Виды слушания: активное, эмпатическое, пассивное. Виды слушания, ситуации и приемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Умение слушать (как и умение задавать правильные вопросы ) является основой коммуникативного общения . Мы проводим 50 - 80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания.

«Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем ». Дейл Карнеги

Важность умения слушать

  • является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают - это очень неприятно.
  • Люди необычайно отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Ведь если человека слушают, это заставляет его чувствовать себя важным, нужным и даже счастливым. Когда вы становитесь активным слушателем, вы без слов делаете собеседнику комплимент.
  • Человек, обладающий умением слушать собеседника внимательно, не просто воспринимает то, что ему говорят, а и сам формирует процесс разговора.
  • В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег.
  • Веской причиной научиться внимательно слушать собеседника является возможность узнать много нового и интересного.
  • Если вы начнете заботиться об этом умении, вы обязательно почувствуете прогресс. И больше не заметите явления, описываемого поговоркой «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Вся информация останется в уме.

Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из того, что он говорит, пролетает мимо наших ушей. И в основном потому, что наши мысли в этот момент витают очень далеко от собеседника. Приведенных ниже правила, помогут вам научиться слушать людей и сделают сам процесс максимально полезным для вас.

Развитие умения слушать - как научиться слушать:

  1. Тренируйте свои уши. Сознательно практикуйте «аналитическое слушание». Оно состоит в возвращении себя в «природное состояние», в котором ваш мозг и уши настроены на все звуки окружающей среды, в то же время, концентрируясь на самом важном.
  2. Слушайте сознательно. Убедите себя, что умение слушать становится одной из ваших отличительных особенностей. Слушая, добивайтесь действительно активного состояния ума и тела, а не симулируйте внимание.
  3. Слушайте дольше. Часто говорят: чем мудрее человек, тем меньше он говорит и больше слушает. Каждый раз, слушая, попытайтесь воздержаться от суждения, пока говорящий не окончит говорить и вы не добьетесь полного понимания. Старайтесь избегать делать выводы до тех пор, пока у вас не будет полной картины.
  4. Умение слушать предполагает сопереживание собеседнику. Для этого посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место. Только так можно лучше понять говорящего и точнее выявить смысл его речи. Недаром говорится: чтобы слушать, нужны оба уха: одно - воспринимать смысл, другое - улавливать чувства говорящего.
  5. Судите о содержании, а не о способе его подачи. Когда вы слушаете, старайтесь избавиться от «комплекса превосходства» относительно любой не адекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи оратору. Полностью сконцентрируйтесь на содержании.
  6. Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то скучное (на ваш взгляд), пытайтесь найти для себя ответ на вопрос: «Что здесь может быть для меня интересно? », а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное для нас.
  7. Избегайте во время разговора мыслей о том, что вы скажете, когда ваш собеседник прервется. Если вы начинаете лихорадочно думать о том, что бы вам такое сказать или как дать правильный совет , рискуете пропустить важную информацию.
  8. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного более приятным.
  9. Прислушивайтесь к мыслям. Ваш мозг работает более эффективно, если он может схватывать общую идею. Поэтому прислушивайтесь к центральным темам, а не к отдельным фактам. Если вы последуете этому совету, то факты сами о себе позаботятся, легко увязываясь с главной структурой, которую конструирует ваш мозг, воспринимая эти идеи.
  10. Напрягайте свой мозг. Вы можете стимулировать свой мозг, а также улучшить свои знания и умение слушать, время от времени подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него с энтузиазмом.
  11. Чтобы научиться слушать собеседника используйте синестезию. Синестезия - это ваша умственная способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда вы слушаете, пытайтесь «включить» и другие ваши органы чувств (особенно зрение). Чем больше каналов вы можете связать единой целью, тем лучше будет ваш слух, внимание, понимание и общее знание.
  12. Используйте свое воображение. Хотя слушание связано, казалось бы, только с восприятием слов, контролируемых левым полушарием мозга, в действительности же это процесс, затрагивающий весь мозг. Поэтому, когда вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, умственные образы идей, воспринимаемых вами.
  13. Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять перспективу, о которой говорит оратор. Даже если вы не согласны, представьте себе, что точка зрения, услышанная вами, конечно, так же заслуживает право на существование, как и ваша собственная.
  14. Используйте скоростные качества мозга. Ваш мозг может думать в десять раз быстрее, чем льется речь среднего человека. Поэтому, пока вы слушаете, воспользуйтесь вашими исключительными умственными способностями, чтобы предвидеть, организовать, обобщить, взвесить и сравнить аргументы, услышанные между строк, и выразить их человеческим языком. При особенно медленной речи вы можете более полно развивать это искусство - вместо того, чтобы впадать в дрёму и утрачивать внимание.
  15. Не заостряйте внимания на рассеянности. Если вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и еще раз напомните себе, что ваш ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.
  16. Делайте перерывы. Когда это возможно, обеспечьте себе перерывы в процессе слушания через каждые тридцать - шестьдесят минут. Эти перерывы дадут вашему мозгу время, которое ему потребуется для обобщения, создавая при этом больший эффект свежести и новизны информации.
  17. Практикуйтесь в навыках разговорного общения. Если вы тренируете навыки разговорного общения, то есть перспектива, что вас тоже будут слушать. Это поможет вашему всестороннему развитию и благотворному завершению любого процесса.
  18. Слушайте в удобной позе. Когда вы слушаете, принимайте позу равновесия и внимания, подобную той, которую принимают животные. Напряженная и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия.
  19. Поддерживайте общее физическое здоровье. Латинская поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух » является правильным наблюдением. Если вы поддерживаете хорошую общую физическую форму, то все ваши чувства, включая слух, будут улучшаться.

В литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, перефлексивное, активное, рефлексивное.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую заранее, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить. Критический анализ требует оценки качества и правильности умозаключений собеседника, т.е. утверждений, которые основаны на изучении фактов, но не обязательно являются истинными. Факт - это проверяемое утверждение, а умозаключение - это вывод, из них проистекающий. Слушая критически, собеседник обычно:
выясняет , есть ли значимые факты, подкрепляющие сформулированный вывод, релевантны ли они;
оценивает , кажется ли связь между доказательствами и выводом логичной;
определяет , нет ли другой известной информации, снижающей качество выводов.

