Цикл занятий по сохранению когнитивных и социальных навыков. Тренинги, направленные на восстановление памяти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Головной мозг - уникальный орган человеческого тела, отвечающий за функционирование всего организма. Главные когнитивные функции головного мозга - это мышление, память, внимание. Восприятие и запоминание информации, скорость мышления и интеллектуальные способности зависят от состояния этого органа.

Нужны ли тренировки?

Каждому человеку рекомендуется тренировать свой мозг. Вы наверняка слышали, что мы используем этот орган всего на несколько процентов от максимума, а многие полагают, что кардинально этого не изменишь. При этом специалисты отмечают, что регулярные и правильные тренировки мозга помогут заметно улучшить когнитивные функции, умения и навыки.

Особые упражнения для мозга поддерживают его в тонусе, а ученые подтверждают высокую адаптивность и пластичность этого органа. Научные исследования доказывают, что головной мозг постоянно меняется и приспосабливается к новым окружающим условиям. Отсюда исходит вывод, что в любом возрасте человек имеет возможность усовершенствовать когнитивные функции.

Развитие интеллекта, а также повышение внимания и концентрации можно сравнить с физическими тренировками. В тренажерном зале мы улучшаем свое тело, повышая его выносливость и силу, а после прекращения занятий мышцы слабеют.

С головным мозгом аналогичная ситуация: если он не будет работать, его функции и возможности ослабнут. Далее мы разберем определенные действия и упражнения для развития головного мозга, выполнять которые вы сможете в домашних условиях.

Чтение книг и разгадывание кроссвордов

Для развития мозга рекомендуем больше читать и заняться разгадыванием кроссвордов. Суть данных методов заключается в том, что вы поглощаете много разной информации. Читать старайтесь не художественную литературу, а книги по бизнесу или изучению иностранных языков.

Чтение обычных книг, будь то детективы или фантастика, тоже благотворно влияет на способности и работу мозга. Это все его стимулирует, развивает фантазию, и вы просто получите удовольствие от увлекательного процесса.

По возможности откажитесь от просмотра развлекательных шоу и многочисленных сериалов на ТВ в пользу чтения. Все они отупляют и не несут какой-либо ценной для человека информации. Неврологи отмечают, что люди, читающие и решающие кроссворды с юных лет, почти не имеют проблем с функционированием нейронов.

Логические задачи и игры

Развить рабочую память и улучшить мышление поможет и логическая игра, решение головоломок и сложных задач. В сети представлена целая подборка сайтов, предлагающих посетителям множество разноплановых задач и игр на развитие логики и сообразительности.

Среди полезных порталов можно выделить сервисы Викиум и Битрейника для тренировки мозга. Главное, постепенно повышать сложность, ставя перед собой все более трудные цели.

Постепенно мозговая активность будет расти, а чем раньше вы начнете таким образом тренировать мозг, тем лучше. Среди настольных игр выделяют шашки, шахматы, пазлы. Играть и улучшать работу мозга вы можете с друзьями, родственниками и даже детьми.

Японская система

Существует одна популярная японская система для тренировки мозгов, которая помогает развить интеллект каждому желающему. Ее разработал профессор, доктор медицинских наук и эксперт в сфере томографии Рюта Кавашима. Более двух десятков лет он изучал стимулирование работы головного мозга и в 2003 году издал книгу «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти». Бестселлер разлетелся по планете, так как результат тренировок действительно был заметен.

Автор описывает систему упражнений в определенном порядке, чтобы повысить активность большего количества мозговых зон. Комплекс поможет вам увеличить объемы крови, кислорода и аминокислот, поступающих в мозг. За счет этого повысится численность функционирующих нейронов и связей между ними.

Работа с правым и левым полушарием

Головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за решение определенных задач:

  • левое отвечает за математические способности и логику;
  • правое - за творческие навыки и интуицию.

В результате параллельного развития обоих полушарий мозг будет одинаково успешно справляться со всеми поставленными перед ним задачами. Также можно направить усилия на конкретное полушарие, чтобы добиться максимальных результатов в конкретной сфере деятельности.

Для развития правого полушария уделите внимание следующей деятельности и упражнениям:

  • Чаще занимайтесь творческой деятельностью, ходите в музеи или на экскурсии.
  • Подключайте образное мышление, продумывая план действий на следующий день или всю неделю.
  • На улице всматривайтесь в лица прохожих и фантазируйте, о чем они могут думать в конкретный момент времени.

Это лишь несколько примеров для упражнений, позволяющих развивать правое полушарие. Суть всех их в том, что нужно чаще включать воображение и фантазировать, причем делать это можно даже с закрытыми глазами.

Чтобы сделать упор на левое полушарие, выполняйте следующие действия и упражнения:

  • разгадывайте загадки и кроссворды;
  • решайте математические задачи с постепенным увеличением сложности;
  • играйте в игры и решайте задачки на логику.

У детей правое полушарие развито лучше, так как они активно познают мир. У взрослых его активность отходит на второй план, а интенсивнее функционирует левое полушарие, отвечающее за речь и логику.

Чтобы разбудить и взбодрить левое полушарие, нужно подвигать левой рукой или ногой, то есть той частью тела, за функции которого отвечает данное полушарие.

Повседневные упражнения для всех

Напоследок рассмотрим другие эффективные и проверенные упражнения для тренировки головного мозга, которые позволят взглянуть на мир по-новому. Главное, перед занятием взбодриться, выпив кофе или съев конфету (глюкоза активизирует функции нейронов).

Сделайте дыхательную гимнастику, глубоко вдыхая и выдыхая несколько раз. На вдохе задерживайтесь на несколько секунд и плавно выдыхайте. Это обеспечит приток кислорода к легким, и он насытит кровь.

