Что означает смысл православного поста. Пост и супружеские отношения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одно из древнейших и священнейших установлений для христиан — это пост. Смысл христианского поста в том, чтобы избавиться от греха и страстей и жить во Христе. Ради этого православные христиане совершают подвиг постничества. Это одно из самых действенных орудий в духовной борьбе. Руководимые Святым Духом верующие следуют воле Господней, совершают христианский подвиг.

Сегодня мы поговорим о православных церковных постах. О смысле постов и конкретно расскажем о Великом посте перед Пасхой.

Разновидность христианских постов

Многодневные посты

Почти семь недель, длится весенний, или Великий пост перед Пасхой. Начинается он с Масленицы, точнее с понедельника после сыропустной недели и длится до самой Пасхи.

С духова дня, это 50-ый день после Пасхи начинается летний или Петров пост. Длится он до дня святых Петра и Павла, то есть, до 29 июня.

Перед праздником Успения, осенью, в течение 15 дней идет Успенский пост.

Перед Рождеством Христовым, христиане соблюдают сорокадневный или Рождественский пост.

Однодневные посты

Они соблюдаются каждую неделю по средам и пятницам, кроме сплошных седмиц и Святок.

Помимо этого принято в христианстве соблюдать основные однодневные посты: в крещенский сочельник (18 или 5 по старому стилю января), а также в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября или 29 августа по старому стилю) и в праздничный День воздвижения Креста Господня (27 или 14 сентября по старому стилю).

Значение и смысл христианского поста

В современном мире пост, и как другие церковные установления может потерять смысл, или стать бесполезным. Кстати, таким влияниям подвержены и ревностные хранители веры. Причина этого в том, что многие верующие недооценивают значимости поста, соблюдают его формально. Ведь в постах заложен церковью и верой христианской глубинный смысл.

Смысл христианского поста заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы измениться к лучшему. Это сделать получается не у всех. Ведь не есть мясо и молоко не так уж сложно, а вот затронуть глубинные духовные проблемы сложный и кропотливый труд.

Значение любого поста в жизни верующих христиан в покаянии, идущем от самого сердца. Самое главное чтобы соблюдение поста было для нас «не в тягость, а в радость».

Великий пост перед Пасхой

Во всех христианских церквях и в некоторых протестантских конфессиях Великий пост перед Пасхой — главный в году. Целью этого поста является подготовка верующих к празднованию Пасхи.

В память о том, что Иисус Христос молился в пустыне 40 дней и установлен этот пост. Хотя в каждой конфессии длительность поста может быть различной, от этого он своей значимости не теряет. В церковнославянской традиции принято этот многодневный пост называть «Четыредесятница», название указывает на число 40, по количеству дней.

Еще в V веке некоторые святые отцы были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Но, современная историческая наука не соглашается с этим утверждением.

Мы не будем углубляться в историю христианства, однако заметим, что в 331году святой Афанасий Великий в «Праздничных посланиях» предписывает своей пастве соблюдать «четыредесятницу». Как сказано в этом источнике, заканчивается этот пост «Страстной Неделей».

Длительность Великого поста перед Пасхой 40 дней была установлена, как мы говорили выше, сообразно тому, что Иисус 40 дней молился в пустыне. Но существует мнение, что число 40 возникло в соответствие с количеством часов, которые Христос пребывал во гробе.

Как соблюдали Великий пост разные народы?

Как известно из источников пятого столетия, автором которых является Сократ, пост «четыредесятница» длился в Риме шесть недель. И только три недели из них сопровождались соблюдением запретов на употребление в пищу определенных продуктов и чтение молитв. Причем исключались субботы и воскресенья.

На востоке соблюдали пять недель Великого поста. Из трактата «Паломничество», автором которого является Этерия мы, узнаем, что в Иерусалиме пост длился восемь недель. Но если из этого времени исключались субботы и воскресенья, следовательно, получается 40 дней. Отголоски этой практики прослеживаются и поныне в православном богослужении.

