем не нужны. Некоторые делают это чтобы подстраховаться. Пациенты часто «требуют» назначение антибиотиков, потому что в ряде областей власти запрещают их безрецептурную продажу - именно из-за повального «самолечения». В общем, не стоит воспринимать врачей как врагов, их задача - вылечить вас. Отнеситесь ответственно к назначениям и уточните, почему вам показаны именно эти препараты, а не другие.

Если же антибиотики назначены после анализов, сбора анамнеза и уточнения побочных эффектов, принимать их нужно строго по инструкции: не нарушая дозировок и длительности курса. Прерывать приём таблеток или пить их в неправильной дозировке опасно, потому что вы либо навредите себе, либо внесёте свой вклад в появление бактериальных инфекций, которые уже не будут лечиться антибиотиками. Также на время приёма курса антибиотиков советуют ограничить физические тренировки: при любых болезнях главными лекарствами являются режим и питание, наш иммунитет настроен на борьбу с болезнями, помогите ему, а не мешайте.

Продолжая тренироваться, вы вынуждаете своё тело тратить энергию на восстановление мышечных тканей, что в итоге замедлит процесс выздоровления.

Кстати, о питании: некоторые антибиотики могут плохо влиять на микрофлору кишечника, поэтому внимательно следите за тем, как их нужно принимать - до еды или после. Ещё следите за совместимостью препаратов. Врача нужно обязательно уведомить о том, какие лекарства вы принимаете или недавно принимали.

Например, действие многих антибиотиков снижает эффект от противозачаточных, что может привести к нежелательной беременности ещё и во время болезни, чего вам совсем не хочется. Ну и наконец, не следует употреблять алкоголь и забывать о индивидуальной непереносимости и аллергиях!

Кому не надо принимать антибиотики?

В первую очередь тем, кому врач их не назначал. Часто слышу от знакомых, что они покупают в аптеке антибиотики и принимают их без назначения специалиста, потому что при похожих симптомах в прошлый раз им это средство помогало. Не надо так!

Во-вторых, осторожно к антибиотикам следует относиться беременным, кормящим и детям. На самом деле, в этом списке нет ничего удивительного: детям и беременным нужно аккуратно относиться ко всему. Причина банальна. Концентрация одного и того же препарата после приёма таблетки у взрослого весом 80 кг и у малыша весом 8 кг будет отличаться в 10 раз. Дети восприимчивее взрослых ко всем веществам. Поэтому самолечение с ребёнком строго противопоказано.

Итого, антибиотики – хорошо или плохо?

Несмотря на безответственное отношение людей к использованию антибиотиков, пока фармакологам удаётся находить и создавать препараты, которые эффективно борются с бактериальными инфекциями. Антибиотики - это серьёзное оружие против бактерий и применять их нужно с умом, тщательно соблюдая инструкции и проконсультировавшись с квалифицированным врачом.

Как и во многих других областях, вредят крайности - приём антибиотиков по любому поводу и полный отказ и отрицание таких лекарств. В общем, думайте головой и будьте здоровы!

Что же все-таки больше – польза или вред антибиотиков для детей?

Да, без антибиотиков нам уже сложно обойтись. И взрослым, и детям.

Именно благодаря изобретению антибиотиков человечество научилось побеждать различные бактериальные инфекции, увеличивать продолжительность жизни, снижать процент инвалидизирующих осложнений после таких заболеваний, как ангина, пневмония, болезнь Лайма, туберкулез и т. д.

К сожалению, существует и оборотная сторона медали этого прогрессивного открытия…

Как и любые лекарства, антибиотики могут нанести вред организму. Особенно маленькому и неокрепшему.

В последнее время тема вреда антибиотиков для детей очень актуальна, так как все чаще мы сталкиваемся с необоснованным назначением детям антибиотиков, например, при обычной простуде.

Итак, давайте рассмотрим, какой же вред наносят антибиотики детям?

Пожалуй, самым неприятным побочным эффектом антибактериальной терапии является дисбактериоз, то есть, расстройство кишечника.

Вероятно, вам известно, что у нас в толстом кишечнике живут микроорганизмы – бактерии, протисты. Кстати, протисты – это, как и бактерии, одноклеточные живые организмы. Но бактерии не имеют в своей клетке ядра, а протисты имеют ядро.

Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство. Вот такое взаимовыгодное сожительство и сложилось у нас с нашей кишечной микрофлорой.

Микробы находят в нашем кишечнике удобное место жительства и питание. Нам же они помогают частично переваривать клетчатку, так как наш организм этого делать не умеет, синтезируют для нас витамины группы B и витамин K (важен для нормального свертывания крови).

Есть и другие процессы в нашем кишечнике, где обязательно участие кишечной микрофлоры.

Однозначный вывод: без микробов в толстом кишечнике нам никак нельзя обойтись.

Что же с этими микробами происходит, когда мы принимаем антибиотики? А то же самое, что и с теми болезнетворными микроорганизмами, против которых мы боремся с помощью антибиотиков.

Исходя из самого названия «антибиотик» (anti – «против» и bios – «жизнь»), понятно, что препарат направлен против живого микроорганизма.

Антибиотик подавляет или убивает всех микроорганизмов, которые к нему чувствительны. При этом он не разбирает, друг это или враг, полезен он нам или вреден.

Действие антибиотиков различных групп направлено на уничтожение (бактерицидное действие) или подавление размножения (бактериостатическое действие) бактерий, которые и вызывают болезнь.

Вместе с тем, губительному действию подвержены не только болезнетворные микробы, но и представители нормальной микрофлоры, например, слизистых оболочек и кишечника.

Результат – нарушается баланс полезной флоры. Гибнут более чувствительные микроорганизмы, выживают более устойчивые.

В кишечнике начинают преобладать грибки или более устойчивая флора, например, стафилококки. Колонии этих представителей флоры разрастаются и, таким образом, появляется «молочница» (кандидоз) или «дисбактериозные» проблемы с кишечником.

Важно: антибиотики на вирусы не действуют!

Надо понимать, что антибиотики – это достаточно сильные и серьезные препараты, назначением которых и детям, и взрослым должны заниматься только врачи.

При правильном применении под контролем грамотного врача о дисбактериозе при коротких курсах антибиотиков не приходится.

Очень часто родители воспринимают разжиженный стул при приеме антибиотиков, содержащих клавулановую кислоту (Амоксиклав или Флемоклав Салютаб), как начавшийся дисбактериоз.