Посчитайте до ста в уме, а затем проделайте то же самое в обратном порядке. Затем мысленно превратите квадрат в ромб и потом в треугольник. Следующее действие нашей тренировки, которое поможет развить мозги, заключается в прочтении любого текста задом наперед. Этот несложный фитнес для мозга поразительно эффективен - он улучшает когнитивные функции и ускоряет мышление.

Еще одно упражнение нашей тренировки для мозга предполагает следующие действия: правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой прикоснитесь к носу. Затем сделайте хлопок и смените руки.

Еще одна простая, но только на первый взгляд, тренировка для мозга - это рисование, но не простое. Возьмите в обе руки по карандашу и начните зеркально рисовать простейший рисунок или геометрические фигуры. Поначалу это вам покажется невыполнимым, но постепенно будет получаться все лучше - это эффект тренировок!

Такая тренировка для ума при регулярном подходе позволит равномерно развивать оба полушария, улучшая память и интеллектуальные способности. Головной мозг работает за счет создания нервной активности в отдельных областях.

краевое государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания

«Спасский дом-интернат для престарелых инвалидов»

Разработал: психолог

Алиева Асия Асифовна

г. Спасск-Дальний

Программа тренинговых занятий для укрепления

когнитивных и социальных навыков.

Актуальность программы:

Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений высших мозговых (когнитивных) функций. С увеличением численности лиц пожилого возраста возрастает число пациентов с когнитивными расстройствами. Достижения в области патофизиологии и нейрохимии когнитивных нарушений, а также новые данные нейрофармакологии позволяют сегодня рассматривать когнитивные расстройства как частично курабельное состояние. Поэтому представляются чрезвычайно важными своевременная диагностика и как можно более раннее начало терапии когнитивных нарушений у пожилых людей, так как при их поздней диагностике эти расстройства нередко достигают степени слабоумия

Оценка состояния когнитивных функций и синдромы их нарушений
Когнитивные (синонимы - высшие мозговые, высшие психические, высшие корковые, познавательные) функции относятся к наиболее сложным функциям головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К когнитивным функциям относятся:

  • гнозис - восприятие информации, способность соединять элементарные сенсорные ощущения в целостные образы; нарушение гнозиса - агнозия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисгнозия; пациент с агнозией видит предмет, может его описать, но не узнает, несмотря на отсутствие первичных сенсорных расстройств;
  • память - способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию; нарушения памяти - амнезия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисмнезия;
  • интеллект - способность к анализу информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, способность к абстрагированию, решению задач, построению логических умозаключений;
  • речь - способность понимать обращенную речь и выражать свои мысли вербальным образом; нарушения речи - афазия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисфазия;
  • праксис - способность усваивать и удерживать разнообразные двигательные навыки, в основе которых лежат автоматизированные серии движений; нарушения пракиса - апраксия или, при меньшей тяжести нарушений, - диспраксия; больной с апраксией не может выполнить то или иное действие вследствие утраты навыка («разучился» выполнять те или иные действия), несмотря на отсутствие пареза, нарушений координации и других первичных двигательных расстройств.

Монофункциональные когнитивные нарушения, т.е. изолированные афазия, агнозия, амнезия или апраксия, обычно встречаются при локальных поражениях тех или иных отделов коры головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли и других причин. В то же время в пожилом возрасте большинство хронических прогрессирующих заболеваний головного мозга нейродегенеративной или сосудистой природы сопровождаются полифункциональными когнитивными расстройствами, когда отмечается одновременное угнетение нескольких (или всех) когнитивных функций.

Для установления нозологического диагноза, выбора тактики ведения пациента и определения прогноза важно не только установить характер когнитивных нарушений, но и их выраженность. Согласно классификации академика РАМН Н.Н. Яхно (2005), выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные нарушения .

Тяжелыми когнитивными нарушениями (ТКН) называют моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате независимости и самостоятельности пациента, т.е. вызывают профессиональную, социальную и(или) бытовую дезадаптацию. К ТКН относится, в частности, деменция дегенеративной или сосудистой природы. Согласно эпидемиологическим данным, деменцией страдают не менее 5% лиц старше 65-70 лет. Наличие деменции или других видов ТКН свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое обычно развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев - неблагоприятный, так как ТКН чаще всего носят прогрессирующий, реже - стационарный характер.

Умеренные когнитивные нарушения (УКН) представляют собой моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые выходят за рамки среднестатистической возрастной нормы, но не вызывают дезадаптацию, хотя могут приводить к трудностям в сложных и непривычных для пациента ситуациях. УКН отмечаются на начальных этапах церебральной патологии. У пожилых людей распространенность УКН составляет 11-17%. Прогноз зависит от характера основного патологического процесса и ведения пациента. За 5 лет наблюдения у 50% пациентов УКН трансформируются в тяжелые, у остальных они могут оставаться стабильными или регрессировать.

Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) констатируют в случае снижения 1 или нескольких когнитивных функций по сравнению с исходным более высоким уровнем (индивидуальной нормой); ЛКН не влияют на бытовую, профессиональную и социальную деятельность, в том числе на наиболее сложные ее формы. ЛКН могут быть обусловлены физиологическим процессом старения или отмечаются на самых ранних стадиях органического заболевания головного мозга. В большинстве случаев адекватная терапия позволяет добиться уменьшения выраженности ЛКН .

Возраст сам по себе может быть причиной только легких и не прогрессирующих нарушений когнитивных функций. При наличии умеренных или тяжелых нарушений, а также при заметном прогрессировании когнитивной недостаточности за непродолжительный период речь идет о текущем заболевании головного мозга. В таких случаях необходимо установление точного нозологического диагноза, который базируется на клиникопсихологических особенностях имеющихся нарушений, данных лабораторных и инструментальных методов исследования.