После монашеской критики в субботы и воскресенья тоже предписывалось соблюдать пост. И весь период Великого поста перед Пасхой длился 48 дней. Основной период: сорок дней называется «Четыредесятницей». А оставшиеся восемь дней охватывают Лазареву субботу, Вербное воскресенье и 6 дней Страстной Седьмицы.

Как соблюдали Великий пост православные?

Православная церковь основывается на палестинском уставе, который называется Типикон. Этот устав предписывает соблюдать такую схему постничества.

Принимать пищу разрешено один раз в день вечером, сухоядение.

В субботу и воскресенье разрешается вкушать растительное масло, и трапезы могут быть утром и вечером.

В Вербное воскресенье и Благовещение разрешено вкушать рыбу. Если Благовещение припадает на Страстную седмицу, то рыбу запрещено вкушать в этот день.

С началом становления христианства было предписано всем верующим, а не только монахам, соблюдать правило о воздержании от приема пищи до вечера. Иоанн Златоуст говорил в своих проповедях: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения».

Позднее это правило стало ослабевать. В настоящее время в православной литературе вовсе не говорится о количестве трапез во время поста.

Ограничения по роду пищи необходимо соблюдать во всех верованиях. Однако в Русской Православной церкви и некоторых других церквах допускаются послабления на употребление в пищу молочных продуктов.

Интересно изучать, как соблюдали Великий пост в европейских странах. Послабления в приеме некоторых продуктов в Европе называли — диспенсации. И давались они в том случае, если христиане совершали какое — либо благочестивое дело.

Например, строительство храмов. В некоторых государствах Европы, благодаря таким послаблениям были построены много храмов. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане долгое время называлась «Мясная башня». В дальнейшем многие запреты были сняты.

Подготовка к Великому посту в христианстве

Перед началом любого поста христианину необходимо духовно подготовиться. Ведь главный духовный смысл поста – покаяние. Поэтому, готовясь к Великому посту, четыре недели христиане проводят в молитвах о даровании сил и терпения, духовно укрепляются перед началом постнического подвига.

Каждая неделя подготовки к Великому посту имеет свое название

  • Первая неделя называется Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10).

Православная церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу. Ограниченный, грешный и низкорослый Закхей усилием воли привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

  • Вторая неделя называется «Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14).

Всю неделю верующие воспоминают притчу из Евангелие о мытаре и фарисее. Это призыв к размышлению о покаянии истинном и показном. Мытарь осуждающий себя человек, был оправдан Богом, а возвышающий себя фарисей - осуждён. В притче говорится, что слепое следование букве закона несет в себе духовный вред. В ознаменование этого в среду и пятницу пост отменен.

  • Третья неделя называется «Сплошной». Название происходит от того, что вовсе дни недели разрешено вкушать скоромную пищу, согласно уставу церковному Типикону.
  • Четвертая неделя имеет название « Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32)»

Евангелие от Луки повествует о двух сыновьях, старший из которых жил с отцом, а младший взял часть имущества отца и потратил его, живя блудно.

Вскоре младший сын осознал, что он согрешил перед отцом и решил вернуться домой с покаянием. Отец увидел сына и в честь его устроил пир. А старший сын возмутился, увидев, как встречает отец блудного сына. Ведь он всю жизнь помогал отцу и не получил от отца того что сейчас досталось младшему. На что отец ответил, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

  • Пятая неделя «Мясопустная седмица». Кроме среды и пятницы можно употреблять в пищу мясные продукты.
  • Неделя о Страшном Суде — шестая неделя. Время, когда христиане вспоминают грехопадение, а так же изгнание Адама и Евы. А воскресенье на этой неделе предпоследнее перед Великим постом. Воскресенье называется «заговеньем» на мясо — последний день, когда разрешено есть этот продукт.
  • Масленица или мясопуст — последняя неделя подготовки к посту. В эту неделю разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты. В среду и пятницу тоже можно кушать эти продукты, но трапеза в течение дня должна быть одна, такое правило прописано в церковном уставе Типиконе.
  • Прощёное воскресенье. В этот день после вечерней службы совершается чин взаимного прощения.

