Психосоматика зрения: распространенные болезни глаз и эмоции, которые их вызывают. Детская психосоматика: когда болезни от души

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конъюнктивит – это воспалительный процесс, затрагивающий слизистую оболочку органа зрения. Он может возникать на фоне стресса и повышенной тревожности. При сложности установления причины врач предполагает психосоматическую природу заболевания. Важно знать как проявляется психосоматика конъюнктивита.

Типичными симптомами является гиперемия и зуд века, появление гноя, красные прожилки на белой части глазного яблока. По утрам на ресницах скапливается засохшее отделяемое, затрудняя процесс открывания глаз. Присутствует насморк и отечность слизистой носа. Без должного лечения процесс переходит в хроническую форму.

В официальной медицине выделяют причины развития конъюнктивита:

  • поражение вирусами;
  • бактериальная инфекция;
  • травма глаза;
  • аллергическая реакция;
  • влияние ультрафиолетового излучения;
  • побочный эффект лекарственного препарата;
  • недостаток витаминов;
  • несоблюдение правил ношения контактных линз;
  • хронические воспалительные процессы в гайморовых пазухах, слезных протоках.

Психологических причин для развития воспалительного процесса на слизистой оболочке глаза, по мнению официальной медицины, не существует.

Но длительное безуспешное лечение или постоянные рецидивы заболевания при соблюдении рекомендаций врача и правил гигиены, могут свидетельствовать о психогенной форме заболевания.

Возникновение конъюнктивита по мнению известных психологов

Зрение – уникальная система. Левый глаз отвечает и смотрит в будущее, правый анализирует прошлое. События давно минувших дней оказывают влияние на восприятие настоящего и накладывают отпечаток на будущую жизнь.

Мнения о природе воспалительных процессов в системе зрительного анализатора высказывали многие известные психологи и психотерапевты. Среди них Луиза Хей, Лиз Бурбо. Их рекомендации сходны, но отличаются в деталях и подходах в работе с пациентами.

По Синельникову

Доктор В. Синельников в книге «Возлюби свою болезнь» отмечает, что воспалительные процессы в системе глаза возникают при нежелании видеть какой-либо объект или субъект. Мысль об этом провоцирует приступ гнева, ненависти, в некоторых случаях обиды.

Чем сильнее негативные эмоции, связанные с объектом, тем активнее протекает воспалительный процесс. Это связано с обратной петлей, откатом негативной реакции. Органом-мишенью может быть любой орган, но если иммунная защита снижена в системе зрительного анализатора, то развивается конъюнктивит.

Возможные психологические причины конъюнктивита по Синельникову:

  • злорадство;
  • зломыслие;
  • желание навредить, но чужими руками.

Подобным побочным эффектом обладают ритуалы наведения порчи, сглаза. Если вы проводили подобные действия в отношении другого человека, то результатом может быть болезнь у человека, насылающего порчу. Но чаще – у заказчика процесса.

По Лиз Бурбо

Конъюнктивит по Лиз Бурбо затрагивает только внешние оболочки глаза. Возникает это состояние из-за неприятия проблем в жизни.

У пациента в прошлом были какие-либо неприятные события. Они вызывают сильнейшие приступы гнева. Присутствует страх, что подобный инцидент повторится. Поражение левого глаза развивается на фоне отрицательного отношения матери пациента к прошлым событиям. Если воспаление затронуло только правый, значит существенную роль в оценке ситуации сыграл отец больного.

Такие люди делят мир на 2 цвета – только белое и черное. Частые воспалительные процессы в системе зрительного анализатора являются попыткой организма рассмотреть жизнь во всех ее красках и проявлениях. Но пациент волевым усилием гасит эти устремления.

Это форма самозащиты. Человек делает себе установку, что от жизни следует ждать только неприятности. А радостное событие – это случайность.

Неприятия мира, гнев порождает психосоматические симптомы конъюнктивита:

  • трудно открывать глаза после пробуждения;
  • избыточное слезотечение и выделение гноя;
  • отек век;
  • боль при ярком свете;
  • покраснение слизистой оболочки глаз.

Лечение психосоматического недуга заключается в адекватном восприятии жизни с ее радостями и печалями, желании видеть только положительные моменты и создавать их.

По Луизе Хей

Конъюнктивит по Луизе Хей является результатом разочарования в жизни. Усиливает негативное восприятие, направляя гнев на себя.

Психологические методы избавления от болезни

Согласно мнению психологов, человек воспринимает мир комплексно. При этом задействовано тело, которое первым воспринимает информацию и передает ее в эмоциональную сферу. Далее под воздействием чувств формируется рациональное восприятие события.

На основе 3 составляющих формируется духовное отношение к событию. В этой последовательности следует избавляться от гнева, страхов, негативного жизненного опыта.

Вылечить конъюнктивит на нервной почве помогут:

Движение и звук – занятия танцами, спортом, длительные прогулки по приятным местам повышают выработку эндорфинов. Под их влиянием меняется восприятие жизни, а активные действия не оставляют места для грустных мыслей, копания в прошлом и переживание негатива заново. Звуковая активность – смех, пение, сопровождение спортивных занятий музыкой. Они положительно влияют на формирование эмоционального восприятия жизни.

Творчество – считается, что здоровый человек может выражать свои чувства через деятельность, не связанную с выживанием в условиях окружающей среды. Но эмоциональная сфера ограничена требованиями морали и правилами поведения в обществе. В творчестве человек может выразить волнующие мысли и проблемы, отношение к окружающей действительности. Это большой шаг для гармоничного целостного восприятия себя.

Сознание или рациональное мышление – конъюнктивит развивается из-за непринятия прошлого. Осознание того, что события уже не повторятся, является первым шагом к выздоровлению.

Психосоматические причины воспалительных процессов в зрительном анализаторе легко выявить самостоятельно. В подавляющем большинстве случаев для их решения не требуется участия специалистов. Если справиться самостоятельно не получилось, а объективные причины развития воспалительного процесса врачу выявить не удалось, лучшим решением будет обращение к психотерапевту.