Цель программы:

1) усиление произвольной регуляции памяти и внимания путем обучения использованию специальных средств (тренировка в переключении и удержании внимания, селектировании информации, использовании мнемотехнических приемов);

2) усиление коммуникативной направленности и когнитивной дифференцированности мышления (оперирование понятиями с ориентацией на другого человека, совместная деятельность в парах и группе для достижения общей цели);

3) развитие когнитивной точности и дифференцированности социального восприятия (тренировка в распознавании невербальных коммуникаций — мимики, позы, жестов, анализе и квалификации межличностных ситуаций, точности воспроизведения речевого поведения партнера);

4) снижение интеллектуальной ангедонии (связывания интеллектуальной деятельности с игровым компонентом и успехом);

5) развитие регуляции своих эмоциональных состояний, мышления и поведения посредством развития способности к самонаблюдению, самоинструктированию и совладающему диалогу;

6) отработка навыков социального поведения (тренировка в коммуникации на разные темы в группе, моделирование и разыгрывание реальных жизненных ситуаций);

7) обучения эффективным стратегиям решения межличностных проблем (расчленение проблемы на более мелкие, выделение этапов ее решения и конкретных задач, способов решения этих задач).

Задачи:

— развитие умственных способностей;

— помочь стать социально значимыми,

— создание благоприятного климата в группе

Структура занятия.

Занятия начинаются и заканчиваются одной и той же процедурой. Каждый участник говорит два слова о своём настроении в данный момент и том упражнении, которое ему больше всего запомнилось с прошлого занятия (в начале занятия) или с только что закончившегося занятия (в конце занятия). В конце занятия можно также выполнять какой-то двигательный ритуал окончания занятия. Один из ведущих первым отвечает на эти вопросы, задавая тем самым модель этих высказываний. Этот ритуал даёт ведущим информацию об эмоциональном состоянии участников и его динамике, заставляет участников ещё раз вспомнить все проделанные упражнения. Затем, как правило, проводится короткое упражнение, направленное на активизацию, «вхождение в работу». Это может быть «повторение пройденного» — закрепление уже проработанного этапа. Потом следуют более трудоёмкие упражнения, которые продолжают начатое или вводят новую подпрограмму тренинга. Результаты выполнения этих упражнений обычно обсуждаются. Часто после таких обсуждений, когда выявляются способы, которые позволяют улучшить выполнение упражнения, упражнение повторяется снова (в таком же или модифицированном виде) для освоения и закрепления этих способов. Более долгие, требующие сосредоточенности упражнения чередуются с короткими, часто двигательными, упражнениями. В конце занятия проводится короткое упражнение, которое должно поддержать положительную эмоциональную атмосферу, создать ощущение успеха, удовольствия. После каждого занятия участникам предлагается выполнить домашнее задание. Оно может в какой-то форме повторять то, что делалась на занятии или, наоборот, подготавливать материал для следующего занятия. Домашнее задание экономит время на занятии и заставляет участников проявлять определённую активность в промежутках между занятиями.

Последовательность выполнения упражнения участниками может быть разной. Как правило, упражнения выполняются по кругу или – в более сложном варианте — очередь определяется перекидыванием друг другу предмета (мяча, мягкой игрушки). Многие упражнения выполняются в парах.

На первом занятии ведущие ещё раз сообщают участникам всю необходимую информацию о тренинге, включая перечисление его целей, подчёркивают важность комплексного лечения, которое включает и медикаментозное лечение и психологические тренинги, перечисляют правила работы группы. Участникам выдаётся памятка с кратким перечислением целей тренинга, правилами работы группы (с небольшим комментарием) и, если нужно, расписанием занятий.

Деятельность в рамках программы:

Данная программа предполагает занятия с клиентами «ДИПИ г. Спасск» в течении трёх месяцев, по одному занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 час. Состав группы (смешанной): мужчины и женшины близкие по возрасту, уровню интеллекта и состоянию, группа 6-8 человек.Для работы необходимо просторное помещение с мебелью, которую можно легко перемещать (стулья, столы).

Методы и приемы: ролевые игры, инсценировки, короткие театрализованные миниатюры на заданную тему, дискуссии, лекции и мини – лекции, психологические упражнения различной направленности.

Описание подпрограмм тренинга.

Подпрограмма 1. Тренировка памяти и внимания

Задачи:

1) мотивирование, проблематизация, знакомство;

2) создание безопасной амосферы и позитивного настроя,

3) введение элементов группового взаимодействия

4)отработка на игровых моделях мнемотехнических приемов (опора на смысловые связи) и приемов концентрации внимания (выполнение упражнений, требующих отслеживания процесса, готовности к быстрому реагированию), селектирования информации (например, отвечать только на определенные стимулы, «черного и белого» не называть и т.д.) и упорядочивания информации (составление иерархии понятий и признаков понятий, выстраивание бессмысленного набора предложений в рассказ и т.д.);

5) обсуждение трудностей, а также выработанных приемов и способов их преодоления.

Подпрограмма 2. Развитие коммуникативной направленности мышления и способности к кооперации (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) введение взаимодействия в парах на материале прошлых занятий (совместное запоминание, помощь в удержании внимания);

2) работа с понятиями (определение заданных понятий для другого, угадывание задуманных понятий, совместное вычленение наиболее информативных признаков понятий, получение обратной связи о трудностях, возникающих у партнеров);

3) взаимодействие в парах с целью совместного достижения определенного результата (совместное рисование фигур, преодоление препятствий и т.п.);

4) обсуждение трудностей и средств их преодоления.

