Кутюрье, который проиграл Коко Шанель: Почему великий французский модельер Поль Пуаре умер в забвении. Французский модельер поль пуаре - король моды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Он создавал платья не как портной, а как художник, и называл это высокой модой. Это стал новатором направления, в котором были стиль, формы и идеи от Поля Пуаре. Возможно, история моды начала XX века была бы другой, но ее направление предопределило рождение в 1879 году будущего кутюрье в семье торговца одеждой.

Биография Поля Пуаре

Биографические подробности детских лет Поля история не сохранила. Имеются только скупые сведения о том, что у него было 3 сестры. Одна из них занималась созданием женских платьев, став впоследствии модельером, вторая была знаменитой шляпницей. Чем занималась третья сестра, неизвестно. Мальчик рано увлекся модой. Он часами рисовал эскизы нарядов для кукол сестер. Скорее всего, дружбы в семье Поля не было, это можно понять из его автобиографии. Он больше вспоминал об эскизах, которые направлял в Дом моды «Раудниц», тканях, из которых шила платья одна из сестер, шляпках, увиденных им в театре.

О домашних Поль не любил вспоминать, понимая, что даже сестры были для него скорее конкурентками, не желающими с ним сотрудничать. Отец тоже не был поклонником его таланта. Эскизы и модели одежды Поля Пуаре его раздражали. То есть поддержки в семье будущий кутюрье не имел. Единственный человек, которому был благодарен Поль, - его мать, которая дала сыну деньги, и он смог открыть свое дело. Деньги от матери он получил в долг. И это был правильный материнский шаг. Отдав долг, Поль Пуаре смело заявлял, что это его бизнес, созданный на собственные средства.

Начало пути в сфере моды

Семнадцатилетнему Полю Пуаре посчастливилось, его принимают на работу в Дом моды DOUCET, увидев в его эскизах образцы платьев, которые могут претендовать на спрос среди модниц. Это был действительно счастливый шанс - иметь своим учителем художника по призванию, «великого джентльмена» Жака Дусе. Работая под началом Дусе, Пуаре проникается духом высокой моды, моды, которая предполагает творчество. А этого у Пуаре не отнять с раннего детства.

Признание работ Поля Пуаре

У Дусе шили себе наряды королевские особы и королевы сцены, известные всем Габриэль Режан и Сара Бернар. Дусе доверил молодому и талантливому Полю шить для них сценические костюмы. Именно с этого началось признание Поля Пуаре как мастера-модельера. Дусе был хорошим учителем. Он ценил трудолюбие ученика, превратив его из подмастерья в своего ассистента. Он ввел талантливого Поля в мир звезд театра, которые стали его заказчицами. Со временем начали появляться у модниц «модели Пуаре».

Служба в армии ненадолго прервала работу молодого модельера. По возвращении из армии в 1901 году Пуаре устраивается в самый престижный Дом моды Ворта.

Свое дело

Проработав под началом сыновей Ворта до 1903 года, Пуаре решается на серьезный и обдуманный шаг. На занятые у матери деньги Поль создает свое дело, открыв ателье недалеко от Гранд Опера в Париже. Первой моделью, созданной им в этот время, было пальто прямого покроя. К 1905 году у французского модельера работают самые известные в то время художники, иллюстраторы и дизайнеры, реформируя историю моды вместе с ним. Рождается новый стиль и образ, меняется силуэт, появляются новые цвета и ткани. 1906 год принес женщинам освобождение от оков корсета, он заменил его гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Он подарил дамам моду на шелковые чулки телесного цвета, создающие иллюзию обнаженных ног. Предложил облегченные зонтики, обязательную принадлежность женского туалета.