На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, где принимаются решения, обсуждается новый опыт, проекты, высказываются точки зрения (совещание, собрание или дискуссия). В то же время критическое слушание неэффективно там, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания (урок, лекция, доклад). Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы пролетает мимо, падает интерес к информации, время теряется, остается неудовлетворенность.

Эмпатическое слушание . Эмпатия (от англ. - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит. Существует три варианта проявления эмпатии - это эмпатическое реагирование, принятие другой точки зрения и симпатическое реагирование.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, когда человек, используя включенное наблюдение, переживает эмоциональные реакции, сходные с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого.

Принятие другой точки зрения - представление себя на месте другого, в его роли - как бы «умение ходить в чужих ботинках».

Симпатическое реагирование - это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившихся у него обстоятельств или ситуации. Метод симпатического реагирования отличается от двух предыдущих в основном тем, что партнер не пытается сопереживать другому человеку. Понимание того, что испытывает на самом деле другой, вызывает у человека огорчение, беспокойство за этого человека, жалость к нему или другие чувства.

Правила эмпатического слушания:
1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Увидеть мир с точки зрения другого - это весьма сложное умение, и оно развито у людей по-разному, более того, у некоторых эта способность недоразвита. Эмпатические навыки позволяют повысить эффективность взаимодействия, но они, так же как и сосредоточение, требуют от участника взаимодействия дополнительных усилий. В основе таких умений лежит уважение к собеседнику, начинающееся со взгляда на человека не только как на объект, но и как на личность со своими ценностями. Уважение позволяет сосредоточить время и силы на других, а не на себе самом.

В коммуникации эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика). Сознательно наблюдая за собеседником и задавая себе вопросы, вы сможете сосредоточить на вербальных и невербальных аспектах информации, через которые в большей степени выражается эмоциональное состояние человека.

Нерефлексивное слушание . Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими репликами и замечаниями, облегчает слушателю процесс самовыражения и помогает ему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами. Важным сигналом такого слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.

В коммуникации иногда приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения (например, в условиях конфликта). Именно в этом случае срабатывают приемы нерефлексивного слушания. В такой ситуации собеседник как бы и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, «зациклен» на чем-то, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо прежде всего успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого общение с ним можно продолжить.

В таких случаях важно просто слушать человека, давая ему понять, что он не один, что вы понимаете и готовы поддержать. Специалисты считают, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увеличивается, но, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, т.е. не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и сможет нормально общаться. При этом вообще молчать тоже не следует, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Лучше всего действует реакция типа: «да-да», «ну конечно», «согласен», кивок головой и т.п. Иногда в таких случаях полезно осуществить «подстройку» к собеседнику, т.е. вести себя, как он: повторять его слова, эмоции, отражать его жесты, мимику. Но если сделать это естественно сложно, то лучше и не пытаться подстраиваться, так как собеседник, заметив неискренность, оценит действия партнера как издевательство над своими чувствами.

Нерефлексивное слушание во время общения позволяет собеседнику, имеющему проблемы (например: заикание, ограниченный словарь, застенчивость, неуверенность в себе и др.), сосредоточиться и высказаться. Оно эффективно также в общении с человеком, который озабочен проблемой, ему не терпится высказать свою точку зрения, отношение к чему-нибудь (например, он просит вас: «Выслушайте меня до конца, а потом скажите, что вы об этом думаете и посоветуйте, как мне быть в сложившейся ситуации»). Нерефлексивное слушание уместно также с теми собеседниками, кто испытывает отрицательные эмоции, чувствует накал страстей и словесно «разряжается».

Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие: позитивныереакции:
- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой); -«эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);
- побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);
- эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); негативные реакции:
- продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
- логические следствия из высказываний партнера, например предположение о причине события, оценки, советы;
- «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);
- расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
- пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Негативную реакцию при нерефлексивном слушании не следует использовать, не стоит также задавать уточняющих вопросов и говорить: «Успокойся, не волнуйся, все уладится», - это может вызвать взрыв негодования или расстройства у партнера, в этом состоянии собеседник не может понять адекватно эти слова, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Если эмоции партнера направлены непосредственно на вас, то главная задача - не заразиться ими, не впасть в то же состояние гнева, которое может привести к бурному конфликту или «выяснению отношений».

Активное рефлексивное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Рефлексия (от лат ге/1ех!о - отражение) - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным. Здесь осуществляется такая организация взаимодействия, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание информации, степень взаимопонимания.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания вопросов типа «Правильно я вас понял, что?..», парафразов «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:
1) обеспечивается адекватная обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь, появляется уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно понята;
2) косвенным образом происходит информирование собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие равноправной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается, как правило, быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «на пьедестале». Применение навыков активного слушания очень поможет тому, кому свойственна позиция «жертвы»: таким образом он не только сбивает авторитарного собеседника с привычной позиции, но и поднимает до уровня равного разговора с партнером, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах беседы, а не на собственных переживаниях и опасениях.

В общении не только слова, но и жесты могут иметь несколько значений, и соответственно слушателями могут быть поняты по-разному. Бывают ситуации, когда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, - все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому-то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.

Эффективность деловой коммуникации зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника или оратора. Умение слушать – залог эффективной коммуникации и необходимое условие правильного понимания позиции партнера. В общем плане слушание – это процесс восприятия, осмысления и понимания идей и мыслей партнера по коммуникации. Это умение сосредоточится на речи собеседника или оратора, способность выделить из его сообщения не только идеи и мысли, но и эмоции говорящего.

Виды слушателей и слушания

Существуют разные типы слушателей. Одних заставляют слушать внешние обстоятельства, например приказ начальника. Другие вступают в этот процесс из простого любопытства. Но и в том и в другом случае слушатель не будет иметь глубокого делового интереса в процессе коммуникации и, следовательно, не будет испытывать внутренней мотивации и ответственности за эффективность слушания. В связи со сказанным всех слушателей по ответным реакциям можно разделить на следующие основные виды.