Подпрограмма 3. Социальное восприятие (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) тренировка в интерпретации невербальной экспрессии – распознование эмоций, выражение различных эмоций, распознование эмоционального состояния по мимике и жестам;

2) тренировка в анализе социальных ситуаций на материале картинок и слайдов – сбор информации об эмоциональном состоянии персонажей, обстановке и других деталях;

3) тренировка в интерпретации собранной информации;

4)тренировка в классификации и квалификации различных межличностных ситуаций;

Подпрограмма 4. Вербальные коммуникации (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) тренировка в точности воспроизведения получаемой вербальной информации, например небольшого фрагмента теста или маленького рассказа;

2) тренировка в составлении предложений, вопросов и ответов на заданную тему;

3) совместное интервьюирование одного или двух членов группы на заданную тему;

4) свободная коммуникация на заданную тему;

5) обсуждение трудностей и способов их преодоления.

Подпрограмма 5. Социальные навыки (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1)вычленение трудностей в повседневном быту и самообслуживании;

2) развитие навыков самостостоятельности (например, планирование сборов перед выходом; планирование действий при походе в магазин, планирование приготовления завтрака и т.п.);

3)вычленение и обсуждение реальных межличностных ситуаций, вызывающих затруднение;

4) обсуждение возможных вариантов поведения и диалога в этих ситуациях;

5) проведение ролевой игры (вначале моделью может выступить ведущий);

6) обсуждение результатов ролевой игры, вычленение способов преодоления трудностей.

Подпрограмма 6. Эмоциональная саморегуляция и решение проблем (завершает этап интенсивного тренинга).

Задачи:

1) развитие навыков самонаблюдения с помощью дневника для регистрации ситуаций и связанных с ними эмоций и мыслей (методика «три колонки»);

2) вычление причин, влияющих на настроение – провоцирующие ситуации (например, необходимость выхода из дома), негативные мысли (например, «у меня ничего не получится», «люди смотрят недоброжелателно» и т.п.), дисфункциональные убеждения (например, «надо все делать хорошо или вообще на делать», «люди недоброжелательны» и т.д.);

3) развитие навыков альтернативного мышления и совладающего диалога;

4) вычленение типичных проблемных ситуаций, их конкретизация и расчленение на более мелкие (пример, устройство на работу);

5) выделение этапов и обсуждение возможных способов их решения.

Занятие №1.

Упражнение №1. «Знакомство».

Упражнение на память, которое одновременно является и началом контакта между участниками группы.

Упражнение №2. «Черное – белое».

Упражнение на внимание, направлено на создание весёлой атмосферы и игрового настроя.

Упражнение 3. «Хлоп — топ».

Некий вариант «Электрического тока», не требующий тактильного контакта с другими людьми, но требующий больше сосредоточенности.

Упражнение 4. « Антивремя».

Рассказ о чём-то в обратной последовательности.

  1. Рефлексия. Обратная связь.

Домашнее задание : придумать вопросы к упражнению ”Чёрное — белое”.

Занятие № 2

Упражнение 2. «Текст и счёт».

Ведущий читает текст, а участники должны слушать и параллельно считать в уме (или придумывать слова на одну букву алфавита).

Упражнение 3. «Мужские — женские имена».

Участники должны называть имена – первый и второй — мужское, третий женское, четвёртый – опять мужское и т.д. В этом упражнении важно, чтобы участники поняли всю широту предложенного им задания и не сужали её (можно называть иностранные имена, экзотические растения).

Упражнение 4. «Пишущая машинка».

Упражнение направлено на тренировку внимания и создание веселой игровой атмосферы.

Упражнение 5. «Описание картинки».

Ведущий показывает участникам картинку с достаточным количеством разнообразных объектов на ней в течение недолгого времени, потом картинка убирается, каждый участник должен написать список всех изображённых на картинке объектов.

  1. Рефлексия .

Домашнее задание : подобрать слова и фразы к упражнению «Пишущая машинка».

Занятие № 3

Упражнение 1.”Приветствие”.

Каждый участник по очереди заканчивает фразу “Здравствуйте, меня зовут…..Я пришёл (шла) сюда для того, чтобы…..”

Упражнение 2. «Запоминание позы».

Один из участников принимает некую позу, в то время как другие отворачиваются или закрывают глаза. Потом несколько секунд все разглядывают эту позу, после чего поза меняется и все, кроме «автора» должны повторить максимально точно положение тела, конечностей, мимику, позиции пальцев.

Упражнение 3. «Запоминание двузначных чисел».

Вначале испытуемые должны запомнить 10 одно- и двузначных чисел, не несущих на себе явной ассоциативной окрашенности, потом ведущий предлагает запомнить числа, которые имеют некие культурные ассоциации (31 – Новый год, 18 – возраст совершеннолетия и пр.)и называет эти ассоциации. Потом обсуждается, как легче запоминать, какие ассоциации может придумать каждый.

Упражнение 4. «Запоминание слов с условием».

Участники по очереди придумывают слова (по кругу или с мячиком), соответствующие определённому условию (на некую тему, начинающиеся на одну букву и пр.).

Упражнение 5. “Прощание — пожелание”.

  1. Рефлексия.

Занятие № 4

Упражнение 1. “Я умею, и это здорово!”

Каждый из участников по очереди приветствует группу по предложенному образцу: “Здравствуйте, я — ………, я умею, и это здорово!” Упражнение 2. «Определение понятий».

Упражнение 3. «Без чего не бывает?»

Надо выделить главные признаки неких предложенных ведущим понятий, без которых их невозможно точно определить.

Упражнение 4. «Цирк».

Упражнение прямо направлено на децентрацию. Участники придумывают ассоциации, которые вызывает у них какое-то общеизвестное и имеющее «культурную однозначность» понятие.

