Требования к кандидату на вакансию инновационного менеджера. Инновационный менеджер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 2

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Формирование инновационной модели экономики в России требует развития системы управления инновационной деятельностью, повышения ее эффективности. Квалифицированно подготовленные управленческие кадры для инновационной среды, понимающие свою роль и задачи, являются одним из необходимых условий успешной реализации данной модели. В статье рассматривается специфика деятельности инновационных менеджеров, а также авторами предложена типология инновационных менеджеров, разработанная с учетом запросов инновационных компаний.

Роль инновационных менеджеров в организации

В настоящее время инновационному бизнесу в России уделяется особое внимание. Руководство страны говорит о необходимости развития инновационной, высокотехнологичной составляющей экономики, интенсивно разрабатываются программы содействия высокотехнологичным проектам. Для того чтобы инновационный бизнес развивался успешно, помимо квалифицированных технических специалистов, необходимы управленцы. В данной статье мы рассматриваем специфику деятельности менеджеров по инновациям и их типологию.

Прежде всего следует определиться, что мы подразумеваем, говоря "инновационный менеджер". Следует выяснить, одинаковыми ли компетенциями и навыками они обладают, или инновационный менеджер инновационному менеджеру рознь?

Словарь управления персоналом. Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт.

Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Процесс инновационного развития на разных предприятиях осуществляется по-разному, но можно отметить общие принципы. Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские подразделения, которые заняты поиском кардинальных стратегических решений, а также разработкой изделий, программ, технологий и т. п. Руководители этих подразделений должны отвечать за порученное задание, должны уметь работать по отлаженному алгоритму и управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции заставляют организации превращать новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологий предопределили бригадный метод работы. Человек, действующий в одиночку, даже будучи работником функционального подразделения не в состоянии быть одновременно разработчиком и исследователем рыночной конъюнктуры, решать, что считать удачным продуктом, как, когда и для кого его выпускать. Для решения этих задач на предприятиях могут быть созданы временные творческие коллективы или рисковые подразделения. На успех может рассчитывать лишь новаторский коллектив, который имеет знания и навыки в смежных областях. Такой коллектив (группу проекта) возглавляет специалист-инициатор перспективных разработок. Он подбирает коллектив разработчиков и исследователей по собственному усмотрению и получает полную самостоятельность в выборе направления исследований, организации работы и расходования ресурсов. Такой подход позволяет предотвратить уход ведущих, талантливых работников и привлечь на работу специалистов из других фирм.

В соответствии с вышеизложенным инновационных менеджеров по направлению деятельности следует разделить на 2 большие группы:

1) руководитель инновационной деятельностью (руководитель функционального подразделения);

2) руководитель инновационных проектов.

В табл. 1 представлены основные функциональные обязанности и требования к уровню образования этих групп.

Функциональные обязанности инновационных менеджеров

Руководитель
инновационной деятельностью

Руководитель
инновационных проектов

Образование

Предпочтительно первое
техническое (или
естественно-научное)
образование и второе - в
сфере управления инновациями

Необязательно техническое
образование, но необходимо
специализированное в области
инновационного менеджмента,
например магистр
инновационного менеджмента.
Это можно объяснить тем, что
техническое образование не
способствует формированию
внутреннего чутья
коммерческого потенциала
проекта, велика опасность
увлечься научным прорывом,
нежели коммерческим

Функциональные
обязанности

Изучение рынка, выявление
потребностей в новых
материалах, продуктах,
услугах, технологиях и т. п.
- Генерация, поиск и
предварительная оценка идей.
- Рассмотрение проектов по
созданию новых продуктов.
- Мониторинг и своевременное
усовершенствование
технологических процессов.
- Правовая защита
изобретений и новых
технологий.
- Проведение единой
инновационной политики.
- Разработка планов и
программ инновационной
деятельности.
- Обеспечение инновационного
процесса персоналом,
финансовыми (в т. ч.
венчурными) и другими
ресурсами

Анализ потенциала проекта.
- Составление программы
коммерциализации идеи.
- Разработка стратегии.
- Расчет потенциальной
емкости рынка.
- Разработка концепции
проекта, маркетинговой
стратегии и анализа бизнеса.
- Сокращение проектных
рисков.
- Составление бизнес-плана.
- Правовая защита
инновационного проекта

Компетенции

Компетенции,
обеспечивающие
технологическое развитие
компании.
- Компетенции для создания
эффективных бизнес -
коммуникаций.
- Компетенции, необходимые
для организации эффективного
инновационного поцесса
внутри компании.
- Компетенции для создания
новых продуктов, технологий
и проектов на их основе

Компетенции, обеспечивающие
эффективное управление
растущим бизнесом.
- Компетенции для
выстраивания партнерских
связей (в т. ч. инвесторов).
- Компетенции, необходимые
для подбора и построения
эффективной команды проекта

Требования к личностным качествам инновационных менеджеров

Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт способны обеспечить лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители. Их личный пример готовности к переменам позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. "Адаптивная" особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.