  • Равнодушный слушатель не интересуется тем, о чем идет речь. Весь его вид говорит о том, что ему безразлично, о чем говорит собеседник: потухший взгляд, маска уныния или, напротив, блаженное выражение лица, вызванное собственными размышлениями и отнюдь не по поводу содержания речи говорящего.
  • Слушатель-соглашатель легко принимает идеи говорящего, но так же легко от них отказывается, на самом деле лишь делает вид, что согласен с говорящим. На самом деле, так как его интерес не задет, он желает побыстрее закончить общение.
  • Конфликтный слушатель демонстрирует конфликтное поведение: может выкрикивать с места, задавать провокационные вопросы и т.д. Конфликтное отношение проявляется также в мимике и позе слушателя.
  • Конструктивный слушатель. Основная его установка – понять чужое мнение. Он задает вопросы, но не с целью "утопить" говорящего, а для того, чтобы выяснить детали, найти точки соприкосновения или разногласия, что способствует появлению атмосферы доверия и взаимопонимания.

В данном разделе, поскольку речь идет об умении слушать, мы будем говорить о конструктивном слушателе, т.е. о мотивированном слушателе, внутренне заинтересованном результатами деловой коммуникации. В этой связи сразу же отметим, что важным условием эффективного слушания является личная заинтересованность в получении информации от собеседника или оратора.

В литературе различают два основных вида слушания: нерефлексивное (пассивное ) и рефлексивное (активное) .

  • 1. Нерефлексивное слушание (умение "правильно молчать") характеризуется минимальным вмешательством в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание особенно полезно в том случае, когда собеседник обеспокоен чем-то, испытывает настоятельную потребность немедленно высказаться, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму, например: "продолжайте", "да-да", "я Вас слушаю" и т.д.
  • 2. Рефлексивное слушание состоит в умении так организовать свое поведение, чтобы услышать другого человека и понять его. Рефлексивное слушание предполагает активную обратную связь слушателя с партнером по общению и связано с пониманием смысла сообщений. Выяснить подлинное значение сообщения помогают различного рода ответы и реплики со стороны слушателя. Например: "Что Вы имеете в виду?", "Вероятно, Вы думаете, что...", "Как я Вас понял...", "Можем ли мы сказать, что..." и т.д.

В деловой коммуникации важно использовать как нерефлексивное, так и рефлексивное слушание.

Слагаемые умения слушать
  • Дайте понять собеседнику, что вас интересуют его мысли; что его мнение важно для вас; что вы доверяете ему.
  • Не прерывайте и не перебивайте собеседника, выслушайте его до конца. Может быть самая интересная и необходимая информация содержится именно в заключительной части выступления вашего партнера.
  • Слушайте активно, задавайте уточняющие вопросы, если вам что-то неясно или вы не уверены, что правильно поняли собеседника. Но, задав вопрос, дождитесь ответа. Не уподобляйтесь тем, кто, задав вопрос, сам же на него и отвечает.
  • Установите вербальную обратную связь. "Да-да", "Понятно", "Конечно" и т.д. – все это вербальная реакция, подтверждающая, что мы слушаем нашего собеседника. Она приобретает особое значение при общении по телефону.
  • Не смотрите па часы, слушая собеседника. В крайнем случае сделайте это незаметно. Иначе этот жест может быть интерпретирован как отсутствие интереса к собеседнику и как желание поскорее от него избавиться.
  • Не торопитесь опровергать новую для вас информацию. Если вы услышали от собеседника что-то не соответствующее вашим убеждениям или отличное от ваших представлений, не стремитесь сразу возражать, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросите: "Откуда у Вас такие сведения?", "Почему Вы так считаете?" и т.п.
  • Получите подтверждение того, что вы правильно поняли сказанное. С этой целью спросите у собеседника: "Вы считаете, что...", "Правильно ли я Вас понял, что..." и т.д.
  • Примите соответствующую позу. Не разваливайтесь на стуле, сидите прямо, наклонитесь слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует о заинтересованности человека.
  • Повернитесь лицом к собеседнику и развернитесь корпусом к нему. Беседовать с собеседником, повернувшись к нему боком или спиной, а лицом к компьютеру, просто неприлично.
  • Поддерживайте визуальный контакт. Если вы внимательно слушаете собеседника, но при этом смотрите куда-то, но только не на него, он сделает вывод, что вам неинтересно.
  • Кивайте – это весьма эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Но не надо кивать слишком часто, ибо в этом случае можно сделать вывод, что ваше терпение закончилось и ему пора закругляться.

Приведенные слагаемые умения слушать не исчерпывают весь набор правил эффективного слушания. У различных авторов встречается разная комбинация этих правил, а также указываются рекомендации, вовсе не вошедшие в приведенный список. В качестве примера приведем "золотые правила" слушания, которые рекомендуют А. Бишоф и К. Бишоф .

  • 1. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза и произносите "мгм". Как пишут авторы, это "мгм" – один из важнейших сопроводителей разговора. С помощи его и других звуков можно показать внимательность к собеседнику. "Это называют принимающим, понимающим слушанием".
  • 2. Исключите всяческие помехи. Надо начать с поиска подходящего помещения, а закончить созданием атмосферы, в которой проходит разговор.
  • 3. Дождитесь, когда собеседник скажет все, что хотел, только потом отвечайте. Не прерывайте собеседника. Этого требует хотя бы простая вежливость. Когда вы его прерываете, тем самым даете ему понять, что остальное вас уже не интересует.
  • 4. Не позволяйте словам-раздражителям отвлекать вас.
  • 5. Проверьте, все ли вы правильно поняли. При этом не надо повторять услышанное, а пытаться сформулировать собственными словами то, что услышали. Удобно вводить ваши замечания следующим образом: "Правильно ли я понял, что...?", "Вы считаете, что...", "Похоже, что Вы хотите...", "То, что Вы сказали, я понимаю так..."
  • 6. Проявите способность к эмпатии (умению сопереживать другому). Высокое искусство слушать называется активным слушанием. Целью должно быть понимание ощущений, чувств собеседника.
  • 7. Умение слушать помогает решать проблемы. Если к вам пришел сотрудник (подчиненный) со своей проблемой, и у вас достаточно терпения выслушать его, тогда не вы решаете проблему, а собеседник сам придет к верному решению. Внимательно слушая, вы мотивируете собеседника.
Типы вопросов для эффективной деловой коммуникации

В процессе деловой коммуникации могут возникать такие ситуации, когда предоставленной информации оказывается недостаточно. Если необходимо знать больше или прояснить смысл сказанного, вы задаете вопросы. Как уже отмечалось, наиболее эффективной формой коммуникации является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. В разных обстоятельствах употребляются различные типы вопросов. В литературе по деловому общению приводятся некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию.