На самом деле сама клавулановая кислота оказывает раздражающее действие на слизистую кишечника и усиливает его моторику, что проявляется учащенным и более жидким стулом.

Но при этом стул не имеет резкого запаха (кислого или гнилостного) и патологических примесей, как при патологическом росте болезнетворных бактерий.

Более того, разжиженный стул в начале курса антибиотика никак дисбактериозом считаться не может. Этот процесс не может развиться моментально.

При длительных курсах антибиотиков (более 7-10 дней) вполне возможно развитие дисбактериоза. Поэтому все чаще параллельно или после приема антибиотиков назначают курс биопрепаратов для восстановления полезной микрофлоры кишечника.

Вынужденный прием более сильного антибиотика

За время существования антибиотиков микроорганизмы научились приспосабливаться к ним. Микробы способны часто мутировать. В результате мутаций появляются и размножаются более устойчивые формы.

Так, многие микроорганизмы получили резистентность (устойчивость) к препаратам. Некоторые даже «научились» вырабатывать специальные ферменты, разрушающие сам антибиотик.

Кстати, упомянутая клавуланавая кислота добавляется к антибиотику Амоксициллину, чтобы предотвратить разрушение антибиотика бета- лактамазами – ферментами, которые научились вырабатывать бактерии.

Чем чаще применяется антибиотик, тем быстрее и успешнее бактерии приспосабливаются к нему, формируют устойчивость.

Возникает необходимость синтезировать и применять все новые, более сильные препараты, даже в детской практике.

Вызываем такую необходимость часто мы сами, неправильно применяя антибиотики или делая неправильные выводы о результатах их действия.

Вот простой пример. Неоправданное назначение антибиотика, например при вирусной инфекции (напоминаю: антибиотики на вирусы не действуют), ведет к тому, что эффекта от него мы не получаем.

И это ложно расценивается как устойчивость к антибиотику. В итоге – следующим назначается более сильный антибиотик… Хотя необходимости в этом, по факту, не было.

Поэтому антибиотики должны назначаться только при подтверждении бактериального процесса.

И к выбору препарата нужно подходить рационально, то есть, исходя из механизма действия и направленности антибиотика (спектра действия) на определенную группу бактерий.

Это одинаково актуально как для взрослых, так и для детей.

Аллергические реакции

Неоправданное или нерациональное назначение антибиотиков детям увеличивает риск развития нежелательных реакций (например, аллергических проявлений), нарушения ферментативной работы желудочно-кишечного тракта и т. д.

Тем не менее, такие реакции не исключены и при антибактериальной терапии по показаниям. Это может случиться, если у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к препарату или его компонентам, а также при нарушении инструкций.

Негативное воздействие на органы и системы

Печень является универсальной очистительной фабрикой нашего организма.

Большинство вредностей, с которыми приходится бороться печени, поступает в организм человека через пищеварительную систему.

Поэтому вся кровь, которая оттекает от кишечника, перед тем, как отправиться в сердце, проходит через печень. За все «вкусняшки», которыми мы себя балуем, приходится расплачиваться печени своими погибшими клетками.

Во время лечения антибиотиками нагрузка на печень заметно возрастает.

Поэтому, чем чаще ей приходится справляться с токсическим действием препаратов, тем больший риск повреждения этого органа.

Со временем это может привести к формированию воспалительных процессов в структурах печени и желчного пузыря, ослаблению ферментативной функции.

Почки также являются своего рода фильтрующей станцией. Большинство антибиотиков, точнее, продукты их распада, выводятся из организма именно мочевыделительной системой.

Некоторые продукты метаболизма нефротоксичных (негативно влияющих на почки) антибиотиков способны повреждать эпителиальные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность почек.

В детской практике такие препараты не используются. Лишь в некоторых случаях при подтвержденной устойчивости микроба, вызывающего болезнь, по жизненным показаниям может быть назначен нефротоксичный антибиотик. При условии доказанной чувствительности бактерий именно к нему.

Желудок тоже страдает при лечении антибиотиками. Некоторые препараты могут провоцировать усиление секреции желудочного сока. Тем самым они могут способствовать повышению кислотности в желудке.

Поэтому важно такие препараты принимать строго после еды. Это позволяет минимизировать раздражающее действие на слизистую желудка.

Также прием антибактериальных препаратов натощак часто сопровождается болями в животе, вздутием или тошнотой.

Не все антибиотики нужно пить после еды. Некоторые, напротив, принимаются строго за час до еды или через два часа после (Азитромицин, Макропен).

Поэтому соблюдению способа и времени приема антибактериальных препаратов нужно уделять особое внимание, чтобы максимально уменьшить возможный вред от них.

Уши также могут пострадать от применения антибиотиков. Существуют антибиотики с различной степенью ототоксичности.

Ототоксичный эффект препаратов заключается в разрушительном действии медикаментов на чувствительные клетки (волосковые клетки улитки) внутреннего уха и слуховой нерв.

Ототоксичность проявляется:

  • постоянным шумом в ушах;
  • снижением слуха;
  • нарушением работы вестибулярного аппарата (головокружениями при смене позы, неустойчивостью походки).

К ототоксичным препаратам относятся антибиотики группы Аминогликозидов – Стрептомицин, Неомицин, Гентамицин, Амикацин, Тобрамицин, Нетилмицин.

Такие препараты в детской практике применяются только по жизненным показаниям.

Что поможет минимизировать вред антибиотиков для детского организма?

  • Прием по показаниям

Необоснованный или бесконтрольный прием антибиотиков увеличивает риск реализации вышеперечисленных побочных эффектов антибактериальной терапии.

Если антибиотики ребенку назначаются часто и не всегда по делу, то при серьезных бактериальных процессах (пневмонии, пиелонефрите), когда организм действительно в них нуждается, они не смогут помочь. По причине формирования устойчивости бактерий к большинству антибиотиков.

Также, если ребенку доктор назначил антибиотик, который быстро и успешно справился с болезнью, то это совсем не значит, что вы повторно можете лечить якобы «то же самое» тем же антибиотиком самостоятельно.

Родители всегда должны помнить и рассказать врачу, например, попав в стационар, какие антибиотики в последнее время их малыш принимал, на какие лекарства у ребенка были какие-либо реакции или аллергия.

Не можете запомнить сложные медицинские названия – запишите в блокнот. Но эта информация должна быть постоянно под руками.

