Что сделать чтобы умереть. Легких и надежных способов самоубийства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Привет! Наверняка, ты читаешь эту статью, потому что ищешь способ, как покончить жизнь самоубийством.

Как сделать это правильно? Какие способы покончить с собой существуют?

Об этом наша статья.

Способ первый и самый известный.

Как покончить с собой. Второй способ.

Я уже слышу гневные высказывания типа: «Я ищу, как покончить жизнь самоубийством!

Зачем мне ваше христианство?» И все же, я предлагаю тебе дочитать эту статью до конца – ты ничего не потеряешь, но возможно, приобретешь новое понимание жизни.

Евангелие от Матфея 16 глава 24-26 стихи:

Эти слова Христа были обращены не только к апостолам, но и к современным верующим.

Что же в учении Иисуса привлекает людей так, что они готовы быть верными до конца? Это любовь Бога к людям, безусловная, распятая на кресте ради прощения грехов человечества.

Иер.33:3 воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

Говорит Бог!

В чем смысл жизни

Безболезненность. Миф! Ложь! Мучения перед кончиной поистине адские. Судите сами – чуть ниже немного информации на эту тему.

Кстати, именно ад ждет убийц, которые, согласно Библии,

«Царства Божьего (то бишь рая – прим.) не наследуют»
(1-е Кор.
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как псу живому лучше, нежели мертвому льву.»
(Библия, Екклесиаст 9-4) Просим прощения за лирическое отступление.

Как безболезненно умереть

Итак, самоубийство и христианство – можно ли умереть безболезненно и без последствий?

1. Совершая самоубийство, вы ставите себя на место Бога, распоряжаясь своей судьбой.

«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет»
(Библия, кн. пророка Аввакума 2:4) 2. Суицид – это нарушение данной Творцом заповеди «не убий», убийство самого себя.
«… убийц, чародеев, … идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.»
(Библия, книга Откровения 21 гл.

Когда «завтра» не сулит радости, а грозит продолжением безнадежной тоски, боли, одиночества. Когда эти чувства разъедают изнутри, оставляя существовать пустую моргающую оболочку, которую зовут твоим именем.

Когда последняя просьба к этому миру – узнать, как умереть быстро и безболезненно? Может, он сошел с ума, или спит, или вовсе уже умер и все ему только кажется… Так почему же возникает желание умереть?

Физическое выражение звуковика – его тело – воспринимается им как бремя, клетка, проклятье.

Как быстро и безболезненно умереть (Интервью врача)

А стремительную смерть при отравлении вы в своей практике встречали? Для того чтобы фактически не бывает, что человек отравился, родные пришли домой, а он уже погиб.

Он либо сам приведёт к Скорой помощи, по причине того, что, наконец, осознает, какую глупость он сделал, либо его застанут родные люди, и они приведут к помощи. Какие конкретно меры принимают работники Скорой помощи, в то время, когда приезжают по вызову к отравившемуся человеку?

В первую очередь, делается промывание.

Как умереть без боли

Как умереть без боли

Как безболезненно умереть?

Что делать?

Никто из нас не сможет избежать физической смерти.

Но можно получить прощение грехов, жизнь с Богом в вечности и радостную жизнь для Господа Иисуса Христа уже здесь, на земле.

Все, что нужно для этого – искреннее доверие Богу!

Вот примерная молитва, которой ты можешь помолиться (Богу важны не точные слова, а состояние твоего сердца). Молись вслух:

Как можно убить себя быстро и без боли

Дочитай до конца и посмотри все видео!

У нас интересно!

Бесплатный звонок для Россиян!

Супер ПЕСНЯ — «ЖИТЬ» — поют известные певцы!

Видео 10 минут для отчаявшихся покончить жизнь самоубийством!

Ничто не равняется Божиим щедротам, ничто не превышает их. Посему кто отчаивается, тот самоубийца.

Преподобный Серафим Саровский

Святой прожил праведную жизнь и раскрыл в себе образ Божий, стал как Бог!

Как можно умереть безболезненно?

Я очень понимаю ваши мысли (хотя вы и думаете, что никто вас не поймёт), потому что я тоже был мрачным чуваком, который только и думал, как бы выпилиться поудачнее.

Сейчас я во многом счастливее. Да, вы научитесь чувствовать радость.

Ты ищешь лучший способ самоубийства? Поиску ответа на этот вопрос многие озабочены!. Разыскивая и копаясь на просторах интернета ища способы покончить с собой, как безболезненно умереть, как подготовиться и какой момент выбрать и т. д. Но вы не найдете одного – правдивой информации о том, что ждет вас! А будет то, что исправить нельзя! Вы в отчаянии, в безвыходной ситуации, поверьте — это только в вашем воспаленном мозгу, в расстроенном воображении! Ситуация тупиковая в голове вашей, не спеши отчаиваться! Скажи; Господь Иисус помоги мне, успокой меня, возьми мою жизнь в свое управление! Доверьтесь Ему и не ищите лучший способ самоубийства, так как эти мысли от дьявола — он человека убийца, так как мы люди венец творения Божия, он на нас отрывается и ищет всякие способы коварства. Встань под защиту Иисуса Христа!

Как покончить с собой?

Понятное дело что вы оказались в безвыходной ситуации и поэтому в безнадеге ищите: как покончить жизнь самоубийством! Но это крайность какая то не здоровая, мысли, навязчивая идея: как осуществить лучший способ самоубийства? Это от врага душ человеческих!

Не разыскивайте способы самоубийства, а ищите горнего, о горнем помышляйте! Встаньте на колени и молите Иисуса Христа о помощи, о прощении!

Все без исключения способы самоубийства – это ужасная картина …., адская боль предсмертной агонии самоубийцы и поломанные жизни ваших родных и близких людей. Если идея самоубийства живет в вас, то освободить от навязчивых мыслей самоубийства может только Бог. Так как Он сотворил все как внешне, так и внутреннее! Когда Господь покрывает Своей рукой и ты начинаешь жить уповая на Него и ходя в правде Его, то врагу места в тебе не остается (неправды, греха), так как кровь Иисуса Христа омывает грехи каждого верующего!

Красивая смерть или как покончить с собой правильно.

Может ли смерть быть красивой? Можно ли покончить с собой, не разрушив жизни тех людей, которым вы дороги? Оставьте плохую затею!

Есть жизни путь и он прекрасен, земле! В личных отношениях с Иисусом Христом, с Его церковью!

Вот что говорит Господь, Иисус Христос; 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30) Пригласи в жизнь Иисуса Христа в молитве! Читай новый завет! Живи с Богом, в правде Его!

Библия говорит нам о том, что здесь на земле, надо доверить жизнь Христу, чтоб быть по истине счастливым! Иной удел у тех, кто живет без Христа — поэтому, отчаяние, безнадега и горе и в будущности тьма!!!

Лучший способ покончить с собой?

Забудь! Лучше доверьте свою жизнь Богу, здесь! Сделайте это, испытайте Его! У Бога есть для вас прекрасный путь.

Приходилось ли вам по долгу работы иметь дело с самоубийцами? Какие конкретно методы самоубийства они значительно чаще применяют?

Я более 35 лет работаю доктором-реаниматологом, а до этого трудился доктором на Скорой помощи. За это время, особенно в период работы на Скорой, с самоубийцами сталкивался довольно часто, по большей части с теми, кто постарался себя отравить. Значительно чаще из способов самоубийства видится как раз отравление.

Многие считаюм, что отравление это самый легкий и наименее болезненный метод ухода из жизни. Пологаю, что человек заснет, и в таком виде его отыщут те, кому это суицид предназначалось. В то время, когда потом расспрашиваешь девушку, пробовавшую наложить на себя руки, то она поведает, что воображала себя или в виде Офелии, или как на полотнах живописцев ренесанса: красивое тело в прекрасных цветах лежит в прозрачной воде

В действительности, чем бы ни травился человек, он не умирает в одну секунду. Человека заметят далеко не в таком красивом виде, как он думал. Он будет лежать в собственной рвоте и испражнениях это случится в обязательном порядке! По причине того, что организм будет расслабляться, контроль функций утрачиваться: расслабятся сфинктеры, выльется моча, выйдет кал, еще успеет случиться рвота либо отправится пена изо рта. И все это будет совсем не эстетично. В подавляющем большинстве случаев картина предстанет ужасная.

А при отравлении прижигающими жидкостями (уксусной эссенцией, щелочами, кислотами) это еще и обожженный рот, полосы на лице и мучительное умирание: умирают эти люди долго, пара часов, а кое-какие и дни в сверхтяжелых страданиях.

А стремительную смерть при отравлении вы в своей практике встречали?

Для того чтобы фактически не бывает, что человек отравился, родные пришли домой, а он уже погиб. Он либо сам приведёт к Скорой помощи, по причине того, что, наконец, осознает, какую глупость он сделал, либо его застанут родные люди, и они приведут к помощи.

Какие конкретно меры принимают работники Скорой помощи, в то время, когда приезжают по вызову к отравившемуся человеку?

В первую очередь, делается промывание. Существует такое правило: нельзя привезти в поликлинику больного с непромытым желудком.