Ассоциацией менеджеров России были определены основные требования к личностным качествам инновационного менеджера (рис. 1).

Требования к личностным характеристикам

инновационного менеджера

├────────────────────────────────────┐

Креативность, изобретательность, │ │ 84%

отсутствие стереотипов ├────────────────────────────────────┘

├─────────────────────────────┐

Организованность │ │ 66%

├─────────────────────────────┘

Красноречие, умение убеждать ├──────────────────┐

и доказывать свою точку зрения │ │ 37%

├──────────────────┘

├─────────────────┐

Эрудированность │ │ 32%

├─────────────────┘

├─────────────────┐

Независимость │ │ 32%

├─────────────────┘

├───────────┐

Харизма │ │ 25%

├───────────┘

Другое │ │6%

Из рисунка видно, что личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые, на наш взгляд, качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя:

Жажда достижений (желание победы в конкурентной борьбе).

Желание доминирования. Хотят доминировать в любой ситуации, иметь все под своим контролем и направлять других.

Уверенность в себе и своих возможностях.

Терпимость к двусмысленности.

Рисковость (аналитические способности, проявляющиеся в анализе степени риска и принятие "разумного риска").

Находчивость (способность действовать нестандартно).

Настойчивость (последовательность) и желание опередить свое время, что проявляется в попытках втиснуть столько дел в каждый час своего рабочего дня, сколько возможно.

Энергичность (способность на работу высокой степени интенсивности).

Способность управлять командой - умение руководить, находить общий язык с людьми и распределять роли в коллективе.

При подготовке и отборе инновационных менеджеров этим характеристикам необходимо уделять наибольшее

Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. В учебных планах вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, акцент должен быть сделан именно на эти компетенции будущих или существующих руководителей.

Сфера деятельности инновационных менеджеров

Венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов;

Бизнес-инкубаторы, технопарки;

Крупные корпорации, имеющие отделы развития, а также исследовательские отделы, отделы НИОКР;

Предприятия, заинтересованные во внедрении инноваций в разных сферах (создание новой продукции, новые технологии, новые услуги, новые системы продаж, новые способы управления и т. д.), в том числе малые инновационные предприятия;

Отделы развития инноваций в профильных региональных министерствах инновационно-ориентированных регионов;

Консалтинговые агентства, сопровождающие инновационную деятельность;

НИИ, коммерциализирующие собственные разработки;

Учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку инновационных менеджеров.

Типология инновационных менеджеров

С учетом выделенных заказчиков, личностных характеристик и групп инновационных менеджеров можно выделить несколько типов инновационных менеджеров.

Для эффективного управления в государственных структурах или организациях, оказывающих поддержку инновационным проектам, следует отдавать предпочтение руководителям, относящимся по типологии к исполнителям. Они способны отвечать за порученное задание, успешно работать по отлаженному алгоритму, плохо переносят ситуацию неопределенности, способны управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

В инновационных организациях следует использовать руководителей, принадлежащих к различным типам по профессиональным и личным характеристикам. Тип менеджера "исполнителя" может быть эффективным в низшем звене управления в подразделениях, отвечающих за инновационное развитие крупной организации. Он обладает необходимыми знаниями в области инновационного бизнеса.

Тип менеджера "вожатый" будет эффективным в среднем звене управления. У него хорошо развиты способности к руководству, он прислушивается к мнению коллектива, успешно работает в стабильно развивающейся организации, но испытывает сложности при запуске нового проекта. Он старается быть первым среди равных, способен управлять группой единомышленников, обладает наибольшими знаниями в группе.

Тип менеджера "венчурный менеджер" эффективен при управлении проектом на стадиях "посев", "старт-ап" и "ранний рост". Он умеет подбирать людей в команду и организовать их деятельность, успешно устанавливает новые контакты. Вместе с тем он испытывает затруднения при доведении работы до конца, быстро теряет интерес к деятельности, если она носит рутинный характер.