И после этого начинается время Великого Поста перед Пасхой.

Как называются недели Великого поста?

В месяцеслове седмицы — недели Великого поста, наименованы по порядковым номерам:

  • 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. Счет дней Великого поста начинается с Недели – воскресенья. При этом каждое воскресенье посвящается особому воспоминанию.

1-я седмица Великого поста или «Фёдорова неделя», так в народе называется это время. А понедельник в народе называется «Чистым понедельником». Российская Православная Церковь провозглашает «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной. «Многая лета» посвящены всем здравствующим верующим.

  • Во вторую Неделю Великого поста православные христиане вспоминают великого святителя Григория Паламу.
  • Крестопоклонная, третья Неделя Великого поста перед Пасхой получила свое название от того, что после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения всем верующим.
  • Четвёртая Неделя Великого поста имеет два названия. В — первых, это время посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. А название «Похвальная» это время получило от Похвалы Пресвятой Богородице. Это событие посвящено спасению Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.
  • Пятая Неделя Великого поста посвящена памяти образца истинного покаяния преподобной Марии Египетской.
  • Шестая седмица - седмица ваий, которой завершается Святая Четыредесятница. Суббота этой недели получила название «Лазарева суббота». А вслед за ней идет Вербное Воскресение или Вход Господень в Иерусалим.
  • Последняя перед Пасхой Страстная седмица идет вслед за этим праздником.

Если человек совершил много проступков, погряз в грехах, но искренне покаялся и решил начать поститься, то для него открывается путь к спасению, в этом и есть смысл христианского поста. Искреннее искоренение своих пороков и совершенствование добродетелей является проявлением любви к Господу.

Сегодня мы рассказали о Великом посте. Прочитав содержательную статью о , вы узнаете для себя много полезного. В следующий раз мы продолжим разговор подробно о двух постах. Первый из них Петров пост и второй — Успенский пост.

М илости хочу, а не жертвы.

(Мф 9,13).
П итаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», - отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).
Н о при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным,а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - говорит преподобный Иоанн Кассиан. - Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель - молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

Ц ель поста-искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину - «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
Н адо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня - смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».
«М ногие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного Суда (см.: Мф 25,31-46).
О б этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии. Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис 58,3-9).
«К то ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - наставляет святитель Иоанн Златоуст. - Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Т аким образом, смысл поста также - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто - пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин 4,8).
П реподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».
О дин пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» -отвечал: «Пост-мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (см.: Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (см.: Мк 2,19-20)».
Р ассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь - выше поста» . При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известночто святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.
О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1,15)».
К роме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10,27) -ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.
П оучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, - я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне... Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».
Д ругая крайность - чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Г оворя о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общуютрапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.
О пасность такого поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (см.: Мф 6, 16-18).
О т чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. Покажите... в добродетели рассудительность (2 Пет 1,5), - призывает апостол Петр. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», - говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
«З акон постничества такой,-поучает святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
И так, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Про самый строгий и длинный Великий пост сейчас знают многие. А некоторые неправославные люди пытаются его соблюдать на спор или ради спортивного интереса. Однако пост в православии это не только отказ от еды. Точнее сказать, смысл постов (а их всего четыре: Успенский, Петров, Рождественский, Великий) заключается отнюдь не в отказе от гастрономических излишеств.

В чем суть поста

Суть Великого, да и вообще любого православного, поста заключается в смирении духа. Так почему же запрещено в пост употреблять многие продукты питания? Русская православная церковь считает, что смирение плоти является самым первым шагом к смирению духа. Во время воздержания христианин должен очиститься от негативных эмоций, дурных мыслей, от пороков (зависти, злости), ну и конечно, укрепить свою волю и веру в Бога. А начинать духовное очищение следует с отказа от разного рода вкусностей.