  1. Рефлексия.

Участник по очереди дарят друг другу воображаемый подарок. Это может быть все что угодно т.к. подарок вымышленный.

Занятие № 5

Упражнение 1. “Я пришёл сюда, чтобы…”

Каждый участник здоровается с группой по предложенному обрзцу приветствия: “Здравствуйте, я…….. Я пришёл сюда, чтобы…….”

Упражнение 2. «Беспилотный самолёт».

Участники объединяются в пары. Каждая пара получает листок, на котором нарисованы 2 «базы» и «препятствия». Один участник берёт на себя роль «диспетчера», другой – «самолёта». Потом участники меняются ролями.

Упражнение 3. «Рисунок по частям».

Участникам предлагается нарисовать рисунок, например, человечка. Каждый рисует только часть человечка, начиная с головы и с верха листа бумаги, потом заворачивает бумагу так, чтобы следующему участнику была видна только самая нижняя часть рисунка, и передает его. Следующий участник должен догадаться, какие части человечка он должен продолжить рисовать.

Упражнение 4. «Автомат».

Один из участников загадывает понятие, другие задают ему вопросы, на которые он может отвечать только «да», «нет».

  1. Рефлексия.

Упражнение 6. “Прощание — пожелание”.

Каждый из участников по очереди заканчивает фразу: “Я желаю вам сегодня, чтобы……”

Занятие № 6

Упражнение 2 «Слепой и поводырь».

Предъявляет большие требования к взаимодействию. Упражнение делается в парах. Один из участников закрывает глаза, по комнате расставляются «препятствия» (стулья, другие крупные, но не опасные предметы). Второй партнёр («поводырь») словами направляет действия «слепого» так, чтобы тот обошёл все препятствия и дошёл до «цели».

Упражнение 3. «Совместное рисование».

Участникам задается тема рисунка или какая-то его деталь. Упражнение может выполняться в парах, тогда важно направлять и обсуждать распределение ролей. Можно усложнить его требованием молчания.

Упражнение 4 «Определение по картинке».

Предлагается картинка с достаточным количеством сходных предметов (например, интерьер с разными предметами мебели) или несколько похожих картинок. Ведущий называет признаки загаданного им предмета до тех пор, пока участники не догадаются, какой предмет задуман.

Упражнение 5. «Описание половинки» .

Участникам раздаются разрезанные напополам похожие картинки, каждый должен описывать доставшуюся ему половинку так, чтобы владелец второй половинки угадал в описании недостающую половинку.

Рефлексия.

Упражнение 6. ”Прощание – добрый совет.”

Каждый из участников, прощаясь, даёт какой-то добрый совет всей группе.

Занятие № 7

Упражнение 1.”Я радуюсь, когда…”

Каждый из участников приветствует группу по предложенному ведущим образцу: “Здравствуйте! Меня зовут……..Я радуюсь, когда…….”

Упражнение 2. «Список эмоций».

Участники называют все приходящие на ум эмоции, составляется общий список, который вывешивается на всеобщее обозрение.

Упражнение 3. «Кто что переживает?».

Выбирается известное всем художественное произведение (как правило, таковыми оказываются сказки или мультфильмы), например, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка» и участники называют эмоции, которые могут чувствовать герои.

Упражнение 4. «Рисование эмоций».

Участникам предлагается изобразить на бумаге лицо или фигуру человека, испытывающего то или иное чувство. Потом эти листочки пускаются по кругу, и каждый подписывает, какое чувство видится ему в этом рисунке и заворачивает свою надпись, чтобы другие не могли её видеть.

Рефлексия.

Участники, прощаясь до следующего занятия, пожимают друг другу руки.

Занятие № 8

Упражнение 1. “Я горжусь собой, если…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я…….. Я горжусь собой, если………”.

Упражнение 2. «Тупая секретарша».

Задается ситуация: посетители в приёмной начальника очень хотят знать – в каком он настроении, но секретарша не может назвать ни одного эмоционального состояния («плохо знает русский язык»), может только отвечать на вопросы о внешних проявлениях эмоций. Участники задают вопросы, по которым можно догадаться об эмоциональном состоянии другого человека.

Упражнение 3. «Испорченный телефон позы».

Один участник задумывает и изображает в позе и мимике какую-то эмоцию – показывает её следующему (у остальных глаза закрыты), следующий должен предположить, что за эмоция задумана и показать ту же позу следующему участнику.

Упражнение 4. «Эмоция картины».

Ведущий показывает участникам несколько репродукций и предлагает определить, с какими чувствами ассоциируется у него каждая из них.

Рефлексия.

Упражнение “Я – смелый человек!”

Каждый из участников по очереди обращается к группе и повторяет фразу “Я смелый и уверенный в себе человек, я молодец, и я горжусь собой!” А все остальные участники отвечают: “Да, (имя)! Ты смелый и уверенный человек и мы тобой гордимся!”

Занятие № 9

Упражнение 1.“На что похоже моё настроение”.

Данное упражнение позволяет участникам осознать своё эмоциональное состояние “здесь и сейчас” и выразить его в образной, символической форме.

Упражнение 2. «Составление рассказа»

Упражнение 3. «Переименование».

Задание: дать новые названия общеизвестным произведениям (книгам, фильмам), которые бы отражали их суть и были понятны другим.

Сказка “Репка”;

Сказка “О рыбаке и рыбке”;

Сказка “Курочка Ряба” и др.

Упражнение 4. «Цирк».

Упражнение направлено на децентрацию. Вначале участники придумывают ассоциации, которые вызывает у них какое-то общеизвестное и имеющее «культурную однозначность» понятие, например, цирк. А затем они должны придумать, какие ассоциации вызывает цирк у разных людей.