Конъюнктивит – болезнь неприятная, но не опасная для человека. Постоянное воспаление приносит дискомфорт. Выявить нервную природу заболевания сложно, так как присутствуют признаки аллергической реакции, вирусной и бактериальной инфекции. Если традиционные методы лечения не приносят облегчения, возможно нужно взять под контроль собственные нервы и попытаться посмотреть на жизнь под другим углом!

Вначале несколько слов о том, что же такое «психосоматика». Психосоматика (с др. греческого «psycho » означает душа, а «soma » - тело) это направление впсихосоматической медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Свои истоки психосоматическая медицина берет из древнекитайской медицины, где были описаны связи между органами и эмоциями, из учения Гипократа, из обрядов шаманов, из учений знахарей и т.д. Так что, как мы видим, что психомотическая медицина стара, как само врачевание.
Любое воздействие на душу сказывается и на теле. И наоборот, всякое воздействие на тело приводит в движение души. Вплоть до 19го в. такие психологические факторы, как потеря удачи или разочарования в любви, признавались врачами как играющие важную роль в возникновении заболевания. К сожалению, в настоящее время современные люди перестали уделять внимание душевным моментом при возникновении заболеваний. Связь между душой и телом во внимании людей как-будто исчезла. Люди перестали видеть в болезни сигнальную систему своей души, психики и принимать ее к сведенью. Вся медицинская индустрия направлена на лечение тела, это не хорошо и не плохо, это просто так. Мне хотелось бы, что бы люди начали воспринимать свои заболевания тела не как что-то ужасное, а воспринимали болезни тела с взаимосвязи их со своей душой (психологическими моментами) и видели в болезни не толькоотрицательное, но и нечто положительное, так как наше тело, наша душа и наш разум (психика) это единая система, которая через заболевания общается с нами о «неполадках» в этой системе. Еще Блез Паскаль говорил: «Болезнь есть место, где положено учиться. Все происходящее содействует нашему развитию, в том числе и болезнь».

В психосоматике прослеживается взаимосвязь психологических факторов со всеми соматическими (телесными) заболеваниями, и я бы хотела, поговорить в данной статье о глазах и некоторых глазных нарушениях.

В народе говорят «глаза это зеркало души», это связанно с тем, что наши глаза отвечают за восприятие и выражение чувств и если человек старается не показывать своих чувств, глаза никогда не врут.

Коньюктивит (ячмень или воспаление глаз) с точки зрения психосоматики означает, что в жизни человека происходит что-то, что вызывает у него раздражение, гнев и человек не согласен с происходящим (это может быть ситуация, человек и пр.). Причины не важны, главное, что человек испытывает чувство раздражения и гнева. В данном случае, если человек выявит, что за факторы вызывают у него чувства раздражения или гнева и разберется с данными факторами (либо, наконец, примет раздражающие факторы, либо уберет их из своего поля зрения), телусимптом виде коньюктивита будет не нужен.

Косоглазие. Чаще всего бывают у детей.

Разностороннее косоглазие означает, что ребенок видит со стороны родителей противоречащие послания. Например, когда мама хочет одного от ребенка, а папа другого и когда родители являются равнозначными для ребенка, т.е. он не может выставить приоритет между мамой и папой, происходит ситуация, когда ребенок не знает кого слушать, глаза и расходятся в буквальном смысле.

Сходящееся косоглазие

В отличие от разностороннего косоглазия причиной сходящегося косоглазия является получение ребенком противоречащих посылов от воспитывающиходного пола (например, мамы и бабушки) иребенок так же не может выставить приоритеты, в связи с чем на физическом уровне вышеуказанный психологический раздрайв может выразиться в схождении глаз в одну точку.

Косоглазие у взрослых означает, что человек смотрит одним глазом в настоящую реальность, а другим либо в «иллюзорную реальность» либо в какой-то «другой мир». В данном случае в понятие «другой мир» я вкладываю эзотерический смысл.

Близорукость

При близорукости человек не видит далеко, а вблизи видит хорошо- это означает, что человек сконцентрирован на себе и на ближайшем окружении. Людям с близорукостью, как правило, сложно (либо страшно)смотреть в будущее, строить дальние планы (т.е. они не видят картины своей жизни через год, через пять лет, через десять лет) и сложно прогнозировать последствия своих действий. В данном случае человеку необходимо нарабатывать навык построения своих дальних планов, и кроме того расширять сферу своих интересов на большую область (например начать интересоваться мировыми событиями и пр.)

По статистике замечены периоды, когда падает зрение:

· Период перед школой (начало 1го класса). И это не удивительно, этот период является стрессовымдля ребенка, т.к. ребенок психологически отрывается от мамы и входит в социум (коллектив). У ребенка возникает неосознанный страх перед будущим, беспокойство о том, как он будет без поддержки мамы в этом социуме, в результате этого зрение порой и падает.

· Период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этим вопросам: как мальчики выглядят в роли мужчин, а девочки в роли женщин, состоятся ли они как партнеры ивыберут ли их в качестве партнеров и пр., в случае если подростку очень сложно смотреть в вышеуказанные сферы, в результате зрение падает.

· Период окончания школы (первый курс института). У молодых людей возникает страх перед вступлением в новое, более взрослое сообщество.

· Период окончания института. У молодых людей возникает, как и перед институтом, страх перед взрослой жизнью, страх не состояться на профессиональном поприще- «детские игры закончены, вот она взрослая жизнь».

Порой близорукость не связана со страхами. В таком случае, необходимо разбираться в каком возрасте начало падать зрение, т.к. возможно в этом возрасте случилось какое-то событие, на которое было тяжело смотреть и человек «выбрал» за счет своего зрения «не смотреть» на это событие.

Если с возрастом зрение не нормализовалась, значит, тема события еще для человека подсознательно актуальна. В этом случае, человеку необходимо разбираться с тем событием,на которое ему было тяжело смотреть.

Дальнозоркость

При дальнозоркости человек видит хорошо вдаль и не видит вблизи, это означает, что человеку интересно, что происходит в мире,в дальнем окружении, интересны свои дальние планы, ине интересно смотреть на себя и на ближнее окружение. Поэтому дальнозоркость считается возрастным недугом, так как в старости человек по тем или иным причинном не принимает себя, возрастные изменения, которые происходят с ним или в ближайшем окружении. Своя жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.