Промывание делается так: больной укладывается на бок, на кушетку. Через рот вставляют зонд, а дабы человек не закусывал его, имеется особый роторасширитель и другие приспособления. Руки укладывают за спину. Один мой фельдшер больше любил руки чем пациентов связывать. Это не было насилием, он их давал предупреждение, что будет связывать. Дабы больной непроизвольно не выдернул зонд, а то придется все затевать опять и напрасно мучиться. Больные в большинстве случаев будут в таком состоянии, что легко соглашаются.

Промывание делают простой холодной водопроводной водой- . Вливают как минимум 10 литров посредством зонда и воронки. Человек мёрзнет, у него озноб, его трясет. Но на это замерзание приходится идти, поскольку тепло увеличивает скорость всасываемости ядовитых веществ. Воронка опускается вниз и через данный же зонд вода вытекает.

Промыли, отвезли в поликлинику. Дальше требуется сложное лечение. Кое-какие яды выводятся при помощи диализа неестественной почки. Имеется яды, для которых нужна другая аппаратура и другие лечебные мероприятия особая внутривенная терапия, к примеру.

Имеется яды жирорастворимые, каковые попали в сальник, при таких условиях бессмысленно промывать кишечник. Тогда делают перитонеальный диализ: протыкают дырочку в брюшной полости, в том направлении запускается жидкость (на 20 мин. час) и оттуда она выводится.

В случае если случилось отравление прижигающими жидкостями, значит, имеется отек гортани. Дабы спасти человека, необходимо делать трахеостому: разрезают горло, вставляют трубку в трахею.

При некоторых диагозах требуется неестественная вентиляция легких. Вставляется трубка либо через рот либо через ноздрю, проводится в трахею, и человек дышит не сам, а за счет находящегося снаружи аппарата.

Кое-какие яды приводят к замедлению работы сердца. Тогда ставится кардиостимулятор.

По большому счету о слове яд распространено большое количество мифов. К примеру, в случае если в романах говорится о ядах, то довольно часто тут же идет обращение о противоядиях (антидотах). Но большая часть ядов не имеют противоядия, и спасение человека, отравившегося ядом, требует вот для того чтобы сложного комплексного лечения. Все это и сложно, и дорого. На лечение отравленного человека при применении детоксикационных препаратов затрачивается до 40 тысяч долларов в день.

Человека по окончании отравления спасли, какие конкретно вероятны последствия для его здоровья?

Различные. В случае если человек отравился ядом, разрушающим клетки, то последствия будут зависеть от того, сколько клеток погибло от кислородного голодания. И от того, как быстро была оказана опытная помощь.

Так устроен наш организм, что он прежде всего снабжает кислородом крайне важные органы мозг и сердце, другие органы сейчас смогут пострадать. В первую очередь, печень и почки, поскольку через них выводятся все вещества, а также и яды.

К примеру, в случае если пострадали почки, человек продолжительное время будет ограничен в количестве принимаемой жидкости, ему нужно будет соблюдать особую диету, как говорится, прощай, мясо.

В случае если пострадала печень, человек не сможет больше принимать алкоголь. Кроме того в праздник бокал шампанского будет для него запрещен. И не вследствие того что будет очень сильно пьянеть, нет, он опьянеет как в большинстве случаев, но в следующие дни печень у него будет не хорошо работать, организм еле будет переваривать пищу, начнется понос, тошнота, чувство тяжести в желудке

В случае если была поражена нервная система, у человека может нарушиться зрение, долго может двоиться в глазах; не редкость, нарушается сон.

В случае если прижигающие жидкости сожгли гортань, трахею, то в зависимости от того, какие конкретно там рубцы появились, время от времени приходится проводить большое количество операций, делать расширение пищевода и т. д.

Кое-какие яды разрушают зубы. Бывают яды, каковые меняют цвет кожи и делают ее хуже.

А каковы последствия для тех, кто пробовал повеситься?

В случае если человек умирает при повешении дома, он умирает весьма мучительно. Но, как это ни необычно, повешенных также выручают, не все они умирают. А вот последствия повешения смогут быть сверхтяжелыми, потому, что повешение ведет к отеку и кислородному голоданию головного мозга. Как раз недостаток кислорода в какой-то период может оказать весьма сильное повреждающее воздействие, и неизвестно восстановятся функции либо нет.

Может иметь место утрата памяти, утрата цветного зрения, нарушения слуха, неврологические нарушения по окончании оживления человека смогут быть сильными. Человек возьмёт очень низкий уровень качества жизни если сравнивать с тем, что у него было. Какие-то функции смогут быть всецело потеряны, а какие-то будут долго восстанавливаться.

Другими словами полностью хороших, эргономичных, безболезненных способов самоубийства не существует. Все они сопряжены с громадными страданиями, значительно чаще человек выживает, но уровень качества его жизни ухудшается.

Суицид — термин, введенный врачом и философом Томасом Брауном в работе «Религия врача» 1642 г. Он образовал слово от латинского sui (себя) и caedere (убивать).

Россия, согласно данным ВОЗ за 2013 год, находится на 11 месте среди всех стран в мире по количеству самоубийств на 100 тысяч человек населения. По официальным сведениям — число суицидов в стране 19,6 на 100 тыс. человек, то есть около 28-30 тысяч человек в год кончают жизнь самоубийством, что сравнимо с количеством жертв ДТП на дорогах страны — около 28 тысяч человек в год.

В мире, по официальной статистике ВОЗ, ежегодно прощаются с жизнью около 1,1 млн жителей планеты, по неофициальным же данным — ежегодное количество состоявшихся самоубийств в мире свыше 4 млн. Столь высокие цифры неофициальных данных связаны с тем, что множество «завуалированных» суицидов (то есть не имеющих прямых доказательств того, что это был добровольный уход из жизни) фиксируется как несчастные случаи. Кроме понятия прямого суицида есть и такое, как «скрытый, латентный суицид». Он заключается в саморазрущающем поведении: пренебрежение ППД, правилами безопасности при занятиях экстремальными видами спорта, курение, наркомания, алкоголизм, отказ от медицинской помощи при серьезных заболеваниях, ряд врачей выделяют также антисоциальное поведение, неврастению, психозы, аскетизм, поездки в страны, где идет война, ведение опасного бизнеса.

Псевдосуицид, или парасуицид подразумевает демонстративную попытку лишения себя жизни не с целью прекращения жизни, а с целью привлечения внимания окружающих.

«Отечественные исследователи подразделяют суициды на три основные

группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид

направляется желанием умереть. Он не бывает спонтанным, хотя иногда и

выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует

угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из

жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

Другой особенностью истинного суицида являются размышления и

переживания по поводу смысла жизни. Демонстративный суицид не связан с

желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы»»

«Наиболее распространенными видами аутодеструкции (от греч. аutos – сам) являются физическое

уничтожение человеком самого себя (суицид) или разрушение личности

вследствие алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д. Деструкция,

направленная вовне, может иметь целью:

уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое,

которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм, разрушение

личности;

разрушение социума или определенных общественных отношений:

террористический акт, революция, государственный переворот;

разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и

других произведений искусства (вандализм), а также природной среды.

Деструкция может являться конечной целью деятельности человека»


Мужчины кончают жизнь самоубийством по разным данным в 4-6 раза чаще, чем женщины. Женщины в 4 раза чаще пытаются покончить с собой. По сведениям на 2003 год — российские мужчины в 6 раз чаще женщин совершали законченный суицид. Средний показатель добровольных уходов из жизни по стране тогда составлял — 38 человек на 100 тысяч, надо заметить, ВОЗ считает пересечение рубежа в «20» — критическим. И на данный момент в России атмосфера хоть и улучшилась, исходя из картины официальных статистических данных, однако все равно находится на опасном критическом рубеже.

В 2003 году в России наибольшее количество суицидов совершали мужчины в возрасте 45-54 года. Основными провоцирующими самоубийства факторами, по мнению специалистов, были депрессия и алкоголизм. Распространенность самоубийств сейчас велика среди категории мужчин среднего возраста (40-50 лет) и женщин пожилого возраста (70-85 лет).

Больше всего самоубийств совершается весной; в полнолуние; вечером. Среди профессий самые «подверженные риску суицидов»: музыканты, медсестры, финансисты, зубные врачи, психиатры, библиотекари, женщины-врачи. Неизменно высок уровень самоубийств среди безработных граждан, не имеющих образования, или имеющих неполное высшее образование.

Удовлетворительное материальное положение было у 44 % самоубийц, неудовлетворительное — у 56 %. Реже кончают с собой люди состоящие в браки, чаще — потерявшие близкого человека, разведенные.

Что касается психического статуса, то многие из самоубийц (60 %) страдали депрессией и психическими заболеваниями, однако если раньше считалось, что исключительно «психи» могут совершать суициды, то сегодня данные говорят о немного другой картине. 12-15 % официального психиатрического диагноза не имели, а еще 20-25 % (по другим данным - 50 %) совершили суицид в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По мнению ряда психиатров — люди, совершающие суицид или попытку суицида изначально находятся в измененном состоянии психики, которое можно приравнять к постоянному либо временному безумию.

