Писать легко: как сочинять тексты, не дожидаясь вдохновения. Ольга Соломатина — «Писать легко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знаете, какая часть читателей обучающих книг, слушателей курсов и тренингов, согласно статистике, использует новые знания на практике? Думаете, половина? Тридцать процентов? Ничтожно мало - всего пять процентов. С осознанием дела обстоят ещё хуже - всего три процента населения земного шара, утверждают психологи, способны осознавать себя, свои поступки и их влияние. Столько же примерно процентов людей являются миллионерами. Не потому ли, что они не просто читают и слушают, но ещё и делают?

«Какой неудобный формат», - подумала я, впервые взяв в руки эту книгу. Мягкий переплёт, широкие страницы - какой-то альбом, а не книга.

Я угадала. «Писать легко» - правда не книга. Это учебное пособие для тех, кто пишет или хочет писать. Формат издания неслучаен. Автор пытается привить своим начинающим коллегам практические навыки письма. Поэтому ёмкие лекции подкреплены упражнениями, выполнять которые можно прямо на страницах книги.

Журналист и медиатренер. Закончила журфак МГУ, почти 20 лет работает в издательском доме «Коммерсантъ». Автор таких учебных программ и книг, как «101 совет по работе со СМИ», «Женщины-легенды: сильный слабый пол», «101 совет по работе в социальных сетях».

Чем запомнилась книга?

Когда за плечами десятки книг о копирайтинге и журналистике, сложно встретить что-то по-настоящему полезное. Порой кажется, будто авторы соревнуются в рерайте, переписывая друг у друга одни и те же советы.


Автор книги - Ольга Соломатина

Ольга Соломатина пошла другим путём. «Писать легко» - это выжимка из её знаний и опыта. Поэтому каждая глава вызывает неподдельный интерес.

Наибольший отклик у меня вызвали три из них:

  • Глава 3. Жанры в журналистике: от теории к практике.
  • Глава 4. Бесценный жанр интервью.
  • Глава 6. Практическая стилистика.

Сколько журналистских жанров вы можете назвать? Прямо сейчас, навскидку. Честно, несмотря на багаж прочитанных книг, о существовании некоторых жанров, описанных Ольгой, я даже не подозревала. Не говоря о том, что не умела с ними работать. (О практической пользе третьей главы поговорим чуть позже.)


Мой любимый жанр - интервью. «Успешное интервью - это хорошо отрепетированная импровизация», - пишет Ольга Соломатина, и я с ней согласна. Я взяла десятки интервью для спецпроекта « ». Подготовка к каждой из бесед занимает у меня минимум час, но мне ни разу не удалось следовать брифу на 100%.

Упражнения к четвёртой главе научат вас не только задавать вопросы, но и отвечать на них, а значит, лучше понимать интервьюируемых.


А какой ваш любимый жанр?

…лексика и синтаксис лозунгов и политических призывов вошли в наш разговорный язык. Появились население микрорайона, проживает с женой и детьми, порождённые состоянием, владеет домом, создаёт удобства, порывы ветра превосходили, заслуживало внимания, обладавший безусловным перевесом и т. д. И авторы смело пишут: «ставил вопрос о солке огурцов» и «сотрудниками эпидемиологической станции проводится забор проб» вместо того, чтобы спросить, «станем ли огурцы солить», или сообщить, что «эпидемиологи взяли пробы».

Если в приведённой цитате вы узнали себя, свою устную или письменную речь, то глава номер шесть для вас обязательна к прочтению.

Буду ли я «писать легко», прочтя книгу?

Всё зависит от вас. Как я упомянула вначале, издание состоит из лекций (теория) и упражнений (практика).

Но если вы честно сделаете эту работу, даю гарантию, что писать вам будет легко. По двум причинам.

Во-первых, упражнения правда полезные. Приведу пример. Глава третья посвящена жанрам в журналистике. В практической части читателям предлагается выбрать новость из информационной ленты и раскрыть её в каждом из описанных жанров. Написать заметку или репортаж, к примеру, о выходе iPhone 6 легко, составить рейтинг или информационный отчёт об этом же - не проблема. Но как представить данную новость в виде рецензии или некролога? Приходится поломать голову. Хотя от этого азарт только распаляется. :)


После каждой главы идёт рабочая тетрадь с упражнениями

Во-вторых, вы набьёте руку. Помните, как впервые пришивали пуговицу? Пыхтели, старались, обкололи пальцы, запутали нитку, а получилось всё равно кривенько. Так и с текстами. Первые материалы, как ни старайся, выходят нескладными, отнимают уйму времени и творческих сил. Но напишешь пять-десять-двадцать (а примерно столько у вас и выйдет при выполнении упражнений), и косноязычие и ступор проходят.

Стоит ли покупать книгу?


Я уверена, произведение Ольги Соломатиной станет украшением вашей библиотеки.