Отказ от мясной пищи без очищения души становится просто диетой.

В пост запрещено употреблять продукты животного происхождения. Суть поста такова, что из меню должны полностью исключиться: молочные продукты, яйца, сливочное, масло, любые виды мяса, а также алкогольные напитки.

Что же тогда разрешено в пост? Поверьте, голодать вам не придется. Кто говорит о том, что в пост хочется кушать, кривит душой. А как же вегетарианцы, которые вообще не употребляют вышеперечисленные продукты, и чувствуют себя прекрасно. Это раньше, пост принято было проводить на хлебе и воде, а теперь церковь дает много послаблений. По сути, Великий пост считается самым строгим. Тем не менее, в определенные дни поста позволяется употреблять рыбу и морепродукты.

Во время любого поста позволительно есть крупы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, бобовые культуры. Но при всем при этом, пища должна быть предельно простой. Православная религия не приемлет употребления в пост сытных и дорогих кулинарных изысков. Поститься на вегетарианских деликатесах сродни лукавству. В зимние и весенние месяцы, когда еще далеко до нового урожая, в ход идут соленья, варенья, маринады. С помощью домашних заготовок можно существенно разнообразить постное меню. Вместо сладостей старайтесь употреблять орехи, цукаты и сухофрукты.

Кроме того, правила питания в пост могут иметь некоторые послабления для тех, кто страдает каким-то серьезным заболеванием. Беременным, пожилым людям, а также тем, чья работа связана с повышенным физическим трудом, совсем не обязательно соблюдать всю строгость того или иного поста. А детям до 3 лет вообще не рекомендуется держать пост, так как маленький ребенок не может до конца понять всю суть Великого поста, а обычные диеты детям противопоказаны.

Поведение во время поста

Во время любого поста нужно забыть про дурные привычки. Соблюдая пост нельзя испытывать негативные эмоции: гнев, ненависть, обиду, злобу, зависть.

В пост запрещается ругаться, плевать на землю, громко кричать, обманывать, веселиться. Очищая свой дух, придется отказаться от танцев, азартных игр, зрелищ, и других радостей жизни. Также нельзя лениться.

В пост запрещена интимная близость, именно поэтому в это время в церквях приостанавливают обряд венчания.

«Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает»

Как в пост не «оскоромиться»

В житии свт. Спиридона Тримифунтского есть поучительная история, открывающая православный смысл поста и показывающая правильное к нему отношение:

На первой неделе Великого Поста, в пятницу, пришел к свт. Спиридону странник, христианин. При епископе жила дочь его. Епископ говорит ей: «Нет ли у нас угощения страннику?». Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе, поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеду остаток свиных мяс». Епископ говорит: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник сказал: «Я - христианин, и не ем мясного в Великий Пост». Епископ ответил: «Потому-то, что ты христианин, а не иудей, и должен ты есть; мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб оно было нечисто, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от него иудеи, но чтоб телеса наши не отягчились объядением. В отличие от остальных мировых религий, отказ от мяса в Православии не несет в себе вероучительного смысла. Невкушение той или иной пищи не является для христиан самоцелью. Существует много причин, по которым человек может не соблюдать телесный пост, например, беременность, старость, нищета, болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи, и Церковь никогда не призывала нарушать их предписания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».

Взгляд на скоромную (т. е. - непостную) пищу как на что-то нечистое, способное осквернить постящегося христианина, святитель Игнатий считал грубым суеверием и профанацией евангельского учения.

К сожалению, и сегодня в среде верующих людей можно столкнуться с подобным отношением к телесному посту. Вот человек Великим Постом съел кусочек домашнего печенья или пирога, и вдруг выяснилось, что эта пища была приготовлена на молоке и яйцах, - и начинаются расстройства с переживаниями: «Ой, как же это я оскоромился! Теперь весь пост - насмарку». Оскоромился - звучит почти как «осквернился»! Человеку кажется, что смысл поста лишь в том и заключен, чтобы питаться только овощами и готовить их исключительно на растительном масле. И даже случайно съеденный кусок скоромной пищи может, по его мнению, лишить пост некоего сакрального значения.