ВОЗ насчитывает до 80 способов самоубийств, «самый популярный» — повешение. Об остальных и подробностях не будем.


Закон о запрете пропаганды суицида. Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года предусматривает возможность запрещения распространения информации на территории РФ о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

«Роспотребнадзор заблокировал 3949 интернет-страниц с ноября 2012 года, когда вступил в силу закон о запрете пропаганды суицида, сообщается на сайте надзорного ведомства. Всего Роспотребнадзор проверил 4103 интернет-страницу на содержание пропаганды самоубийств»

— из новостей с сайта «Русская планета», март 2014 года

Однако несмотря на ограничения в распространении информации, сведения о способах самоубийств, инструкции в деталях с дозировками и все последствия, а также «сообщников» по несчастью все еще можно найти на множестве сайтов, с соответствующей тематикой, которые появляются как грибы после дождя. Например, в Википедии есть статья «Способы самоубийств» (надеюсь, взрослые и уравновешенные люди читают). Даже на сайтах с очень созвучными самому поступку названиями — полно информации, есть форумы, где потенциальные суициденты (люди, проявляющие суицидальное поведение) лениво общаются за жизнь, и если сами не собираются уходить на тот свет, в иллюстрациях описывают возможные способы, видимо, для других.

Кроме того — постоянные упоминания в новостях о происходящих трагедиях — провоцируют неокрепшие, нестабильные умы повторять подобные шаги. Самоубийцам кажется, что они в таком случае как минимум красиво уйдут из жизни, как максимум станут героями, чьи действия тоже захочет кто-то повторить.


Теперь о причинах…

По данным ВОЗ в 41 % случаев самоубийств причины остаются тайной, 19 % — боязнь наказания, 18 % — психическое заболевание, 18 % ссоры с близкими, внутри семейные проблемы, потеря близких людей, в 6 % — несчастная любовь, в 3 % финансовый крах, материальные трудности, 1,4 % — пресыщенностью жизнью, 1,3 % физические недуги.

Более подробно причины суицидов можно обозначить как: отсутствие работы, сложности на работе, карьерный крах, неразделенная любовь, смерть близких родственников, затяжные психотравмирующие ситуации, полное одиночество, отсутствие близких и родных, потеря смысла жизни, доведение до самоубийства путем издевательств, унижений, изнасилования, разочарование в политической системе, дефекты во внешности из-за полученных в течение жизни травм, тяжелое финансовое и жизненное положение и т.д.

«Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, этический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический аспекты. Среди ученых, занимающихся его изучением, нет единства по вопросу о классификации самоубийств и причинах данного явления.

Существуют различные классификации самоубийств. Э. Дюркгейм различал самоубийства эгоистические (результат ослабления социальных связей индивидов), аномические (характерные для общества, находящегося в состоянии аномии), альтруистические (совершаемые ради других людей или во имя высокой цели) и фаталистические (как следствие чрезмерного социального контроля, «избытка регламентации», например в армии, пенитенциарных учреждениях). М. Хальбвакс рассматривал самоубийства искупительные (самообвинение), проклинающие (протестные) и дезиллюзионные (результат разочарования, неудовлетворенности)»

— И.В.Лысак, монография «Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека»

Очень многое зависит от отношения общества к самоубийству.

Например, в джайнизме, синтоизме самоубийство считается подвигом, это связано с тем, что традиции и догматы учений под воздействием общественной среды практически парализуют волю человека и обесценивают жизнь. Человек, находящийся под влиянием мнения большинства, настолько поражен конформизмом и идеей рабства, что готов отдать свою жизнь во благо иллюзорных идеалов. Тем самым «приструнив» смерть, якобы «выдрессировав» ее — мол, «смотри, мы тебя не боимся, «смерть — это свобода», смерть — всего лишь рождение нового» — ритуальные самоубийцы отчаянно глушили в себе всякие позывы к иным думам.

Отрицали любую возможность мыслей о том, что жизнь имеет ценность, что смерть- это страшно, а когда одному вторят многие, и многим — один — история превращается в сказку про голого короля. Если кто-то и догадывается о том, что все совсем не так просто, то стыдится сказать об этом вслух. Ведь иначе ты предатель, изгой, и за социальным отвержением последует самое страшное (то, что считается страшнее смерти для этих учений) — потеря всех жизненных идеалов, растоптанная и разбитая вдребезги жизнь. Общество безумно важно для каждого. В современную эпоху ритуальные виды самоубийств не распространены.

В нашей стране суицид означает то, что он означает, фактическую смерть по собственно воле либо попытку привлечь внимание, несмотря на это — люди, желающие преждевременно оборвать свою жизнь — суровая и огромная реальность.

Учеными было замечено, что уровень самоубийств возрастает тогда, когда общество перестает сражаться за выживание и «делает передых» или достигает уровня более-менее стабильного материального положения. Из чего можно сделать вывод, что «излишние думы» и много свободного времени не ведут к созиданию себя. Если взять за основу пирамиду Маслоу, то получается, не удовлетворив «низшие» потребности, человеку нет дела до «высших». А когда он сыт, одет, обут, находится в безопасности — вот тут-то и могут начинаться поиски смысла жизни.


Однако не все так просто, спасения в том, чтобы «запереть» человека в диких условиях аскетизма, жажды и надобности достижения только низших потребностей — тоже нет. Его поиски себя, возможности реализации, «самокопание», зов к вечному, тоска по счастью, ненависть одиночества, разочарование во всем тленном — лишь доказательство того, что он не животное, и что земная атмосфера не в состоянии наполнить его душевный вакуум.

«Как отмечал И.И. Мечников, «страх смерти – один из главных

отличающих человека от животных, даже наиболее развитых».

Примириться с фактом своей конечности человеку очень сложно, и, совершая

деструктивные действия, он протестует против этого. Прав был А. Камю,

писавший, что «человеческий бунт является именно вечным протестом против

смерти. Движущей силой всех возвышенных или низменных безумств является

тоска по вечной и светлой жизни и ненависть к смерти». Именно в силу

способности осознавать конечность своего бытия человек стремится быть признанным, доказать необходимость своего существования и свою ценность.

По мнению А. Камю, «если для животного высшей ценностью является

сохранение жизни, то для человека куда более важно признание ценности его

жизни другими людьми»

Таким образом, присутствие хаоса в мире и человеке субъективно

ощущается как страх перед будущим, страх смерти. Человек пытается

противостоять пугающему его хаосу, найти смысл своего существования,

доказать свою ценность, быть признанным другими людьми. Однако это

удается далеко не всем. Если же человек ощущает бессмысленность своего

существования, то сама жизнь (как собственная, так и других людей) уже не

является для него ценностью, и, следовательно, ее можно уничтожить, доказав

хотя бы таким путем свою значимость и ценность»

— И.В.Лысак, монография «Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека»

Все же, постоянный труд избавляет человека от массы рисков: рисков депрессий, возникающих на фоне безделья, потери здравости из-за отсутствия стремлений и т.д. Труд, любой — и работа, и дела в виде заботы о ком-то — дисциплинируют, облагораживают. То, что среди самоубийц большой процент неработающих граждан — доказывает то, что от безделья заводятся тараканы в голове. Однако есть ситуации, когда несмотря на все усилия со стороны человека, финансовая жизнь не улучшается или работа не находится, но они происходят реже, чем ситуации, когда человек думает, что не может найти работу, или не хочет ее искать.

Герои или слабаки?

Вообще, обобщать всех самоубийц под какое-то одно определение, кроме того, что они пытались покончить или покончили жизнь самоубийством — нелепо. Все ситуации, как и все люди — разные. Но когда кто-то, выражая мнение о них, говорит, что «самоубийцы — однозначно слабаки, наравне с алкоголиками, наркоманами.. им гораздо легче умереть, чем жить..и т.д.» — у многих людей, умеющих думать, внутри возникает протест.

Хочется ответить: «каких сложностей был лишен человек, что так поверхностно судит о горе других? И если дожил до взрослого и даже зрелого возраста, неужели вся жизнь была малиной и он не знает, что такое страдания?». Ведь себя же жалко всем.. а за холодностью и отрицанием смотреть вглубь реальных проблем может скрываться обычная глупость. «От суммы до тюрьмы… не судите да не судимы будете..» — для тех, кто ставит на суицидниках клеймо слабаков, неудачников, психов такие истины кажутся не имеющими никакого отношения к делу. Среди людей творческих профессий, в том числе среди тех, кого многие россияне читают «взахлеб», цитируют, слушают их музыку и т. д. — достаточно самоубийц. Их-то как-то не получается однозначно признать слабаками.


Да и те же самоубийцы не берутся из ниоткуда, они так же могут появляться в тех, кто их корил за слабоволие. Ну и потом, к вопросу о последнем шаге, все-таки: до чего бы не был доведен человек, чтобы совершить суицид в осознанном состоянии — нужна огромная сила воли. Совсем не хочу сделать из них героев — это просто факты. Тех, кто совершил последний шаг не из эгоизма — просто жаль..

«В зависимости от определенных социокультурных и психических

факторов, а также от особенностей нервной системы деструкция может быть

направлена человеком на самого себя или вовне.