Следует учитывать также, что один и тот же антибиотик может реализовываться аптекой под разными коммерческими названиями.

Всегда обращайте внимание на международное название препарата, написанное мелкими буквами под основным названием (чаще написано по латыни).

  • Проходим до конца необходимый курс лечения

Вот пример того, как нельзя делать.

При инфекции мочевыводящих путей, например, при цистите, антибиотики очень быстро помогают снять все симптомы. В итоге буквально на вторые сутки ребенок не жалуется на боль и жжение при мочеиспускании, весел и активен.

И родители часто прекращают прием антибиотика на полпути. Следствие – воспалительный процесс не подавлен, а приглушен. Такой процесс быстро из острой формы переходит в хроническую.

Более того не уничтоженные, а «прикормленные» антибиотиком бактерии нередко умудряются воспроизвести обильное потомство, устойчивое к антибиотику.

  • Прием по расписанию

Пропускать прием назначенного антибиотика нельзя. Иначе лечение может не дать необходимого эффекта.

Двукратный или трехкратный прием назначается не зря. Такой прием позволяет обеспечить постоянную концентрацию антибактериального препарата в организме, чтобы не дать бактериям ни малейшего шанса выжить и размножиться.

В современном мире нет никаких проблем установить себе приложение на телефон, которое бы напоминало о приеме лекарства по времени.

  • Прием с другими лекарствами

Некоторые врачи советуют принимать антибиотики с антигистаминными препаратами (лекарства от аллергии).

Такой прием считаю необоснованным, так как усиления лечебного эффекта от такого сочетания нет.

Более того, есть важный отрицательный эффект сочетания антибиотика с противоаллергическим средством.

При развитии аллергической реакции на антибиотик при его приеме «в чистом виде», без сочетания с другими лекарствами, мы можем заметить сыпь уже с первого приема лекарства.

Это позволит вовремя принять нужные меры, например, отменить препарат, заменить его другим.

Тогда как, принимая антибиотик параллельно с противоаллергическими препаратами, велик риск заметить аллергическую реакцию не сразу, а лишь через сутки и более.

В таком случае ребенок выпьет гораздо больше «неподходящего» лекарства. И тогда ситуацию исправить уже гораздо сложнее.

Некоторые лекарственные препараты категорически не могут приниматься одномоментно с антибиотиками, должен сохраняться двухчасовой разрыв во времени их приема.

Таким препаратом является, например, активированный уголь. Всасывая в себя «все и вся», он заметно снижает эффект действия антибиотика.

Также Ацетилцистеин (АЦЦ) не может приниматься с антибиотиком в одно время. Причина – при одновременном применении Ацетилцистеина (АЦЦ) с антибиотиками (Тетрациклином, Ампициллином, Амфотерицином B) возможно их химическое взаимодействие с тиоловой группой Ацетилцистеина.

В инструкции к АЦЦ производитель указывает, что между приемом антибиотика и АЦЦ требуется перерыв 2 часа. Ознакомьтесь с инструкцией перед приемом, а лучше уточняйте правила приема препарата, пока вы в кабинете врача.

Также не стоит путать антибиотик с жаропонижающим средством.

Многие мамы мне задают вопрос: «Если у ребенка температура 38,5 градусов, а я ему уже дала назначенный антибиотик, могу ли я дать ему сразу еще и жаропонижающее? Или антибиотик и температуру собьет?»

Антибиотик не сбивает температуру. Конечно, нужно дать жаропонижающее.

Антибиотик действует на причину заболевания – бактерию, а после устранения причины воспалительные реакции уходят сами собой.

Только борьба антибиотика и бактерий не дает результата одномоментно. Поэтому на фоне лечения антибиотиками температура некоторое время может сохраняться. И в этот период требуется дополнительно применять жаропонижающее.

Реабилитация после антибиотика: нужна ли?

Многие родители после перенесенной серьезной бактериальной инфекции (ангины, пневмонии) не придают значения рекомендациям врачей о щадящем режиме для ребенка.

Режим этот заключается в ограничении контакта с больными детьми после болезни, соблюдении умеренности в пище, особенно если речь идет о животных жирах, укреплении здоровья, прогулках на свежем воздухе, умеренной физической активности и т.д.

И когда эти рекомендации не соблюдаются, ребенок идет в коллектив и там снова заболевает, то, как правило, винят не серьезную инфекцию, которая подкосила здоровье ребенка, а тот «несчастный» антибиотик, которым он лечился.

Резюме этой статьи: несомненно, антибиотики не так уж безопасны, но оставлять без них ребенка с бактериальной инфекцией – значит, подвергать его гораздо большему риску осложнений, чем при лечении антибиотиками.

Именно поэтому решение вопроса о назначении антибиотика должен принимать врач, оценив состояние ребенка и результаты его обследования.

О вреде антибиотиков для детей вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Впервые идея поиска веществ, губительно действующих на микроорганизмы, но безвредных для человека, была четко сформулирована и реализована на рубеже XIX – XX веков Паулем Эрлихом. Такие вещества Эрлих сравнил с «магической пулей». Первые вещества со свойствами «магической пули» были обнаружены среди производных синтетических красителей, они стали применяться для лечения сифилиса и получили название «химиопрепараты», а процесс лечения был назван химиотерапией. В быту сегодня под химиотерапией понимают только лечение онкологических заболеваний, что не совсем верно. Следует признать, что идеальную «магическую пулю» вряд ли удастся найти, поскольку в определенных дозах любые вещества (даже поваренная соль) могут оказывать на организм человека неблагоприятное действие. Но поиск препаратов, способных обезвредить микроорганизмы, продолжался. Несколько позже ученые научились использовать в своих целях такое явление, как противостояние (антагонизм) бактерий. Что это такое? Дело в том, что бактерии распространены в природе практически повсеместно (в почве, воде и т.д.), так же как и другие живые существа, они вынуждены вести между собой борьбу за существование. И основным оружием в этой борьбе являются специальные вещества, вырабатываемые одними видами бактерий, и губительно действующие на другие виды. Именно эти вещества и называются антибиотиками .

Особенности медицинской терминологии

Итак, существуют антибиотики - это вещества природного происхождения и химиопрепараты - это искусственно созданные вещества аналогичного действия, объединяются они общим термином «антибактериальные препараты». Особенности терминологии могут вызвать затруднения у неспециалиста. Иногда в аптеке можно услышать, как покупатель добивается ответа у провизора: «БИСЕПТОЛ (или, например, ЦИПРОФЛОКСАЦИН) это антибиотик или нет»? Дело в том, что оба эти лекарства являются антибактериальными препаратами из группы химиопрепаратов. Но для пациента различия между антибиотиками и химиопрепаратами не очень важны.

