Изменение сознания ментальности soft skills. Примеры английских слов, связанных со скиллом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вы наверняка знаете, что навыки делятся на два типа: hard skills и soft skills. О последних, универсальных «мягких» навыках, мы пишем часто. Сегодня же поговорим о первых, узнаем какие они бывают и выясним разницу между двумя типами.

Hard skills и soft skills: разница

Hard skills («твердые» или «жесткие» навыки в переводе с английского) - это технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать. Как правило, их можно изучить, посещая курсы, семинары, читая книги и получив специфический опыт.

Примеры «жестких» навыков:

  • Знание
  • Скорость набора текста
  • Программирование

С точки зрения трудоустройства зачастую именно эти навыки являются основополагающими, ведь специалист в какой-то области должен в первую очередь владеть специальными умениями.

С другой стороны soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) - это комплекс неспециализированных, но важных для карьеры и успеха в жизни надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокую производительность и являются «сквозными», то есть не связаны с конкретной предметной областью. Они субъективны и их трудно измерить. Вкратце, это основная разница между hard skills и soft skills.

Примеры мягких навыков:

  • Ответственность
  • Дисциплинированность
  • Решение проблем
  • Терпеливость
  • Работа в команде

Несмотря на то, что сейчас все чаще можно услышать именно о «мягких» навыках, это не значит, что «жесткие» не имеют ценности. Скорее, наоборот: вы можете быть организованным и ответственным, но если помимо этого не обладаете специальными профессиональными навыками, то не сможете реализоваться в полной мере.

Soft skills часто «обманывают» изучающего их человека, ведь прочитав одну книгу или прослушав лекцию, может показаться, что навык освоен. Это быстро, но происходит ли прогресс, проверить сложно. А вот такой «жесткий» навык как владение иностранным языком - это то, что нужно долго и настойчиво учить. Его польза может быть гораздо ощутимее, но на развитие потребуются месяцы и даже годы.

Также обратите внимание на терминологию. Для hard skills правила остаются одинаковыми, независимо от компании или людей, с которыми вы работаете. В «мягких» же навыках правила меняются. Подумайте, например, о программировании и коммуникации.

Жесткие навыки можно изучать, не выходя из дома, читая книги и занимаясь на компьютере. Есть некоторые уровни компетенции, которые можно повышать, а затем проверять их с помощью тестов. Большинство же мягких навыков требуют практики в реальном мире, проб и ошибок, а также развитой интуиции. Это не тот случай, когда вы можете получить пошаговую инструкцию.

Типы hard skills

Хотя необходимые способности зависят от области работы, есть некоторые общие «жесткие» навыки, которые нужно в себе развить. К примеру:

Основные компьютерные навыки

Не удивительно, что многие современные виды занятости требуют компьютерных навыков. Базовые из них: умение работать с операционными системами вроде Windows, а также с приложениями типа Word, Excel, PowerPoint, Outlook Express. Тоже касается и быстрого набора, умения искать информацию в интернете.

Анализ данных

Речь не только о тех специальностях, где человек напрямую занимается анализом данных. Умение анализировать пригодится и для жизни в целом, и в работе многих людей, которые сталкиваются с любыми объемами информации, и вынуждены в ней разбираться.

Математические навыки

Знание математики имеет решающее значение для многих сфер бизнеса: финансы, ИТ, строительство, бухгалтерский учет, архитектура, машиностроение, логистика, медицина, торговля и другие.

Знание иностранных языков

Если вы знаете английский язык, то, скорее всего, получите преимущество перед остальными кандидатами на должность. Как минимум, это помогает находить нужную информацию на зарубежных сайтах или общаться с заграничными клиентами.

Планирование

Эта способность тесно связана со многими профессиями и бизнес-сферами, такими как , маркетинг, проектирование, бизнес-анализ, логистика, строительство и так далее.

Три типа работы

Условно, каждую должность можно поместить в одну из трех категорий. Важно, чтобы вы узнали в них то, чем именно вы занимаетесь, после чего начали развивать те или иные навыки.

Работа, что требует «жестких» навыков и немного - «мягких»

Здесь есть возможность добиться огромного успеха, даже имея сложности, к примеру, в общении с коллегами. Избитый пример - физики и программисты.

