Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки. Конспект занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия "Аквариум и его обитатели". Вторая младшая группа

Цель : Познакомить и расширить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбы, улитки,растения;

Задачи:
Закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем)
Развивать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Расширить словарный запас детей.
Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материал и оборудование : аквариум в уголке природы,модель рыбы,пластилин,дощечка для лепки,стеки,запись музыки "звуки моря", мольберт.

Ход занятия:

(дети сидят полукругом перед столом,на котором находиться аквариум накрытый платком, у нас аквариум прикручен к стене и рядом мольберт с магнитами для показа фотографий рыб)


Воспитатель :- Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
- Посмотрите,дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
(ответы детей)
Воспитатель
:- Правильно, аквариум,а какие жильцы живут в аквариуме (Рыбы,улитки)
-Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицою была,
Рыбка эта не простая-
Рыбка эта- золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется (меченосец)

2. Рыбу хищную с усами
Называем мы...(гурами)

3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)

4.Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)

5. Красиво в стеклянном доме,
Все рыбки – как на экране,
Но рыбка по имени (Гуппи)
Мечтает об океане!
Г. Максимова



Воспитатель: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
(обращает внимание детей на модель рыбки)
- Тело у рыб овальной формы
- Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбкам плавать в воде)
- Хвост(помогает плыть, рулить и поворачивать)
- Глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет век)
- Рот(чтобы питаться)
- Жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)\
- Тело покрыто чешуйками.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме,показываем картинки улиток и растений и ракушек, также можно показать наглядно ракушки(ответы детей)

Правильно - это улитки,ракушки,аквариумные растения.
Воспитатель: Как выдумаете, рыбки, улитки они живые или нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
Воспитатель: В чистой воде. Знаете, ребята,аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты,для выделение кислорода, а некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками. Кушают рыбы специальный корм который продается в зоомагазинах. Ну что ребятки устали? Давайте мы подвигаемся.
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Воспитатель : - Посмотрите,ребята,у нас есть рыбки,но они почему то, без чешуи. Давайте мы их украсим.
(На столе рыбки и рядом пластилин. Скатываем маленькие шарики и прижимаем пальчиком на тело рыбки) (во время лепки мы включаем музыку шум моря)


Подготовительная к школе группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

Программное содержание:

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

Развивать детское творчество.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Объяснение приемов работы;
  • Сюрпризный момент;
  • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
  • Работа детей;
  • Подведение итогов.

План занятия:

  1. Мини-экскурсия;
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
  3. Отгадывание загадок;
  4. Работа с восковыми мелками;
  5. Работа с акварелью;
  6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
  7. Физкультурная пауза;
  8. Аппликация;
  9. Завершающее оформление работ.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

Что вы видите перед собой?

Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

Какие рыбки и сколько их?

Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

Что они делают?

Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

Где находятся плавники?

Сколько плавников?

Какой из них самый красивый?

Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

Какие у рыбки глаза и где они расположены?

Какой рот? Чем дышит рыбка?

Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

  1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
  2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
  3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
  4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
  5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
  6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
  7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
  8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
  9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
  10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
  11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
  12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
  13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
  14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
  15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.

Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

Дежурные по занятию помогают убирать со столов.

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект ООД в старшей группе

«Путешествие в мир аквариумных рыб»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Григорянц Инга Суреновна

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Цель : Формирование представления познавательной активности и гуманных отношений к живому.

Образовательные задачи :Познакомить детей с золотой рыбкой , особенностями ее внешнего вида, местом обитания.

Развивающие : Развивать способность наблюдать . Выделять признаки внешнего вида, отражать результаты наблюдения словесно .

Воспитательные : Воспитывать любовь и интерес к обитателям аквариумов.Вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа : Рассматривание игрушечной рыбки .Чтение художественной литературы : А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке »

И. Токмакова « Гдеспит рыбка » ,русскаянароднаясказка «Пощучьемувелению», И. Коньков « Мой аквариум огромный»

Словарная работа : Туловище, плавники, хвост, чешуя, аквариум, жабры.