  • Открытые вопросы – наиболее эффективны для ведения диалога и помогают получить максимум информации. Это вопросы типа: что?, кто?, как?, сколько?, почему? На открытый вопрос нельзя ответить словами "да" или "нет", они требуют какого-то пояснения. Такие вопросы задают, когда нам нужны дополнительные сведения или когда мы хотим выяснить мотивы и позицию собеседников. Основанием для таких вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к нам.
  • Закрытые вопросы рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией. Закрытые вопросы требуют ответа "да" или "нет". Например, "Справитесь ли Вы...?", "Сделаете ли Вы...?", "Вы выполнили...?" Закрытые вопросы способствуют созданию напряженной атмосферы в беседе, поэтому такие вопросы нужно применять со строго определенной целью. При постановке подобных вопросов у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают. Поэтому закрытые вопросы нужно задавать только в тех случаях, когда мы хотим быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.
  • Информационные вопросы относится к вопросам открытого типа, и их следует строить так, чтобы они способствовали получению информации, способную заинтересовать различных участников общения и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос закрытый, т.е. ответ рассчитан на "да" или "нет", он свертывает диалог и его нельзя считать информационным. Например, вопрос типа "Какие меры Вы приняли, чтобы повысить производительность труда?", относится к информационным, а вопрос "Вы действительно думаете, что приняли все меры?" к таковым не относится.
  • Зеркальные вопросы используются для того, чтобы обеспечить непрерывность диалога. Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Например:
  • – В ближайшее время я не могу завершить эту работу.
  • – Не можете завершить?
  • – Сейчас у меня нет для этого времени.
  • – Нет времени?

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл.

  • Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задают в тех случаях, когда уже получено достаточно информации по одной проблеме и хочется "переключиться" на другую.
  • Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.
  • Риторические вопросы не дают прямого ответа, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Задавая риторический вопрос, говорящий надеется "включить" мышление собеседника и направить его в нужное русло.
Коммуникативные барьеры при слушании

Умение слушать предполагает знание коммуникативных барьеров, которые возникают в процессе слушания и способствуют их преодолению. К коммуникативным барьерам, мешающим эффективной коммуникации, относятся самые различные трудности и помехи восприятия речи говорящего: отвлечение внимания; высокая скорость умственной деятельности (мы думаем быстрее, чем говорим); антипатия к чужим мыслям; избирательность внимания; потребность в реплике.

М. И. Тимофеев выделяет следующие барьеры, мешающие эффективному слушанию:

  • 1. Трудность в сохранении внимания в течение долгого времени слушания.
  • 2. Установки и убеждения. У всех взрослых есть некоторые стереотипы, установившееся взгляды и убеждения. Большинство людей обладает врожденной способностью искажать информацию таким образом, чтобы она соответствовала их представлению о мире. Этот процесс называется "избирательным восприятием" и сопутствует слушанию.
  • 3. Отношение говорящего к человеку. Симпатии и антипатии к человеку всегда окрашивают воспринимаемое нами в позитивные или негативные тона.
  • 4. Настрой на тему, как на трудную, ставит подсознательный барьер у слушающего.
  • 5. Настрой на тему, как не новую.
  • 6. Оценка внешнего вида собеседника. Предубеждение к речи из-за того, что не нравится внешний вид собеседника, его одежда, манеры, голос.
  • 7. Отвлечение внимания. Это происходит всегда и самопроизвольно, мысли уходят в сторону:
    • из-за нерешенных проблем, собственных забот;
    • увиденного или услышанного;
    • возвращения к ранее сказанному;
    • подготовки вопроса к говорящему;
    • планирования своего выступления.

Можно добавить и другие факторы, мешающие слушать и делающие коммуникативный процесс менее эффективным:

  • отсутствие терпения: желание поскорее высказать свои собственные, как нам кажется, замечательные мысли;
  • леность мышления: не хочется утруждать себя вниманием к чужим мыслям, особенно если человека беспокоят свои проблемы;
  • отсутствие интереса: содержание речи говорящего либо сложно для восприятия, либо мысль не нова и т.д.;
  • негативная установка против говорящего ("Что нового может сообщить мне этот человек...");
  • поспешные выводы: прослушав лишь начало речи говорящего, слушатель сразу выносит категорическое суждение ("Ну, это мне уже давно знакомо...");
  • отрицательное эмоциональное состояние: неуравновешенность, возбужденность, раздраженность и т.п.;
  • обдумывание собственной речи или ответа: в то время как собеседник нам что-то говорит, мы заняты своими мыслями, обдумываем наш ответ, выступление и т.д.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что людям приятно с вами общаться. И конечно, умение слушать является залогом вашего успеха в бизнесе и любой жизненной ситуации.

  • См.: Лтватер И. Я вас слушаю: пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
  • Бишоф А., Бишоф К. Секреты эффективного делового общения. М. : Омега-Л, 2012.
  • См.: Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. ЛГУ, 1991; Мицич Я. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.
  • См.: Тимофеев М. //.Деловые коммуникации: учеб. пособие. М.: РИОР: ИНФРЛ-М, 2011.

ЛЕКЦИЯ 4

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО

ОБЩЕНИЯ

Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, успешного ведения переговоров, то есть залог успешного делового общения.