Работа, что требует одинакового уровня «жестких» и «мягких» навыков

Большинство должностей находятся именно в этой категории. Например, юристы - им нужно знать закон, но также необходимо находить общий язык с клиентами. Здесь, при прочих равных, хорошую работу получит тот, кто фокусируется как на «жестких», так и на «мягких» навыках.

Работа, что требует «мягких» и немного «жестких» навыков

К примеру, продажи. Продавцу совершенно не нужно знать о том, как работает автомобиль, который он продает (он может, но не обязан). Успех здесь в большей мере зависит от способности «читать» своих клиентов, убеждать и вести переговоры.

Три вопроса, которые стоит себе задать

Порой совершенно непонятно, какие навыки стоит в себе развить, чтобы преуспеть в карьере. Вот три вопроса, ответы на которые помогут разобраться:

  • Насколько критично для меня и моей карьеры умение общаться с людьми? Как от этого зависят мои доходы?
  • Есть ли люди в компании, где я работаю, которые продвигаются быстрее, чем я? Что они такого умеют, чего не умею я?
  • Как сильно на мою продуктивность влияет умение держать эмоции под контролем?

Не спешите и отвечайте на эти вопросы развернуто. Вы должны определить, на что нужно сделать упор именно в этот момент своей жизни.

«Жесткие» навыки для управления проектами

Чтобы понять, зачем нужны «жесткие» навыки в работе, а особенно командной, нужно рассмотреть конкретный пример.

Вот «жесткие» навыки, которые потребуются вам, если вы хотите стать или работаете менеджером проектов:

  • Подготовка проекта
  • Разбивка проекта на части
  • Планирование
  • Составление бюджета
  • Управление рисками

Поговорим про каждый этап отдельно.

Подготовка проекта

Подготовка проекта (project charter) - это план-документ, который создает менеджер проекта. Он представляет собой краткое изложение возможностей для бизнеса, которые команда намерена использовать.

Такой план становится ориентиром на протяжении всего жизненного цикла проекта. Чтобы научиться его создавать, нужно придерживаться следующих правил:

  • Используйте план как возможность привлечь спонсора и заинтересованные стороны.
  • Будьте четкими и лаконичными: он не должен быть больше двух страниц.
  • Включите измеримые, привязанные ко времени цели, которые реалистичны, понятны и просты в отслеживании.
  • Сделайте план визуальным - это поможет отслеживать ключевые этапы.

Разбивка проекта на части

Менеджер по проектам должен стать профессионалом в разбивке всех ключевых этапов на мелкие части. Вот «жесткие» навыки, которыми необходимо овладеть:

  • Используйте такие инструменты как программы для создания ментальных карт.
  • Используйте любые модели или шаблоны.
  • Создайте список всех необходимых инструментов.

Планирование

Руководители проектов знают, что им необходимо составить график действий, четко привязанных ко времени, чтобы они могли установить порядок выполнения задач.

В ходе проекта график поможет увидеть, в каком состоянии находится та или иная задача. Это помогает оценить проект в целом и сделать необходимые выводы.

Требует мастерства. По сути, это один из самых сложных «жестких» навыков.

Составление бюджета

Написание проекта бюджета - это «жесткий» навык, который требует знаний в бизнесе и финансах.

Зачастую проекты, которые выполнены в срок, но выбились из бюджета, считаются неуспешными. Руководители должны быть опытными в прогнозировании и управлении финансами. Вот несколько навыков, которые необходимо в себе развить:

  • Проконсультируйтесь со своей командой и спонсором при оценке своих расходов. У них есть опыт, который может помочь.
  • После того, как вы оценили затраты, определите такие риски, как зависимость от третьих сторон или незнакомые технологии.
  • Ваш бюджет должен быть не просто общей стоимостью проекта, а стоимостью плюс риски.
  • Изучите аналогичные бюджеты, которые ваша команда могла создать раньше, уделяя особое внимание областям, что вышли за рамки бюджета.
  • Ищите дополнительное финансирование.

Как видим, «мягкие» навыки здесь пригодятся, но не являются приоритетными. Умение выполнять тяжелую и даже скучную работу порой важнее, чем выдающиеся лидерские качества.

Разумеется, в большинстве случаев важно развивать как «жесткие», так и «мягкие» навыки. Первые обычно помогают найти работу, а вторые - стать в ней успешным. Вот сферы, в которых нужно их грамотно сочетать:

Коммуникации

«Жесткие» навыки . Чтобы направлять работу команды, нужно овладеть некоторыми методиками или приложениями. Например, Trello: знать, какие возможности приложение предоставляет и использовать их.