Рефлексия.

Упражнение 5. “Без слов”

Участники прощаются без слов, используя только жесты, мимику и т.п.

Занятие № 10

Упражнение 1 “Здравствуй, мир!”

Участники по очереди заканчивают фразу: “Меня зовут……… Здравствуй, Мир!”

Упражнение 2. «Определение понятий».

Упражнение адресовано коммуникативному компоненту мышления.

Каждый участник определяет, описывает данное ему ведущим понятие так, чтобы все остальные участники как можно быстрее и точнее догадались, что он описывает.

Дискуссия на заданную тему.

Притча. Раввин и Бог.

Обсуждение прочитанного, высказывание своего мнения и обоснование его.

Упражнение 3. «Хлоп-топ».

Каждый участник кладёт руки себе на колени. Последовательно, как будто передавая ток, участник хлопает себя по коленке правой рукой, потом топает левой ногой. Потом хлопает себя по коленке следующий и т.д.

Рефлексия.

Упражнение 4. ”Пожелание на день.”

Каждый из участников, прощаясь, делает какое – то доброе пожелание всей группе.

Занятие № 11

Упражнение 1.”Я пришёл на занятие, чтобы…”

Каждый из участников приветствует группу по предложенному ведущим образцу: “Здравствуйте! Меня зовут……..Я пришёл на занятие, чтобы…….”

Упражнение 2. «Сборы в дорогу».

Задаётся несколько ситуаций, реальных или нереальных путешествий, участники составляют списки вещей, которые надо взять с собой в каждое из путешествий, обсуждается, что необходимо взять именно в это путешествие, чем отличается экипировка для каждой поездки и почему

Упражнение 3. «Почему пересел?».

Задаётся ситуация – человек входит в автобус, садиться на свободное место, а в этот момент сосед от него отсаживается – почему сосед пересел? Надо придумать максимум причин и важно выделить причины, не связанные с только что севшим пассажиром.

Упражнение 4.«Составление рассказа».

Участникам предлагается список слов, в котором есть слова, не слишком тесно связанные между собой. Нужно составить короткий рассказ, в котором использовать все эти слова.

Упражнение 5. “Добрый совет”.

Каждый участник, прощаясь с группой, даёт окружающим какой – то добрый совет.

Занятие № 12

Упражнение 1. “Я – подарок для человечества, потому что …..(или “так как я…..”).”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я…….. Я – подарок для человечества, потому что я………”.

Упражнение 2. «Что случилось?»

Ведущий рассказывает возникновение и конец какой-то ситуации и просит придумать, что могло произойти в промежутке, мотивы действий героя.

Упражнение 3. «Посочувствуй товарищу».

Задаётся общеизвестная неприятная ситуация (например, «Злой гаишник»). Можно выбирать ситуацию, значимую для участников.

Упражнение 4. “Почему опоздал?”.

Рассматривается ситуация, когда человек опоздал на занятие. Нужно перечислить 10 возможных причин опоздания.

Упражнение 5. «Иностранец».

Упражнение на навыки невербального общения – нужно без слов объясниться с партнёром.

Упражнение 6. “Сегодня я узнал для себя, что…”

Каждый участник, прощаясь с группой, заканчивает фразу: “Сегодня я узнал для себя, что…”

Занятие № 13

Упражнение 1. “Я радуюсь, когда слышу…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я …….Я радуюсь, когда слышу………”.

Упражнение 2. Ролевая игра «Сложная ситуация».

Выясняется, какие социальные ситуации бывают сложными, неприятными для участников. Выбирается ситуация, значимая для большинства, которую можно разыграть.

Упражнение 3. «Помоги себе сам».

Рассматривается ситуация неудачи, когда невозможно конструктивным способом разрешить ситуацию, когда нет возможности повлиять на источник неприятных переживаний.

Упражнение 4. «Стигма».

Между участниками разыгрывается ситуация стигматизации. Разобраться, опасаются ли участники того, что окружающие узнают об их болезни.

Упражнение 5. “Пожмём друг другу руки”.

Каждый участник, прощаясь с группой, обменивается рукопожатиями с другими участниками тренинга.

Занятие № 14

Упражнение 1. “Мне нравиться, когда меня называют…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я……..Мне нравится, когда меня называют ………”.

Упражнение 2. «Кораблекрушение».

Упражнение направлено на повышение самооценки, на самосознание. Каждый должен назвать свои достоинства, благодаря которым он может оказаться полезным, ценным, достойным внимания в какой-то ситуации.

Упражнение 3. “Сходства между нами”.

Участникам группы предлагается определить, что их объединяет, несмотря на множество отличий. Характеристики и качества можно записать на листе бумаги. Например, добрые, приятные в общении, любим слушать музыку и т.д.

Упражнение 4. «Комплимент».

Упражнение направлено на повышение самооценки. Каждый участник рисует свой автопортрет и пишет качество, которое он в себе ценит, доброе пожелание самому себе.

Упражнение 5.”Воображаемый подарок”.

Участник по очереди дарят друг другу воображаемый подарок. Это может быть все что угодно, т.к. подарок вымышленный.

Наш мозг работает благодаря нейронам и синапсам. Первые воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают её внутренним органам. Вторые обеспечивают связь между нейронами.

То, насколько развит наш мозг, зависит от количества и разнообразия синапсов.

Примерно до 25 лет количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. После этого происходит постепенная деградация. Это нормально: со временем стареет не только тело, но и мозг.

Тем не менее мы следим за своей фигурой, регулярно посещая тренажёрный зал, пользуемся антивозрастными кремами, но о старении мозга забываем. И напрасно: память, внимание, мышление можно тренировать, развивать и держать в тонусе так же, как и тело.