Какие бывают антибиотики ?

Важно знать, что процессы жизнедеятельности клеток человека коренным образом отличаются от процессов жизнедеятельности бактериальной клетки. Антибиотики, в отличие от перекиси водорода и этилового спирта, оказывают избирательное воздействие именно на процессы жизнедеятельности бактерий, подавляя их, и не затрагивают процессов, протекающих в клетках человеческого организма. Поэтому известные в настоящее время антибиотики классифицируются на основе их механизма действия и химической структуры. Так одни антибиотики подавляют синтез внешней оболочки (мембраны) бактериальной клетки – структуры, полностью отсутствующей в человеческой клетке. Наиболее важными среди таких препаратов являются антибиотики группы пенициллинов, цефалоспоринов и некоторые другие препараты. Другие же антибиотики подавляют различные этапы синтеза белка бактериальными клетками: это препараты, входящие в группу тетрациклинов (ДОКСИЦИКЛИН), макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, КЛАРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), аминогликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН). Антибиотики существенно различаются по своему основному свойству – противобактериальной активности. В инструкции к каждому антибактериальному препарату приведен перечень бактерий, на который данный препарат действует – спектр его активности; одни антибиотики действуют на многие виды бактерий, другие – только на отдельные виды микробов. К сожалению, до сих пор не обнаружены антибактериальные препараты, которые бы подавляли жизнедеятельность одновременно и бактерий и вирусов, поскольку различия в строении и особенностях обмена веществ у этих микроорганизмов носят принципиальный характер. Лекарственных препаратов, способных действовать на вирусы, несмотря на значительны успехи последних лет, еще явно недостаточно, а эффективность их относительно невысока.

Как формируется устойчивость микроорганизмов к антибиотикам

Все живое, в том числе и бактерии быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды. Выработка устойчивости к антибиотикам – один из наиболее ярких примеров такого приспособления. Можно утверждать, что рано или поздно любой вид бактерий сможет выработать устойчивость к любому антибактериальному препарату. Выработка устойчивости происходит тем быстрее, чем в большем объеме применяется данное вещество. По мере того, как бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам, человечество вынуждено изобретать все новые препараты. Поэтому можно предположить, что если сегодня мы будем бесконтрольно назначать антибактериальные препараты всем детям, то завтра внуков нам лечить будет просто нечем. В ходе этой гонки в обществе возникают конфликты интересов. Общество, в целом, заинтересовано в сокращении затрат на антибактериальную терапию и соблюдении баланса между стоимостью и эффективностью лечения. Для достижения этой цели необходимо ограничить применение антибиотиков строгими показаниями, что позволит избежать излишних затрат на разработку и изготовление новых препаратов. Производители же антибиотиков наоборот заинтересованы в увеличении объема продаж (за счет расширения показаний), что неизбежно приведет к более быстрому распространению устойчивости микроорганизмов к лекарствам и, как следствие, необходимости разработки все новых и новых препаратов. К сожалению, массовое и неконтролируемое применение антибиотиков уже привело к широкому распространению устойчивости микроорганизмов к ним. Причем в России неконтролируемое применение антибиотиков (в аптеках возможен их безрецептурный отпуск, что по международным правилам недопустимо) сочетается с дефицитом средств на здравоохранение. На сегодняшний день в нашей стране большинство возбудителей наиболее распространенных инфекций устойчивы к таким препаратам, как БИСЕПТОЛ, ГЕНТАМИЦИН и препаратам группы тетрациклинов. Неоднозначна ситуация с ПЕНИЦИЛЛИНОМ, АМПЦИЛЛИНОМ и АМОКСИЦИЛЛИНОМ, чувствительность к этим препаратам сохраняет только один микроорганизм - пневмококк. Поэтому для выбора препарата для лечения врачу необходимо знать не только каким возбудителем вызвана инфекция, но и то, к какому препарату этот возбудитель чувствителен. Казалось бы, что эта проблема легко решается при проведении лабораторных исследований. Но, увы, при применении современных методов исследований ответ может быть получен лишь через 2 – 3 суток. Вследствие этого в реальной жизни антибиотики назначают эмпирически, т.е. на основании имеющегося практического опыта. Но даже самый блестящий врач не может самостоятельно накопить опыт по применению всех возможных антибиотиков и уверенно сказать, что препарат А лучше чем препарат Б. К тому же необходимо учитывать насколько широко в конкретном географическом регионе среди бактерий распространена устойчивость к конкретному препарату. Врачу неизбежно приходится опираться на результаты специальных исследований, их критический анализ, мировой и национальный опыт, а также на рекомендации по стандартам лечения, разработанные экспертами.

Назначение антибиотиков

После всего сказанного вполне очевидно, что антибиотики следует применять только при инфекциях, вызываемых бактериями. В стационаре при тяжелых и угрожающих жизни инфекционных заболеваниях (например, менингит – воспаление оболочек мозга, пневмония – воспаление легких и др.) ответственность за правильность выбора целиком лежит на враче, который основывается на данных наблюдения за пациентом и на результатах специальных исследований. При легких инфекциях, протекающих в «домашних» (амбулаторных) условиях, ситуация принципиально иная. Врач осматривает ребенка и назначает лекарства, иногда это сопровождается объяснениями и ответами на вопросы, иногда - нет. Нередко врача просят назначить антибиотик. В таких ситуациях врачу иногда психологически легче выписать рецепт, а не подвергать риску свою репутацию и тратить время на объяснение нецелесообразности такого назначения. Поэтому никогда не просите врача назначить ребенку антибиотики , тем более что после ухода врача обычно происходит домашний совет, звонки родственникам и знакомым и лишь затем принимается решение давать ребенку антибиотики или нет.

Как и когда надо применять антибиотики

Рассмотрим некоторые ситуации, которые без сомнения интересует всех родителей. Антибиотики при инфекции дыхательных путей. В этой ситуации прежде всего родители должны четко представлять, что:

  • естественная частота инфекций дыхательных путей у детей дошкольного возраста составляет 6 – 10 эпизодов в год;
  • назначение антибиотиков при каждом эпизоде инфекции – непомерная нагрузка на организм ребенка.