Материалы и оборудование : Таз с водой, два больших декоративных бокала с живыми рыбками ,сачок, корм, кормушка, сдвинуть 4 стола по 2стола и посадить по 8 детей.

Ход образовательной деятельности:

Дети, обратите, пожалуйста внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется? ("Сказка о рыбаке и рыбке")

А кто написал эту замечательную сказку? (А.С. Пушкин)

А какая рыбка была в этой сказке? (Добрая, волшебная, сказочная)

Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т.е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.

Дети, а вы любите аквариум?

Почему? (ответы детей выслушать)

Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.

А кто живет в аквариуме?

У вас на столах стоят большие декоративные бокалы с рыбками, вы все внимательно посмотрите на рыбок и скажите, какую вы из них узнали, как она называется?

Сегодня на занятие я принесла новую рыбку, посмотрите на нее: нравится ли она вам? (показываю ее в декоративном бокале всем детям)

Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Рыбы - животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.

Чтобы вы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку)

Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (чешуёй - закрепить это слово)

Какого цвета чешуя у рыбки? (блестящая, серебристая и т.д, у разных рыб она разная, в основном серебристая)

А на что похожа она? (на монетки) (напоминает нам одежду из серебряных монеток)

Скажите мне, есть ли глаза у рыбки? Какой они величины? Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе?

Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.

А что еще у рыбки есть на голове? (рот)

Какой он величины? (маленький)

А какая у рыбки форма тела?

Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.

Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?

Да, это плавники. Что рыбка ими делает? (двигает, когда плывет).Итак плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.

А что рыбка делает хвостом? (изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей.)(показываю своей рукой движение рыбки)

А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)

Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет

Да, к Насте.

А теперь? К Никите. А теперь остановилась и смотрит на нас.

Как вы думаете рыбка видит нас? (да, у нее есть глазки)

Рыбки не только видят, но и слышат и могут на расстоянии обнаруживать преграду.

Интересно, ребята! А спят ли рыбки?

Есть ли у них домики?

Вот послушайте стихотворение, может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе

След собачий - к конуре

Белкин след ведет к дуплу

Мышкин - к дырочке в полу

Жаль, что в аквариуме, на воде

Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Оказывается рыбки спят и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно "рыбье гнездо". Самый простой домик - это ямка в песке или камнях.

Давайте мы с вами отдохнем и превратимся в рыбок.

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут ,

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

То помашут плавниками

То закружатся кругами (движение по тексту)

После физкультминутки подходим все к аквариуму.

Дети, где живут у нас рыбки? (в аквариуме)

Что есть в нашем аквариуме? (вода)

Какая вода в нем? Посмотрите она чистая, прозрачная (закрепить слово)

Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица "Как рыба в воде"(когда человеку хорошо, комфортно, уютно).

Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?

А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.

Мы хорошо ухаживаем за своими рыбками, поэтому они такие веселые, быстро плавают.

Давайте наших рыбок пустим в аквариум.

Чем мы ее поймаем? Можно рыбку ловить рукой?

Нет нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Ловят рыбок сачком (закрепить слово).

Вика, возьми сачок и поймай рыбку в тазу. (ребенок ловит рыбку) вместе со мной. Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла, аквариум у нас просторный, ей будет свободно в нем плавать.

А теперь давайте покормим рыбок.

Кто знает, что это за рамочка на воде?

Правильно - это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм- дафний и циклопов. Это мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Корма дают рыбкам столько, сколько они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложку. Кормят рыбок утром и вечером в одно и тоже время. Корм у нас хранится в этой баночке. Видите на ней наклеены картинки с рыбками.

Ну-ка, Ваня, насыпь в кормушку корм.

Ребята, давайте позовем рыбок, я легонько постучу по стеклу аквариума.

Смотрите, рыбки плывут к кормушке на мой стук, значит они слышат. У рыб нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.

Смотрите, как рыбки захватывают корм ртом. Максим покажи, как они это делают.