Для работы в венчурных фондах и ассоциациях бизнес-ангелов, в роли брокера при поиске источников инвестирования и объектов для инвестирования эффективен тип менеджера "венчурный агент". Он самостоятельно принимает решения, успешно действует в ситуации неопределенности, знает специфику инновационной среды, обладает компетенциями, необходимыми для ведения экспертной деятельности в этой сфере. Выступает связующим звеном между инноватором и инвестором. Предпочитает индивидуальный стиль работы.

Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, востребован на рынке труда. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора по развитию, директора отдельного направления, директора по разработкам и т. п.

Подготовка и стимулирование инновационных менеджеров

Учет приведенных выше типологий инновационных руководителей позволяет грамотно сформировать программу подготовки соответствующих руководителей, эффективно проводить анализ личных и профессиональных характеристик претендентов на роль руководителя и отбирать претендентов, наиболее подготовленных для работы.

Следует рассмотреть некоторые аспекты стимулирования деятельности инновационных менеджеров. В случае малых инновационных предприятий наиболее остро встает вопрос не только привлечения, но и стимулирования деятельности инновационного менеджера. Отсутствие достаточных средств на начальных этапах развития бизнеса во многом тормозит данный процесс. Одним из вариантов стимулирования деятельности инновационных менеджеров могут быть опционные программы. Согласно действующему трудовому законодательству Российской Федерации оплата труда работников включает в себя три составляющие:

Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

Компенсационные выплаты;

Стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты могут быть самыми разнообразными, в том числе трудовой договор с инновационным менеджером может предусматривать право инновационного менеджера на получение части акций общества в случае достижения определенных экономических показателей (опционные программы). Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом инновационного менеджера и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций общества. Опционные программы позволяют связывать и взаимообусловливать интересы собственника и наемного работника, предоставляя последнему возможность в будущем стать сособственником компании. Однако необходимо иметь в виду, что опционные программы, допустимые на начальном этапе развития инновационной компании, в дальнейшем могут стать основой для размывания структуры капитала общества и возможной манипуляции с финансовой отчетностью .

В заключение хотелось бы уделить внимание формам и методам подготовки инновационных менеджеров. Выделим основные принципы, на которых должны строиться образовательные программы для инновационных менеджеров:

Принцип междисциплинарности. Группы должны быть сформированы таким образом, чтобы в них входили слушатели экономических и естественно-научных специальностей. Это способствует формированию компетенций, связанных с работой в кросс-функциональных командах, с которыми приходится работать инновационным менеджерам.

Практико-ориентированный подход к организации обучения. Образовательная программа выстраивается таким образом, чтобы максимально развивать у слушателей практические навыки оценки рыночных и технологических перспектив, навыки подготовки бизнес-планов и разработки конечного продукта, навыки ведения будущего бизнеса и т. д. Формы внедрения данного принципа различны: организация "виртуальных компаний", работа в реальных инновационных проектах, создание учебных предприятий и т. п.

Создание инфраструктуры обучения. Для реализации практико-ориентированного обучения необходима включенность слушателей на этапе обучения в сообщество предпринимателей на региональном уровне, поэтому многие университеты тесно сотрудничают с существующими в регионе инновационными предприятиями, бизнес-инкубаторами или создают собственные Центры предпринимательства.

Библиографический список

1. Ассоциация менеджеров. Национальный доклад "Организационно-управленческие инновации: развитие экономики основанной на знаниях" [Электронный ресурс]. URL: amr. ru/research/report.

2. Новикова О. Инновационные менеджеры: постановка проблемы [Электронный ресурс]. URL: allventure. ru/ articles/23/#replies_page1.

3. Фияксель Э. А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 215 с.

4. Шубнякова Н. Г. Типология инновационных менеджеров. Шумпетеровские чтения Schumpeterian Reading (SR). Тематический сборник, 2011. С. 317 - 321.

Н. Шубнякова

кафедры венчурного менеджмента

НИУ ВШЭ - Нижний Новгород,

В. Рождественский

кафедры менеджмента

НГТУ им. Р. Е.Алексеева

Основополагающий процесс любой системы - развитие. Будь то живой организм, галактика или бизнес-структура, все они живут по одним законам. Развитие всегда было золотым правилом для бизнеса, но сегодня оно имеет еще большее значение. Еще сто лет назад для того, чтобы завоевать уважение в глазах клиентов, нужно было соблюдать традиции, гарантировать безопасность и стабильность. Теперь этого мало. Наука и общество движутся вперед с огромной скоростью, пересматриваются не только привычные нам устои, но даже законы физики. И чтобы удержаться в седле, нужно быть всегда впереди, иначе мириады конкурентов сомнут в гонке, где кубок победителя - успех и деньги.