Надежных внешних признаков или простых и дешевых лабораторных методов, позволяющих различать вирусную и бактериальную природу инфекций дыхательных путей, к сожалению, нет. В то же время известно, что острый ринит (насморк) и острый бронхит (воспаление слизистой оболочки бронхов) практически всегда вызываются вирусами, а ангина (воспаление небных миндалин и глотки), острый отит (воспаление уха) и синусит (воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух) в значительной части случаев – бактериями. Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных острых инфекций верхних дыхательных путей должны несколько различаться. При остром рините (насморке) и бронхите антибиотики не показаны. На практике все происходит по-другому: один – два дня повышенной температуры и кашля у ребенка родители, как правило, достаточно легко выдерживают без дачи малышу антибиотиков . Но в последующем напряжение возрастает, больше всего родителей беспокоит вопрос, не осложнится ли бронхит пневмонией. Здесь стоит отметить, что развитие такого осложнения возможно, но его частота практически не зависит от предшествовавшего приема антибиотиков . Основными признаками развития осложнения служит ухудшение состояния (дальнейшее повышение температуры тела, усиление кашля, появление одышки), в такой ситуации надо немедленно вызывать врача, который и решит, надо ли корректировать лечение. Если же состояние не ухудшается, но и существенно не улучшается, то очевидной причины для назначения антибиотиков нет, тем не менее именно в этот период некоторые родители не выдерживают и начинают давать препараты детям «на всякий случай». Что можно сказать в этом случае? Назначение антибиотиков детям не должно заменять назначение «валерьянки» родителям! Особо следует отметить, что за этим очень популярным критерием назначения антибиотиков при вирусных инфекциях - сохранение повышенной температуры в течение 3-х дней – нет ровным счетом никаких обоснований. Естественная длительность лихорадочного периода при вирусных инфекциях дыхательных путей у детей значительно варьирует, возможны колебания от 3 до 7 дней, но иногда и больше. Более длительное сохранение так называемой субфебрильной температуры (37,0-37,5° градусов С) может быть связано со многими причинами. В таких ситуациях попытки добиться нормализации температуры тела назначением последовательных курсов различных антибиотиков обречены на неудачу и откладывают выяснение истиной причины патологического состояния. Типичным вариантом течения вирусной инфекции также является сохранение кашля на фоне улучшения общего состояния и нормализации температуры тела. Необходимо помнить, что антибиотики – не являются противокашлевыми средствами. У родителей в этой ситуации есть широкие возможности по применению народных противокашлевых средств. Кашель является естественным защитным механизмом, он исчезает последним из всех симптомов заболевания. Однако если у ребенка интенсивный кашель сохраняется 3 – 4 и более недель, то надо искать его причину. При остром отите тактика антибактериальной терапии иная, поскольку вероятность бактериальной природы этого заболевания достигает 40 – 60%. Учитывая это, одним из возможных подходов может быть назначение антибиотиков всем заболевшим (такой подход до недавнего времени был широко распространен в Северной Америке). Для острого отита характерны интенсивные боли в первые 24 - 48 ч, затем у большинства детей состояние значительно улучшается и заболевание разрешается самостоятельно, лишь у части пациентов симптомы заболевания сохраняются. Существуют интересные расчеты, показывающие, что если антибиотики назначать всем детям с острым отитом, то некоторую помощь (сокращение лихорадочного периода и длительности болей) они могут оказать только тем пациентам, у которых не должно было произойти самостоятельного быстрого разрешения заболевания. Таким может быть лишь 1 ребенок из 20. Что же будет с остальными 19-ю детьми? При приеме современных препаратов группы пенициллинов, таких как АМОКСИЦИЛЛИН или АМОКСИЦИЛЛИН/КЛАВУЛАНАТ, ничего страшного не произойдет, у 2 – 3 детей может развиться понос или появятся кожные высыпания, которые быстро исчезнут после отмены препаратов, но выздоровление не ускорится. Как и в случае с бронхитом, назначение антибиотиков при отите не предотвращает развитие гнойных осложнений. Осложенные формы отита с одинаковой частотой развиваются как у детей, получавших антибиотики , так и у не получавших их. К настоящему времени выработана иная тактика назначения антибиотиков при остром отите. Антибиотики целесообразно назначать всем детям в возрасте до 6 месяцев даже при сомнительном диагнозе острого отита (выяснить, что у маленького ребенка болит именно ухо не так просто). В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет при сомнительном диагнозе (или крайне легком течении) назначение антибиотиков можно отложить и ограничиться наблюдением - это так называемая выжидательная тактика. Если в течение 24-48 ч состояние не улучшится, то необходимо начать антибактериальную терапию. Конечно, в этом случае к родителям предъявляются повышенные требования. Прежде всего необходимо обсудить свое поведение с врачом и уточнить, на какие признаки заболевания необходимо обращать внимание. Главное уметь объективно оценить динамику боли, ее усиление или уменьшение и вовремя заметить появление новых признаков болезни - кашель, сыпь и др. У родителей должна быть возможность связаться с врачом по телефону, должны быть наготове антибиотики широкого спектра действия, например, антибиотики пенициллинового ряда (дополнительно, этот вопрос следует решить с лечащим врачом). У детей старше 2 лет первоначальное наблюдение является самой предпочтительной тактикой, за исключением случаев наиболее тяжелого течения (температура выше 39 градусов С, интенсивные боли) болезни. Естественно, во время наблюдения детям необходимо давать обезболивающие препараты и, по необходимости, жаропонижающие. При диагнозе пневмония или серьезных подозрениях на эту патологию тактика антибактериальной терапии отличается от двух предыдущих случаев. Для отдельных возрастных групп детей характерны некоторые особенности преобладающих возбудителей болезни. Так, в возрасте до 5 – 6 лет, по данным некоторых исследователей, до 50% случаев пневмонии могут вызываться вирусами. В более старшем возрасте вероятность вирусной природы пневмонии существенно снижается и возрастает роль бактерий в развитии воспаления легких. Тем не менее во всех возрастных группах частым возбудителем данного заболевания является пневмококк. Именно в связи с высокой вероятностью пневмококковой природы и риском тяжелого течения заболевания пневмония является безусловным показанием для назначения антибактериальной терапии. При легких бактериальных инфекциях, склонных к самостоятельному разрешению, положительные эффекты антибиотиков выражены в незначительной степени

Основные принципы антибактериальной терапии

Беглого взгляда на особенности антибактериальной терапии в приведенных выше примерах достаточно для выделения основных принципов антибактериальной терапии:

  • Быстрое назначение наиболее эффективных препаратов в тех случаях, когда их эффект доказан.
  • Максимальное сокращение применения антибиотиков во всех других случаях.