Необходимо также обратить внимание на то, что способность к

контролю над деструктивными импульсами зависит от особенностей

физиологии и психологии человека. У лиц с генетическими и психическими

аномалиями она значительно снижена»

— отрывок из монографии И.В.Лысак

То есть, кроме всего прочего, существуют люди от природы конституционально психически слабые, и для них сильный стресс является гораздо большим психотравмирующим фактором, чем для людей с сильной конституцией и темпераментом. Первые же, если подумать, ведь не виноваты в том, что родились такими. Здесь не стоит путать капризы и слабую нервную систему, нередко избалованные или инфантильные молодые люди при первой неудаче готовы залезть в петлю. Либо возможно совпадение всех факторов (меланхолия и избалованность), либо людей, когда они были в детском и юном возрасте, чрезмерно опекали, ограждали от всех, даже мелких невзгод. Сложности — важный элемент формирования характера.


То, что суициды совершаются не только от несчастий, но и от пресыщенности жизни, говорит о том, что богатство не может насытить человека. И уж люди, испробовавшие многое, в чем, как им когда-то казалось, найдут смысл жизни — находят только безвкусие этих сбывшихся мечтаний. Разочаровываются, ведь стремиться больше не к чему, остается пустота, ничто не насыщает, счастья в деньгах нет. Однако нет его и в безденежье, но тем, кто еще не все получил, не всего достиг — есть к чему стремиться. И пока есть молодость — это зажигает многих.

Участившиеся случаи подростковых суицидов и суицидов среди молодежи как раз говорят о том, что они и верить-то ни во что не хотят, заранее предугадывая обреченность жизни, глядя на взрослых, иногда на их равнодушие, не надеясь на хороший исход… Некоторые из юных людей совершают обрыв жизни в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что вообще обесценивает жизнь, ведь они даже понять не успели, что натворили. Но тема подростковых самоубийств — отдельная.

Тупик надежды, абсолютное разочарование во всем, тьма и пустота в душе, боль — спутники предсуицидального состояния. И когда человек идет непосредственно исполнять задуманное — больше всего на свете он хочет, чтобы за эти пару минут, часов, секунд произошло невозможное, чудо, которое все изменит в позитивную сторону, что нужная для него справедливость восторжествует. Хочет, чтобы кто-то остановил, сказал пару теплых слов, любовь вернулась, родственники ожили… финансы упали с неба. Но безысходность остается безысходностью.


А теперь о том, что самоубийство — это грех. Кто где будет из самоубийц на том свете — не нам судить, но все-таки взрослый, пусть и относительно адекватный человек, принявший решение лишить себя жизни - осознает, что внутри переступает барьер. Барьер запрета на убийство. И кроме того, что он убивает себя, он не оставляет себе никаких шансов на покаяние в этой жизни, то есть, он с этим грузом отправляется в тот мир, где надеется обрести покой.

Самоубийцам кажется, что прервав земную жизнь, они прервут страдания, физическую боль и уйдут в лучшее состояние, но насколько тяжело уйти туда в непрощенном состоянии им представить сложно. Хотя осознание некоторыми тяжести суицида и его последствий для души ставит их в еще больший тупик: родили - не спросили, теперь заложник и не по собственной воле: живешь - раб земли, не живешь - раб смерти. Получается, ни жизнь, ни смерть не принадлежат человеку, сам человек не принадлежит человеку, но страдания и мучения, без его спроса, проходят через внутренность.

Непосредственно для решившихся на самоубийство вся жизнь замыкается на физических рамках, и почему-то мысли о Боге либо отвергаются, либо заглушаются разочарованностью во всем, что касается небесного. Люди надеются на людей, но даже если взять эту аксиому — если бы некоторые самоубийцы переступили через свои основанные на чужих версиях мнения и пошли в церковь — их бы никто не прогнал…

Много случаев, когда люди кончали с собой от полной нищеты, забирая на тот свет детей, а соседи говорили о том, что видели скудную жизнь, но просьб не слышали. Человек бывает горд до последнего, и вместо того, чтобы обратиться к последней надежде — к церкви — например (а что терять?), он лучше совершит такой тяжелый грех. Еще раз повторю — не нам судить, вопреки всем догмам — я не верю, что, как утверждают некоторые теософы, богословы, все самоубийцы пойдут в ад. Никто не знает, куда они пойдут.

То, что соседи не ответили — еще не значит, что Бога нет.


«Субъективно присутствие хаоса в природе человека ощущается как

осознание собственной смертности, страх перед небытием, которые

побуждают человека к поискам своей сущности и своего места в мире,

заставляют задуматься над смыслом жизни. Способность задумываться о

смысле жизни является специфической особенностью человека и в то же время

его потребностью. Только если в жизни человека имеется смысл, она обретает

ценность и для него самого, и для других людей. Отсутствие смысла жизни

порождает у человека состояние опустошенности, которое В. Франкл называет

«экзистенциальным вакуумом». По мнению В.В. Столина, вместе с утратой

смысла жизни утрачивается и смысл «Я». Собственные качества и черты

оказываются столь же ненужными и отчужденными, как и дела, которые этими

чертами «обеспечивались». Возникает феномен, который он называет «феноменом потерянного Я».

В таком состоянии человек склонен к совершению деструктивных

действий, пытаясь таким способом обрести смысл своего существования.

Именно об этом писал Н. Бердяев в своей работе «О самоубийстве». Он считал,

что «в жизни людей есть опасные темные точки, в которых сгущается

бездонная тьма». Эти точки – жизненный кризис, период, когда человек «ни в

чем не видит никакого смысла, а потому и ничего не видит притягательного в

своей жизни. Он перестает видеть смысл в жизни всего мира, все окрашивается

для него в темный цвет безнадежной бессмыслицы, все осмысленное

вытесняется». Именно в период жизненного кризиса (в бифуркационный

период развития личности), осознавая бессмысленность своего существования,

человек совершает деструктивные действия, направленные либо на самого себя,

либо на других людей, либо на общество, ведь их существование также

становится бессмысленным»

— И.В.Лысак, монография «Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека»


Само обесценивание жизни уже процесс с тяжелыми последствиями, как можно променять свою душу на псевдо победу в игре со смертью? Вроде как «я не хочу смириться с тем, что мне тяжело.. поэтому на тебе, жизнь, фигу..». Где-то внутри должно быть эхо несогласия с тем, что можно так просто умереть, но человек его затыкает.

А еще есть самоубийцы «совсем негерои», уж назову вещи своими именами. Это когда кредиты, семья, жена, дети, а муж в петлю полез, прекрасно зная, что все тяготы лягут на жену, в том числе его смерть.

Или геи.. среди них, согласно статистике, особенно высок процент суицидов. Выбранный извращенный путь изначально не мог дать какого-то счастья, которое обещали со сцены артисты, пропагандирующие гомосексуализм.

Или когда суицид от обиды, чтобы доказать свою значимость, на зло кому-то, на глазах у детей, когда в жизни все есть — близкие, дом, здоровье — лезть от какой-то неустроенности в петлю… ужас, как глупо, да и какая судьба будет у детей?

Когда у человека все есть — и он совершает суицид — это эгоизм, когда он одинок и в состоянии безысходности — это другое, две разные ситуации.

Упомянутые в отрывках из монографии И.В. Лысак «хаос», «деструкция», состояния не только ведущие к негативу, но и являющиеся неотъемлемой частью пути человека, необходимые для выхода на «свою» орбиту:

«Можно сказать, что хаос лежит в основе не только разрушительных, но и

созидательных действий, он – основа как деструкции, так и творчества….

Рождение нового невозможно без деструкции, оно связано с нарушением привычной упорядоченности системы.

…деструктивная деятельность является порождением хаоса, однако и

деятельность созидательная, творческая становится возможной лишь благодаря

хаосу. Именно он лежит в основе всякой трансгрессии. И, вероятно, способом

снижения негативных последствий деструктивных действий у лиц без

генетических и психических аномалий может стать переориентация деструкции

в созидание, творчество.»

Когда наступает пик кризиса или сгущаются краски - одни выбирают тьму, ставя крест на всякой надежде, другие выбирают свет. И тем и другим может быть одинаково плохо, никто из них не лучше, просто у одних в какой-то момент стрелки переводятся в светлую сторону, а у других - поезд продолжает на бешеной скорости мчать в пропасть. Стрелки меняет сам человек. Иногда чтобы изменить движение — достаточно чьей-то протянутой руки, разрешения самому себе поверить в то, что не все безнадежно, что жизнь не бессмысленна.

Ну а если Вы увидите рядом людей, которым явно нужна помощь, попробуйте поучаствовать в их жизни, даже если они не просят. Много бед могло бы не произойти, будь в людях меньше равнодушия. Все любят осуждать и обсуждать жесткость других, в какой-то абстрактной среде, подразумевая при этом свою добросердечность, отзывчивость.

Мир начинается с тебя…


Не существует.