Посмотрели, как они кушают! Давайте не будем им долго докучать, а пока они кушают, я вам загадаю загадки (садимся за столы) . Вы слушайте очень внимательно, чтобы смогли мне ответить, так как эти загадки все живут в мире аквариумных рыб.

Итак загадка

1-я У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (чешуя )

2-я Стеклянный дом

А в доме том

Во все концы

Снуют жильцы.(аквариум )

3-я У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток в спинке. (рыбка )

4-я В воде играют,

А на земле умирают. (рыбки )

Молодцы! Умеете отгадывать загадки.

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину " В мире аквариумных рыб".

Правила викторины таковы: за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек. Победителей ждет сюрприз.

Итак начали:

1. Что представляет собой рыбы исходя из вашего понимания? (это животные, живые существа)

2. Где живут рыбы? (в воде)

3. Какие есть у рыб приспособления, чтобы жить в воде? (гладкая, овальная, вытянутая форма тела и чешуя)

4. На какие части разделено тело рыб? (на 3 части: голова, туловище, хвост)

5. С помощью чего рыбки двигаются в воде? (плавников: спинных, брюшных, хвоста)

6. Чем дышат рыбы и с помощью чего? (воздухом который есть в воде, жабрами)

7. Как ведут рыбки себя в воде аквариума? (по разному: плавают быстро и медленно; плывут в разных направлениях, затаиваются, отдыхают, отыскивают корм, резвятся, играют, иногда дерутся)

А теперь подсчитываем у кого, сколько фишек. Подсчитали, а теперь давайте выстраиваться победители в порядке уменьшения:

1 - кто меньше собрал фишек

2 - кто чуть больше

3 - кто больше всех собрал фишек

По очереди вы будите заводить заводных рыбок в воде. Первым будет заводить победитель, у которого больше всех фишек, затем тот, у кого чуть меньше, и наконец тот, у кого их мало.

На этом наше путешествие в мир аквариумных рыбок подошло к концу.

И наше занятие мы закончим стихотворением :

Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно
И живёт на радость мне.

Тема: Рыбки в аквариуме.

Цель:

Уточнить и расширить знания детей о типичных представителях растительного и животного мира аквариума, многообразии его обитателей.

Познакомить с разновидностями аквариумных рыб, воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

Эмоциональный настрой

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами

Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие за новыми знаниями и прекрасными впечатлениями

Слушают

Личностные

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Каких животных называют рыбами?

Где живут рыбы?

На какие две группы можно разбить рыб по месту обитания?

Пресноводные – какие?

Морские - ?

Молодцы! Как много вы знаете о рыбах.

А хотелось бы вам попасть в подводный мир и понаблюдать за рыбами?

Рыба

Тело покрыто чешуёй.(слайд 2)

В реках, морях, озёрах, океанах.(слайд 3)

Пресноводные и морские (слайд 4)

Живут в пресной воде

……. в солёной воде

Слайды подводного мира (слайд 5)

Познавательные

«яркое пятно»

Формулирование темы урока

Во все времена людей привлекала прохладная синева морей и океанов, озер и рек. Даже сейчас, в XXI веке, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды.

Однако каждый может иметь перенести частицу подводного мира домой, наблюдать за его обитателями, открывать его тайны.

Посмотрите, дом стоит.

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

Что это за дом?

Что такое аквариум?

АКВА – в переводе с латинского ВОДА

*сосуд для содержания и разведения водных растений и животных.

Впервые аквариумы изобрели в Китае в 1368 году. Они были не стеклянные, а фарфоровые и стояли они в домах богатых людей.

Кто жильцы этого домика?

- какова же тема нашего урока?

Аквариум

(слайд 6)

Рыбы (Слайд 7)

- Аквариумные рыбки

Метапредметные

Побуждающий к плану диалог

Составление плана урока

Что именно про аквариумных рыбок надо узнать?

На какие вопросы следует ответить??