Пуаре, вдохновленный модерном XVIII века, создает платье, у которого юбка ниспадает к полу из-под груди. Этот фасон удлиняет ноги, делая фигуру женщины стройной. Моделью, обладающей изящной и пропорциональной фигурой, была его жена Дениза. Они вместе создавали новые образцы женского платья, а супруга, как первый образец рекламы, появляясь в модных местах, демонстрировала их светскому обществу. Поль Пуаре ценил эту женщину и уважал за то, что она была его единомышленницей и, стремясь к самосовершенствованию, посещала вместе с ним музеи и антикварные лавки, чтобы расширить свой кругозор, обострить восприятие культуры других народов. Она стала директором их модного Дома. Первый буклет - каталог «Платья Поля Пуаре» - издан Полем Ирибом в 1908 году с целью ознакомить публику с новыми моделями. В 1912 году выходит альбом «Вещи Поля Пуаре», этим самым подчеркивается статус влиятельного кутюрье.

Новые направления в моде

Он понимает, насколько изжили себя блеклые и безжизненные тона в одежде, которые в XVIII веке считались изысканными. Женщинам нужно было вернуть яркость, насыщенность всех оттенков красного, синего, зеленого. Пришлось расшевелить лионских текстильщиков. И результатом его трудов стали живые по колориту крепдешины оранжевых и лимонных тонов. Одна из его клиенток, Айседора Дункан, написала в своих мемуарах о французском модельере, что это был не обычный кутюрье, а гений, умеющий одевать женщин и создающий из них настоящие произведения искусства.

Новинки от супругов появлялись практически все время. К образцам их можно было отнести модель юбки-брюки. Начиная с 1911 года Пуаре организует костюмированные вечеринки. На одну из них, в стиле сказки «Тысячи и одна ночь», гости должны были прийти в одной из его новинок - платье-абажуре. Поль обожал работать над сценическими костюмами. Их создание в том виде, в котором они вошли в эпоху, он считал своей заслугой. Это Поль создал необычные для того времени туники, юбки-шаровары и брючные женские костюмы. И это в начале XX века!

На крыльях славы

Очередной новинкой и взрывом в мире моды стала "хромая" юбка от Поля Пуаре. То, что на показе предложил Пуаре, покорило женщин и превзошло всякие ожидания по поводу новинки. Это было платье, которое из-под груди и до колен ниспадало мягкими складками, а у колен резко сужалось. В таком наряде женщина была больше похожа на гейшу с ее семенящими японскими шажками. Полю нравился женский восточный стиль, и его радости не было предела, так как модницы приняли «хромую» юбку в свой гардероб, хотя были и осуждения, и даже карикатуры на эту деталь женского гардероба.

За несколько следующих лет Пуаро с группой манекенщиц объездил с показами мод всю Европу. С поездок он привозил новые идеи. Но, кроме высокой моды, он решил заняться еще чем-нибудь. Так, он стал первым из модельеров, выпустившим духи, и назвал их в честь старшей дочери «Розин». Им была создана школа прикладного искусства, названая в честь второй дочери «Мартин», здесь создавались ткани и предметы прикладного искусства, девочки учились рисовать цветы. Лучшие рисунки использовались как принт для тканей.

Угасание популярности

Ничто не вечно на земле. Начиная с 1920 года начали появляться конкуренты, которые нашли свой стиль, их образцы одежды нравились эмансипированным женщинам. Поль не принимает свое поражение, не понимая, что война дала женщинам больше самостоятельности, чем мода. На сцену моды выходят Жанна Лавен, Мадлен Вионне и большой враг Габриэль Шанель. Она ненавидела признанного короля моды Поля Пуаре за его ошеломляющие успехи, а он не переносил ее черные платья. Простота стиля Шанель сменила эпоху театральности в моде. Его одежда уступала конкурентам в простоте изготовления. Полагая, что женщины от него ждут чего-то нового, чем бы он мог их удивить, он устраивает великолепные праздники. И чем больше он чувствует крушение надежд, тем пышнее устраиваются приемы. Через полгода Поль обнаруживает, что он почти банкрот. Он все еще пытается вернуть себе былую славу, но все больше утопает в долгах перед своими инвесторами.