По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения.

Людям с дальнозоркостью необходимо научиться принимать себя, смотреть на себя с любовью и жить здесь и сейчас.

Астигматизм

При астигматизме у человека есть свой устойчивый взгляд на жизнь и он для него правильный, а все остальные мнения являются для него не верными. Людям с астигматизмом необходимо допускать, что другие точки зрения тоже являются правильные и начать принимать их.

Дальтонизм

· Когда человек не видит цвета/цветов означает, что человек подсознательно по каким-либо причинам исключает этот/эти цвета из своей жизни. Необходимо разобраться, что символизируют те или иные цвета для человека, которые он исключил из своей жизни.

· Когда человек путает близкие оттенки означает, что человек видит свою жизнь в полярных цветах, а оттенки как нюансы жизни не видит или не хочет видеть.

· Когда человек путает контрастные цветаозначает, что у человека его жизнь не обладает радужными цветами и как- будто для него все в жизни едино.

Ситуация с заболеваниями отличается у детей до трех лет. Ребенок до трех лет психологически находится в сильной связи с мамой и еще не отождествляет себя, как отдельную личность, поэтому все болезни у ребенка до трех лет, являются материнскими заболеваниями. Т.е. ребенок до трех лет выражает через свое тело(в данном случае глазные нарушения) проблемы, которые есть у мамы, и если мама будет разбираться с этими симптомами, как со своими и разберется с ними, у ребенка отпадет необходимость проявлять симптомы мамы.

В этой статье я описала некоторые глазные нарушения и общие направления работы, но у каждого человека своя предыстория симптома, рассказывающая индивидуальную историю.

Будьте здоровы!!!

С уважением,

психолог-консультант

Варбузова Эльвира»

Буду рада вопросам...

Comments

(19 comments - )

(Anonymous)

(Anonymous)

Конъюнктивит – инфекционное воспаление конъюнктивы (слизистой оболочки глазного яблока и внутренней поверхности век). Этим общим названием обозначают болезни глаз, которые характеризуются воспалением слизистой глаз.

Конъюнктивит бывает:

  1. экзогенным (самостоятельно возникающая болезнь)
  2. эндогенным (вторичное, сопутствующее заболевание на фоне кори, краснухи и др.).

В зависимости от причин возникновения выделяют множество видов конъюнктивита. Отсюда перечислим причины заболевания: бактерии, вирусы, хламидии, грибки, аллергия, дальнозоркость или близорукость, химические раздражители, пыль, ультрафиолет, нарушение обмена веществ, авитаминоз и др.

Общими симптомами конъюнктивита являются:

  • раздражение, зуд, жжение, резь в глазах,
  • покраснение,
  • слезотечение,
  • ощущение песка в глазу,
  • светобоязнь,
  • опухание век,
  • слипание век к утру и др.

Психосоматика конъюнктивита

Так как конъюнктивит поражает глаза, то сначала рассмотрим психосоматику глаз. Глаза – орган видения , позволяющий получать информацию из внешнего мира.

Отсюда практически все глазные недуги отражают нежелание человека что-то или кого-то видеть : события, отношения, самого себя, окружающих людей. Как правило, это связано с негативным содержанием мыслей и эмоций человека. Например, какая-то поступающая через глаза информация не приятна человеку или причиняет ему боль.

При рассмотрении психосоматики глаза следует также уточнить, что проблемы с правым глазом связаны с негативом в видении мира , а также символизируют мужскую сторону (в частности, папу и его влияние). Левый глаз, как правило, связан с влиянием мамы и с видением себя. Такого подхода придерживаются многие известные авторы (Луиза Хей, Лиз Бурбо, В. Синельников и др.).

Думается, что этот подход правомерен, так как именно с первых слов мамы и с позиции ее отношения к нам мы начинаем воспринимать себя как отдельную личность, а папа помогает открывать большой мир.

Функцией конъюнктивы является защита глаза от вредного воздействия внешнего мира (частиц пыли, микробов, яркого света, химических раздражителей и т.д.).

То есть, конъюнктива буквально встает на защиту человека (его психики), не давая ему видеть то, что его раздражает и злит.

Действительно, психологи выявили, что конъюнктивит обычно возникает тогда, когда человеку не нравится то, что он видит в своей жизни – проблемы, неприятности . Он не хочет их видеть, хочет, чтобы они ушли, но проблемы повторяются, человек начинает раздражаться, обижаться, гневаться.

Может быть и так, что человек сознательно закрывает глаза на конфликт, избегает конфликта .

Еще одной психологической причиной этого недуга является страх за свое будущее . Человек так сильно боится своего будущего, что не хочет видеть его.

Если этот недуг появился у детей, значит, они не хотят замечать ссор в семье или близком окружении.

Луиза Хей отмечает, что в основе конъюнктивита лежат гнев и разочарование при виде чего-либо.

По мнению психолога Лиз Бурбо, эту болезнь вызывают сильный гнев, вызванный каким-либо событием и страх повторения этого события .

Доктор В. Синельников в числе прочего в конъюнктивите видит проявление злорадства, зломыслия человека. Известно, что злой посыл (как и добрый) в адрес другого человека всегда возвращается бумерангом и «бьет по тому же месту».

Пути исцеления

Путь к исцелению от психосоматического конъюнктивита относительно прост. «Относительно» — потому что все зависит от самого человека: захочет он отпустить свои негативные мысли и эмоции или дальше будет их лелеять. Для кого-то отпустить – легко, кому-то это дается с трудом, а третий вообще не желает расстаться со своим раздражением (обидой, гневом и т.д.).

И винить-то, получается, некого и нечего, кроме своего негативного взгляда на окружающий мир. Мир объективен для всех, и человек сам раскрашивает его в свои позитивные или негативные краски. А тело просто подчиняется внутренней установке человека: радоваться или злиться, видеть или не видеть (вспомните, как иногда люди говорят: «глаза б мои не видели»).

Другой важный момент для исцеления – это осознание того, что каждый из нас видит только то, что резонирует с его внутренним состоянием : агрессивный видит насилие, злой видит зло, а мудрый видит мудрость Жизни.