Умение слушать используется в деловом общении намного чаще, чем умение читать и писать вместе взятые, так как слушание занимает 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо 9%. Недаром древнегреческая мудрость гласит: «Нам даны два уха и только один рот, чтобы мы слушали больше, а говорили меньше». Однако, как показали исследования, только около 10% людей умеют выслушать собеседника. Практика преподавания в вузе показывает, что умение слушать отсутствует и у большинства студентов, что значительно снижает эффективность их обучения и в дальнейшем может помешать им в их профессиональной деятельности .

Большинство людей оценивают точность своего слушания на 70–80%. В действительности эффективность слушания у большинства людей составляет не более 25%, то есть 75% услышанной информации утрачивается (, с.86). Поэтому очень важно научиться слушать собеседника, усвоить принципы и приемы эффективного слушания. Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками.

5.1. Стили слушания. Манера слушать, как правило, не контролируется человеком. Она зависит от пола, психического склада, служебного положения, профессии.

Различают мужской и женский стили слушания. Для мужского стиля характерно внимание к содержанию разговора. Слушание длится 10-15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, мужчина перебивает собеседника словами: «Понятно. Дальше!» или открыто выражает несогласие. Мужчины любят слушать самих себя, склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

Для женского стиля слушания характерно большее внимание к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины внимательнее слушают говорящего, понимают его чувства, воспринимают его как личность, реже перебивают.

В особенностях мужского и женского стилей слушания скрыты причины того, почему женщины стараются уйти от крикливого начальника, а мужчины никогда не уволятся по этой причине. Если руководитель отдает распоряжения, объясняет задания грозным тоном или слишком громко, женщина может не понять, что он говорит, потому что воспринимает слишком эмоционально его интонацию, голос. Для мужчины все это не является препятствием.

Следует отметить, что название стилей слушания достаточно условно, так как мужской стиль может быть свойствен женщине, а женский мужчине.

Оба стиля слушания имеют как достоинства, так и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, помешать ему высказаться. Женский стиль тоже может быть малоэффективным в отдельных ситуациях. Поэтому чтобы научиться слушать, важно определить к какому стилю можно отнести свою собственную манеру слушать.

Обладателям недостатков мужского стиля можно посоветовать давать собеседнику время высказаться, проявлять больше доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.

Если слушателю свойствен женский стиль и он склонен излишне заражаться настроением говорящего и идти на поводу у его эмоций, то такому слушателю необходимо сосредоточиться на информационной стороне разговора. Для этого следует увеличить дистанцию между собой и эмоциональным собеседником, вслушиваться в смысл его слов, а не в интонацию.

5.2. Типы слушания. Различают несколько типов слушания. Основными являются рефлексивное (активное) и нерефлексивное (пассивное).

Нерефлексивное (пассивное) слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, демонстрируя при этом доброжелательность и поддержку. Оно дает собеседнику возможность высказаться, а слушателю узнать иную точку зрения, а затем – действовать, учитывая эту информацию. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Нерефлексивное слушание наиболее целесообразно в следующих ситуациях:

1) собеседник стремится высказать свою точку зрения, отношение к чему-либо, поскольку до этого не имел такой возможности;

2) собеседник активно проявляет свои чувства, хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные или положительные эмоции: обеспокоен, обижен, неудовлетворен, радостно возбужден;

3) собеседнику трудно выразить словами то, что его волнует, любое вмешательство в разговор создает для него еще большие трудности. Ему можно помочь лишь одной фразой: «Вас что-нибудь беспокоит?» или «У вас вид счастливого человека!»;

4) собеседник застенчив, неуверен в себе, ему легче «общаться» с техникой, чем с людьми. Часто это необходимо в беседах с подчиненными, так как люди не решаются высказаться перед начальством, боясь испортить отношения.

При нерефлексивном слушании нужно выражать свое понимание, поддержку, включенность в разговор кивком головы, доброжелательной улыбкой, наклоном корпуса в сторону собеседника, а также репликами типа «да-да», «так-так», «продолжайте, я вас слушаю», «понимаю», «правда?».

Однако в некоторых случаях нерефлексивное слушание бывает малоэффективным:

а) когда у собеседника желание говорить проявляется слабо или полностью отсутствует: он избегает открытого самовыражения или намеренно скрывает информацию;

б) когда есть опасность неправильного истолкования молчания как согласия. В этом случае надо сказать о своем несогласии честно и открыто, чтобы избежать недоразумений;

в) когда говорящий стремится получить более активную и весомую поддержку и одобрение;

г) когда пассивное слушание противоречит интересам слушателя, мешает его самораскрытию. Не стоит только из вежливости слушать бесконечную болтовню собеседника. В таких случаях можно сказать: «Я сейчас очень занят, извините!» или спросить: «Что же главное?», а затем мягко перевести разговор в нужное русло.

Когда нерефлексивного слушания недостаточно, следует перейти к рефлексивному (активному) слушанию . В процессе рефлексивного слушания слушатель активно вмешивается в речь собеседника, помогает ему выразить свои мысли и чувства, создает благоприятные условия для общения, обеспечивает правильное и точное понимание собеседниками друг друга.

При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь , которая позволяет устранить искажения информации, продемонстрировать сопереживание, желание помочь.

5.3. Приемы рефлексивного (активного) слушания. Специалисты в области общения выделяют четыре приема установления обратной связи, которые называются приемами рефлексивного (активного) слушания : выяснение или уточнение (расспрашивание), перефразирование, отражение чувств собеседника и резюмирование.

Прием выяснения или уточнения (расспрашивания) необходим при возникновении недопонимания или двусмысленности. Нейтральные выясняющие вопросы приглашают собеседника, высказать свою мысль более конкретно, подбирая при этом другие слова. При этом недопустимы выражения типа «Говорите понятнее!». Пользуясь этим приемом, надо стараться не задавать вопросов, требующих односложного ответа (да, нет), так как это сбивает человека, он начинает ощущать, что его допрашивают. При уточнении эффективны следующие фразы: Извините, я не совсем понял…; Тогда объясните это более подробно; Повторите, пожалуйста, … ; Что из этого следует?; Что вы имеете в виду?; Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?