Требования времени стали толчком для рождения новой специализации - это профессия менеджера по инновациям. В западных странах она существует около 20 лет, у нас же лишь пробивает себе путь. Как и многие современные явления, она комбинирована и состоит из нескольких специальностей сразу. В первую очередь эта профессия востребована в сфере IT-технологий, питания и производства аппаратуры - здесь самая большая конкуренция.

На наших предприятиях пока что довольно редко создают отдельную штатную единицу для разработки и внедрения новшеств. Чаще всего эта обязанность разделена между многими людьми, обычно она возлагается на менеджерский состав. Это позволяет сократить расходы и заставить коллектив не забывать о творческом подходе в своей работе. Отчасти это правильно, ведь предложения делают люди, которые постоянно работают с товаром. Но, с другой стороны, у них нет многих качеств и знаний, которые сегодня требуются от специалиста, ищущего новые пути.

Каков же он, человек новой эпохи? Менеджер по инновациям - это, в первую очередь, профессионал в своей сфере. Он может быть инженером, программистом, технологом пищевого производства или дизайнером. Нововведения нужны везде, поэтому для базы подойдет любая из ведущих специальностей выбранного направления.

Второй ключевой компонент менеджмента по инновациям - маркетинг. Специалист должен не только предложить нововведение. Нужно заранее просчитать выгоду для предприятия и востребованность предложения на рынке, найти свободные или мало разработанные ниши, учесть конкуренцию в выбранном сегменте и многие другие нюансы. Новатор должен иметь и навыки экономиста, ведь ему понадобится определить бюджет его идеи и прибыль, которую она способна принести.

Кроме того, специалист по нововведениям должен обладать целым рядом так называемых «мягких навыков »:

  • Неординарное творческое мышление необходимо для поиска новых идей;
  • Целеустремленность и стойкость понадобятся для того, чтобы «пробить» свою идею, ведь вводить новшества всегда трудно. К тому же, не каждый проект оканчивается успехом - это нужно понимать и уметь донести остальным;
  • Коммуникабельность, дар убеждения и умение работать в команде: в одиночку с такой задачей не справишься, понадобится надежная, а не номинальная поддержка руководства, сослуживцев и партнеров;
  • Терпение и дотошность ученого-исследователя. Создав идею, менеджер должен погрузиться в трудоемкий и рутинный процесс изучения всей доступной информации по имеющемуся вопросу: технические возможности, вероятные препятствия и пути их преодоления, ситуация на рынке, востребованность со стороны клиента. Это немалый массив данных, которые нужно изучить за небольшой период времени;
  • Талант тактика, стратега и провидца нужны для того, чтобы просчитать наперед все шаги по внедрению новинки, их последствия, реакцию потребителя.

Различается два направления деятельности менеджера по инновациям:

  1. Разработка новых товаров и услуг, внедрение их на рынок;
  2. Оптимизационные нововведения в работе предприятий.

Проще говоря, первые изобретают новые гаджеты, стиральные порошки и способы крепления деталей, а вторые разрабатывают схемы финансовой, маркетинговой, рекламной и другой деятельности, направленные на повышение эффективности работы компании и рост прибыли.

Какое нужно иметь образование, чтобы работать менеджером по инновациям? Здесь одним дипломом не обойдешься. Как вы поняли, их понадобится два - по основной технической специальности и по управлению инновационными процессами. Часто для этого по окончанию университета выпускники проходят курс МВА (Master of Business Administration); также в некоторых российских вузах выпускают управленцев в сфере инноваций.

Ряд университетов сейчас осуществляет попытки обучать студентов техническим профессиям с дополнительным набором знаний по маркетингу, экономике, управлению и другим смежным дисциплинам. Эти специальности максимально приближены к требованиям современного рынка труда и отвечают стандартам профессии менеджера по инновациям. Можно изначально выбрать одну из них и тем самым «убить двух зайцев». Правда, таких программ пока что довольно мало.

Но даже двух образований будет недостаточно без таланта, опыта и набора нужных личностных качеств - развитию последних придется поучиться на всевозможных тренингах и дополнительных курсах.