Судмедэксперт Петр Розумный

Грустно смотреть, как психически здоро­вые люди ищут надежный, проверенный, да еще и безболезненный, способ самоубийства. Это напоминает попытки средневековых ал­химиков превратить металлы в золото или тщетные старания рыцарей-тамплиеров найти Священный Грааль. Как мы знаем, ни тем, ни другим это не удалось. У желающих по­кончить с собой надежно происходит то же самое. И в этом нет ничего удивительного. Потому что стопроцентно надежного спосо­ба, да еще чтобы он был безболезненный и быстрый, просто-напросто не существует в реальности.

Как говорил герой известного фильма: «Не надо искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».

Если бы был такой способ, то он бы был всем известен. И не стоило бы придумывать и изобретать все новые и новые идеи, кото­рые потом доказывают то же правило. Я этим не хочу сказать, что убить себя невозможно. Многие люди умирают от самоубийств и не­счастных случаев. Но я хочу с уверенностью сказать, что никаких абсолютно надежных способов самоубийства не существует. Не существует также способов, гарантирующих быстрое и безболезненное умирание.

Резервы и возможности человеческого организма практически безграничны, что осо­бенно проявляется в стрессовых ситуациях, к которым можно отнести и суицидальные попытки. Лишить жизни человека (тем более себя самого) крайне сложно, равно как и вы­жить при этом, ничем не навредив организ­му. В большинстве случаев попытки суици­дов заканчиваются тяжелой травматизацией и последующей инвалидизацией.

Происходит это отчасти и потому, что попытки покончить с собой производят, опираясь только на информацию из средств массовой информации, художественных фильмов и литературы, не зная даже основ анатомии и физиологии человеческого орга­низма. С другой стороны, даже если знать физиологию, реакция организма на то или иное воздействие бывает непредсказуемой.

Это относится и к попыткам только «на­пугать» окружающих. При таких действи­ях, где основной целью является имитация суицида, а не лишение жизни, с расчетом на своевременное обнаружение и спасение, предусмотреть все практически невозможно. Окружающие могут слишком поздно обна­ружить или неадекватно отреагировать на происходящее. А несколько лишних минут в петле или с другой травмой могут привести к тяжелым последствиям и смерти.

Для выживших после попытки суицида нахождение в отделении реанимации - это не картинка из телесериала, где вокруг больного сидят сочувствующие ему родные и суетится медперсонал. Картина скорее противополож­ная: одна медсестра реанимации на несколько пациентов. Так как уследить за всеми одно­временно она не в состоянии, а люди после суицидальной попытки часто ведут себя неадекватно, то их раздевают, фиксируют (привязывают) к кровати за руки и ноги. Для профилактики аспирации (чтобы пациент не захлебнулся своими рвотными массами, так как лежит он на спине, а повернуться не мо­жет) ему устанавливают трубку в трахею, че­рез которую он дышит. При этом, естествен­но, попросить о чем-либо или пожаловаться на боли больной не может. Так как человек привязан и не может самостоятельно есть и ходить в туалет, ему устанавливают катетеры в мочевой пузырь, зонд в желудок и прямую кишку. Таким образом, практически во всех естественных отверстиях человеческого тела стоят трубки, придавая ему очень непригляд­ный вид. Родственников же в реанимацию вообще не пускают, так что о сочувствии со стороны родных можно не думать.



После того, как состояние пациента ста­билизируется, из реанимации его переводят не в обычное отделение, а в отделение для психосоматических больных. Палаты там больше похожи на камеры следственных изо­ляторов, да и контингент больных соответ­ствующий.

Необходимо отметить так же не толь­ко органические и психические последствия суицидальных попыток, но и их социальные последствия. После суицидальной попытки на всю жизнь на вас будет повешен «ярлык». Уже никогда к вам не будут относиться, как к вполне нормальному (психически здорово­му) человеку. При поступлении в больницу, в графе «История жизни» всегда будет сто­ять запись о суициде. Отношение медицин­ского персонала к таким больным будет, мяг­ко говоря, специфическим.

Да даже не зная о такой попытке, окру­жающие, увидев рубцы на предплечьях (по еле попытки перерезать вены), подсознатель­но (а многие и осознанно) будут сторониться вас, а в общении всегда учитывать этот факт. Дополнительные проблемы это создаст и при приеме на работу, строительстве дальнейшей семейной жизни.



Постановка на учет к психиатру тоже ограничит ваши социальные возможности. При получении водительских удостоверений, устройстве на хорошую государственную службу, получении разрешений на оружие и многое другое вам необходимо будет предоста­вить справку о том, что вы не состоите на учете у психиатра. Справку такую вы предоставить не сможете, потому что на учете у психиатра состоять будете. Соответственно, вы лишитесь многих благ, которые предоставляет наша жизнь. И винить кроме себя будет некого.

Выписки из истории болезни

Прыжок с 9 этажа

Гр-н Ш., 40 лет, поступил в стационар с диагнозом «Сочетанная травма», выписан через 53 дня.

Травму получил при падении с 9 го этажа, при поступлении в стационар жалобы на боль в левой половине грудной клетки, в левом лучезапястном суставе, отсутствие движений и чувствительности в ногах. Состояние средней тяжести. Под местной анестезией выполнена ручная репозиция отломков левой лучезапястной области, наложена гипсовая повязка. При обследовании выявлен компрессионный перелом грудного позвонка с сужением но позвоночного канала. Была выполнена операция на позвоночнике с удалением межпозвоночного диска и фиксацией позвоночного столба титановой системой, После операции больной на ИВЛ. Состояние больного осложнилось развитием кровотечения из эрозии слизистой пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки. Развился свищ в области операционной раны, который был ушит. Больной был выписан с улучшением общего состояния, но с отсутствием движений и чувствительности в ногах, без шанса к их восстановлению - на всю жизнь остался инвалидом.

Отравление

Гр-н К., 32 лет, поступил в стационар с диагнозом «Отравление смесью кардиотоксических препаратов», выписан через 82 дня.

За 4 часа до поступления с суицидаль­ной целью принял различные препараты. При поступлении: в сознании, заторможен, адинамичен. В приемном отделении промыт желудок через зонд. Проводилась дезинтоксикационная терапия. Состояние боль­ного осложнилось развитием двусторонней пневмонии, что потребовало наложения трахеостомы, перевода на ИВЛ. Из-за дли­тельного нахождения в лежачем положении образовались массивные пролежни в области голеней, пяток и крестца. После лечения со­стояние больного улучшилось. Больной был выписан в удовлетворительном состоянии. Сохранились обширные рубцы на месте за­живших пролежней. Психический статус полностью не восстановился - сохранились нарушения памяти и умственных способно­стей.

Выстрел в голову

Гр-н Н., 47 лет, поступил в стационар с диагнозом «Слепое огнестрельное пулевое радиальное ранение черепа и головного мозга левой лобно-височно-теменной области», выписан через 65 суток.

С суицидальной целью нанес огнестрельное ранение головы из травматического оружия. При поступлении больной в коме, начата ИВЛ, установлен желудочный зонд, катетери­зирован моченой пузырь. Выполнена трепанация черепа, удалена пуля, внутримозговая гематома и очаг размозжения головного мозга После операции больной в коме, на ИВЛ. В последующие сутки состояние больного с поло­жительной динамикой, пришел в сознание. В связи с поражением вещества головного мозга сохранялись отсутствие движений правых руки и йоги. Вольной был выписан с отсутствием движений и чувствительности в правых руке и ноге. На всю жизнь остался инвалидом.

Отравление

Гр-ка П., 24 лет, поступила в стационар С диагнозом «Отравление прижигающей жид­костью», выписана через 76 суток.

За 6,5 часов до поступления с суицидальной целью вышла раствор щелочи. При поступлении состояние тяжелое, в сознании, отмечаются периодические галлюцинации.

Выраженные боли в области химического ожога были сняты только введением наркотических препаратов. При исследовании был выявлен химический ожог гортани, пищевода и желудка. В связи с отеком гортани больная долгое время находилась на ИВЛ. Течение отравления осложнилось развитием рубцовых структур пищевода. Способность говорить, из-за ожога голосовых связок, была полностью утрачена. Больная самостоятельно не могла принимать твердую пищу, жидкость пила с трудом. Была выписана в относительно удо­влетворительном состоянии, для проведения операции по пластике пищевода в плановом порядке (через несколько месяцев или лет). Восстановление речи у больной в дальнейшем полностью исключено.

«Шрам на Земле».

Дмитрий Семеник

Много лет назад, когда я работал жур­налистом, сотрудницы отдела писем нашей редакции собирали в отдельные тетрадки фразы из писем читателей, которые казались им смешными. Некоторые из этих фраз мне запомнились. Например, такая: «Хотелось бы оставить хоть маленький шрамчик на Земле».

Человек имел в виду, что ему хотелось бы оставить после себя на Земле след. И, конечно, добрый след. Чтобы жизнь его прошла не впустую, чтобы оставшиеся жить поминали его добром.

Но есть и такие люди, которые оставля­ют после себя на Земле такой след, который можно назвать именно шрамом. Эти люди не думают о том, что они оставят после себя. Они вообще мало думают о других людях и сво­ей неразрывной связи с ними. Их взгляд на жизнь сужен до размера их собственных про­блем, из-за чего свои проблемы кажутся бес­крайними, охватывающими весь горизонт от края и до края и заслоняют проблемы других людей.