Перефразирование – это выражение мысли говорящего, но другими словами. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно восприняты слова собеседника. Перефразирование помогает и собеседнику, так как у него появляется возможность увидеть, правильно ли его понимают, и при необходимости внести уточнения. Перефразирование позволяет отделить смысл от эмоций. Однако, при использовании данного приема не следует перебивать собеседника, нужно подождать, когда говорящий сделает паузу и собирается с мыслями. Перефразирование можно начать словами: Вы думаете, что …; Если я не ошибаюсь, вы этим хотите сказать, что…; Другими словами, вы считаете, что…; Если я вас правильно понял, то…; Насколько я мог вас понять…; Значит, с вашей точки зрения…; Как я вас понял, из этого следует, что … .

Обычно перефразирование используется только для выделения существенных, главных мыслей партнера.

При отражении чувств собеседника основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий. Этот прием предполагает отражение эмоций, которые сообщение вызывает у слушателя. Обычно они выражаются невербальными средствами. Особенно важно использовать этот прием, когда заметно несоответствие между словами человека и невербальными сигналами, которые он посылает. Отражение чувств помогает и говорящему более точно осознать свое эмоциональное состояние. Задача слушающего - показать собеседнику, что его понимают и чувства разделяют или нет. Но даже если слушатель не разделяет чувств говорящего, целесообразно продемонстрировать ему свое сочувствие. Для этого подойдут фразы: Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, оскорбленным, задетым, огорченным)…; Вы вроде бы огорчены…; Мне кажется, что вы чувствуете…; Вероятно, вас это очень расстроило…; Представляю, как вам тяжело…; Я вижу, как вы переживаете…; Я понимаю ваши чувства, но не разделяю их…; Любой бы на вашем месте огорчился…; Похоже, ситуация была довольно печальной, не так ли?; Чувствую, вы начали беспокоиться. Это так?; Вас, как я понимаю, обрадовало происходящее?

Отражая эмоциональное состояние говорящего, необходимо учитывать степень интенсивности его чувств; при этом используются слова: несколько, немного, совершенно, очень, сильно и т. п. Для понимания чувств собеседника важно следить за выражением его лица, движением рук, позой, телодвижениями, интонацией и той дистанцией, которую он устанавливает с партнером по общению. При этом нужно использовать эмпатию, то есть «вчувствование» в другого человека.

Отражение чувств собеседника предполагает наличие у слушателя психологической культуры, тактичности и деликатности, умения показать искреннее сочувствие.

Резюмирование – это подведение итогов основным мыслям собеседника. При резюмировании, в отличие от перефразирования, из целой части беседы выделяется только главная мысль. Подводя итоги сказанному, партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты. Такой прием особенно уместен во время дискуссии, на деловом совещании, конференции, переговорах, то есть в ситуациях, когда высказано много точек зрения, конструктивных предложений и необходимо восстановить суть проблемы, подытожить сказанное. Это создает уверенность в правильном восприятии сообщения и позволяет предотвратить конфликт, когда отсутствует единая точка зрения. Подытожить основные идеи и чувства можно с помощью следующих фраз: Таким образом, вы считаете, что …; Итак, вы предлагаете …; Если подвести итог сказанному вами, то …; Насколько я понял, ваша основная идея заключается в том, что…; Обобщая то, что вы сказали…; Если теперь обобщить сказанное вами, то…; Вашими основными идеями, как я понял, являются… .

Резюмирование полезно также тогда, когда результатом разговора должны быть какие-либо действия со стороны слушающего.

5.4.Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника. К сожалению, многие участники делового общения не умеют слушать своих партнеров. Рассмотрим ошибки, которые чаще всего мешают услышать и понять собеседника.

Критика – преждевременная оценка услышанного, когда собеседник еще не закончил говорить. Если человек дослушает говорящего до конца, у него, как правило, пропадает желание критиковать.

Защитная реакция – стремление собеседника перейти в контратаку, как только он услышит что-то, не совпадающее с его точкой зрения, с чем он не согласен.

Полемика – стремление подвергнуть сомнению и оспорить каждую услышанную фразу, вызванное желанием доказать свое превосходство. Если говорящему придется доказывать свою правоту после каждой сказанной им фразы, вряд ли склонный к полемике слушатель сможет понять, что же ему хотели сказать.

Советы, даже когда они даются из лучших побуждений, ограничивают свободу говорящего, что может снизить активность участников диалога. Не всегда озвученная проблема – это просьба дать совет, как ее решить. Поэтому предлагать свои советы нужно только тогда, когда об этом попросят.

Концентрация внимания на самом себе – это стремление в своих ответах на чье-то сообщение перевести разговор на себя, свое мнение и свои интересы, которое свидетельствует о желании доминировать, а не слушать. К такому слушателю вряд ли обратятся еще раз.

5.5. Правила эффективного слушания. Обобщая изложенное, можно сформулировать следующие правила эффективного слушания :

    сосредоточьтесь на теме разговора, сконцентрируйтесь на

человеке, который говорит с вами, забудьте о своих проблемах, следите за ходом мысли собеседника. Помните, что скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи, поэтому проявите терпение;

    обращайте внимание не только на слова, но и на мимику,

жесты, позу говорящего, его интонацию, громкость и темп речи;

    настройтесь положительно по отношению к собеседнику,

даже если он вам неприятен; старайтесь сдерживать свои эмоции;

    сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как

расслабленность мешает внимательно слушать;

    слушайте с интересом: чаще улыбайтесь, кивайте головой,

смотрите собеседнику в глаза и поддакивайте; это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником;

    не прерывайте собеседника, дайте ему возможность

высказать свою мысль до конца; не смотрите на часы, не делайте нетерпеливых жестов;

    во время беседы не смотрите на посторонние предметы и

не теребите их в руках – это отвлекает, нервирует собеседника. Слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза, так как женщины больше мужчин подвержены обратной связи;

    покажите говорящему, что вы его понимаете, используя

приемы рефлексивного слушания;

    не отвлекайтесь, не отклоняйтесь от темы беседы; во время беседы выделяйте главные мысли говорящего; во

время пауз в разговоре постарайтесь мысленно обобщить услышанное;

    старайтесь сопереживать говорящему, попытайтесь встать

на его место, используйте прием отражения чувств собеседника;

    не давайте оценок услышанному; не спешите с оценкой

результатов беседы; выслушайте все до конца, а потом оценивайте.