Это подтверждают современные научные исследования. Учёные из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета в 2009 году доказалиA positive-negative mode of population covariation links brain connectivity, demographics and behavior . , что в нашем мозге на протяжении всей жизни формируются новые синапсы, а также выявили взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека.

Люди с большим числом нейронов и синапсов, как правило, имели высокий уровень жизни, высшее образование, старались вести здоровый образ жизни и были в целом ей удовлетворены.

Как тренировать мозг

Есть разные способы тренировки мозга: можно учить стихи, решать кроссворды, читать книги. Даже игра в «Тетрис» развивает когнитивные способности, но только до определённого уровня. Однако последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки - простые упражнения, которые прокачивают внимание, память и мышление.

На основании научных исследований в области нейропсихологии создан онлайн-тренажёр для мозга - «Викиум ». Он предлагает несложные задания на внимательность, память и скорость реакции.

Упражнения имеют игровую форму, чтобы полезное сделать ещё и приятным. Игры доставляют удовольствие, а то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия.

Задания на «Викиуме» кажутся элементарными, но по мере прохождения уровней сложность возрастает. Таким образом мы постепенно прокачиваем мозг, не прилагая особых усилий.

Как выглядят тренировки

Перед тренировкой нужно пройти вводное тестирование. Оно оценивает текущий уровень ваших когнитивных способностей и подбирает персональную программу занятий.

Тренировка длится примерно 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений.

Тренажёры группируются парами, чтобы прокачивать конкретные способности мозга. Например, тренировка памяти включает в себя 7 упражнений: разминку (чтобы «включить» ваше внимание) и игры для развития объёма, скорости и точности запоминания. Каждая игра дополняет предыдущую и занимает строго определённое место - для лучшего эффекта от упражнений.

Вот так выглядит тренировка на развитие внимания «Найди предмет». Нужно найти на полках предмет, который вы видите в рамке, и кликнуть по нему. За 60 секунд вы должны набрать максимальное количество очков.

Ещё одно упражнение для развития памяти - «Сигнальные лампочки». Нужно запомнить и воспроизвести последовательность, в которой загораются лампочки.

Сервис работает по freemium-модели: бесплатно доступны 9 тренажёров - 2 на память, 4 на мышление и 3 на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям. Всего на сайте 41 упражнение.

Вы можете смотреть статистику своего прогресса и соревноваться с другими пользователями (например, с друзьями). Кроме обычных упражнений есть специальные курсы: курс на целеполагание, на развитие внимания, творческого мышления.

Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона - сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.


Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование . Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот . Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление . Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография . Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство . Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

Здесь мы хотим представить вам несколько упражнений по нашей методике. «Зарядка для мозгов» состоит из ряда упражнений, но и несколько упражнений также могут оказать позитивное влияние.

Упражнение: Скрещивающееся движение

Скрещивающееся движение считается очень простым упражнением. Просто примите следующее положение: лежа согните одну ногу в колено и соедините ее с локтем руки, итак: левую ногу с правым локтем и наоборот. Попытайтесь совершать это движение как можно медленно и сознательно.

Влияние упражнения - При помощи этого упражнения вы стимулируете функции головного мозга и лобных полушарий. Это позитивно влияет как на ум, так и на организм в целом.

Упражнение: Слон

Вы стоите в вертикальном положении с расслабленными коленями. Коснитесь левым ухом вашего левого плеча. Попытайтесь поднести ухо максимально близко к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (начинайте рисовать восьмерку с разных сторон).

Влияние упражнения - При помощи этого упражнения вы активизируете всю систему «тело-ум».

Упражнение: Преодоление тяжести

Сядьте удобно на стул и вытянете вперед ноги. Проследите, чтобы ступни касались пола. Теперь скрестите ваши ноги в голеностопном суставе и немножко согните колени. На медленном выдохе наклоняйтесь вперед (насколько вам удобно) к скрещенным ступням. Вытянете руки параллельно ногам. При вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение не меньше трех раз. Затем скрестите ноги по-другому и повторите упражнение.

Влияние упражнения - Длительное сидячее положение, а также стресс вызывают напряжение в области спины. При помощи этого упражнения вы расслабляете эту область и улучшается поток крови к спине. Через расслабление вы достигаете лучшей координации и улучшаете чувство равновесия. Кроме того улучшается способность понимания.

Упражнение: Алфавит - восемь

Возьмите лист бумаги и в центре листа начните рисовать лежащие друг на друге цифры «восемь». Но при этом не отрывайте карандаш от бумаги.

Нарисуйте три такие восьмерки правой рукой, а потом три левой и наконец три восьмерки одновременно двумя руками. Во время рисования следите за кончиком карандаша.

А теперь попробуйте нарисовать три восьмерки той рукой, которой вы обычно пишете, а потом, не отрывая карандаш от листа бумаги, напишите маленькое «а» на левой стороне лежащей восьмерки. Теперь, опять же, не отрывая карандаша, нарисуйте три лежащие восьмерки, а потом «б» на правой стороне. Так повторяйте до буквы «д».

Влияние упражнения - Эти письменное упражнение снимает письменную блокировку и объединяет деятельность обоих больших полушарий, что дает волю вашим креативным способностям.

Упражнение: Синхронное рисование

Возьмите большой лист бумаги и в каждую руку по карандашу. А теперь начните одновременно рисовать двумя руками зеркальные фигуры: бублики, квадраты и круги. Лучше всего, если Вы начнете рисовать простые фигуры. Если же это упражнение дается вам о-очень тяжело, можете попробовать произносить вслух «вверх» и «вниз», чтобы скоординировать общие движения.