Менеджеру по инновациям нужно сочетать в себе свойства, которые обычно считаются несовместимыми. Это подобно извечному противостоянию «технарей» и «гуманитариев», которым теперь пришлось помириться в одной профессии. Знание особенностей производства и творческое мышление, холодный расчет и интуиция, точность технических разработок и умение управлять человеческими желаниями - вот что требуется от менеджера по инновациям. Совсем недавно нам показалось бы, что этого слишком много для одного человека. Но время идет, мир растет, время ускоряется, устаревают узкие специализации, уступая место многопрофильным профессиям. Думается, скоро это станет такой же обыденностью, как телефоны со встроенными фотоаппаратами и калькуляторами, бывшие еще для наших родителей научной фантастикой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР - ПРОФЕССИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Системные преобразования на основе радикальных инноваций становятся в наши дни условием развития для любой компании. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии инновационного развития кадрового потенциала, пересматривая приоритеты в инновационном развитии организации в целом. Произошедшие изменения в экономике страны стимулируют спрос на менеджеров по внедрению и управлению инновационной деятельностью.

Сегодня о роли инновационных менеджеров в жизни общества в целом, и в организации в частности, мы беседуем с директором консалтингового агентства «КАМА-Центр», консультантом по управлению персоналом Комаровой Натальей Владимировной:

Наталья Владимировна, кто формирует спрос на инновационных менеджеров, и какие требования предъявляются к данным специалистам?

Потребность в таких специалистах в настоящий момент формируется как крупными промышленными предприятиями, так и малыми предприятиями, работающими в сфере научно-технологического бизнеса. К сожалению, многие из руководителей пока еще не видят возможности применения таких специалистов и не осознают, насколько полезны они будут для предприятий. Если обобщить все данные, то инновационный менеджер обязательно должен иметь высшее образование, определенный багаж базовых способностей управленца и практический опыт, а главное - способность генерировать идеи и постоянная жажда нового. Инициативность, высокая мотивация к достижению целей и готовность работать в стрессовых ситуациях - это личностные характеристики новатора. В человеке этой профессии ценится умение защитить инновационный проект на разных уровнях.

В чем отличие изобретателя-новатора и инновационного менеджера?

Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель - это не предприниматель, главное для него - изобретение. Инновационный менеджер -предприниматель, он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений, ориентироваться на рынок и потребности клиентов, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Какова роль инновационных менеджеров в настоящее время на российских предприятиях?

В западных компаниях уже 20 лет существует должность менеджера по инновациям. Компании российские не спешат вносить ее в штатное расписание — не понимают, как строится работа такого менеджера и за что ему платить зарплату. Поэтому данный функционал вкладывают в другие должности. Инновациями занимаются менеджеры, расширяющие линейку продуктов или выводящие на рынок новый бизнес.

Инновации в понимании российских предприятий - это новые продукты, новые управленческие решения или бизнес-стратегии - словом, все, что повышает конкурентоспособность компании за счет ее внутренних ресурсов. Менеджер по инновациям должен организовывать бизнес-процессы для реализации новых идей и мотивировать сотрудников на их генерацию.

Существуют ли учебные заведения, где учат на инновационного менеджера? Каким образом в настоящее время взаимодействуют образование, бизнес и власть?

У данной профессии большое будущее, это специалисты нового поколения. В Пермском государственном университете на экономическом факультете на специальности «Менеджмент» существует специализация «Инновационный менеджмент», на электротехническом факультете Пермского государственного технического университета можно получить квалификацию «Инженер-менеджер» по специальности «Управление инновациями. Кроме того, в ПГТУ создан Инновационный образовательный центр, который в 2005 году приступил к работе по подготовке специалистов. Разработанные и успешно реализуемые в Центре образовательные программы «Менеджмент инновационной деятельности», «Управление инновационными проектами», «CALS-технологии бизнес-процессов», «Инновации в управлении» являются дополняющими академическое образование формами обучения. Главная особенность этих программ - ориентация на практическую подготовку специалистов и менеджеров по управлению инновациями.

Для управленцев высшего звена действует программа MBA«Инновационный и проектный менеджмент», где учат выводить на рынок новые продукты, разрабатывать новые проекты, разбираться в финансовых аспектах рентабельности проекта, управлять интеллектуальными ресурсами.

Возможности обучающих структур в подготовке качественных специалистов по управлению научно-технологическим бизнесомна сегодняшний день не задействованы в полной мере. С точки зрения конечного результата процесс обучения должен быть ориентирован на подготовку специалистов не только обладающих определенным объемом теоретических знаний, но и говорящих на одном языке с инновационным предпринимателем.

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. С одной стороны, бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но, все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.