Таким образом, соблюдение основных правил эффективного слушания и использование уместных в определенной ситуации приемов нерефлексивного и рефлексивного слушания позволяют сделать деловое общение более эффективным.

Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз в разговоре надо спрашивать себя, что в данном случае для нас важнее: что говорится собеседником или как говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, какие чувства (нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие и др.) испытывает ваш собеседник. При слушании очень важно давать ему обратную связь. Обратная связь может выражаться как а) отражение чувств говорящего, и б) отражение информации.

У каждого из нас есть пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное) внимание. Пассивное внимание связано с врожденным рефлексом, подсознательной реакция на новое и необычное, а активное - это внимание, достигаемое усилием воли и преследующее определенную цель: размышление, понимание или запоминание. Собственные мысли человека и внешние помехи отвлекают внимание собеседников тем незначительнее, чем важнее и интереснее информация и сам собеседник. Пассивный слушатель - это как пустое ведро, а активный - насос, который методом вопросов выкачивает из партнера информацию. Можно выделить следующие виды слушания:

Активное,

Пассивное,

Эмпатическое слушание.

Активное слушание (рефлексивное) - это слушание, при котором происходит рефлексия, то есть осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков. Оно представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений, выделение из речи говорящего законченных предложений (и слов, подчеркиваемых самим собеседником), а также оценка услышанного, включающая отделение фактов от мнения собеседника.

Пассивное (нерефлексивное) слушание - это умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник проявляет глубокие чувства, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Здесь важно просто слушать его и давать понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Общение сложится лучше, если вы будете повторять, проговаривать сказанное партнером. Вместо «да» можно повторить, ничего не изменяя, какое-то слово или фразу.

Лучше всего в этом случае действуют простые короткие Фразы: «Угу», Да - да», «Конечно», «Ну и ну!» и т.п. Подкрепить «ага - угу» можно простым кивком. Этими короткими словами вы покажете собеседнику, что вы следите за рассказом.

Разумеется, вы можете спросить: как же постоянно повторять «да», если на самом деле я не согласен с точкой зрения, которую излагает собеседник? В данном случае не обязательно воспринимать «да» как знак согласия, это просто подтверждение неослабевающего внимания слушателя. «Да» ведь не всегда означает «Да, согласен», оно может также означать и «Да, понимаю», «Да, слушаю».

Не надо молчать, так как глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного это раздражение; будет усиливаться.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок, предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо дать помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - это не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» - не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит, «не закрывая рта», и ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать собеседника междометиями, «да-да», «угу», кивать головой.

Приемы активного слушания

Активное (рефлексивное) слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, активное участие в разговоре. Оно представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений.

Приемами активного слушания являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания уточняющих вопросов. Понять реальное значение сообщения можно с помощью следующих видов рефлексивных вопросов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

1. Выяснение представляет собой обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил для того, чтобы более точно понять его. При этом мы используем фразы типа: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это» и т.п. Формулирование уточняющих вопросов-утверждений помогает лишний раз убедиться, что вы правильно поняли основную мысль собеседника. Или же собеседник сможет сформулировать, почему он так говорит.

2. Перефразирование состоит в адресовании говорящему его сообщения словами слушающего. Перефразируйте то, что сказал ваш собеседник. Это будет полезно для общения, хотя на самом деле вы просто повторите идею партнера. Цель состоит в том, чтобы с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность нашего понимания его информации, то есть собственная формулировке сообщения человеку для проверки его точности: «Если я правильно вас понял», «Ты думаешь, что...», «По твоему мнению...», «Таким образом, ты хочешь сказать...», «Другими словами, ты имел в виду...», «Как я понял вас, вы...»

Можно подвести некоторую черту под услышанным: «Итак, насколько я понял, ты хочешь поступать именно в театральный институт». Перефразирование помогает снять проблемы недопонимания, которые могут возникнуть в разговоре. Партнер может подтвердить, что вы правильно его поняли - тем самым между вами установится еще лучший контакт. Если же окажется, что он неверно донес до вас свои идеи, то он повторит их и далее будет выражать свою мысль более точно и однозначно: «Нет, не обязательно туда, но я хочу и дальше заниматься музыкой и танцем».

3. Отражение чувств . При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на отражении эмоционального состояния собеседника при помощи фраз: «Вероятно, ты чувствуешь...», «Ты расстроен», «Мне кажется, вы очень взволнованы этим», «То есть ты думаешь, что он специально сделал это, чтобы тебя обидеть?» и т.д.

Отражая чувства другого, мы показываем, что понимаем его. Приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет наши чувства, не обращая особого внимания на содержание речи. Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, оказывается в состоянии проанализировать причины проблемы и увидеть выход из ситуации.

4. Резюмирование . При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего. Оно уместно при обсуждении разногласий в конце разговора, при завершении беседы, в конце продолжительной беседы, телефонного разбора, а также в ситуациях регулирования конфликтов, при решении каких-то проблем. «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если подытожить все сказанное, ...». Резюмирование позволяет соединить фрагменты Разговора в смысловое единство, акцентировать главные выявить противоречия, помогает говорящему понять, хорошо ему удалось передать свою мысль.

Это более творческий уровень активного слушания: вы не просто подтверждаете и резюмируете идеи партнера, но и развиваете их дальше. Возможно, собеседнику удастся вывести какие-то логические следствия из идей партнера: «Если исходить из того, что ты сказал, то точные науки тебя больше не интересуют - значит, гуманитарные?»

Вообще, резюмирование и постановка уточняющих вопросов-утверждений важны еще и потому, что мы не всегда способны сделать адекватные выводы на основе того, что мы слышим от партнера. Очень часто неадекватно воспринимаются именно причины высказывания, люди чаще всего не определяют истинных причин поведения и высказываний друг друга, а приписывают партнерам те причины, которые им самим кажутся логичными.