На самом же деле, никакой мистики в воздержании от пищи Церковь никогда не подразумевала. Отказ от мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения в православном понимании бесконечно далек от мусульманского страха перед «оскверняющей» свининой, и действительно в чем-то даже ближе к обыкновенной системе диетического питания. Но есть между постом и диетой существенная разница. Диета по медицинским показаниям обычно соблюдается человеком для исцеления телесных болезней. Цель христианского поста - исцеление болезней души.

Самоотверженный культурист

М ежду режимом питания и состоянием души существует определенная связь: чем больше внимания человек уделяет своей плоти, тем меньше он заботится о душевной пользе. И речь идет вовсе не о банальном обжорстве. Служить своему телу можно весьма самоотверженно и аскетично, но принцип обратной зависимости от этого не изменяется.

Есть такой странный вид спорта - бодибилдинг. Само название говорит о том, что главной целью в нем является строительство собственного тела, увеличение объема мускулатуры. Ежедневно по несколько часов культурист мучает себя на тренажерах, методично таскает железо, выполняет силовые упражнения, поглядывая в зеркало - есть ли результаты? Стало ли его тело более мускулистым, чем несколько дней назад? Культурист не стремится быть «самым-самым». При равном весе штангист - сильнее его, а уж отправить в нокаут стокилограммового качка может и квалифицированный боксер-средневес. Но это его не смущает, у него другая задача - он растет, он увеличивает мышечную массу. Для строительства тела ему нужен строительный материал, и культурист соблюдает определенный режим питания: ест мясо, жует молочные смеси для детского питания, пьет протеиновые коктейли, одним словом - составляет свой рацион из продуктов, богатых животным белком. То есть как раз из тех, от которых христианин в пост отказывается.

Такое различное отношение к одной и той же еде, очевидно, предполагает и различие поставленных целей. Культурист усиленно питается для того, чтобы нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее «раскачанными» согражданами. Христианин, напротив, ограничивает себя в пище и ослабляет свое тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние.

И не случайно именно в первую неделю Великого Поста в православных храмах каждый день многократно звучит покаянная молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыко живота моего…», которая заканчивается словами: «…даруй мне видеть прегрешения мои и не осуждать брата моего вовек». Оказывается, видеть свои грехи - не естественная способность человека, а - дар Божий. И постятся христиане как раз для того, чтобы сделать себя способными к восприятию этого дара.

Незадачливый астроном

Ч ем дальше мы удаляемся от источника света, тем чаще оступаемся, падаем в грязь и пачкаемся. Это, в общем-то, не так уж и страшно - можно ведь умыться, почистить одежду и опять быть в порядке. Но в том и проблема, что увидеть себя грязным в темноте невозможно. Для этого нужно вернуться к свету.

Человек часто не видит своих грехов, потому что грех - это уклонение от Божьей воли, отпадение от Бога. И чем больше мы грешим, тем дальше удаляемся от своего Создателя, рискуя уйти в такую духовную тьму, где уже и непонятно будет, в каком направлении возвращаться. Мы чувствуем, что много раз упали, что мы - в грязи, и понимаем, что, если ничего не изменить в своей жизни, то блуждание во мраке может закончиться для нас сломанной шеей.

Бог не связывает нашу волю и дает нам свободу уйти от Него, когда мы этого захотим. Но никогда Он не забывает о своих заблудившихся детях. Мы не в силах вернуться к Богу из темных дебрей своей самости. Но мы всегда можем позвать Его, осознав свою беду и беспомощность. И Господь обязательно ответит на этот зов, коснется нас лучами Своей благодати. Только тогда, в этом свете Божией любви мы сможем увидеть, как искалечили и запачкали свою душу, блуждая в темноте своих грехов.