Думается, мудрый человек, вместо того, чтобы осуждать или ненавидеть что-либо, заглядывает в себя и думает: «А нет ли во мне что-то такого негативного (мысли, чувства), что позволило ему физически проявиться в моей жизни?».

Такого рода постоянный самоанализ позволяет содержать свой внутренний мир в чистоте и позитиве, которые будут автоматически проявляться и в состоянии физического тела, и в вашей жизни.

Желаю вам радостного и мудрого видения жизни!

Близорукость
Дальнозоркость
Астигматизм
Дальтонизм

Косоглазие
Глаукома
Катаракта
Сухие глаза
Потеря зрения

Практикам системы« Байбак» уже не нужно объяснять, что такое психосоматика. В этой статье речь пойдет исключительно о психосоматических причинах плохого зрения, а также будут даны некоторые рекомендации по изменению способов мышления, которые и стали причиной ухудшения зрения.

Наши глаза — это не просто один из органов чувств, они полностью отвечают за наше восприятие и видение вещей как вокруг себя, так и в себе. Глаза — олицетворяют способность ясно видеть прошлое, настоящее и будущее. Если зрение нарушено,- нарушено восприятие реальности и себя такими, какие есть. Ухудшение зрения — это нежелание видеть или замечать определенные вещи вокруг себя(близорукость) или в себе(дальнозоркость), а также в жизни в целом. В душе накапливаются такие агрессивные эмоции, как ненависть, злость, гнев, и они создают проблемы с глазами, ведь глаза, — это зеркало души. Таким людям мешает видеть хорошее их гордыня и упрямство. Они не понимают, что видят плохое в своем мире только потому, что смотрят на мир через призму своих агрессивных эмоций. Выход один — очистить свое восприятие от негативного мышления, шаблонов и предрассудков, тогда и мир станет лучше. Создайте сами для себя такой мир, на который вам было бы приятно смотреть.

Глаза — это то место, где освобождается печаль. Проблемы со зрением возникают, когда печаль не изливается полностью. Поэтому глаза заболевают как у тех, кто плачет постоянно, так и у тех, кто не плачет никогда. Когда люди корят свои глаза за то, что те видят лишь одно неприятное, закладывается основа глазной болезни.

Плохое зрение — прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и(или) кого-то . Ухудшение зрения является сигналом(метафорой, сообщением) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее(т.е. избежать зловредного раздражителя), нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает« вторичную выгоду», то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть, а со временем это перерастает в выгоду чего-то не делать(например, заниматься мелкой работой при дальнозоркости). Он не может(а точнее не позволяет себе) распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание(происходит компенсация). Вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта(хорошие зрение с одной стороны и «плохое» психологическое зрение с другой), — и его хорошее зрение уравнивается к «плохому психологическому зрению»(синхронизация). Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы« плохого» визуального опыта(он проявляется в словах: «видеть тебя не хочу», «уйди с моих глаз», «глаза бы мои тебя не видели», «и не показывайся мне на глаза», «видеть тебя тошно», «больно смотреть на все это» и так далее, и тому подобное).

Не случайно, что по статистике у молодых людей зрение портится, как правило, со знаком минус(миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста — со знаком плюс(дальнозоркость). У пожилых людей много прошлого, а в прошлом много боли, разочарований, ошибок и всего того, что так не хочется в себе видеть. А у молодых людей — это страх перед« перспективами», страх перед будущим.

Еще одна причина ухудшения зрения связана с установлением принудительной физической границы на расстоянии взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т. д.(есть даже исследования, подтверждающие, что чем более густонаселен город и чем меньше в нем пространства(дом стоит буквально на доме), тем статистически хуже зрение у его жителей). Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд. Глаза, встречая постоянные препятствия, тренируются видеть только до определенного расстояния(обычный человек, просыпаясь, не видит дальше стен, выходя на улицу сразу устремляет глаза под ноги, в общественном транспорте смотрит в книгу, на работе — в монитор и в обратном порядке). Глаза многих просто не натренированы смотреть дальше нескольких метров(вот почему при работе с системой по восстановлению зрения я настаиваю не только полностью отказаться от очков, но и максимально разгрузить глаза). Это расстояние устанавливается бессознательно самим человеком, чтобы отгородиться от чего-то внешнего(например, не видеть реальный мир дальше своей книги, телевизора или компьютерной игры).

Нарушения зрения так же могут быть связаны с типом и стилем мышления. Помимо наших глаз, у нас есть еще один вид« глаз», которые способны видеть на любые расстояния и преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо видят и ночью, и днем. Эти« глаза» — наш разум. Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. Человек, который много читает, мечтает о несбыточном, фантазийном будущем или часто рисует картины прошлого, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности(нет здесь и сейчас). Со временем его глаза(физическое зрение), фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, грубо говоря, за ненадобностью и происходит ухудшение зрения.

Люди, живущие все время« здесь и сейчас» имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как большую часть времени пользуются только физиологическим зрением, и очень мало — зрением, так сказать, психологическим.

Это было обобщение нескольких наиболее адекватных теорий ухудшения зрения. А теперь, для удобства, я разберу каждый из случаев ослабления зрения отдельно.

Близорукость
При близорукости человек не видит далеко, а вблизи видит хорошо — это означает, что человек сконцентрирован на себе и на ближайшем окружении. Людям с близорукостью, как правило, сложно(либо страшно) смотреть в будущее, строить дальние планы(т.е. они не видят картины своей жизни через год, через пять, десять лет), им сложно прогнозировать последствия своих действий. В данном случае человеку необходимо нарабатывать навык построения своих дальних планов, и кроме того расширять сферу своих интересов на большую область(например, начать интересоваться мировыми событиями и пр.)

В случае с дальнозоркостью люди испытывают страх будущего, неумение объективно его воспринимать, недоверие к тому, что ждет их впереди, ощущение постоянной опасности, настороженности, враждебности мира по отношению к ним. Такие люди не видят перспективы.

Кроме того, близорукость развивается у людей, склонных к обобщению и схематизации действительности. Те ее реалии, что не вписываются в их логическую структуру, — игнорируются.