Давайте ваши вопросы запишем по-другому.

А чтобы мы не забыли, о чём надо узнать, нам помогут вопросы:

На доске появляются вопросы: КТО живёт? ЧТО есть? КАКИЕ рыбки? ЧЕМ питаются? ЗАЧЕМ нужны?

Начинаем искать ответы на наши вопросы.

Называют вопросы:

Какие рыбы живут в аквариумах?

Чем питаются рыбки?

Как за ними ухаживать?

(слайд 8)

Дети читают вопросы хором.

Регулятивные

Постановка учебной проблемы

через подводящий диалог

Решение проблемы

Кто ещё обитает в аквариуме?

Какую работу они выполняют?

(приклеить ответ – рыбку)

А у кого из вас есть дома аквариумные рыбки?

Вы будете нашими консультантами.

К вам обращаются за помощью Миша и Маша. Вы знаете, что они всегда спорят друг с другом, и не могут решить, кто прав.

а) Экологическая проблема.

Маша: Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в аквариуме?

Миша: Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей

- О каком важнейшем обитателе хотел сказать Миша?

Зачем нужны водоросли?

Маша прислушалась к вашим советам и поняла

Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"

- Как понимаете это высказывание?

(приклеить ответ – рыбку)

Итак, аквариум готов.

Ракушки, улитки, лягушки (слайд 9)

Они очищают аквариум и воду от остатков пищи, отходов

Дети поднимают руки

(слайд 10)

Водоросли

Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим рыбам

(Слайд 11)

Запустить:

насыпать песок или камни

Налить воды

Посадить растения

Запустить рыбок

(Слайд 12)

Познавательные

Регулятивные

Знакомство с рыбками

Сейчас мы ответим на вопросы:

«Какие рыбки живут в аквариумах?»

«Чем они питаются?»

Гуппи – одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

Меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча.

К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,

Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика

Это сомики . Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия

Барбусы. Потомок золотой рыбки. Это выносливая и привлекательная рыбка. У нас около 20 видов. Кормят этих небольших рыбок дафниями, Циклопом, мотылём, а также разнообразными сухими кормами. На дно аквариума укладывают сетку. При отсутствии сетки большую часть выметанной икры рыбы попросту съедят. Родина Юго – Восточная Азия и Африка.

Скалярии. Относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник. Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством. Родина - водоёмы Амазонки

Петушки. Рыбки – петушки очень яркие. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

Гурами . У гурами тоненькие и длинные усики. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

Золотые рыбки. Первые аквариумные рыбки

Предок золотых рыбок - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Вуалехвост - это короткотелые золотые рыбки.

Имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой. У некоторых рыбок есть чешуйки, а у некоторых их нет. Вуалехвосты очень медлительны и живут недолго

(узнать интересное об этих рыбках – золотая рыбка, вуалехвост)

О каких рыбках узнали?

-Чем питаются рыбки?

(приклеить ответ – рыбку)

Много интересного вы рассказали, но меня мучает вопрос: зачем нужны аквариумы, аквариумные рыбки?

Путь к познанию науки (клик)

учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения;

сомик, барбус – умеют кашлять, когда степень загрязнения воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно, если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде.

(приклеить ответ – рыбку)

Сообщения детей о рыбах

(Слайды 13 – 21)

Дети перечисляют рыбок

Называют питание рыбок

(Слайд 22)

Ответы детей:

Рыбки красивые

хобби

рыбки лечат

предсказывают погоду.

успокаивают

Метапредмет-ные

Личностные

Коммуникативные

Творческое воспроизведение

- А сейчас мы попробуем «запустить» аквариум.

(на столах конверты, в которых лежат заготовки для аквариума: модели рыбок, детали для аппликации: водоросли, камушки, рачки и т.д. Будьте внимательны, создайте правильный аквариум)

Выставка работ.