В Священной истории такой зов к Богу о помощи всегда сопровождался постом.

Если посмотреть упоминания о посте в Ветхом Завете, легко можно увидеть, что пост рассматривался людьми именно как средство, помогающее восстановить утраченное общение с Богом. Постился Моисей перед тем как предстать перед Богом на горе Синай, и весь народ Израиля постился с ним. Постились жители Ниневии, когда мера их грехов переполнила Божие долготерпение, постились иудеи, возвращаясь из Вавилонского плена. Вообще пост объявлялся пророками и царями древнего Израиля великое множество раз. Сейчас, в эпоху Нового Завета пост соблюдают христиане, и смысл его во все времена остается тем же: пост сопровождает молитвенное обращение человека к своему Создателю.

Но неужели без поста Бог не услышит человека? Разве Всемогущий Творец Вселенной испытывает нужду в том, чтобы люди ограничивали себя в пище? Конечно, нет! Пост нужен не Богу, а нам самим. В книге Пророка Захарии Бог прямо говорит об этом иудеям: «…когда вы постились и плакали … для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?» (Зах. 7, 5). Пост для человека - не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос - а зачем он приобрел этот инструмент? Подобное отношение к посту можно сравнить с поведением незадачливого астронома-любителя, который много лет трудился, отказывал себе во всем, и наконец купил замечательный телескоп. Он очень им дорожил, сдувал с него пылинки, протирал кусочком замши фирменную оптику, сделал его главным украшением своего кабинета. Но за всю жизнь он так и не догадался направить свой телескоп в сияющее звездами небо. И ни разу не прильнул жадным взором к окуляру, мечтая, чтобы это прекрасное небо к нему приблизилось.

Постимся постом приятным?

П ост может быть неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа, если наше благочестие не будет растворено любовью к окружающим нас людям. Деятельное выражение такой любви у христиан называется милостыней. И это не просто десятирублевка, брошенная в кружку нищего на церковной паперти. Милостыня заключается в том, чтобы участвовать в чужой беде, помогать тем, кому сейчас плохо, ущемлять себя ради других. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Замену мяса рыбой в пост святитель объяснял тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. Поэтому, когда сегодня в «постном» меню модного ресторана видишь какой-нибудь «шашлык из осетрины на шпажках», стоимостью «всего» в пятьсот рублей порция, невольно задумываешься о целесообразности такого интересного способа воздержания от мяса.

А на обложке книги, содержащей рецепты блюд постной кухни, можно прочитать вовсе уж жизнерадостный заголовок: «Постимся постом приятным!». Очевидно, предполагается, что приятность от поста должен испытывать сам постящийся, отведав постной вкуснятины, приготовленной по предложенным в книге рецептам. И как-то даже не сразу приходит на ум, что пост - это жертва. Наша жертва Богу. И приятна она должна быть, конечно же, не нам, а Господу. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого Поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о «приятном посте»): «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный».

Легко заметить, что ни одного рецепта постных блюд здесь нет. Так же как нет в этой замечательной кулинарной книге со странным названием самого главного рецепта - того, о котором говорил святитель Иоанн Златоуст. А ведь у него все очень понятно сказано: перейди на более простую, дешевую пищу и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены стола, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Это и будет тот благоугодный и приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь.

Великий пост, который готовит христиан к достойной встрече главного праздника - Светлого Воскресения Христова, в 2019-м начинается 11 марта.

Великий пост, самый строгий и продолжительный, на сегодняшний день состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и в общей сложности длится 48 дней.

Первая установлена в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель, вторая — последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя.

История Великого поста

Великий пост установлен в апостольские времена и первоначально длился от 24-х до 40 часов. В этот период христиане отказывались от пищи полностью.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа.

Часть христиан, в те далекие времена, считала чрезмерным такой подвиг, и продолжала поститься около 40 часов.