«Мягкие» навыки . Вы должны научиться выражать свои мысли, быть отзывчивым и находчивым. Писать электронные письма, которые будут краткими и понятными, без двусмысленности, создавать яркие презентации и позволять собеседникам почувствовать себя важными.

Командная работа

«Жесткие» навыки . Ознакомьтесь со всеми требованиями, которые нужны для работы в команде. В том числе - в виртуальной. Как в этих условиях контролировать и направлять работу команды? Именно в этом и состоит «жесткий» навык, который необходимо развить.

«Мягкие» навыки . Это не значит, что вы всегда должны быть в свете софитов или брать на себя роль лидера. Речь идет о понимании, что и когда сделать и сказать, об уважении других, соблюдении сроков.

Лидерство

«Жесткие» навыки . Это самая любопытная область, о которой можно говорить долго. Люди, которые о лидерстве узнали из книг, считают, что для успеха нужно быть харизматичным, уверенным в себе и научиться вести других за собой.

Но это примитивное понимание лидерства. Сколько бы ни говорили о Джобсе и его «мягких» навыках, он, прежде всего, был технически подкованным человеком. И если бы ничего не понимал о том, как работают компьютеры, то и не добился бы даже части того успеха, который имел.

Итог вполне очевиден: вы не сможете руководить командой, если у вас не будет технических навыков в той области, в которой она работает.

«Мягкие» навыки . Теперь поговорим о тех навыках, которыми был знаменит Джобс. Да, для того, чтобы стать исключительным лидером, нужно научиться вдохновлять, вызывать энтузиазм, создавать доверие в команде, относиться с уважением к другим.

Лидерство заключается в том, чтобы незримо направлять свою команду и одновременно не мешать ей работать. Создать такую атмосферу, при которой люди будут с огромным удовольствием приходить на работу.

Таким образом, создание успешной карьеры - это не только развитие «мягких» навыков. Нет смысла ограничиваться только ими, поскольку в современном мире все очень переплетено, а грани размыты. Пример Стива Джобса и Стива Возняка показателен в данном отношении. Первый вошел в историю как бизнес-гуру и технический гений. Второго же вспоминают намного реже. Возняк - технический гений, который интересовался исключительно компьютерами. Джобсу же были интересны все области бизнеса.

Заключение

Нет четкого ответа на вопрос: «Какие навыки нужно развивать в первую очередь». Если вы стремитесь быть развитым и успешным человеком, то он и вовсе неправилен. Только в сумме все ваши навыки позволят полностью реализовать свой потенциал.

Изучайте биографии известных людей и старайтесь подмечать, что в их успехе «виноваты» как «жесткие», так и «мягкие» навыки. В конце концов, это сделает из вас более гармоничную и развитую личность.

Желаем вам удачи!

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство.

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее:

HARD SKILLS: SOFT SKILLS:
◊ Компетентность
◊ Экспертиза
◊ Технические знания/квалификация
◊ Критичны в краткосрочной перспективе
◊ Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊ Практически не подвержены обратному развитию
◊ Компетенции
◊ Ценности
◊ Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊ Критичны в долгосрочной перспективе
◊ Развитие происходит медленнее
◊ С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊ В специфических условиях – подвержены обратному развитию

Все навыки делятся на две большие группы: hard skills (“твердые” навыки) и soft skills (“мягкие” навыки).

К hard skills относят профессиональные, технические навыки, которые легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. К этой категории относятся, например, навык слепой печати, владение английским языком, управление автомобилем и т.д. Понятие “hard skills” соответствует техническим или административным процедурам, которые присутствуют в деятельности компании (программирование, работа с оборудованием, управление процессами и т.п.).

Напротив, soft skills - это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К данной группе относятся коммуникативные и управленческие навыки, например: установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Понятие “soft skills” связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, то есть “мягкие” (по-другому - “социальные”) навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы. Действительно, лидеры на всех уровнях всегда сильно опираются на социальные навыки, будь то демонстрация на собственном примере или создание команд, делегирование полномочий или разрешение конфликтных ситуаций, наставничество, коучинг или мотивация, что подтверждается результатами многочисленных исследований.