Закат великого кутюрье

В наступившем 1927 году Пуаре становится банкротом, затем следует развод с женой и отъезд в Канны, где продолжается работа над более скромными коллекциями одежды. Последняя весенне-летняя коллекция платьев была создана в 1933 году, после чего и в Каннах Пуаре закрывает свой Модный дом. Полностью разоренный, он пытается, заниматься живописью и развозом на велосипеде марочного вина в элитные рестораны. Он даже взялся за написание книг и написал три трактата о моде. Это немного улучшило его положение. Были подработки чтением лекций в Сорбоне, кроме того, некоторые театры заказывали ему сценические костюмы. В 1944 году Пуаре возвращается в Париж и 28 апреля умирает.

Возрождение интереса к творчеству Пуаре

В конце жизни Пуаре лишился и славы, и богатства. Причин этого явления достаточно. Будучи на волне славы, Поль Пуаре полагал, что так будет всегда, что его талант не может не давать доходы. Но он не учел меняющиеся обстоятельства жизни, на которые очень сильно повлияла Первая мировая война.

Далее был экономический кризис 1929 года. Потеряв все, Поль с юмором и смирением относился к этому. Он поддерживал дружеские отношения со своими взрослыми детьми. Его друг Жан Кокто готовил ретроспективу выставки работ Пуаре, но не успел это сделать при жизни великого кутюрье.

К концу 1950 годов вновь появился интерес к творчеству Поля Пуаре. А возник он после посещения первой ретроспективной выставки работ Пуаре, организованной Денизой Пуаре. Эпоха хиппи в 1960 в Америке вернула из забвения винтажные модели Пуаре. Выставки его работ вызывали интерес, и цены на винтажные модели начали расти, коллекционеры начали раскупать как флаконы с духами «Розин», так и предметы прикладного искусства от «Мартин». В мае 2005 года на огромной аукционной продаже изделий Пуаре ушло за 2 дня 500 лотов за огромные деньги.

И кто может знать, что нам преподнесут современные модельеры. Ведь новое - это хорошо забытое старое.

2015-11-16 Мария Новикова

Какой вы видите моду сейчас? Ответ прост: свободной, прогрессирующей, скандальной — общим словом без границ. Известные дизайнеры предлагают миру невообразимые модели одежды. Мир в свою очередь с лёгкостью бабочки подхватывает новые веяния и охотно демонстрирует перед публикой. Дизайнеры мира в отличии от кутюрье начала XX века не навязывают тему моды, они лишь выражают свои идеи через одежду.

Современный потребитель вправе выбирать, какому стилю отдать предпочтение и что надеть, при этом создавая неповторимые образы. Революция в моде произошла 100 лет назад, когда модельер одежды Поль Пуаре избавил женщин от моды на коварные корсеты. Как это происходило вы узнаете далее.

Биография кутюрье

Детство и юность

Поль Пуаре — выдающийся и первый кутюрье XX века, революционер в мире моды. Именно он заложил фундамент в основание современной моды. Пуаре полагал, что моде необходим тиран-освободитель, который будет направлять её по нужному пути и при этом любить женщин. Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в семье торговцев тканями в Париже. Его родители были обеспеченными людьми и имели свой магазин в обширном квартале знаменитых крытых рынков в Париже. Пуаре рос пухленьким, весёлым и творческим мальчиком. Он много рисовал, перенося свои фантазии на бумагу, мечтая когда-нибудь стать художником.


Мать и три сестры поддерживали брата, лишь отец заставлял сына закончить школу, чтобы потом устроить его рассыльным. Таким образом отец хотел наглядно показать сыну всю суть реального мира. После работы у знаменитого мастера зонтиков, Пуаре уходя прихватил шёлковые лоскуты от зонтиков. По вечерам он создавал из них экстравагантные модели одежды. Манекеном служила 40-сантиметроавя кукла, подаренная сёстрами любимому брату. Сёстры восхищались моделями брата и всеми способами поощряли его хобби. Именно таких чувств он требовал от женщин на протяжении всей жизни.