Тема инноваций сейчас очень популярна. Какие мероприятия реализованы в Перми по поддержке молодых ученых и инновационных проектов? Насколько реальны инновационные идеи для коммерциализации?

Существует несколько программ по поддержке молодых новаторов, в том числе выделяются гранты на продолжение исследований и возможность коммерциализации проектов. Проходят конкурсы, конвенты, создаются благоприятные условия для развития научно-инновационной деятельности. Пермский край заинтересован в том, чтобы молодые люди имели возможности воплотить свои разработки именно в родном городе.

В Перми 3-4 марта 2010 г. состоялся I Студенческий региональный конкурс инновационных проектов по программе У.М.Н.И.К., инициированной «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Одним из организаторов конкурса выступила Ассоциация научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края.В организационный комитет конкурса поступило более 100 научных инновационных работ от студентов, аспирантов, молодых ученых, исследователей в возрасте от 18 до 27 лет по пяти направлениям: Биотехнологии; Информационные технологии; Медицина и фармакология; Химия, новые материалы, химические технологии; Машиностроение, электроника, приборостроение. Большое число заявок говорит об активном интересе молодежи к научно-инновационной деятельности. Фонд выделяет каждому из 13 победителей по 200 000 рублей на поддержку научно-технической деятельности.

Возможность эффективно продавать и внедрять научно-инновационные проекты вырастет тогда, когда инвесторы - инновационные менеджеры - ученые-исследователи научатся понимать друг друга, выстроят конструктивный диалог и создадут дополнительные механизмы для управления инновационными процессами на всех этапах жизненного цикла проектов.

И в заключение хочется отметить, что инновации важны и в управлении персоналом в любой организации. Это управленческие нововведения, под которыми понимается любая целевая деятельность, процедура или метод управления кадровой работой, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации, направленные на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития организации в условиях конкуренции. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов - «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.

В настоящее время все больше растет потребность именно в специалистах по управлению персоналом, знающих специфику работы в инновационной организации, умеющих решать задачи управления конфликтам и стрессами, управления трудовой мотивацией, управления адаптацией работника, регулирования групповых и межличностных отношений и т.д. в быстроменяющейся инновационной системе .

Персонал является важнейшей функциональной подсистемой предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативны¬ми функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства.

Опыт поиска управленцев в инновационный бизнес показывает, что для работодателя в этой сфере особую ценность представляют личностные качества. Личностные качества (компетенции), в свою очередь, можно разбить на два вида:

· «универсальные», т.е. необходимые в любом инновационном проекте;

· «специфические», присущие конкретной отрасли / задаче.

«Обычно работодатель достаточно ясно представляет себе портрет того, кто ему нужен, но не всегда может четко сформулировать его описание в виде списка требований (технического задания на поиск для своего отдела персонала или подрядчика)» . Список личностных качеств менеджера, наиболее важных для работы в инновационных проектах может быть следующим:

1. Динамичность. В бизнесе скорость имеет большое значение. Поэтому люди, которые слишком долго думают или медленно работают, здесь неуместны.

2. Инициативность. Это требование также вытекает из динамизма ситуации. Если сотрудник будет постоянно ждать указаний руководителя, то, как минимум, время будет потеряно.

3. Амбициозность. Только амбициозный человек сможет проникнуться духом амбициозного проекта. Кандидат, которого устраивает все в его текущем положении вещей, не будет полностью выкладываться для достижения целей.

4. Нацеленность на результат, а не на процесс. Поскольку обычно в бизнесе сначала идет этап быстрого роста, а уже потом начинается оптимизация, «процессные» люди не будут успешны на этапе «старт-апа». Человек должен «делать» и добиваться результатов, а не ударяться в дискуссии и обсуждения.

5. Экономическое мышление. Понимание экономики бизнеса очень важно, чтобы эффективно использовать вкладываемые в бизнес деньги. Например, инвестора не будет радовать наличие у топ-менеджера психологии летчика-истребителя, который ради достижения цели посылает на таран и уничтожает машину стоимостью много миллионов долларов.

6. Ответственность. Это слово в последнее время стало очень популярно среди работодателей, причем все его трактуют по-разному. В инновационном проекте имеется в виду самостоятельность в принятии решений и понимание последствий этих решений. Заниматься мелочной опекой своего топ-менеджера у инвестора обычно нет ни времени, ни желания.

7. Оптимистичность и вера в успех. «Поскольку общеизвестно, что большинство инновационных проектов в конечном итоге проваливаются, наличие у персонала оптимизма (даже на грани с легким фанатизмом) очень желательно».