Так, результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете (Harvard University) и Стенфордском Исследовательском Институте (Stanford Research Institute) говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

Возможно, такой результат покажется удивительным, но не следует забывать, что бизнес всегда связан с социумом и включает установление контактов и общение с людьми, а также позиционирование себя и компании в наиболее “выгодном свете” и убедительной форме. А для этого как раз нужны “мягкие” навыки. С другой стороны, soft skills является способом выражения hard skills.

Определяя круг навыков, необходимых менеджерам для процветания компании, нельзя оставить без внимания психологическую концепцию эмоционального интеллекта, предложенную в 1990 г. П. Сэловеем, Дж. Майером и Д. Карузо. В соответствии с которой, эмоциональный интеллект (EQ) определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект включает четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями. На Западе концепция “Эмоционального интеллекта” пользуется большой популярностью, хотя есть мнение, что с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности

Таким образом, некоторые специалисты считают, что понятие “эмоциональный интеллект” есть альтернативное название для навыков общения. Хотя, с точки зрения определения “мягких” навыков, представленного нами ранее, эмоциональный интеллект отличается от soft skills, как минимум, наличием такой составляющей, как “самосознание”. А навыки, входящие в составляющую EQ “управление отношениями” полностью попадают в категорию soft skills.

Исследования, проведенные в рамках разработки концепции эмоционального интеллекта, свидетельствуют о том, что факторы эмоционального интеллекта во многом совпадают с “мягкими” навыками. Например, в результате исследования Д. Гоулмана и его коллег, целью которого было определить, какие способности менеджеров обусловливают выдающиеся показатели работы компаний, было установлено, что исключительную успешность лидера определяет именно его интеллект, причем особенно важными являются когнитивные навыки - широта кругозора и способность к предвидению. При этом, чем более высокий уровень занимает менеджер в управлении компанией, тем более значительную роль играют способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках оказываются не столь важными. То есть, чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в фундамент его успеха.

Результаты этого исследования коррелируют с результатами другого исследования, проведенного Стенфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) совместно с фондом Карнеги Мелона (Carnegie Melon Foundation), среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка “Fortune 500″. Анализ результатов которого показал, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% - hard skills. Таким образом, именно soft skills определяют в большей степени успех менеджера. В контексте того, какие дисциплины наиболее важны в программе подготовки менеджеров, заслуживает внимание мнение одного из гуру менеджмента, Генри Минцберга (Henry Mintzberg): “Такие дисциплины, как финансы, бухгалтерское дело и маркетинг, занимают непропорционально много времени за счет критически важных soft skills - лидерства, работы в команде, общения, нестандартного мышления, - именно тех навыков, которые отличают лучших от худших в мире менеджмента. И последствия такого подхода угрожающие - рынок переполнен дипломированными молодыми лидерами, у которых нет реальных лидерских качеств. Такая система, бесспорно, дисфункциональна”.

К hard - дисциплинам также можно отнести математическое моделирование, статистику, экономический и инвестиционный анализ, маркетинговое планирование, финансовый менеджмент и т.п. А к soft - дисциплинам : team-building (“Построение команд”), искусство презентации, лидерство и т.п. Провести четкую грань между hard и soft дисциплинами довольно сложно, так как многие курсы предполагают использование как “твердых”, так и “мягких” навыков (например, “Управление персоналом” - это не только планирование, должностные инструкции и бюджеты, но и коммуникации, психологические тесты и корпоративная культура). В программе курса “Управление проектами” также можно выделить hard и soft - сегменты .

И, наконец, главный, и довольно спорный вопрос, - можно ли обучить навыкам ?

Принято считать, что обучение коммуникативным и управленческим навыкам (soft skills) в рамках тренингов и мастер-классов на программах MBA и других курсах стабильно дает положительные результаты. Однако, как показывают исследования, навыки действительно быстро осваиваются, но малейшее отклонение от схемы, любой нерассмотренный вопрос, в действительности легко приводят участников в замешательство. Например, хорошо подготовленный менеджер по продажам, входя в дверь с надписью “директор” маниакально, как учили, уточняет: “кто у вас принимает решения? “. И таких примеров множество.