Большие надежды

Отличный вкус и любовь к рисованию, помогли ему устроиться ассистентом к преуспевающему кутюрье Жаку Дюсе, который был ценителем искусства и коллекционером. Пуаре позаимствовал у него хорошие манеры, навыки портновского мастерства и конечно главную особенность – грамотное обхождение со звёздами.

В 1901 годы Пуаре призывают в армию, после прохождения обязательной службы он устраивается на работу к великому дизайнеру модельеру – Ворту. Но сыновья Ворта ревностно относились к талантливому Пуаре, и не оценили по достоинству его стремлений. В условиях, сковывающих его способности и не возможность работать более активно, Пуаре вынужден покинуть салон.

На пути к славе

Открытие собственного дела

В этой ситуации приходит на помощь любящая мать, которая верит в успех сына. Она расстаётся с накопленными 50 тысячами франков, чтобы Пуаре смог открыть свой салон моды. В 1903 году первой клиенткой салона стала знаменитая актриса Режен, которая одевалась до этого у Дюсе. Так ученик превзошёл своего учителя! Её популярность действовала на публику, как магнит, стоит ей появится в новеньком платье, все тут же начинали подражать любимому кумиру. Благодаря этому спустя три года Пуаре становится звездой мира моды. Он посещает дорогие рестораны, находится в обществе знаменитых художников, иллюстраторов и дизайнеров.

Но конкуренты не дремлют, на склоне показалась восходящая звезда моды Коко Шанель, которая объявила войну роскоши, сделав моду доступной. Пуаре насмехался над моделями Шанель называя её одежду – нищенской, тогда как его одежда была доступна только высшему сословию.

Революция в моде

«Я объявил войну корсетам» — гордо заявлял Пуаре, и имел полное право считать себя королём моды. Он не воспринимал членение женской фигуры на две части: приподнимающуюся высоко грудь и сильно выступающие ягодицы. Под влиянием модерна и моды XVIII века, а также защитниц прав женщин, в 1906 году он создаёт простое узкое платье, юбка которого начинается под грудью и продолжается до пола. Такой фасон подчёркивал изгибы женского тела и приобрёл название «La Vague».


Новая мода позволила женщинам отказаться от , что заставило выглядеть женщину скромно, невинно и подвижно. При виде дамы в таком платье, не оставалось сомнений в её прекрасной и естественной фигуре.

Главным вдохновителем стала грациозная и стройная жена месье Пуаре – Дениза Буле.


Они были знакомы с детства, после замужества в 1905 году Дениза родила пятеро детей и была признана самой элегантной дамой Парижа. Несмотря на свою простоту и не особую привлекательность, она никогда не использовала корсет, косметику и пудру. Её естественная красота, привлекала и вдохновляла мужа на создание новых шедевров.

После этого все модницы Парижа, захотели выглядеть как Дениза, простой и обаятельной провинциалкой. Так имя жены Поля Пуаре становится торговой маркой для тех, кто стремится стать свободной от угнетающей одежды, в тоже время укрыв и обнажив свою красоту в оригинальных нарядах от Пуаре. Но это ещё не всё! Пуаре заменяет корсет гибким бюстгальтером и облегчённым поясом для чулок, благодаря чему женщина может двигаться раскованно.

К тому же в одежде преобладает больше цвета и контраста, чем раньше – пастельные тона. Он заменяет чёрные чулки на чулки телесного цвета и дарит женщинам (и мужчинам) эффект обнажённых ног.

Диктатор моды

Но гениальность великого дизайнера, далее переходит все границы. Он поднимает талию и линию груди всё выше, делая декольте глубже, а юбки намного уже. В 1910 году его новое творение — юбка сильно зауженная к низу настолько, что женщины с трудом могли ходить. Тем самым она приобрела вполне уместное название — «хромая юбка». Женщины двигались, как гейши, перебирая маленькими шашками ноги. Пуаре забавляло такое зрелище в отличии от его клиенток. Но женщины на этот раз не потерпели новшеств и издевательств над своим телом, они отказались от этой модели навсегда.