Даже если вы технарь и не пишете ничего, кроме постов на форумах. Эта книга избавит вас от «страха чистого листа». Вам больше не придётся неделями собираться с духом, чтобы написать отчёт или письмо.

Если же вы гуманитарий, то «Писать легко» для вас must have (простите за иностранизм). Лично я буду постоянно возвращаться к прочитанному, а приложение «Пишите правильно» использовать как шпаргалку.


Ольга Соломатина

Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения

© Ольга Соломатина, 2014

© Издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

В детстве я любила рисовать. Ровно до тех пор, пока в школе не попала к художнице, дела которой шли так плохо, что ей пришлось работать учителем. Она объясняла нам, как сложно научиться живописи и как плохо мы рисуем. Иногда учительница подходила к моей парте, оставляла пару штрихов на листе, и начиналось волшебство – рисунок оживал. Но она никогда не объясняла, в чем секрет. Так ученики начали верить, что умение рисовать – дар, доступный очень немногим. Как хвост павлина: он или есть, или его нет.

После школы я много лет мечтала начать рисовать, но долго запрещала себе даже покупать альбом и акварель. Время летело. И прошлым летом я сказала себе: тебе тридцать шесть, ты все еще мечтаешь, может быть, пора разрешить себе пачкать бумагу красками? Так я попала на курсы правополушарного рисования.

Возможно, вы о них слышали. Там за считаные часы детей и взрослых не столько учат рисовать, сколько показывают, что на это способен любой. Никто не обещал сделать из меня Ван Гога или Матисса, но теперь я вполне сносно могу изобразить то, что приходит в голову.

Во время занятий не происходит чуда. Если не считать чудом то, что художники понимают: холст грунтуют вот так, а так смешивают краски; этот прием позволит мне нарисовать цветущий луг, а вот в такой технике можно изобразить море. Нет предела совершенству, конечно, но навыки, объяснение на пальцах помогают осознать самое важное: рисовать может каждый.

На уроке правополушарного рисования я поняла, что точно так же на своих семинарах объясняю на пальцах, как научиться писать. Статьи, заметки, рассказы и даже книги пишут по определенным простым правилам и схемам. За двадцать лет работы журналистом и редактором я собрала множество практических упражнений и инструкций.

Мои преподаватели говорили: писать даже о самых сложных вещах нужно настолько просто, чтобы смысл был понятен первокласснику. Я создавала самоучитель для тех, кто хочет научиться писать, следуя этому правилу. Читая главу за главой и выполняя упражнения из каждого раздела, вы самостоятельно научитесь составлять план, узнаете о жанрах в журналистике и о том, как использовать их на практике. Вспомните, что такое стилистические ошибки и как вам стоит писать, чтобы выработать собственный стиль, «свой голос». Обещаю, вы забудете, что такое страх белого листа, и сможете писать, не дожидаясь вдохновения.

Если верить теории десяти тысяч часов, именно столько времени нужно потратить, чтобы стать специалистом в любом деле. Возможно, поработав с моим самоучителем, вы захотите и дальше развивать навык письма. Тогда перед вами откроются десятки других книг, вузов и курсов. Главное, как обычно, сделать первый шаг, написать первое слово. Я желаю, чтобы оно далось вам легко.

Прощай, страх белого листа

Довольно давно, когда мои дети еще даже не ходили в детский сад, я работала три дня в неделю с 6 утра и до 10 вечера. Однажды ранним утром я переписывала заметку для корпоративного журнала в своем кабинете, а в это время уборщица пылесосила вокруг меня ковролин.

– Что, не пишется? – поинтересовалась уборщица, ногой подталкивая пылесос к двери. – Вдохновения нет?

Я так растерялась, что даже не знала, как ответить. Написание текста, на мой взгляд, такое же занятие, как приготовление борща или составление годового отчета. С каждой из этих задач можно справиться без вдохновения. Особенно если соблюдать определенную последовательность действий.

Кто-то пишет лучше, кто-то хуже. Великие писатели рождаются по несколько человек на столетие. Не знаю, претендуете ли вы на то, чтобы войти в историю мировой литературы; возможно, что и нет. Однако с ясным изложением информации в виде текста может справиться каждый – во всяком случае тот, кто в состоянии внятно изложить свои мысли вслух.

Ольга Соломатина

Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения

© Ольга Соломатина, 2014

© Издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Предисловие

В детстве я любила рисовать. Ровно до тех пор, пока в школе не попала к художнице, дела которой шли так плохо, что ей пришлось работать учителем. Она объясняла нам, как сложно научиться живописи и как плохо мы рисуем. Иногда учительница подходила к моей парте, оставляла пару штрихов на листе, и начиналось волшебство – рисунок оживал. Но она никогда не объясняла, в чем секрет. Так ученики начали верить, что умение рисовать – дар, доступный очень немногим. Как хвост павлина: он или есть, или его нет.