Влияние упражнения: при помощи этого упражнения вы содействуете улучшению координации ваших глаз и улучшению моторных навыков.

Дополнительный совет для профи: Попробуйте написать одновременно двумя руками ваше имя. Правой рукой - обычно, левой - зеркальное изображение.

На выходных можете быть таким глупым, каким хотите быть.

Понедельник

Небольшое изменение: Чистите зубы слабой рукой

Чувство: зрение

Во время перерыва на работе постарайтесь найти объект, и сконцентрируйтесь на нем (например, выберите одно дерево). Сколько цветовых оттенков на нем вы видите? Скольким из этих цветов вы можете дать название?

Постарайтесь вспомнить как можно больше словарных ассоциаций с деревом, которые можно почерпнуть, например, в религии (“семейное древо” или “древо жизни”).

Инструмент критического мышления: утверждение Хьюма

Определение: Экстраординарные утверждения должны подтверждаться экстраординарными доказательствами.

Дэвид Хьюм писал: "Для доказательства чуда никогда не достаточно свидетельств, если только ложное утверждение не будет более сверхъестественным, чем факт, который требует доказательства. Другими словами, ни от кого не нужно принимать удивительные утверждения, если только вам не предъявляют неоспоримое доказательство.

Вторник

Небольшое изменение: произносите длинные слова наоборот.

Чувство: слух

В течение дня вы общаетесь со многими людьми. Обращайте внимание на изменение форм слов, которые они используют для акцентирования внимания на определенных словах. Прислушивайтесь к словам, которые произносятся с выражением, и спросите себя, почему использованы те или иные формы слов.

Инструмент критического мышления: Присяжный с твердыми принципами

Определение: Тщательно разбирайте все услышанное или прочитанное вами.

Согласно профессору Говарду Набеннашу (HowardGabennesch), это, возможно, самый сложный метод критического мышления, поскольку он требует “больше прямоты, сдержанности, решительности и даже смелости, чем могут себе позволить большинство из нас”.

Таким образом, будьте готовы допустить, что вы чего-то не знаете, что у вашего опыта и знаний есть границы или что каждому потенциально оскорбительному или омерзительному заявлению присуща добродетель.

Небольшое изменение: выкиньте калькулятор и производите все вычисления в голове.

Чувство: осязание

Когда вы встали с постели или пришли домой с работы, закройте глаза и попытайтесь делать все с закрытыми глазами, полагаясь только на связь между вашим разумом и вашими руками.

Инструмент критического мышления: Адвокат дьявола

Определение: Защита противоположной точки зрения как средство проверки ее законности.

Игра в адвоката дьявола поможет вам преодолеть некоторые длительные, но потенциально необоснованные предвзятые мнения. Кроме того, это поможет улучшить вашу способность к сочувствию.

Четверг

Небольшое изменение: Принимайте душ/ванную в темноте.

Чувство: вкус

Выберите рецепт блюда, которое предусматривает использование наибольшего количества ингредиентов, и приготовьте его. Постарайтесь выбрать блюдо, которое вы никогда не ели, но которое всегда хотели попробовать. Возможно, вы никогда не пробовали блюдо, приправленное карри, но его аромат вам всегда нравился.

Инструмент критического мышления: Прагматичность

Определение: Чтобы понять значение любой предложенной концепции, рассмотрите ее последствия и результаты (если концепция правдива). Общая сумма этих последствий и даст вам полное значение этой концепции. Это особенно интересно, когда используется статистика.

Например, учредители серии выступлений известных исполнителей "LiveEarth" объявили, что за концертами наблюдали порядка 2 миллиардов людей или около одной трети населения Земли. Проведите расчеты и спросите себя, насколько правдоподобны подобные заявления.

Пятница

Небольшое изменение: выберите другой маршрут на работу

Чувство: запах

Выберите один час в день, и в течение этого часа посчитайте количество запахов и ароматов, мимо которых вы проходите. Обращайте внимание на основной элемент в каждом запахе, и вашу реакцию на него.

Инструмент критического мышления: Утверждение Оккам (язык параллельного программирования)

Определение: Самое простое объяснение для большинства вещей обычно является самым мудрым.

Иногда его также называют "правилом простоты". Идея заключается в том, что не нужно делать вещи сложнее для понимания, чем они есть на самом деле. Другими словами, попытайтесь убрать все лишнее из того, что вы слышите, и делайте правильные выводы.

Считается, что Альберту Эйнштейну принадлежат следующие слова: “Все нужно делать таким простым, насколько это возможно, но не проще, чем оно есть на самом деле”.

1. Занимайтесь спортом.

Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

2.Тренируйте мышление.

Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать.

3. Спросите "Почему?"

Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство - все время задавать вопрос "Почему?". Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере 10 раз в день).

4. Больше смейтесь.

Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

5. Ешьте рыбу.

Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток.

6. Развивайте память.

Мозг - это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.

7. Питайтесь правильно.

Могут ли вредные жиры сделать человека глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие.

8. Разгадайте загадку.

Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

9. Эффект Моцарта.

Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа.

10. Улучшайте навыки.

Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки.

11.Сократите количество алкоголя.

Исследование, в котором приняли участие 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.

12. Играйте.

Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.

13. Спите с ручкой и бумагой.

Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью.

14. Концентрация.

Концентрация может улучшить работу мозга. Но "воры концентрации" не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены. Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях.

15. Любовь для мозга.

В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин.

16. Играйте со страстью.

Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым.

18. Изучайте что-нибудь новое.

Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова.

19. Пишите.

Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные.

20. Ароматерапия для активации мозга.

Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. "Энергетики" включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны.

22. Окружите себя вдохновителями.

Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка.

Рассказать друзьям