Обучение навыкам обычно строится на принципе разделения определенного навыка (например, продаж) на небольшие и конечные, функциональные операции (знакомство; презентация; активное слушание; вопросы и работа с возражениями; заключение сделки), что позволяет обучить, закрепить и продемонстрировать результат освоения навыка. Более сложные для освоения, управленческие навыки часто дробятся на группы: управление временем, делегирование полномочий, ведение переговоров, а группы, в свою очередь, делятся на конкретные действия: целеполагание, планирование, принятие решений, анализ, мотивация. Но использование “мягких” навыков на практике требует целостности и системности, понимания собственных и общих интересов, видения целого, умения использовать различные модели поведения, расставлять приоритеты и делать выбор. Эффективное использование soft skills предполагает не только умение видеть и различать цели и задачи, но и учитывать множественность решений и значение отдельных аспектов. Возникает противоречие, - обучение навыкам строится по принципу дробности, а бизнес требует системности и целостности.

С другой стороны, легко обнаружить, что принцип разделения навыка на отдельные операции (процессы), наилучшим образом подходит для обучения конкретным профессиональным и производственным навыкам, то есть hard skills в рамках индустриальной модели разделения труда (по - другому, в рамках модели конвейерного производства). То есть выполнению тех операций в деятельности компании, результат которых предсказуем и измерим, можно научить. Но принцип обучения профессиональным навыкам hard skills, базирующийся на жесткой норме и конечном разделении труда недостаточен для обучения коммуникативным и управленческим навыкам soft skills.

Каким же образом, в таком случае, осваивать soft skills?

Во-первых, нужно помнить, что навык - лишь путь, инструмент решения задач. Во-вторых, soft skills работают при определенных обстоятельствах. Как считают эксперты, ключевым условием обеспечения целостности в обучении “мягким” навыкам становится знание и понимание задач и контекста применения. То есть видение целого, постановка профессиональных и корпоративных целей обеспечат целостность в освоении и применении “мягких” навыков.

«Большинство сделок на 50% состоит из эмоций и на 50% из экономических соображений». Инвестиционный банкир — Феликс Рохатин.

Исследования показали, что основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки (hard skills), сколько мягкие навыки (soft skills).

Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся темы по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и т. д. Именно эти навыки человек может использовать большую часть своей карьеры.

Hard skills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся метод слепой печати, шитье по лекалам, компьютерная грамотность, управление автомобилем и т. д.

В свою книгу The Millionaire Mind («Ум миллионера») Томас Стэнли включил данные опроса 733 мультимиллионеров США. После просьбы расположить в порядке убывания факторы (всего 30), наиболее благоприятствовавшие успеху, в первой пятерке оказались следующие: ƒ
честность в отношениях со всеми; ƒ
высокая дисциплина; ƒ
умение ладить с людьми; ƒ
поддержка супруга(-и); ƒ
высокая трудоспособность.

Все факторы относятся к soft skills.

А вот наиболее часто упоминаемые навыки эффективных менеджеров:

1. Вербальная коммуникация (включая умение слушать).
2. Умение управлять временем и стрессом.
3. Способность принимать решения.
4. Выявление, определение и решение проблем.
5. Стимулирование и мотивация других лиц.
6. Делегирование полномочий.
7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.
8. Самоанализ.
9. Создание команды.
10. Управление конфликтами.

Итак, давайте разбираться.

Я не раз сталкивалась с ситуацией: нанимают хорошего кандидата, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI, имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в новую компанию и не даёт ожидаемого результата. Он не понимает, руководство не понимает, что же случилось.

Очень часто профессиональные результаты зависят не только от человека, но и от окружения, я его называю — инфраструктурой.

Например, важно понимать — это вы достигли результата или вы просто удачно встроились в работающую систему (инфраструктура) и очень чётко в неё встроились?
А вы сможете сами построить такую же инфраструктуру вокруг себя, если её не будет? Если нет, то вам стоит искать новое место работы похожее на предыдущее.

Для того, чтобы адекватно оценить свои возможности и компетенции от которых зависит ваш будущий успех, я рекомендую оценить — как у вас развиты мягкие навыки.

Если вы смелый человек — предложите оценить вас ваши друзьям и коллегам. Усредненный результат будет более объективный, чем ваша собственная оценка.

Упражнение, которое я рекомендую проделать дальше, важно делать не только, когда вы уже приняли решение и вам надо понять, что именно вы продаёте будущему работодателю и чего сами хотите, но и тогда, когда вы успешны и вам нужно создать собственную модель успеха. Чтобы иметь возможность закрепить эту модель и повторять её важные элементы в будущем.