Выбор антибиотиков

По логике событий, после определения показаний для назначения антибактериальной терапии следует этап выбора препаратов. В настоящее время для медицинского применения в России разрешено около 50 различных антибактериальных препаратов. Вполне очевидно, что выбор правильного препарата для лечения отдельных заболеваний требует значительных профессиональных знаний, во-первых, о спектре действия каждого препарата, и во-вторых, о наиболее вероятных возбудителях отдельных инфекционных болезней. Но есть общие положения, которые необходимо знать и врачам, и родителям маленьких пациентов. Речь пойдет о возможности развития нежелательных явлений после приема лекарства и об ограничениях или запрете на прием отдельных препаратов. Сразу же необходимо оговориться, что все запреты относительны, так как в критических ситуациях, при наличии реальной угрозы жизни, врач может назначить даже запрещенный для детей препарат. В отношении новых препаратов, как правило, действуют ограничения на применение их у новорожденных детей и детей в возрасте до 2 - 6 месяцев. Подобные ограничения объясняются отсутствием опыта применения новых препаратов у детей младших возрастных групп и риском развития нежелательных эффектов, связанных с особенностями возрастной физиологии. В инструкциях к лекарствам в таких ситуациях просто указывают, что данных о безопасности препарата для детей младших возрастных групп нет. Врач должен самостоятельно оценить соотношение пользы и вероятного вреда при назначении препарата. К наиболее частым нежелательным явлениям, встречающимся у 10 – 15% пациентов при приеме всех антибиотиков , относятся расстройства желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, жидкий стул – диарея, боли в животе), головная боль, различная сыпь на коже. Эти явления, как правило, исчезают без последствий после прекращения приема препаратов. Ко второй группе нежелательных явлений относятся аллергические реакции (от сыпи на коже до анафилактического шока), они наиболее характерны для препаратов группы пенициллинов, на препараты других групп они возникают крайне редко. Иногда родители говорят, что у ребенка аллергия «на все». При тщательном анализе каждой конкретной ситуации практически всегда оказывается, что это не так. К наиболее серьезным нежелательным явлениям относятся специфические поражения органов и систем, развивающиеся под воздействием отдельных лекарств. Несмотря на то что современные препараты на стадии разработки проходят крайне жесткий контроль, иногда способность вызывать такие поражения может выявиться только через несколько лет после начала применения препаратов. Именно поэтому к разрешенным для применения у детей младших возрастных групп (и беременных женщин) относятся только хорошо изученные в течение многих лет препараты.

Антибактериальные препараты, особо опасные для детей

Среди всего разнообразия современных антибиотиков следует выделить три группы препаратов, назначение которых возможно только в экстремальных ситуациях. В первую очередь речь идет о ЛЕВОМИЦЕТИНЕ. При приеме этого препарата (иногда достаточно одной таблетки) возможно развитие апластической анемии (тотального угнетения процессов кроветворения в костном мозге), неизбежно приводящей к смерти. Несмотря на то, что указанное осложнение развивается крайне редко, современный уровень развития медицины не позволяет подвергать детей даже минимальному риску. В настоящее время нет таких ситуаций, при которых левомицетин нельзя было бы заменить более эффективным и безопасным препаратом. У детей нельзя применять антибактериальные препараты группы тетрациклинов (ТЕТРАЦИКЛИН, ДОКСИЦИКЛИН, МИНОЦИКЛИН), которые нарушают формирование зубной эмали. Не разрешены к применению у детей препараты важной и перспективной группы фторированных хинолонов, которые легко опознать по названию – все они содержат окончание «-флоксацин» (НОРФЛОКСАЦИН, ПЕФЛОКСАЦИН, ЦИПРОФЛОКСАЦИН, ОФЛОКСАЦИН и др.). Препараты этой группы являются предпочтительными (средствами выбора) при лечении инфекций мочевыводящих путей, кишечных инфекций. Наиболее новые фторхинолоны (ЛЕВОФЛОКСАЦИН, МОКСИФЛОКСАЦИН) высоко эффективны при инфекциях дыхательных путей. Причиной ограничения применения фторхинолонов у детей является экспериментальная находка: было обнаружено, что они нарушают формирование суставных хрящей у неполовозрелых животных (собак). В этой связи уже с момента появления фторхинолонов в медицинской практике их использование у детей было запрещено. В дальнейшем фторхинолоны начали понемногу применять у детей всех возрастных групп при угрожающих жизни инфекциях, если возбудители оказывались устойчивыми ко всем другим препаратам. Однако массово фторхинолоны у детей не применялись, возможно благодаря этому повреждения хрящевой ткани у них не зарегистрированы. Несмотря на всю важность и перспективность группы фторхинолонов для лечения инфекционных болезней об их неограниченном применении у детей не может быть и речи. Не столь категорично, но все же настоятельно следует рекомендовать ограничить применения у детей сульфаниламидов и комбинированного препарата триметоприм + сульфаметоксазол, широко известного под названием БИСЕПТОЛ. Если сульфаниламиды в чистом виде уже практически исчезли из практики, то бисептол еще пользуется значительной популярностью. Существует несколько причин для ограничения применения этого препарата во всех возрастных группах: препарат лишь тормозит размножение бактерий, но не уничтожает их. Среди подавляющего большинства бактерий – возбудителей инфекционных болезней - именно к БИСЕПТОЛУ широко распространена их устойчивость. И наконец этот препарат, хотя и крайне редко, но все же может вызывать тяжелые поражения кожи и печени, а также угнетать кроветворение. Можно сказать, что вероятность отрицательных эффектов БИСЕПТОЛА перевешивает его крайне сомнительные положительные свойства.