Однажды администраторам «Победишь.ру» написала по электронной почте молодая женщина, врач, токсиколог-реаниматолог. Назовем ее Еленой. Основная работа врачей этой профессии - спасать самоубийц, кото­рые выбрали отравление. С этой женщиной только что произошла такая история.

Елена приехала на вызов. Отравилась девушка. По словам матери, она сделала это из-за того, что ее не пригласили на выпускной бал (что именно за бал, для нас осталось непо­нятным).

В подавляющем большинстве случаев отравленников удается спасти. Лена прямо на дому начала выполнять все положенные в та­ких ситуациях процедуры, начиная с промы­вания желудка. Думаю, излишне описывать переживания матери, которая присутствовала при этом.

Но на этот раз пациентку спасти не уда­лое!.. Через некоторое время врачу пришлось признать свое поражение: девочка умерла. Узнав об этом, ее мама на глазах врача вы­бросилась в окно и тоже погибла.

Пережив такое двойное потрясение, Еле­на вернулась к себе на работу и оттуда на­писала нам. Видимо, она винила себя за то, что случилось. Администратор, вступивший с ней в переписку, постарался ее успокоить, убедить в том, что она сделала все, что мог­ла. Переживать Лене было не полезно еще и потому, что она была беременна.

В этот же день, через некоторое время с этого же адреса нам написала коллега Еле­ны, поинтересовавшись, что случилось. Не желая портить репутацию Лены, мы описали саму ситуацию, не вдаваясь в подробности того, насколько сильно она переживает. И попросили позвонить ей, узнать, как у нее дела. Вскоре эта врач сообщила нам, что Лена дома, спит. Тогда, опасаясь худшего, мы рассказали этому врачу о переживаниях Елены и попросили убедиться в том, что она действительно спит.

Оказалось, что Лена не спала. Она от­равилась. Причем, будучи токсикологом, она выбрала такие лекарства, в такой дозе, которые имели серьезные шансы убить ее. Реанимировать Елену начали в «скорой по­мощи». Очнувшись, она смогла назвать сред­ство, которое приняла. Состояние Лены было критическим. К счастью, борьба за ее жизнь увенчалась успехом. Но ребенок погиб.

Знаете ли ВЫ, что такое потерять ребенка в утробе? Представляете ли вы, сколько лет после этой трагедии мучается несчастная мать, винит себя, что что-то сделала не так, даже если на самом деле она сделала все, что нужно? Смерть ребенка наносит обоим роди­телям незаживающую рану.

Мы надеемся, что Елена и ее муж не упадут духом, они обратятся к Богу и Он за лечит их раны. (На мой взгляд, Елене в дан­ной ситуации нужно покаяться в гордыне, ошибочно принятой ею за ответственность. Покаяние исцелит ее от чувства безмерной вины.)

Все участники этой истории - жертвы. Но на каждом из нас лежит ответственность за то, что мы делаем. И все-таки, запустила эту трагедию первая из жертв. Причем та, проблемы которой были самыми незначительными из проблем всех участников исто­рии. Ей больше всех и расплачиваться за три смерти, страдания двух семей и тот страш­ный шрам, который сохранится в жизни многих поколений этих семей.

Знаете ли вы, что суицид распространяется подобно эпидемии? По ТВ передают о том, что какой-то известный человек покончил с собой. Или неизвестный, но интересным способом. И несколько сот человек, бывших на грани, под влиянием этой информации, предпринимают попытку самоубийства, несколько десятков из них гибнут, сотни теряют здоровье. Школьник узнает, что в соседнем классе кто-то покончил с собой – и пытается сделать то же. Особенно подвержены такому «примеру» родственники, потомки самоубийцы...

Словом, никто не уходит незамеченным. Каждый самоубийца оставляет после себя кровавый шрам на Земле, тащит за собой в ад и близких, и людей, которых даже не знал.

Примите простую истину: мы не песчинки в пустыне. Мы единый, живой организм. Все мы, люди, тесно связаны между собой. Победа каждою из нас - это общая победа. Поражение одного поражение всех.

Это как на войне, когда все сражаются, а один вдруг решает дезертировать, Своим предательством он ослабляет неразрывность фронта, он сеет зерна паники, он становится причиной гибели тех, кто надеялся на него и, может быть, даже любил его...

«Я - дочь самоубийцы»

С того дня прошло... сколько же лет прошло? Это воспоминание всегда со мной. Его нельзя никуда деть, нельзя выбросить, нельзя уничтожить. Четыр­надцать лет назад моя жизнь была разрушена, пото­му что... потому что мой отец покончил с собой. Он попал в долговую яму и не нашел другого выхода.

Мне так хочется перестать вспоминать это. Но это невозможно.

Мне было 11 лет. Бойкая, жизнерадостная, весе­лая, общительная девочка, любимая и любящая. Свет­лая. Глаза... волшебные. Необыкновенный свет глаз, энергия, бьющая через край. Узнаешь ли ты свою дочь?

Мне больно смотреть на свои старые детские фотографии. Почему я не умерла тогда? Тех глаз боль­ше нет. И никогда больше не будет.

Простите. Я не могу подробно описать все сле­зы, пролитые за эти годы мной и мамой, мне слишком больно... Я скажу только, что мы плакали каждый день и ночь. Украдкой, тайком, явно, на людях, без людей. Кто ответит за все эти слезы?

Душевная боль, длиной в бесконечность, от ко­торой не хочется жить.

Разве можно описать этот ужас - как мыли по­лы от твоей крови, разлившейся по полу? Как я могу передать чувство, пронзившее меня, когда я увидела тебя в гробу, желтого, обезображенного смертью,- моего красивого, сильного, любимого отца?

Ничего страшнее в жизни для меня не было... Из груди вырвался какой-то звериный крик боли, ноги подкосились, небо дернулось, люди перемешивались в неясную толпу, я кричала, и рыдала, и ревела нече­ловеческим голосом.

Как я могу передать всю мерзость, увиденную мною? Как рассказать о том, что от нас отвернулись родственники и друзья, как мы стали голодать? Вна­чале мы проели вещи, потом - мебель, потом прое­ли дом и пошли жить к родственникам Христа ради.

Как, как рассказать про нищету, оборванные старые вещи с помойки и вечное чувство голода?

Я всю жизнь буду помнить то, что мне не дали поесть мои близкие родственники, когда я, малень­кая, плакала от голода. Папины братья, мама, папа. Как я мечтала о сваренных куриных костях. Как вкус­но было их обгладывать. Я до сих пор объедаю хрящи и надгрызаю кости, как животное, по привычке.

А как тяжело жить в чужом доме! Тетки, дядьки, каждый день напоминают, что ты ничтожество, недо­стойное жить. Что ты им обязан за то, что они терпят тебя. В чужом доме тебя всегда могут выгнать ночью на мороз. Я ходила по соседям, стучалась в чужие двери, едва одетая. За мной вслед выбрасывали об­увь и колготки.

Я растолстела от стресса на 20 кг и привыкла к тому, что меня считают уродом, ни за что ни про что. Меня гнали, оскорбляли, и все это бесконечно, бес­конечно, изо дня в день. Ты - никто. Вот что такое сиротство.

Просто до смерти отца была жизнь. Отец умер, и жизнь кончилась.

Домик в саду, что он построил, развалился на груду кирпичей, а сад зарос бурьяном. Брошенная машина сгнила в гараже. Больше некому было при­коснуться к ним. А мама от горя превратилась в овощ и уже почти ничего не могла делать, только ходила по привычке на работу, откуда ее из жалости не про­гоняли.

Тем не менее, я все еще была жива. Раздавлен­ная, потерянная, разучившаяся улыбаться.

Легкие наркотики, игромания, переедание - вот что я выбрала. Я выбирала все, что отвлекало и заставляло меня забыть об этой жизни. Годы шли, и ничего не менялось. И не могло измениться.

Смогла очнуться я только в 25 лет, когда поня­ла, что уже пришла к концу. Все силы давно покинули меня. Я хотела прыгнуть в реку. В конце концов, сде­лать то же, что сделал мой отец.

Справилась я только благодаря вере в Бога.

Но я борюсь за жизнь. Потому что не должна по­вторить ошибку своего отца. Потому что ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА.

Потому что всегда можно что-то изменить, пока ты еще жив. Вот что я хотела бы сказать своему отцу. Вот, вот прошло совсем немного времени - и появля­ются новые обстоятельства, новые знакомые, деньги, работа, любовь. Все это можно приобрести. Только тебя, папа, не вернуть.

Иногда я представляла, что у меня есть машина времени, и я могу повернуть время вспять, и вернуть­ся туда, где мой папа еще жив, и сказать ему: «Хочешь, я покажу тебе, что будет дальше? Посмотри! Посмо­три, как мама бьется головой о стенку! Посмотри, на какую жизнь ты обрек меня! Пожалуйста, только не делай ЭТОГО!! Папа, да даже если ты сядешь в тюрь­му, разве от этого я перестану тебя любить? Я ведь буду тебя ждать, я буду гордиться тобой за то, что ты не струсил...» Броситься бы ему в ноги и рыдать, и неужели мои слезы не растопили бы его сердца?