Близорукостью часто страдают люди, которые слишком сосредоточены на самих себе и с трудом воспринимают чужие идеи(они видят и воспринимают только« близкие» им по духу идеи, а те, что« далеко» — не видят, не воспринимают, не отводят для них места в мире). У них ограниченный кругозор.

Близорукость может означать и зацикленность на внешнем, на форме, на поверхностном, наличие жестких стереотипов восприятия, мешающих объективному восприятию действительности.

«Близорукие» люди все время осуждают других людей, а сами буквально дальше своего носа не видят. Им не нравится то, что они видят вокруг, они не замечают ни этого прекрасного мира, ни прекрасных людей, а видят только негатив, поэтому и бессознательно выбрали« не видеть»(не на что там смотреть, там нет ничего хорошего). На самом деле то, что близоруким людям не нравится в окружающем мире и людях, всего лишь является отражением их собственного поведения.

Психологические причины ухудшения зрения можно так же определить исходя из того периода, в котором оно начало падать:

Например, у некоторых развивается близорукость еще в раннем школьном или дошкольном возрасте. Причины в том, что у них дома, в семье, в отношениях родителей постоянно присутствует много негатива — ссоры, крики, даже побои. Ребенку больно это видеть, ведь для него родители — самые близкие люди, а сам он не может повлиять на ситуацию. И в качестве психологической защиты его глаза ослабевают, близорукость помогает ему притупить боль, «не видя» происходящего. Это одна из причин.

Есть и обратный вариант. Например, дома, до школы или садика, в семье ребенка царит гармоничная атмосфера, добрые и уважительные отношения между родителями, ребенок получает любовь и поддержку. Привыкнув к такому отношению, он попадает в коллектив, где совсем другие условия — никто уже не любит его просто так, ему приходится выполнять определенные условия, чтобы добиться хорошего отношения учителей и дружбы одноклассников. Та модель мира, которую он усвоил в семье, оказывается абсолютно отличной от «большого» мира, а он сам оказывается не готовым к реальности. Ребенок не хочет мириться с тем, что он теперь видит, испытывает стресс, боль. В итоге это приводит к тому, что у него развивается близорукость — и он может четко видеть только то, что рядом с ним, отгораживаясь от несправедливости и жестокости вокруг.

У многих ухудшение зрения происходит в период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этим вопросам: как мальчики выглядят в роли мужчин, а девочки в роли женщин, состоятся ли они как партнеры и выберут ли их в качестве партнеров и пр., в случае если подростку очень сложно смотреть в вышеуказанные сферы, в результате зрение падает. Такие подростки боятся становиться взрослыми, так как их настораживает и пугает то, что они видят в мире взрослых(пример: им не нравится образ жизни взрослых, которые его окружают, они хотят другой судьбы и жить по-другому , но по факту просто избегают взросления, не желая видеть свое будущее).

Если у вас начало ухудшаться зрение в период окончания школы(первый курс института) это может означать, что вы испытываете страх перед вступлением в новое, более взрослое сообщество.

В период окончания института у молодых людей возникает, как и перед институтом, страх перед взрослой жизнью, страх не состояться на профессиональном поприще — «детские игры закончены, вот она взрослая жизнь», в этом случаи страх так же блокирует зрение.

В общих чертах механизм понятен. И он же работает у взрослых, поскольку большинство наших состояний мы без особого пересмотра выносим из детства.

Порой близорукость не связана со страхами перед будущим и перспективами. В таком случае, необходимо разбираться в каком возрасте начало падать зрение, т. к. возможно в этом возрасте случилось какое-то событие, на которое было тяжело смотреть и человек« выбрал» за счет своего зрения« не смотреть» на это событие.

Если с возрастом зрение не нормализовалось, значит, тема события или периода для человека еще подсознательно актуальна. В этом случае, необходимо разбираться с тем событием или периодом, на которое ему было тяжело смотреть или было тяжело принять, пережить. Например, если у вас упало зрение в период полового созревания и после так и не восстановилось, то вы до сих пор не принимаете себя как взрослого мужчину\женщину и не берете на себя связанные с этими ролями функции. Или если зрение резко упало после родов — ключ к восстановлению в материнстве(в отношении к себе как к матери, в отношении к ребенку, в принятии роли матери и т. д.).

Рекомендации: чтобы исправить свое зрение(близорукость) необходимо избавиться от того страха, который вызвал ухудшение зрения. Это может быть не один страх, а сразу несколько, например, начало падать зрение в период полового созревания, еще немного ухудшилось в институте и совсем стало плохо после родов. Каждый из этих периодов сопровождают определенные страхи, которые не удалось принять. Необходимо открыться для новых идей, идущих извне, принимать точки зрения других людей(не фиксироваться жестко на своем взгляде на мир, а позволить нескольким мнениям существовать параллельно). Нужно научиться решать проблемы по мере их возникновения и перестань ждать худшего от будущего. Такие страхи на самом деле вызваны не объективной реальностью, а чрезмерной активностью вашего воображения. Научитесь смотреть в будущее с оптимизмом. Научитесь также с уважением выслушивать мнения других людей, даже если они не совпадают с вашим.

Дальнозоркость
При дальнозоркости человек видит хорошо вдали и не видит вблизи, это означает, что человеку интересно, что происходит в мире, в дальнем окружении, интересны свои дальние планы, и не интересно смотреть на себя и на ближнее окружение(интересует что-то глобальное, а вот повседневные мелочи настолько раздражают, что видеть их не хочется). Поэтому дальнозоркость считается возрастным недугом, так как в старости человек по тем или иным причинном не принимает себя, возрастные изменения, которые происходят с ним или в ближайшем окружении. Своя жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.

По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения.

В современной медицине считается нормальным физиологическим явлением, когда ухудшение аккомодации начиная примерно с возраста 45 лет. Под« нормальностью» здесь понимается только то, что, согласно статистическим исследованиям, люди старше 45 лет гораздо чаще страдают дальнозоркостью, чем люди моложе 45 лет. Интересно, что слово« аккомодация» означает« приспособление» или« процесс приспособления».