Мифы об антибиотиках

Итак, антибиотики , конечно же, могут вызывать вполне определенные нежелательные реакции. Но вдобавок к их истинным грехам иногда приходится слышать и явно незаслуженные обвинения. Достаточно часто не только в научно-популярных, но и в специальных статьях как о чем-то совершенно очевидном говорят о способности антибиотиков угнетать иммунитет. Подобные утверждения абсолютно ничем не подтверждены. Многочисленными исследованиями однозначно установлено, что ни один из разрешенных к применению в медицинской практике антибиотиков при использовании в лечебных дозах не угнетает систему иммунитета. Следующая крайне болезненная проблема: влияние антибиотиков на кишечную микрофлору и дисбактериоз. Здесь стоит сказать несколько слов по вопросу, выходящему за рамки темы настоящей статьи. Более или менее постоянный состав кишечной микрофлоры у ребенка формируется в течение первых 6 – 12 месяцев жизни, а иногда и дольше, в зависимости от вида вскармливания. В течение этого периода функция желудочно-кишечного тракта характеризуется нестабильностью и частыми нарушениями (боли, вздутия живота, понос), а видовой и количественный состав кишечной микрофлоры – более или менее выраженными отклонениями от средних значений. В самом общем виде описанные изменения состава микрофлоры называют дисбактериозом. Однако до настоящего времени нет убедительных обоснований того, какие именно изменения в составе кишечной микрофлоры следует считать патологическими. Используемые критерии нормы и патологии являются сегодня произвольными, а необычайный общественный интерес к проблеме дисбактериоза не имеет под собой серьезных оснований. На фоне приема антибиотиков состав кишечной микрофлоры неизбежно меняется, более того, во время приема наиболее мощных антибактериальных средств (препаратов группы цефалоспоринов III – IV поколений, карбапенемов - ИМИПЕНЕМА или МЕРОПЕНЕМА) на короткий срок можно даже стерилизовать кишечник. Наверное, это можно назвать дисбактериозом, но имеет ли это практическое значение? Если ребенка ничего не беспокоит, то абсолютно никакого. Если же у ребенка на фоне приема антибиотиков развился понос, то необходимо сопоставить тяжесть основного заболевания и потребность в антибактериальной терапии с выраженностью желудочно-кишечного расстройства. Придется либо терпеть и окончить курс лечения, либо отменить антибиотик до окончания поноса. После отмены антибактериального препарата практически всегда функция кишечника быстро нормализуется, но у самых маленьких детей процесс восстановления может затянуться. Основным методом коррекции должна быть оптимизация питания, возможен прием биопрепаратов, содержащих «полезные» лакто- и бифидобактерии, но ни в коем случае не следует пытаться исправить ситуацию назначением новых антибиотиков . С концепцией дисбактериоза связано и представление о неизбежной активизации роста грибов, живущих в кишечнике и потенциально способных вызывать инфекционные заболевания при приеме антибиотиков . Например, на слизистой оболочке половых органов или на небных миндалинах может появиться легко снимающийся рыхлый налет, похожий на творог, при этом самочувствие человека ухудшается. Действительно, у пациентов с иммунным дефицитом, страдающих онкологическими заболеваниями крови или у больных СПИДом, на фоне длительной интенсивной терапии антибиотиками возможно развитие грибковой инфекции. Поэтому им необходимо иногда назначать профилактические курсы противогрибковых препаратов. В других ситуациях профилактика грибковых инфекций (особенно НИСТАТИНОМ) лишена смысла, поскольку такие инфекции практически никогда не возникают. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что антибактериальные препараты являются единственными эффективными средствами лечения инфекционных болезней. Но, к сожалению, быстрое формирование бактериями устойчивости к антибиотикам , обусловленное нерациональным использованием бактериальных препаратов, приводит к быстрой утрате эффективности последних. Поэтому наряду с поиском препаратов с принципиально новыми механизмами действия необходимы совместные усилия врачей, фармацевтов и пациентов по упорядочению использования антибиотиков и сохранению их для будущего.

 /  Антибиотики для детей

Болезнь ребенка - это большое горе для любой семьи. Но если надоедливую простуду можно победить практически без похода в аптеку и медово-лимонной терапией, то серьезные болезни чаще всего требуют покупки серьезных лекарств. Мы решили поговорить об антибиотиках для детей и выяснить, в чем польза и вред таких препаратов для каждого малыша в любом возрасте.

В этой статье мы поговорим о пользе и вреде антибиотиков для детей.

Принцип действия антибиотиков

К антибиотикам относят вещества природного или полусинтетического происхождения, которые способны подавлять рост определенных видов микроорганизмов или вызывать их гибель.

Те вещества, которые не полностью уничтожают, а исключительно подавляют другие микроорганизмы, используют в качестве лекарств. Отметим, что против вирусов антибиотики бессильны.

Но этот механизм — довольно общий, на практике каждый антибиотик работает по собственному принципу, поэтому для лечения разных болезней будут использованы разные препараты. К слову, это еще одна причина, по которой не стоит назначать кому-либо антибиотики самостоятельно. К основным механизмам антибиотиков относят:

  1. Разрушение клеточной стенки;
  2. Блокировка синтеза белка;
  3. Растворение клеточной мембраны;
  4. Синтез нуклеиновых кислот;
  5. Блокировка биохимических процессов бактерий.

Стоит ли говорить о том, что изобретение антибиотиков в 20 веке было колоссальным прорывом в лечении многих болезней? Безусловно, это так, но как и у любого явления, в использовании антибиотиков есть как положительные стороны, так и отрицательные. А если мы говорим о детском организме, все становится еще сложнее.

«Мы не принимаем антибиотики никак и никогда. Я вообще не доверяю врачам, мы к ним не ходим. Последний раз нам врач назначила антибиотики, на температуру, которая была из-за зубов. Мы сходили в платную клинику и выяснилось, что у него просто отек неба, так как 6 зубов лезло одновременно, а не тонзиллит и фарингит, как сказала врач из поликлиники. Мы закаляемся, лечимся травками и морсами и, тьфу-тьфу, организм справляется».

Счастливая мама Алина Кустышева

Польза антибиотиков для детей

Как говорилось выше, в некоторых случаях болезни ребенка без антибиотиков не обойтись. Это касается следующих случаев:

  • заболевание, которое возникло на фоне сложной инфекции;
  • угроза жизни ребенка;
  • повторное заболевание, которое произошло на фоне перенесенного;
  • иммунитет долгое время не справляется с болезнью.

Нельзя не напомнить о том, что антибиотики — это довольно-таки сильные лекарства, поэтому выбирать самостоятельно капсулы, таблетки, гели, капли и мази для болеющего чада не стоит. Правило одно — доверяйте лечение ребенка врачу.