Ведь я люблю тебя, папа!!! Почему ты не слы­шишь меня??

Я не подписываюсь своим именем, потому что мне стыдно. Хотя, ей-богу, не знаю, в чем моя вина.

Есть ли у тебя ребенок? Прошу тебя, не обрекай его на эту боль. Пусть волшебный свет не исчезнет из его глаз. Чтобы не исчезли навсегда из его жизни ра­дость, улыбки и смех, как они исчезли из жизни моей

Евгения

«Мысль покончить с собой

Приходит от бесов».

Протоиерей Сергий Николаев

В жизни бывают разные ситуации, в том числе очень трудные. Но Господь не дает че­ловеку креста больше того, который он может понести.

Любой наш поступок начинается с мыс­лей. И мы должны понимать, что помыслы могут к нам приходить от бесов. Ведь любому человеку понятно, что желание покончить жизнь самоубийством неестественно. Если человек не ощущает, что это ненормально, значит, он уже выпал из реальности.

Возможность отравиться у тебя есть всегда. Но после того как ты отравился, возможности вернуться обратно в жизнь у тебя уже не будет.

Для меня самый веский аргумент против такого поступка - то, что потом будет еще хуже. Это грех самый страшный, который не прощается. Даже если человек неверующий, стоит задаться вопросом: "А вдруг ТАМ что-то есть? А вдруг все так, как говорит об этом религия? Вдруг нет прощения, и самоубийце будет очень плохо?» Ведь это только кажет­ся, что наши страдания так велики, что «хуже уже быть не может». Может. Может быть еще хуже.

Да, тебе сейчас плохо. Когда человек заболевает, ему плохо. А расставание с любимыми - это сильная душенная боль. Но ты, что, один в таком положении? Оно случалось и случается и с другими. И, к сожалению, все чаще. Но я тебе скажу (а у священника огром­нейший опыт человеческих судеб), что, если ты сейчас переможешь себя, свою боль, то потом убедишься, что все, что с тобой случилось,- к лучшему. Еще и Бога благодарить будешь за все.

Тебе плохо не только оттого, что ты те­ряешь возможность общаться с дорогим тебе человеком. Неприятно еще и оттого, что отвергли твои достоинства, которые кажутся тебе неоспоримыми. Это самолюбие. Оно в тебе болит. С самолюбием надо бороться, придавить его.

Потерпи! Не взваливай на себя всю боль сразу. Потерпи часок. Потом еще часок...

Когда умер мой дед, бабушка плачет и говорит: «Что же мы теперь будем делать?»

А мой дядя отвечает: «Что теперь будем делать? Жить. Жить!» А жизнь - это работа.

Тебе кажется, что жизнь больше не имеет смысла. Но был ли в твоей жизни смысл? Истинный смысл жизни – в Боге.

Как вернуть смысл жизни неверующему человеку? Ему можно только пожелать стать верующим человеком. Как стать верующим? Попробуй помолиться: «Господи, если Ты есть, яви мне Себя!» И, как говорят старцы, Господь обязательно себя явит. «Если ты есть, укрепи меня, помоги мне! Потому что Ты видишь, ситуация безвыходная». И Он поможет. Потому что в любой ситуации, ко­торая по-человечески кажется безвыходной, на самом деле есть выход.

Однажды ко мне на исповедь пришла женщина, которая жила с мужчиной вне брака. К тому же он был женат. Я говорю ей: «Пока вы его не оставите, вам нельзя причащаться». Она говорит, что он для нее все. «Мне 45 лет, у меня ничего в жизни, кроме него нет». Я говорю ей: «Вы понимаете, что это ситуация страшная? Вы рискуете своим спасением. Случись что - вы попадаете в ад и никто вас не отмолит». - «А что мне делать? Я вообще не представляю жизни без него». - «А вы помолитесь. Скажите: «Господи, как мне быть? Я своими силами эту ситуацию разрешить не могу. А Ты можешь все. Помоги!» Приходит через 2-3 месяца и говорит: «Вы знаете, даже удивительно! Мы столько лет с ним вместе, и вдруг вот так раз – и будто ничего и не было». Не было у нее ни сожаления, ни подавленности. Напротив она как-то расцвела, похорошела. Повеселела.

Это не единственный случай и моей практике. Если человек обращается за помощью к Богу, он обязательно ее получит.

И через опыт станет верующим человеком. Потому что православная вера - это ведь практическое христианство. Зачем теоретически рассуждать о вере и неверии, если каждый человек практическим путем может убедиться в том, что Бог есть? Для этого нужно только искреннее желание.

Часто после попытки самоубийства человек остается жив и начинает испытывать кошмары, совершенно явные бесовские влияния. После этого уже трудно остаться неверующим.

Прежде всего, после такого нужно пойти и церковь на исповедь, потому что самое луч шее средство борьбы против дьявола - ис­поведь.

Все начинается с помыслов. Люди вос­принимают помыслы как свои собственные мысли. А это совсем не так. Часто их внушает нам дьявол. Лучше не ждать, пока греховные помыслы - блуда, уныния, отчаяния перейдут в дело, а исповедовать их на исповеди. Эти помыслы исчезнут. Если потребуется, можно исповедаться часто, пока не пройдет совсем.

Помощь приходит мгновенно. Почему люди, особенно с тонкой душевной организацией, в момент отпущения грехов плачут? Потому что «камень с души свалился». Это реальность.

Каждому человеку я желаю почаще ис­поведаться и убедиться в реальной помощи этого поразительного таинства.

«Ты обязательно выберешься».

Писатель Максим Яковлев

Сейчас многие люди разоряются, те­ряют работу, в долгах, кредиты не выпла­чены. Некоторые доходят до отчаяния. Знакомы ли вы лично с этой ситуацией без­денежья? Если да, то как переживали эту ситуацию?

Да, конечно, знаком. Помню в 1990-е годы, когда я остался без семьи, без родителей, без работы. Гол, как сокол. У меня был вы­ход какой? Водка. Если б можно было на нее заработать. Но повезло, что уже тогда я был верующим. Я понимал, конечно, что входить в пике - это не мой путь. Нужно как-то барах­таться...

Помогали евангельские фразы, которые Бог мне приводил на ум: «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истре­бляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Вот это ответ. Если человек видит сокровище в работе, в богатстве, в накоплении и т.п., то у него не остается выхода. В этом вся его жизнь. Но с православной точки зрения это сущая мертвечина. Это не жизнь.

Самое главное, словами Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Бог же пре­красно видит, что мне трудно. Он даже луч­ше меня знает, чего мне не хватает. Раз Он мне такое послал, ну неужели я не выдержу? Я потерплю.

Я ходил один по комнате, мерил ее шага ми и думал: «Что делать?» Начал мастерить игрушки какие-то, стал помогать кому-то по хозяйству. Потом пригодилось мне художе­ственное образование, взялся делать интерьер директору магазина. Еще что-то делал. А по­том написал рассказ и отнес его к батюшке, который когда-то закончил филологический факультет МГУ и мог оценить. Я отнес ему этот рассказ с полным доверием: как батюшка скажет - так и сделаю. Если скажет, что это не твое, значит, я спокойно займусь еще чем-нибудь. Но он сказал: «Давай! Иди туда-то, позвони тем-то».

И наладились отношения с родителями, и работа появилась, и семья появилась, все появилось. Как это произошло, я не могу сказать. Это как трава растет. Сколько ни гляди на нее, никогда не заметишь, как она растет.

Но если человек видит для себя весь смысл жизни в этих тряпках, шмотках, зарплатах и т.п., то ему очень трудно будет. Тогда любой кризис, потеря денег - это все, это гроб.

Дай Бог, чтобы посетила простая мысль: «Неужели я, человек, стою только вот этого? Если у меня что-то отняли, я теперь никто? А кто ж я тогда вообще? Какая мне цена тог­да, как человеку?»

Поэтому люди так сильно страдают от кризиса, даже если они одеты, обуты, не голодают, в общем-то? Из-за такой силь­нейшей привязанности к земному?

Да, именно так. Тут поможет имен­но осознание человеком своего достоинства. Представим себе, как реагировал на такие ситуации наш предок, скажем, 200-300 лет назад. А ведь были ситуации. Сгорел дом со всем имуществом, или обокрали, да еще и чуть не убили. Это тот же самый кризис для него. К нему сразу приходило понимание: а как другие выходят, а как мои предки вы­ходили из этого? Ну, вот в войну как люди оставались без всего? Они, что, выли, волосы на себе рвали? Да нет. Сжав зубы, потихоньку выживали. Мир не без добрых людей.

А уж православные предки тем более. Пришли, в первую очередь, в храм, к батюшке, свечку поставили, помолились. И Бог не оставлял никогда. И находилось: то один придет чем-нибудь поможет, то собрались всей деревней - дом сложили за один день.