(Слайд 23)

Работа в группах:

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Логические

Личностные

Коммуникативные

Рефлексия

узнал

вспомнил

Я повторил

удивился

(Слайд 24)

Ответы детей

Личностные

Светлана Понкратова
Конспект занятия «Аквариум и его обитатели»

Цель :

Уточнить представления детей с ограниченными возможностями о то, что в аквариуме живут рыбы , улитки, растения;

Закрепить знания детей с ограниченными возможностями о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума , растения растут, украшают аквариум , служат некоторым рыбам едой или убежищем);

Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума .

Материал и оборудование : аквариум в живом уголке , модель рыбы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, музыкальный центр, запись музыки для проведения релаксации.

Ход занятия:

(дети сидят полукругом перед столом, на котором находится накрытый салфеткой аквариум )

Воспитатель : - Ребята, попробуйте отгадать мою загадку :

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы (Аквариум )

(ответы детей)

Воспитатель : - Правильно, аквариум , а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы)

Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.

Игра "Аквариум и его жители "

(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)

1. К нам из сказки приплыла,

Там царицою была,

Рыбка эта не простая –

Рыбка эта – золотая

Длинный острый хвостик носит

И зовется (меченосец)

2. Рыбу хищную с усами

Называем мы … (гурами)

3. У кого под камнем домик?

Он усатый, пестрый (сомик)

4. Как месяц серебристый и грустная на вид,

Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)

5. Маленькая, красивая, шустрая и озорная

Рыбка (гуппи) по воде проплывает.

Воспитатель : - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно :

(обращает внимание детей на модель рыбки)

Тело овальной формы

Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде)

Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать)

Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века)

Есть рот (чтобы рыбка питалась)

Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)

Тело покрыто чешуйками.

Игра "Наряди рыбку"

(детям раздаются силуэты аквариумных рыбок и чешуек ; дети вставляют чешуйки в прорези на теле рыбы, наряжают свою рыбку и закрепляют название "чешуя")

Воспитатель : - Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей)

Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения .

Воспитатель : - Как вы думаете, рыбы, улитка они живые или нет? (ответы детей)

Воспитатель : - Правильно, рыбки и улитки живые существа.

В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)

Воспитатель : - В чистой воде.

Воспитатель : - Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму , для красоты. А некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.

Воспитатель : - Давайте посмотрим, как едят рыбки.

(дети наблюдают за процессом кормления аквариумных рыбок ).

Воспитатель : - А теперь наши рыбки приглашают нас отдохнуть на морском берегу.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Звучит спокойная музыка, дети располагаются на ковре : ложатся, глаза закрыты и слушают шум моря. Воспитатель спокойным голосом рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой, можно рассмотреть подводный мир : необыкновенные водоросли, диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза) . Тишина, слышен только шум моря и крики чаек.

Но пора просыпаться и снова возвращаться (дети открывают глаза, медленно садятся, а затем встают)

Воспитатель : - На память о сегодняшней встрече с обитателями аквариума давайте вылепим понравившуюся вам рыбку.

(дети занимают рабочие места за столом и под спокойную музыку начинают работать; воспитатель оказывает помощь советом или показом)

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума .

Берегите свой красивый дом для рыб, ухаживайте за рыбами, не забывайте, что они живые, что им надо ваше внимание, кормите их, а они будут радовать своей красотой.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Обитатели моря» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Всеволожска КОНСПЕКТ непосредственно.

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Аквариум» Аппликация «Аквариум». Задачи: - Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения со сверстниками. - Продолжать учить детей проговаривать.

Конспект интегрированного занятия на «Лесные обитатели» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о животном мире. Формировать умения описывать животных, выделяя их характерные признаки, правильно.

Конспект комплексного занятия по наблюдение за рыбками-меченосцами и аппликации «Аквариум» Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим «Наблюдение за рыбками меченосцами» и аппликация «Аквариум» Воспитатель: Спиридонова.

Конспект открытого занятия по экологии «Лес и его обитатели» Программное содержание: Формировать умение называть признаки зимы, умение составлять рассказ по картинкам, работать с карточками, схемами.

Рассказать друзьям