Многие родители могут низко поклониться антибиотикам, ведь зачастую только с их помощью можно сравнительно быстро вылечить инфекции легких, хламидиоз, пиелонефрит, пневмонию, сепсис, гайморит и т. д.

Однако польза антибиотиков не отменяет отрицательных моментов их приема для детского организма.

«Стараемся принимать антибиотики как можно реже, но, к сожалению, в последнее время ребенок довольно часто и серьезно болеет, и без антибиотиков не обойтись. Вообще, я считаю, что лучше пропить антибиотики, чем потом лечить более серьезные болезни — у малышей очень быстро простое ОРВИ переходит в осложнения».

Счастливая мама Наталья Горинова

Вред антибиотиков для детей

«Если ситуация выглядит так радужно, а антибиотики способны избавить детей от многих проблем со здоровьем, то почему бы не назначать их по любому поводу?» — так думают многие родители и без рецепта врача заходят в аптеку в поисках антибиотика по любому поводу. Конечно, это мнение ошибочно.

Начнем с того, что развитие окружающего мира не стоит на месте. Со временем многие микроорганизмы (те самые бактерии, которые убивают антибиотики) привыкают к составу того или иного лекарства и, как и следовало ожидать, перестают реагировать на него.

Другими словами, антибиотик становится бесполезен. Если верить исследованиям, то использование антибиотиков при любой пустяковой инфекции может привести к удручающим последствиям — со временем у врачей может не остаться лекарств-антибиотиков, которые будут помогать.

«Антибиотиками стараюсь не пользоваться, так как от них первым делом страдает печень. Да и болеем мы не так часто, вообще не часто, поэтому обходимся растиранием и каплями в нос. У нас бабушка медик, поэтому про использование этих препаратов я выслушала много лекций. В крайнем случае, при температуре, используем свечи с антибиотиком».

Счастливая мама Дарья Никифорова

Еще один аспект использования антибиотиков — разнообразные неприятные последствия для детского организма. Это особенно актуально в тех случаях, когда родители нарушают условия и сроки приема препаратов. К таким последствиям относят:

  • нарушения желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, запоры, поносы). Так происходит потому, что почти все антибиотики нарушают баланс полезной микрофлоры кишечника;
  • аллергические реакции;
  • снижение иммунитета.

Чтобы избежать неприятных последствий — строго следуйте инструкции и рекомендациям врача. Не прерывайте курс приема антибиотика даже тогда, когда вам кажется, что ваше чадо окончательно поправилось. Это не касается тех случаев, когда в ходе наблюдения за ребенком стало известно, что природа заболевания вирусная, а значит — не восприимчива к антибиотикам.

Следуйте рекомендациям врача, не старайтесь лечить антибиотиками любую хворь и не относитесь к волшебным пилюлям так, будто это панацея от всех болезней. Помните о том, что только профилактика и здоровый образ жизни смогут уберечь вашего сорванца от серьезных неприятностей. Здоровья вам и вашим малышам, дорогие мамы.

Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребёнок заболел и ему выписывают кучу антибиотиков. Чаще всего ребёнок болеет, когда начинает ходить в детский сад. Он проходит акклиматизацию. Поэтому сразу же после нескольких визитов заболевает.

Как порядочная мама, мы сразу же бежим на приём к врачу. Там мы получаем . К сожалению, большинство из них – антибиотики. Но ведь ребёнок болеет не один раз в год. Поэтому частое употребление вредных и опасных препаратов приводят наших мам в ступор. Как маленький, ослабленный, несформировавшийся организм дитя, может справиться с антибиотиком. Конечно, параллельно с ним назначают специальный препарат, который смягчает вредное воздействие. Но всё равно, такое лечение не проходит без последствий. Давайте разберёмся вместе, чем опасны антибиотики для наших детей.

  1. Первая – пенициллиновая
  2. Вторая – макролиды
  3. Третья – цефалоспарины

Последняя группа разделяется на 4-ри поколения. 1-ые три ни разрешены к использованию в детской практике.

В каких случаях не обойтись без опасных антибиотиков:

  • заболевание стало следствием инфекции
  • реальная угроза жизни малыша
  • повторное заболевание
  • когда организм ребёнка не способен самостоятельно справится с болезнью

Чего не делают антибиотики:

  • не понижают жар
  • не действуют на вирусы
  • не предупреждают процесс бактериальных осложнений

Неаргументированное использование антибиотика:

  • лишние затраты на лечение
  • повышенная угроза проявления аллергии
  • нарушение микрофлоры организма (в случае неправильного назначения)

Когда антибиотик помогает?

Без всяких сомнений, антибиотики необходимо принимать при инфекциях, которые были вызваны бактериями. К примеру, менингит – воспалительный процесс оболочек мозга или пневмония.

При пневмонии всегда . Держится она в течение трёх дней. Сама по себе она не понижается. Поэтому, чтобы выявить это заболевание не стоит злоупотреблять жаропонижающим. Конечно, все необходимые назначения делает врач. Но отдавайте предпочтение пенициллинам.

Принципы назначения антибиотиков:

  1. Антибиотики назначаются в амбулаторных условиях, когда доказано бактериальное заболевание, которое требует этиотропной терапии. В худшем случае могут появиться осложнения.
  2. Подбирать антибиотики необходимо учитывая региональное расположение и распространенных там возбудителей.
  3. Необходимо учитывать антибактериальную терапию, которая была у ребёнка раньше.
  4. При амбулаторном лечении лучше всего использовать пероральный способ приёма лекарств.
  5. Нельзя применять токсические препараты.
  6. Обязательно учитывайте возрастные ограничения.
  7. Прекратить применять антибиотики, если инфекция оказалась не бактериальной.
  8. Ни в коем случае нельзя назначать антибиотики вместе с противогрибковыми препаратами.
  9. Если есть возможность, не применяйте жаропонижающие средства с антибиотиками.

Результат.

Когда было сделано правильное назначение, то антибиотики помогают. Снижается температура, появляется аппетит, ребёнок становится подвижным, играет.

Безусловно, антибиотики вредные и опасные. Но при разумном применении, они не нанесут вреда.

У ребёнка возможна отрицательная реакция в том случае, если антибиотик назначен не правильно. Тогда у малыша появляется . Его может высыпать. Он может жаловаться на глухоту. Аминогликозиды могут поразить почки. Если будут подобные симптомы, немедленно обращайтесь к врачу. Пусть он либо заменит их другими препаратами, либо вообще отменит.

Рассказать друзьям