Следовательно, мы можем предположить, что от возрастной дальнозоркости страдают те, кому трудно приспособиться к происходящему. Им тяжело рассматривать себя в зеркале, видеть, как стареет любимое тело, чувствовать себя все менее привлекательными, они верят, что старение — это только ухудшение. Быть может, еще тяжелее им видеть ситуацию, которая складывается в собственной семье или на работе.

Люди с дальнозоркостью излишне переживают из-за всего, что происходит вокруг и слишком привязаны к физическому измерению. Из-за этого их внутреннее зрение ослабевает, и они не видят своей значимости, приобретенной вместе с опытом за долгие годы.

Дальнозоркие люди перебарщивают со своими благими намерениями. Они желают видеть далеко, хотят получить много и сразу, но не хотят видеть малого(бытовые мелочи). Если человек требует у других, в том числе у государства, обеспечить его будущее, то у него ухудшается зрение, раз он не видит, что каждый должен прежде всего сам обустроить свою жизнь.

Рекомендации: Людям с дальнозоркостью необходимо научиться принимать себя, смотреть на себя с любовью и жить здесь и сейчас. Не забывайте, что ваше будущее зависит от того, как вы относитесь к своей жизни сегодня. Научитесь приспосабливаться к людям и ситуациям, которые появляются в вашей жизни, и это значительно улучшит ее качество, а заодно и зрение. Дальнозорким людям в жизни нужно в первую очередь научиться радоваться мелочам, тогда жизнь им сможет доверить большее. Им, чтобы двигаться вперед, сначала следует поглядеть себе под ноги и только потом устремлять свой взгляд в даль(можно ведь не увидеть препятствие у себя под носом, брякнуться, и в итоге никуда не прийти).

Астигматизм
При астигматизме у человека есть свой устойчивый взгляд на жизнь, и он для него правильный, а все остальные мнения являются для него не верными(отсюда и возникает раздвоение зрительной картины: одно изображение — это объективная реальность, второе — субъективная, и наложение их друг на друга не происходит). Людям с астигматизмом необходимо допускать, что другие точки зрения тоже являются правильными и начать принимать их. Астигматизм может так же быть сигналом страха реально увидеть себя.
Дальтонизм
Когда человек не видит цвета/цветов означает, что человек подсознательно по каким-либо причинам исключает этот/эти цвета из своей жизни. Необходимо разобраться, что символизируют те или иные цвета для человека, которые он исключил из своей жизни(важна не их общепринятая символика, а личное значение для человека).

Когда человек путает близкие оттенки означает, что человек видит свою жизнь в полярных цветах, а оттенки как нюансы жизни не видит или не хочет видеть.

Когда человек путает контрастные цвета означает, что у человека его жизнь не обладает радужными цветами и как будто для него все в жизни едино.

Ситуация с заболеваниями отличается у детей до трех лет. Ребенок до трех лет психологически находится в сильной связи с мамой и еще не отождествляет себя, как отдельную личность, поэтому все болезни у ребенка до трех лет, являются материнскими заболеваниями. Т. е. ребенок до трех лет выражает через свое тело(в данном случае глазные нарушения) проблемы, которые есть у мамы, и если мама будет разбираться с этими симптомами, как со своими и разберется с ними, у ребенка отпадет необходимость проявлять симптомы мамы.
Конъюнктивит(ячмень или воспаление глаз)
С точки зрения психосоматики симптомы этой болезни означают, что в жизни человека происходит что-то , что вызывает у него раздражение, гнев, ненависть и обиду, и человек не согласен с происходящим(это может быть ситуация, человек и пр.) и он не желает видеть этот раздражающий фактор. Причины не важны, главное, что человек испытывает чувство раздражения и гнева. Чем сильнее негативные эмоции, — тем сильнее воспаление. Ваша агрессия возвращается к вам назад и «бьет» по глазам. В данном случае, если человек выявит, что за факторы вызывают у него чувства раздражения или гнева и разберется с данными факторами(либо, наконец, примет раздражающие факторы, либо уберет их из своего поля зрения), телу симптом виде конъюнктивита будет не нужен.

Иногда проявление злорадства, зломыслия может привести к воспалению. Ведь что такое сглаз? Это пожелание зла другому человеку. И отразится оно на глазах.

Косоглазие
Когда человек видит нормально обоими глазами, обе картины синхронно накладываются одна на другую. При косоглазии человек видит две различные картины, под разными углами зрения. И его подсознание вынуждено выбрать какую-то одну. Так формируется однобокий взгляд на вещи.

Разностороннее косоглазие у ребенка означает, что он видит со стороны родителей противоречащие послания. Например, когда мама хочет одного от ребенка, а папа другого и когда родители являются равнозначными для ребенка, т. е. он не может выставить приоритет между мамой и папой, происходит ситуация, когда ребенок не знает кого слушать, и глаза расходятся в буквальном смысле.

Сходящееся косоглазие. В отличие от разностороннего косоглазия причиной сходящегося косоглазия является получение ребенком противоречащих посылов от воспитывающих одного пола(например, мамы и бабушки) и ребенок так же не может выставить приоритеты, в связи с чем на физическом уровне вышеуказанный психологический« раздрай» может выразиться в схождении глаз в одну точку.

Косоглазие у взрослых означает, что человек смотрит одним глазом в настоящую реальность, а другим либо в «иллюзорную реальность», либо в какой-то« другой мир». В данном случае в понятие« другой мир» я вкладываю эзотерический смысл. Косоглазие у взрослых означает страх посмотреть в настоящее прямо здесь и сейчас.
Глаукома
При глаукоме повышается внутриглазное давление, появляются сильные боли в глазном яблоке. В прямом смысле становится больно видеть. На человека давят застарелые обиды на людей, на судьбу, какая-то душевная боль, он не прощает нанесенных ему ран в прошлом. Упорно не желая прощать, вы делаете больно только себе.

Глаукома сигнализирует человеку, что он подвергает себя сильному внутреннему давлению. Блокирует свои чувства. В таком случае очень важно научиться выражать свои эмоции, дать выход своим чувствам. Эта болезнь всегда связанна с печалью. Если глаукома сопровождается головной болью — это означает, что идет процесс увеличения этой самой печали.