Итак, нарисуйте колесо компетенций.

Представьте, что каждая область (компетенция), имеет с двух сторон границы — шкалы от 1 до 10.

Умение работать в команде.

Человек, способный работать в команде, должен обладать такими навыками:
1. Быстро «вживаться» в новый коллектив.
2. Работать на своем профессиональном участке в общем ритме.
3. Управлять эмоциями, не проявлять личных симпатий и антипатий.
4. Принимать чужую точку зрения и признавать собственные ошибки.
5. Делегировать полномочия.
6. Уметь как руководить, так и подчиняться в зависимости от целей, поставленных перед командой.
7. Смирять личные амбиции и оказывать помощь своим коллегам.

Проактивность.

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Гибкость.

Умение находить компромиссы, варианты решений, принимать изменяющиеся условия и быстро адаптироваться к ним. Гибкий человек легко адаптируется к любым изменениям, иногда даже сам провоцирует их. Таким людям легче начинать поиск работы и уходить с предыдущего места, их не пугает новое.

Коммуникабельность.

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Одна из черт успешного взаимодействия - это непредубежденность в отношении чужих взглядов.

Целеустремленность.

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Целеустремленный — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.

Концентрация внимания.

Умение фокусироваться на достижении цели, держать в голове результат, помнить о нём и направлять все свои усилия на его достижение.
Ещё некоторое время назад в работниках было востребовано качество — многозадачность. Однако, последние исследования говорят о том, что чем чаще человек переключается между разными задачами и типами деятельности, тем менее эффективным он становится.
Концентрация внимания, фокусировка — это умение отделять важное от второстепенного и удерживать внимание на цели на протяжении времени.

Внутренняя референция.

В данном контексте я имела ввиду навык, который позволяет доверять своему внутреннему голосу, ориентироваться на интуицию. Ведь весь ваш опыт и знания становятся частью механизма под названием интуиция. И то, насколько вы научились ей пользоваться говорит о том, насколько вы доверяете себе и не не подвержены внешнему влиянию, насколько вы подвержены манипуляциям.

Противоположность внутренней референции — внешняя референция — необходимость стороннего мнения для принятия решения, зависимость от того, что скажут и подумают другие.

Принятие решений.

Под принятием решений понимается процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. В данном контексте, так же имеется ввиду способность брать на себя ответственность за последствия принятых решений.

Управление временем.

Управление временем - это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием.

В более мягкой формулировке можно сказать, что это навык планирования времени и соблюдения внешних временных обязательств.

Социальная чуткость.

Социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам. Чуткость вместе с тем - это и тактичное отношение к самолюбию, гордости и достоинству других людей. Чуткость несовместима с высокомерием, чванством, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.

Управление отношениями.

Составляющая часть Эмоционального интеллекта. Здесь имеется ввиду как способность чувствовать переживания и эмоции других людей, адекватная реакция на них, управление собственными эмоциями и уместное их проявление.

Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким эмоциональным интеллектом - доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.

Личное развитие.

Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

В данном контексте имеется ввиду стремление и способность человека к личному развитию.

Мотивация себя и других.

Высокий уровень самомотивации, у такого челвоека есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих такие люди оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.

Посмотрите на получившийся портрет. На основании полученных данных вы можете:
— составить карту развития,
— оценить на какую работу вы можете претендовать сейчас, где ваши сильные стороны, а что стоит развивать.
Что делать с этой информацией дальше?

Попробуйте так же выделить компетенции, которые необходимы работодателю на той позиции, которая вас интересует. Сопоставьте две картины, подумайте, как вы можете себя преподнести наилучшим образом на ту позицию, которая вам интересна.

В статье использованы материалы статьи Ирины Марецкой «Навыки эффективных менеджеров», материал статей википедии, сайта психологос.

Если Вы хотите более подробно исследовать свои компетенции — обратите внимание на

В поддержку ваших возможностей,
карьерный советник

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство.

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее:

HARD SKILLS: SOFT SKILLS:
◊ Компетентность
◊ Экспертиза
◊ Технические знания/квалификация
◊ Критичны в краткосрочной перспективе
◊ Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊ Практически не подвержены обратному развитию
◊ Компетенции
◊ Ценности
◊ Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊ Критичны в долгосрочной перспективе
◊ Развитие происходит медленнее
◊ С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊ В специфических условиях – подвержены обратному развитию
Рассказать друзьям