8. Обучаемость и способность обучать. В инновационном бизнесе руководитель по определению должен быть восприимчив к новому и уметь выступить в качестве транслятора этого нового. В случае, когда персонал не хочет воспринимать требования нового для себя рынка и просто пытается «вставить кубик в круглую дырку» - навязать рынку ту бизнес-модель, по которой привык работать. В результате потеряны время и деньги.

Вышеперечисленные личные качества необходимы венчурному менеджеру в любой сфере и для любой задачи. Но каждая конкретная отрасль дополнительно выдвигает свои специфические требования, которые в других сферах менее актуальны. Вот несколько примеров требований по личным качествам для топ-менеджеров (из реальных проектов):

1. «Хорошие коммуникативные навыки, умение общаться с разными категориями людей: техническими специалистами, коммерсантами, клиентами из числа физлиц» - обусловлено спецификой задачи, под которую нанимается сотрудник.

2. «Духовность, человечность, открытость» - обусловлено особенностями рынка, где не работают технологичные методы продаж из «Coca-Cola» или «Procter&Gamble».

3. «Способность налаживать и поддерживать отношения на высоком уровне» - обусловлено спецификой продаж дорогостоящего продукта.

Управление инновациями - искусство, сочетающее в себе знание предметной области, в которой реализуются проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями, а также умение собрать команду и сплотить ее вокруг общей идеи. Поэтому главные качества инновационного менеджера - обширный кругозор и восприимчивость. Он должен обладать компетенцией по достаточно широкому кругу вопросов, а также навыками работы на различных позициях, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт.

«Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере» . Большим плюсом является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в России только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам.

Особые требования к работникам инновационной организации приводят к тому, что в одном коллективе приходится работать большому количеству психологически несовместимых творческих людей, не желающих придерживаться жёстких рамок навязываемой организационной культуры».

Важнейшим условием успеха инновации является процедура формирования «проектной команды». При формировании «проектной команды» следует учитывать не только профессиональные качества специалистов, но и их психологические характеристики. Эффективность работы такой команды зависит от её размера, состава, сплочённости, взаимоотношений и функциональных ролей ее членов.

Инновации в управлении персоналом важны в любой организации. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов - «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. С одной стороны, бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.

Создание инновационного климата, как на предприятии, так и в стране является очень важным. Примером, это подтверждающим, является инновационная деятельность США, которые в настоящее время занимают одну из ведущих позиций в научно-технической области.

В последние годы в российских вузах стали появляться специальности с эпитетом «инновационный», среди которых самой распространённой является «инновационный менеджмент».

На мой взгляд, эта ситуация вполне напоминает то, что мы наблюдали в 90-х, когда было очень модно слово «менеджер» и в итоге в России существовали сотни тысяч менеджеров, не нашедших работу и вместе с тем плохо подготовленных. То же самое в своё время было с юристами, экономистами… И главное, в эти периоды рынку и фирмам реально не хватало качественных работников - этих самых менеджеров, юристов и экономистов.

Сегодня рынку нужны управленцы инновациями (в связи с курсом на инновации всей экономики), но качественных кадров нет. Я бы сказал, что инновационные менеджеры в принципе нужны компаниям, но ни одна из них не заявляет в такой формулировке, как «нам нужен инновационный менеджер». Более того, мы ежемесячно осуществляем мониторинг состояния рынка труда и видим, что даже по поиску «менеджер проекта» вакансий, предполагающих обязанности инновационного менеджера, найти не удаётся. Если мы забиваем в строку поиска «менеджер проекта» на портале, скажем, HeadHunter, на экране появляется большое число предложений по трудоустройству… в один из строительных проектов. Слова «инновации», «НИОКР» в полученных в результате поиска описаниях потенциальных мест работы вообще не присутствуют.

«Яндекс. Работа» находит 80 вакансий с заголовком «инновационный менеджер» (и не факт, что все эти вакансии реально предполагают соответствующие обязанности), в то время как американский сайт salary.com содержит более 50 тысяч (!) объявлений о поиске менеджеров по инновациям.

К счастью, сегодня инновационных менеджеров выпускают меньше, чем просто «менеджеров», скажем, в 1995 году. Но и потребность в инновационных менеджерах слишком мала. Поделюсь фактами: из всех ребят, с которыми Национальная Гильдия Инновационных Менеджеров, которой я руковожу, работала в течение 5 лет (начиная с 2007 года), в инновационной сфере, по профилю, работает не более 10 процентов. Это после того, как мы отобрали из обучаемых в российских вузах лучших, после того, как они прошли серьёзный курс обучения и практической подготовки по профилю и получили конкурентное преимущество перед теми, кто заканчивал вуз по специальности «инновационный менеджмент» вместе с ними.