После школы я много лет мечтала начать рисовать, но долго запрещала себе даже покупать альбом и акварель. Время летело. И прошлым летом я сказала себе: тебе тридцать шесть, ты все еще мечтаешь, может быть, пора разрешить себе пачкать бумагу красками? Так я попала на курсы правополушарного рисования.

Возможно, вы о них слышали. Там за считаные часы детей и взрослых не столько учат рисовать, сколько показывают, что на это способен любой. Никто не обещал сделать из меня Ван Гога или Матисса, но теперь я вполне сносно могу изобразить то, что приходит в голову.

Во время занятий не происходит чуда. Если не считать чудом то, что художники понимают: холст грунтуют вот так, а так смешивают краски; этот прием позволит мне нарисовать цветущий луг, а вот в такой технике можно изобразить море. Нет предела совершенству, конечно, но навыки, объяснение на пальцах помогают осознать самое важное: рисовать может каждый.

На уроке правополушарного рисования я поняла, что точно так же на своих семинарах объясняю на пальцах, как научиться писать. Статьи, заметки, рассказы и даже книги пишут по определенным простым правилам и схемам. За двадцать лет работы журналистом и редактором я собрала множество практических упражнений и инструкций.

Мои преподаватели говорили: писать даже о самых сложных вещах нужно настолько просто, чтобы смысл был понятен первокласснику. Я создавала самоучитель для тех, кто хочет научиться писать, следуя этому правилу. Читая главу за главой и выполняя упражнения из каждого раздела, вы самостоятельно научитесь составлять план, узнаете о жанрах в журналистике и о том, как использовать их на практике. Вспомните, что такое стилистические ошибки и как вам стоит писать, чтобы выработать собственный стиль, «свой голос». Обещаю, вы забудете, что такое страх белого листа, и сможете писать, не дожидаясь вдохновения.

Если верить теории десяти тысяч часов, именно столько времени нужно потратить, чтобы стать специалистом в любом деле. Возможно, поработав с моим самоучителем, вы захотите и дальше развивать навык письма. Тогда перед вами откроются десятки других книг, вузов и курсов. Главное, как обычно, сделать первый шаг, написать первое слово. Я желаю, чтобы оно далось вам легко.

Прощай, страх белого листа

Довольно давно, когда мои дети еще даже не ходили в детский сад, я работала три дня в неделю с 6 утра и до 10 вечера. Однажды ранним утром я переписывала заметку для корпоративного журнала в своем кабинете, а в это время уборщица пылесосила вокруг меня ковролин.

– Что, не пишется? – поинтересовалась уборщица, ногой подталкивая пылесос к двери. – Вдохновения нет?

Я так растерялась, что даже не знала, как ответить. Написание текста, на мой взгляд, такое же занятие, как приготовление борща или составление годового отчета. С каждой из этих задач можно справиться без вдохновения. Особенно если соблюдать определенную последовательность действий.

Кто-то пишет лучше, кто-то хуже. Великие писатели рождаются по несколько человек на столетие. Не знаю, претендуете ли вы на то, чтобы войти в историю мировой литературы; возможно, что и нет. Однако с ясным изложением информации в виде текста может справиться каждый – во всяком случае тот, кто в состоянии внятно изложить свои мысли вслух.

Откуда берется точно подобранное слово и логика повествования? Из ясной головы.

Первое правило

Первое правило победителей страха «белого листа» звучит так:

начинайте писать, только если уже знаете,

о чем станете рассказывать, -

от первой мысли до последней.

Я скептически отношусь к журналистам, которые говорят: «Главное – начать, а там посмотрим, что выйдет», или к писателям, чьи персонажи «живут на бумаге самостоятельной жизнью». И вот почему.

Представьте себе, что завтра утром вы встанете в 4:30, быстро соберетесь, прихватите чемодан с вещами, вызовете такси. Вы выйдете на улицу, сядете в машину и скажете водителю: «Я отправляюсь в путешествие. Оно будет захватывающе интересным, но я еще точно не знаю, куда еду».

Как вам такое начало? Куда должен отвезти таксист пассажира, еще не знающего даже примерный маршрут? Вероятно, и билет путешественник еще не купил. Можно ли доехать из пункта А в пункт Б, если вы не определились, что это за пункт Б? Я себе этого не представляю.

Позволю себе предположить, что достаточно разбираюсь в предмете – хотя бы потому, что двадцатый год пишу и редактирую, а также разработала оригинальную программу обучения журналистов и слушателей курсов.

Вот мой маршрут: приступая к первой главе, я вначале продумала, о чем буду в ней говорить. И поэтому знала, например, когда объяснять, чему можно поучиться у Владимира Набокова, и чем закончить главу.

Запомним на будущее: профессиональные журналисты очень часто используют слово «материал» как синоним «текста». Делается это для того, чтобы не смешивать разные жанры журналистики (их различиям и особенностям я посвящу отдельную главу) и определять их все одним общим термином.

Рассказать друзьям