Применение этих приемов активного слушания позволяет обеспечить адекватную обратную связь, и у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно вами понята.

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда партнер по общению равен вам или сильнее, а также в конфликтных ситуациях, когда он ведет себя агрессивно или демонстрирует своё превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому и настроить собеседника на разговор.

Приёмы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние вашего собеседника.

Умение активно слушать собеседника - дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд. Неслучайно в ряде стран созданы курсы для руководителей по повышению квалификации в умении слушать собеседника. Например, лекции и семинары Я. Стила, специалиста проблемам слушания, преподающего в университете штата Миннесота, посещают сенаторы и члены конгресса видные бизнесмены и тысячи служащих корпораций.

Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ему надо только одно - успокоиться, овладеть собой и только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает пассивное слушание.

Правила эффективного слушания

Эффективно слушать для многих представляет значительную трудность, которую усугубляют различные помехи, часто возникающие между партнерами по общению.

Это может быть: температура воздуха в помещении, шум, разговоры посторонних лиц, опоздание кого-то и т.д. Также влияет усталость собеседника, следовательно, более эффективно проводить встречи в первой половине дня.

Как научиться эффективно слушать? Это достигается тем тренировок и использования специальных методик эффективного слушания.

Слушай со вниманием,

Слушай - не болтай,

Слушай, что человек

Может сказать,

Не может сказать,

1. Будьте внимательны к собеседнику. Повернитесь к нему лицом, поддерживайте визуальный контакт. Поза и жесты должны говорить о том, что вы слушаете. Межличностная дистанция должна быть удобной для общения обоим партнёрам. Используйте позу активного слушателя - корпус тела наклонен к собеседнику, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше и т. д.

2. Полностью концентрируйте свое внимание на собеседнике. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Слушание требует сознательной концентрации внимания. Обращайте внимание не только на вербальный компонент (слова), но и на невербальный (позы, мимику, жесты, дистанцию).

3. Старайтесь понять не только смысл слов собеседника, но и его чувства.

4. Если вам неясно, о чем говорит собеседник, вы должны дать ему понять это, используя активное слушание, путем постановки уточняющих вопросов. Проверяйте, правильно ли вы поняли слова собеседника (с помощью выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования).

5. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать.

6. Не давайте оценок. Даже положительные оценки могут быть барьером. А любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает чувство неуверенности и настороженность в общении.

Использование перечисленных приемов и советов поможет вам улучшить свою способность слушать любых людей.

Ошибки слушания

Во время общения с собеседником нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие:

1. Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

2. Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

3. Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

4. Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего, нужно установить, чего хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме, и назовите чувства, которые возникали у вас в таких случаях. Хотелось ли вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы для вас важны и значимы? Возникало ли у вас ощущение доверительности общения, ощущение, что вас слушают внимательно и вы нужны своему партнеру?

2. Были ли другие случаи, когда кто-то слушал вас таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, а после разговора с ним возникало чувство облегчения, осознания собственной значимости?

3. Как вы думаете, большинство людей при разговоре предпочитают слушать или говорить?

4. Давайте подумаем, зачем мы рассказываем друзьям или близким о своих проблемах.

Может быть, для того, чтобы выслушать совет, как нам вести себя в сложившейся ситуации? Или для того, чтобы нас оценили, одобрили наши действия? Или, может быть, для того, чтобы услышать, как бы повел себя собеседник в сложившейся ситуации?

5. Выполните упражнение «Иностранец и переводчик»

Вгруппе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой - переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего к ним гостя. «Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляется публике. Журналисты задают ему вопросы, на которые он отдает на «иностранном» языке. На самом деле всё упражнение проходит на русском языке. Задача переводчика - кратко, сжато, но точно передать то, что сказал иностранец. Таких пар в упражнении может участвовать несколько. В конце обсуждается, кто из переводчиков наиболее точно выполнил инструкции и кто больше всех понравился.

6. Проанализируйте на сколько вы умеете слушать.

Тест «Умеете ли вы слушать»

Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе. «Так бывает почти всегда» - 2 балла, «в большинстве случаев» - 4 балла, «иногда» - 6 баллов, «редко» - 8 баллов, «почти никогда» - 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы «свергнуть» беседу в тех случаях, когда тема и собеседник неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнёра по общению?

3. Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?

5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

8. Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

Анализ результатов:

Вы могли набрать от 20 до 100 баллов. Чем больше полученная сумма баллов, тем в большей степени развито у вас умение слушать собеседника.

Результат более 62 баллов свидетельствует о том, что вы слушатель «выше среднего уровня».

7. Выполните упражнение «Активный слушатель»

1. Выполняется студентами в тройках. Во время упражнения два студента беседуют, а третий выступает в роли наблюдателя-«контролера» и дает им обратную связь после выполнения задания. Темы для беседы выбираются студентами, можно предложить следующую: «Какими главными качествами надо обладать, чтобы иметь много друзей?». Прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, студенту необходимо повторить то, что сказал собеседник, используя приемы активного слушания.

2. Возможен следующий вариант упражнения - «Умение слушать».

Упражнение выполняется в парах. Первый студент должен в течение 2-3 минут кратко рассказать другому свою автобиографию. Второй студент в нескольких предложениях излагает содержание того, о чем говорил первый и рассказывает свою автобиографию, а первый кратко ее пересказывает.

8.Выполните упражнение «Хороший ли я слушатель?»

Каждому студенту надо заполнить таблицу, записав в графы частоту проявления (часто, редко или никогда) в своём общении указанных признаков хорошего слушателя. Упражнение выполняется в парах.

Сейчас вы попробуете оценить себя по признакам хорошего слушания. Сначала за вас это сделает ваш друг (может быть, сосед по парте), заполнив свои графы в таблице, а потом оцените себя вы сами. Далее сравните и обсудите получившиеся результаты.

Таблица

Самостоятельная работа.

Сочинение-миниатюра «Умение смотреть и видеть, слушать и слышать в общении».

Рассказать друзьям