Врожденная глаукома — матери во время беременности пришлось пережить много печали. Ее сильно обидели, но она стиснула зубы и все стерпела, но простить не может. Печаль обитала в ней еще до беременности, а во время нее притянула к себе несправедливость, от которой пострадала и сделалась мстительной. Она притянула к себе ребенка с идентичным складом мышления, чей долг кармы получил возможность искупления. Врожденная глаукома означает переполнение и подавление этими чувствами.

Катаракта
Неспособность смотреть вперёд с радостью. Будущее прикрыто мглой. Почему катаракта возникает, как правило, у людей пожилого возраста? Потому, что они не видят ничего радостного в своем будущем. Оно« туманно». Что ждет нас там, в нашем будущем? Старость, болезни и смерть(так они считают). Да, вроде бы нечему радоваться. Вот так мы заранее программируем себя на страдания в этом возрасте. Но наша старость и наш уход из этого мира, как и все остальное, зависят только от нас самих, от тех мыслей и настроений, с которыми мы их встречаем.

Сухие глаза
Отказ видеть, испытывать чувство любви. Скорее умер бы, чем простил. Человек злорадный, язвительный, недоброжелательный.

Потеря зрения
Возникновение в памяти и прокручивание одних плохих событий.

Потеря зрения, вызванная старением — нежелание видеть раздражающие мелочи жизни. Состарившийся человек желает видеть то большое, что сделано или достигнуто в жизни. Если он не понимает, что жизнь начинается с мелочей, которые столь же важны, как и большое, поскольку одного без другого не бывает, и начинает эти мелочи ненавидеть, то они станут всё больше досаждать ему. Хоть зрение и ухудшается, чтобы человек не смог видеть мелочей, как ему и хочется, но человеку это не нравится. Не желает видеть мелочей, но почему-то надевает очки, чтобы можно было их видеть. Гнев способствует всё большему ослаблению зрения. Кто перестаёт растрачивать себя на мелочи, ценя время в старости, может десятилетиями носить очки одной и той же оптической силы. А если состарившийся человек перестаёт обращать внимание на мелочи жизни, поскольку чувствует, что они утратили для него значение, то его зрение начинает исправляться. Что такое мелочь? Да всё, что для вас малозначимо.

Глаза являются важным органом восприятия окружающего мира и себя в нем, и без этого органа бодрствующий человек не обходится ни секунды. Поэтому любое неприятное ощущение в глазах не проходит незамеченным. А глазных недомоганий диагностируется достаточно много. Остановимся на самых распространенных.

Нервный тик – мышцы глаза начинают сокращаться непроизвольно.

Синдром сухого глаза – недостаточное вырабатывание жидкости приводит к жжению, зуду.

Ячмень (некоторые относят к конъюктивиту) – воспаление, связанное с попаданием болезнетворных бактерий.

Конъюнктивит – инфекционное воспаление, сопровождающееся покраснением, резью, слезотечением.

Кератит – воспаление в роговице глаза.

Близорукость – способность видеть только на близком расстоянии.

Дальнозоркость – способность видеть только на дальнем расстоянии.

Астигматизм – размытое изображение предметов.

Косоглазие – затруднение фиксации взгляда на одном предмете.

Глаукома – глазные болезни, связанные с повышенным внутриглазным давлением.

Дальтонизм – частичное или полное невосприятие цветов.

Катаракта – помутнение глазного хрусталика.

Отслоение сетчатки – сетчатка отделяется от ткани из-за разрывов.

Потеря зрения (чаще у пожилых).

Психосоматика болезней глаз

Глаза – орган видения , позволяющий получать информацию из внешнего мира. Поэтому практически все глазные недуги отражают нежелание человека что-то или кого-то видеть : события, отношения, самого себя, окружающих людей. Как правило, это связано с негативным содержанием мыслей и эмоций человека. Например, какая-то поступающая через глаза информация не приятна человеку или причиняет ему боль.

При рассмотрении психосоматики глаза следует также уточнить, что проблемы с правым глазом связаны с негативом в видении мира , а также символизируют мужскую сторону (в частности, папу и его влияние). Левый глаз, как правило, связан с влиянием мамы и с видением себя. Такого подхода придерживаются многие известные авторы (Луиза Хей, Лиз Бурбо, В. Синельников и др.).

Думается, что этот подход правомерен, так как именно с первых слов мамы и с позиции ее отношения к нам мы начинаем воспринимать себя как отдельную личность, а папа помогает открывать большой мир.

Учитывая вышеназванные ключевые моменты, далее рассмотрим конкретные психосоматические причины глазных заболеваний.

  • Психологическая причина нервного тика проста, так как ясно, что возникает тик на нервной почве: нервное перенапряжение , стресс либо сильное раздражение чем-то или кем-то.
  • Синдром сухого глаза в своей основе имеет раздражение и зуд (сильное раздражение), что прямо говорит страдающему о его раздражении на некоторых людей или события. Наличие жжения указывает на то, что этот человек любит поязвить .
  • Известные нам авторы (Луиза Хей, В. Синельников) утверждают, что близорукость (миопия) характеризует человека, слишком сконцентрированного на себе, излишне субъективного, а также человека, который не хочет смотреть вперед, боится будущего . Вполне объяснима психосоматическая причина близорукости у детей: если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение. Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но дальше, в мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира .
  • Дальнозоркость возникает чаще у людей зрелого возраста. Психологи объясняют это тем, что их начинают интересовать события большого мира, масштабные цели, а не мелкие заботы . Они хотят большего, но боятся настоящего. Не желают видеть, что происходит под носом, в близком окружении.
  • Астигматизм как дефект, дающий размытое изображение, отражает противоречия между внутренним и внешним мировидением, которые и мешают человеку построить реальную картину мира. Страдающий астигматизмом также не хочет увидеть себя реального . Такой человек воспринимает себя как правильного, а другие точки зрения не берет во внимание .
  • Косоглазие указывает на однобокость взгляда на мир. Человек с таким недугом видит два изображения одновременно и не может выбрать одно. Если речь идет о косоглазии ребенка, то для понимания причины поможет пример с ребенком, живущим в атмосфере разногласий. Здесь родители предъявляют каждый свое, но прямо противоположное другому требование. Ребенок не может определиться, чьи требования выполнять . Тело находит выход. Некоторые психологи объясняют этот недуг наличием у взрослого человека сразу двух изображений жизни: реального и иллюзорного . Ему трудно выбрать одно из них и сосредоточиться на нем.
  • Через глаукому проявляются давящие обиды , когда человек смотрит на мир через боль накопленных в прошлом обид. Эмоциональная сдержанность такого человека не позволяла высвобождать обиды в течение жизни, и они превратились в напряжение, мешающее свободно смотреть на мир.
  • Дальтонизм ясно показывает человеку, какие цвета жизни он не хочет видеть. Это, скорее всего, связано с подсознательной информацией. Известно, что каждый цвет символизирует какую-либо сторону жизни, или у человека свои жизненные ассоциации (как правило, негативные) с каким-либо цветом, который он не хочет видеть. Может, этот цвет напоминает душевную травму, боль, страх и т.п., и человек подсознательно отказывается его воспринимать. Если этот недуг появился у маленького ребенка, то маме следует пересмотреть свои душевные переживания.