Церковь Великий пост считала обязательным для всех христиан уже в IV -V веке. Христианин, не соблюдавший Великий пост, на некоторое время могли отлучить от Церкви — упоминание об этом можно найти в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.

Продолжительность Великого поста с V века увеличивается до 40 дней - это подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение.

Крестили в древней Церкви на Пасху и оглашенные готовились 40 дней к этому событию, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост.

Какое-то время в древней Церкви спорили о том, что можно есть во время Великого поста. Некоторые считали, что употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы допустимо, но в итоге было решено, что ослабление поста может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразии растительной пищи в субботу и воскресенье.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста - в те далекие времена христиане считали, что пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившиеся деньги и время нужно использовать для дел милосердия и участия в богослужении. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Церковь вскоре поняла, что столь жесткие правила поста все христиане не могут понести, потому некий минимум поста установлен в церковных канонах, который должен соблюдаться всеми верующими. Согласно этим правилам, максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам, это пост, включающий горячую овощную пищу на масле и рыбу.

Раньше пост соблюдали очень строго, особенно на первой неделе и на Страстной - люди до девяти часов утра воздерживались даже от приема воды. Цари и вельможи тоже постились, употребляя в эти дни только грибы и овощи, как и простой народ.

На сегодняшний день, все вопросы, связанные с мерой пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

От поста освобождаются тяжело больные люди, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет. С семилетнего возраста ребенок может поститься по средам и пятницам. Достигнув 14-ти лет подросток волен выбрать поститься ему или нет.

Суть Великого поста

Суть поста — это самоограничение, а не просто отказ от мясной и молочной пищи, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

В первую очередь, суть поста в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост помогает многое переосмыслить духовно, дает возможность о многом подумать. В период Великого поста есть возможность прервав бесконечный, ежедневный бег, заглянуть в собственную душу и понять, насколько далеки мы от идеала, к которому нас призывает Бог.

Священнослужители поясняют, что пост без молитвы — это просто диета, так как в пост в первую очередь заботиться нужно об очищении души и помыслов, а для этого все семь недель Великого поста необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы.

В тоже время к ограничениям приучаться нужно постепенно — тем, кто впервые вступает в пост, следует помнить, что, если начнет резко поститься скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Раздражаться в пост нельзя, как и совершать любые другие отрицательные поступки, которые разрушают мир между людьми. Духовное очищение, отказ от определенных продуктов, пагубных страстей, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности - главный смысл поста.

Пост призван сделать телесную природу, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования, крепкой и легкой.

Следовательно, цель Великого поста — добиться внутренних качественных изменений, следуя подвигу Иисуса Христа, который постился 40 дней в пустыне.

Священнослужители считают, что определить свою меру поста, сколько в сутки ему нужно еды и питья, каждый человек должен сам, постепенно уменьшая количество пищи до необходимого минимума для жизни.

Но главным правилом остается то, что отягчать себя пьянством и чревоугодием, не нужно. Важно помнить, что суть поста, прежде всего в ограничении удовольствия, а не в отказе от животной пищи.

Верующим, соблюдающим пост, принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях во время поста, категорически не рекомендуется.

Вступать в брак, на протяжении всего Великого поста нельзя, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста. Воздержаться от вредных привычек желательно в период всего Великого поста, например, от курения и спиртных напитков.

Освобождаются от поста кормящие матери, беременные женщины, тяжело больные, военные, путешественники рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также дети до семи лет. При желании, они могут поститься, но не так строго, как написано в Уставе.

В Великий пост, самым легким послаблением считается разрешение на растительное масло, а более серьезным - на рыбу, которая по церковному уставу обычно разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Все эти вопросы нужно согласовать с лечащим врачом и духовником.

Пост — очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам — священнослужители напоминают, что все боголюбивые люди чувствовали, что, Святые всегда строго постились и советовали другим.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Рассказать друзьям