Я удивляюсь современным людям. Разве ты один в поле остался? У тебя квартира есть? Как правило, есть. И у тебя не про­сто квартира есть, у тебя есть электричество, горячая вода, теплый туалет. У тебя, как правило, есть близкие, которые тебе сочувствуют, которые переживают за тебя. У тебя есть друзья. А если еще у тебя есть чувство достоинства и вера в Бога, всего этого вполне достаточно, чтобы преодолеть любой кризис, абсолютно любой. Появится все.

А может, тебе и нужно перемениться сейчас? Ты кем был? Вот этой офисной молью? Так, может, это не твое? Может, ты конструк­тор; может, ты хирург? Может, ты еще кто-нибудь? Займись поисками себя. Глядишь, тебе что то откроется, и со временем будешь говорить: «Слава Богу за этот кризис! Вот что он открыл во мне!»

- Что делать, чтобы преодолеть эту проблему?

Помогает осознание, что Бог смотрит и видит, и знает твои проблемы лучше тебя. Он не допустит, чтобы ты погиб. Тебе только самому нужно не нюнить, не отчаиваться - и все будет.

Я прошел через это на собственном опыте. У меня и жилья не было нормального, у меня был просто барак, никаких удобств: ни воды, ни отопления. Я спал одетый в верхнюю одежду. Я корочку хлеба ел три дня, сосал ее г водой. Ну, и вот я из этой корочки выкарабкался. Значит, можно.

- И не озлобились?

Нет, не озлобился совершенно. Это еще, конечно, и от природных каких-то ка­честв зависит, я думаю. Но даже если бы я и озлобился, если бы вера сохранялась, то меня и озлобленного бы вытащили.

- Вы не рассматривали это как наказа­ние за что-то?

Я только и делал, что прокручивал все ситуации, как все это случилось: еще неделю назад у тебя все было, а теперь нет ничего. И работа была, я спокойный был, денег хватало, и меня все уважали. И вдруг - нет ничего. Семьи нет, работы нет, с родителями разругай­ся, лишился жилья. Хорошо хоть мастерская оставалась, в которой я стал жить. Я могу с полным правом говорить: «Не дай Бог никому такого кризиса, но, уж если пришел, это не конец света - из него можно выбраться».

Сразу получилось взять себя в руки и двигаться или были периоды отчаяния, когда дух падал?

Ну, было, конечно, когда я вопил и кричал: «За что именно мне так больно?» Естественно, всегда будут эти метания. Но надо, чтобы ты понимал даже во время этого крика, что слабину даешь. На самом деле, за этим криком нет правды.

Я и напивался. Думаю, надо как-то за­глушить. Но я не могу находиться долго без работы мозгов. А когда ты пьяный, они же не работают. Ну, там час, два ты побудешь в этом состоянии, заснешь, проснешься, потом так фигово. Во-первых, ты себя ненавидишь за все это, а во-вторых, тебе не хочется про­сто - ну и понимаешь, что это не выход. Тут еще осознание чисто мужское: я мужик; что, я не смогу выбраться? Зачем я тогда нужен во­обще? Если ты мужчина, ты обязан выбраться из этого.

- А если женщина попала в такую си­туацию?

Женщина? Трудно, конечно, предста­вить такую ситуацию. Женщина - она либо дочка, либо мать, ей как-то все-таки легче, мне кажется. Она все-таки более защищена. Но если уж она в такой ситуации, как я, оказалась, в принципе - тот же путь. Путь мужества. Женщина тоже должна обладать этим качеством. Иначе не выстоять.

Когда появилось состояние благо­дарности за ту ситуацию?

Благодарность сразу появилась и по­степенно нарастала. Конечно, я потом сказал с полным осознанием: «Слава Богу! Слава Богу, что я был с Богом!» Слава Богу, что мне батюшка попался, который меня выслушал и понимал, что со мной происходит. Но он очень деликатно это делал. Не сидел со мной, не говорил: «Как бы тебе помочь, что бы нам сделать?» Нет. Он понимал, что со мной происходит. Меня нужно было просто укрепить, чтобы я почаще в храм ходил. И помог в том, что благословил меня на новое занятие.

А сразу у Вас поменялось отноше­ние к ситуации? Что с собой сделать, чтобы поменять это отношение, чтобы не уйти со­всем в отчаяние?

Может быть, поможет воображение или представление того, что ты сейчас в пу­стыне, но ты должен понимать, что там вы­ход есть. Пустыня кончится обязательно. Нет ничего бесконечного на земле.

Тут главное - не вешать нос. Обязательно выберешься. Обязательно. Ты все-таки не совсем один. Есть и друзья, и окру­жение, и соседи, и какие-то знакомые или еще какие-то люди появятся. Уж я не говорю про храм, про церковь. Вот в нашем приходе есть человек. У него дом сгорел. И сам он больной, и дочка у него тоже в больницу по­пала. Вот он стоял, не стесняясь, просил по­мощи, и ему помогали. Я не помню, сколько он стоял. Но где-то и жилье нашлось, кто-то его приютил, и сейчас он уже не стоит, не просит. Значит, наладилась жизнь. Бог ни­кого не оставит.

«Если все тебя бросили...»

В 25 лет я стала жить «гражданским браком» с Алексеем, он старше меня на 5 лет. Все было хоро­шо, «гражданский муж» любил меня. Я заберемене­ла в 28 лет, и на 7 месяце узнала, что у «мужа» есть любовница, младше меня на семь лет. Прочитала смс в его телефоне: «Сладкий, ну, что, тебя ждать сегодня?» И он уезжал, говорил, что дела, и всякие отговорки, приезжал утром...

Чтобы спасти свой брак, я не показывала виду, что знаю о ней, стирала ему, готовила по пять разных блюд на дню, дома чистота, все наглажено, накрахма­лено... И пожаловаться некому, поплакаться: я сама из детдома.

Когда я была в роддоме, он привел ее в наш дом: соседка зашла вечером - он, не стыдясь, от­крыл дверь - любовница выходит из ванны в моем халате... Ну, это все мелочи. Доченька родилась бес­покойная, плакала по ночам, он, ссылаясь на то, что не может выспаться (у нас была однокомнатная квартира) уезжал якобы к другу, к брату ночевать. Я все терпела, потому как хотела, чтобы у ребенка был отец, всячески пыталась сохранить наш брак. Он ча­сто оскорблял меня, что я тупая, страшная, толстая (я поправилась после родов на 10 кг), что жёны его друзей всегда хорошо выглядят, хорошо одеты, а я деревенщина детдомовская. Он стал поднимать на меня руку: не так приготовила, не так положила, ребенок орет - заткни его. Стал выгонять из дома, а мне некуда идти - я плачу, на коленях молю его не выгонять нас на улицу.

Я была в декрете, получала копейки, молоко у меня пропало, деньги он перестал давать на продукты. Сам дома не ел, только ночевал, иногда мылся, переодевался и уезжал. Часто стал изби­вать, просто так, ни за что, за то, что поломала ему жизнь, что живу в его квартире, что родила ему я, а не она... Это продолжалось пять месяцев. И вот в один «прекрасный» день он появляется на пороге нашего дома с ней, с любовницей Ириной, и гово­рит, что у меня есть полчаса, чтобы собрать вещи и уйти (квартира только его была). Я плакала и умоля­ла нас не выгонять, я стояла на коленях и говорила, что нам некуда идти, на что получила пинок в жи­вот... Он кричал: «Посмотри на себя, жирная тварь, посмотри на Ирину (Ирина красивая, стройная, в дорогой одежде, с прической). Как "Я" могу жить с тобой?!»

Вот так зимним морозным вечером я вышла из квартиры с пятимесячным ребенком на руках на улицу... Я хорошо помню тот день. На улице темно, семь часов вечера, идет легкий снежок, светят фо­нари... Я стою в осенней курке, в осенних сапогах, в одной руке небольшая сумка с вещами... в другой конвертик с малышкой... у меня даже не было дет­ской коляски. Мобильник мне он не отдал, т.к. это он его купил...

Куда идти? Денег в кармане было только 18 руб­лей. Я шла в никуда, я уже не плакала, мне нечем было плакать и не могла ни говорить, ни плакать. Идти мне было некуда, подруг мой «муж» всех отва­дил от меня, были только друзья семьи, его друзья. До декрета я работала медсестрой в больнице, я поехала туда. Я слезно попросила нашего дежурного врача пустить меня переночевать в больнице. Мне разрешили, но на одну ночь. Утром я пошла в лом­бард и заложила золотые серьги и цепочку, оценили в 7 тысяч рублей. Я сняла в этот же день у старушки комнату в деревянном доме, за 4 тысячи в месяц. У меня не было постельного белья, полотенец - ничего.

Марье Сергеевне, хозяйке дома, было тогда 62 года, она сильно болела, еле ходила. Выслу­шав мою историю, она сказала, что поможет мне с ребенком, посидит, что мне надо искать рабо­ту, своих детей у нее не было, сын умер. Работу найти было сложно, высшего образования нет, я не доучилась один год. И тут опять удар, «муж» подъехал ко мне на улице и сказал, что платить кредит за машину он больше не будет. (Кредит оформлен на меня, а машина на «мужа»...) При­грозил, что, если подам на алименты, лишит меня родительских прав, т.к. жилья у меня нет и до­хода постоянного тоже. Я устроилась уб

Рассказать друзьям