  • Ячмень недвусмысленно указывает на то, что человеку что-то в самом себе мешает видеть мир: своя злоба, гнев, нетерпящий возражения взгляд на мир . При этом всегда присутствует подавленная агрессия, проявляющаяся как желание почесаться.
  • Конъюнктивит обычно возникает тогда, когда человеку не нравится то, что он видит в своей жизни – проблемы, неприятности . Он хочет, чтобы они ушли, но проблемы повторяются, человек начинает раздражаться, гневаться. Если этот недуг появился у детей, значит, они не хотят замечать ссор в семье или близком окружении.
  • Кератит как воспаление, указывает на гнев и злобу в человеке.
  • Катаракта, связанная с помутнением хрусталика, обращает внимание на «мутные» (в переносном значении, как «неприятные») воспоминания прошлого , которые пожилой человек не желает иметь. Но часто пожилые люди так же «мутно» (в прямом значении – «не очень ясно») воспринимают свое будущее , которого они боятся. Еще стоит вспомнить о том, что изображение (как и рассудок) может «помутнеть» от негодования, агрессии, через которые человек смотрит на мир.
  • Отслоение сетчатки вследствие ее разрыва. Разрыв в данном случае отражает сильную злость в связи с увиденным. Отслоение психологи связывают также с такими разрушающими эмоциями большой силы, как ревность, презрение, высокомерие.
  • Потеря зрения , если речь идет о пожилом человеке, означает, что он не видит будущего, не хочет смотреть вперед, отказывается видеть из-за страха. Некоторые психологи отмечают, что частично теряют зрение или остроту зрения люди, не проявляющие внимательность .

Человеку, теряющему зрение независимо от возраста, следует задаться вопросом: что я не хочу видеть так сильно, что мое тело «помогает» мне в этом? За всеми негативными переживаниями (боль, грусть, обида, гнев, злоба, агрессия и т.д.), как правило, будет маскироваться страх.

Пути исцеления

Самым верным в поиске путей и способов исцеления глазных болезней на нервной почве будет желание работать над собой. Думается, что не всем понравится такой подход. Возникнут негодующие вопросы: Почему я? А медицина на что?

Попробуйте логически подумать: если недуг появился у Вас (а Ваше тело может сигналить Вам только о Вашей проблеме, а не проблеме друга или врача), то и исцелить его сможете только Вы сами. Потому что и причина недуга, и пути исцеления находятся в Вас самих.

Чтобы исцеление прошло успешно и навсегда, то первое, что Вам надо срочно предпринять – это найти причину недуга. Не зря говорят мудрецы, что нахождение причины – это половина решения проблемы. Потому что, как только произойдет осознание Вами причины, Ваше подсознательное начнет обратную работу по убиранию физических проявлений недуга. Ведь физическое появление недуга инициировалось Вашим подсознанием только для одного: чтобы Вы осознали свои разрушающие негативные мысли и эмоции.

Теперь рассмотрим две главные эмоции, которые лежат в основе всех других. Это – Любовь и Страх .

В зависимости от того, что изначально (это часто происходит бессознательно, на подсознательном уровне) чувствует человек: Любовь или Страх – он будет вырабатывать соответствующие эмоции.

Эмоции, присущие Любви : благодарность, радость, нежность, дружелюбие, поддержка, забота, мудрость, гармония, покой, милосердие, внимательность, чуткость, творчество, вдохновение и т.п. – работают на созидание.

Эмоции, свойственные Страху : раздражение, обида, негодование, печаль, разочарование, злость, гнев, агрессия, ненависть, досада, жесткость, жестокость, безразличие, равнодушие, суета и т.п. – работают на разрушение .

Рассмотрим пример. На первый взгляд, гнев никак не связан со страхом. Но, если копнуть глубже, то получается, что гневающийся человек боится что-то или кого-то потерять. Отец может гневаться на сына, если тот без спросу берет машину: отец боится потерять сына, так как тот еще не достаточно хорошо умеет водить. А, может, боится, что сын испортит, поцарапает машину.

Если таким образом рассмотреть все другие негативные эмоции, то и от них протянется связующая нить к какому-либо страху, который может находиться как на поверхности, так и в подсознании. В последнем случае найти и определить, а также убрать страх поможет грамотный психотерапевт.

Итак, причину нашли. Определили, страх чего Вас пугает. Остается отпустить страх . Для этого нужно понять мотивы страха: почему он появился, в связи с чем (каким-либо событием, отношениями), что он хочет Вам сказать? Как известно, страх является нашим учителем. Например, страх боли заставляет ребенка быть осторожным с опасными предметами быта, учит аккуратности в их использовании. Человек, рассматривающий страх как своего помощника и учителя, будет испытывать лишь благодарность к нему.

Как только человек пройдет все эти этапы душевного исцеления, то недуг сам отпустит. Так как работа недуга закончена. Человек осознал нужный ему урок.

Думается, проще и лучше вовремя осознать и отпустить свои негативные внутренние переживания и сохранить здоровье. Статья – Вам в помощь.

Берегите свое здоровье и здоровье своих детей от разрушающего негатива!

Рассказать друзьям