Получается, Россия обладает огромным потенциалом в сфере научных разработок, но управлять качественно мы ими не умеем. При всём при этом менеджер не обязательно должен быть профессионалом в той отрасли, в которой ведёт проект. Во-первых, он, прежде всего, должен уметь оценить коммерческую перспективность проекта и соответственно должен быть специалистом именно с этой точки зрения. Во-вторых, основная функция менеджера состоит не в том, чтобы заниматься научной деятельностью, его основная цель - достать ресурсы на НИОКР и обеспечить их рациональное использование для реализации проекта. Людей, способных решить две эти задачи, в России фактически нет.

Почему так происходит? Если в вузе инновационного менеджера учат тому, из чего состоит локомотив (а так происходит на деле), это дает знания, но не более того. С точки зрения формирования мотивации к работе с инновациями более полезен курс, в котором бы рассматривались проблемы, существующие в этой сфере, и определялись подходы к решению этих проблем. Пока это очень сложно, так как преподавателей, которые могли бы вести занятия по подготовке технических специалистов и менеджеров именно в таком ключе, в российских вузах нет. То есть предприятия хотят одно, а вузы преподают другое.

Давайте вспомним, что в нашей стране существует «Программа 2020», согласно которой Россия к 2020-му году должна стать инновационной державой. Так вот, студенты 3-4 курсов технических специальностей, которые к 2020 году станут руководителями среднего звена производства, - как раз те студенты, об уровне подготовки которых я веду речь. Пока они прислушиваются к рекламе по телевизору и считают, что «инновация» - этот тот самый шампунь с активными биодобавками…

Как всё изменить? Во-первых, конечно, привлечь реальных владельцев инновационных компаний к работе с вузами. Пусть это будут вечерние курсы, мастер-классы, разовые консультации, но потребности бизнеса должны как-то быть донесены до аудитории студентов.

Во-вторых, я хочу обратить внимание на тот факт, что в нашей стране существует довольно много людей, которые всю свою жизнь - в годы научного «бума» в СССР - проработали инновационными менеджерами, хотя никто никогда подобным образом их специальность не называл. Это бывшие руководители опытного производства, которые управляли внедрением новых технологий на заводах, фабриках и т.д. Сегодня это люди среднего или выше среднего возраста, которые в свое время занимались трансфером инноваций в промышленность и занимаются этим до сих пор, и их, кстати, довольно много - для пока не столь большого российского рынка венчурной индустрии. И главный вопрос здесь: как этих людей «вытащить» с простаивающих заводов и фабрик и подтолкнуть к работе в стартапах и в корпорациях, которые составили «программы инновационного развития», но пока не представляют, что с ними делать.

«Менеджеры советской закалки» приобрели огромный опыт, а это намного важнее, чем овладеть знанием теории (у менеджеров сегодняшних стартапов за плечами лишь MBA). У таких людей отличное чутьё - они чувствуют, какие проблемы могут возникнуть с внедрением, умеют точно ответить, стоит ли брать на работу того или иного рабочего в цех, вплоть до предсказывания того, запьёт он в первую неделю или нет… И многим инновационным проектам знания таких менеджеров бы пригодились. Возможно, нашему государству стоит выступить с инициативой создания «школы» для менеджеров советского периода, позволить им понять, в какой парадигме инновационная экономика развивается сейчас.

Важно только, чтобы такие специалисты работали именно на стадии опытного производства, а не пытались привлечь инвестиции на посевном этапе. Такие люди должны переходить из проекта в проект, работая только на одной стадии. И то, что после каждого нового «майлстоуна» в инновационный бизнес должен приходить новый менеджер, абсолютно верный подход. Если в самом начале развития проекта менеджер должен искать деньги и суметь подтвердить заявленные в исследованиях свойства продукта (а для этого нужен менеджер определённого склада ума, определённой квалификации), то впоследствии в компанию должны прийти «производственники». После того же, как производство отлажено, в бизнес приходит менеджер коммерческих продаж, благо таковых сегодня на рынке довольно много. Я ещё раз резюмирую: один менеджер должен уходить из проекта, получив свой бонус, уступая место менеджеру, специализация которого соотносится со следующей стадией. И подобный «круговорот менеджмента» и есть способ движения проекта вперёд.

Рассказать друзьям