Браво, маэстро!

Вдохновение востоком

Но тирана моды совсем не задевало мнение женщин, теперь он взял направление на восток и одевает своих женщин в тюрбаны, шаровары, туники, вуали и кафтаны. И публика с восторгом воспринимает новое направление Пуаре, а сам модельер называет себя султаном. В новой моде присутствует бахрома, кружева, кайма жемчуг, перья, золотая/серебряная вышивка (ещё больше про историю вышивки вы найдёте ) – всё волшебство и тайна востока. Вдохновителем являлись первые гастроли «Русского балета», в постановке Дягелева: «Шахерезада» и «Синий бог». Но не только на Пуаре повлияли постановки, под влияние попало всё искусство и мода, в том числе стиль жизни.


Хотя сам Поль Пуаре заявлял, что ещё до выступления русских сезонов, планировал создать одежду в восточном стиле, а «Русский балет» лишь подтолкнул на это. В 1911 году он устраивает в своём доме грандиозное событие под названием «1002 ночь», костюмированный бал данного столетия. Границы между костюмом и обычным платьем стираются, Пуаре пытается показать жизнь, как единый праздник. Далее последовали его собственные гастроли с труппой по Европе, в том числе Москва и Санкт-Петербург. Везде он находит вдохновение и освоение декоративно прикладного искусства.

Защита своего бренда

За 10 лет до Шанель, он создаёт свой аромат духов, кроме этого в 1911 году Пуаре создаёт первые юбка-брюки, которые вызывают скандал в обществе.


В том же году он основывает мастерские по росписи на шёлке по эскизам художника Рауля Дюфи. Это настоящая сенсация в мире моды, так как до этого времени ткани выпускались с примитивными узорами. Во время своих гастролей Пуаре замечает, что его модели повсюду копируют и он решает создать «Синдикат по защите прав великого портновского искусства Франции», чтобы защитить свой бренд.

Поль Пуаре первый модельер, который придал всему окружающему свой оригинальный отпечаток.

Только через 80 лет дизайнеры мира обратятся к этой идее, такие как Ральф Лорен, Донна Каран, Кельвин Кляйн, Гуччи и многие другие представители моды 90-х. Их коллекции будут включать от предметов домашней утвари до ароматических свеч, которые уже давным-давно использовал в восточных коллекциях Пуаре.

Конец великой эпохи

Перелом в мире моды

Поля Пуаре снова призывают на военную службу, а когда он вернулся с фронта, то заметил, что мир изменился, прежде всего женщины. «Они как ульи без пчёл» — заявляет кутюрье, в то время, как Коко Шанель создаёт доступную моду для всех. Пуаре называет её «изобретательница роскошной бедности».

Он отказывается воспринимать новый мир и признавать свою неспособность творить. Пуаре не может понять, что война сделала женщин свободными и самостоятельными, чего не смогла сделать мода. Он всё ещё ждёт, что когда-нибудь дамы вновь обратятся к нему за роскошью, чтобы мастер снова их удивил. Пуаре начинает активно восстанавливать свой бизнес, устраивая пышные праздники и приёмы, тем самым привлекая внимания бывших клиентов. Для развлечения гостей были приглашены Айседора Дункан, Иветта Жильбер, Пьер Брассёр. Пуаре привык «жить на широкую ногу» и спустя 6 месяцев его долг составил полмиллиона.

Выходом, являлось поиск финансистов, которые использовали его талант, но Пуаре не устраивали условия, так как нужно было подчиниться рынку. Используя первую попавшуюся возможность, он тут же вновь станет королём кутюрье. Ему это удаётся в 1925 году на выставке декоративного искусства. Он представил свой продукт на трёх кораблях, плывущих по Сене, на первом ресторан, на втором салон моделей, на третьем бутик с парфюмерией, аксессуарами и мебелью.

Всё выглядело впечатляюще и расходы тоже. Финансисты Пуаре не стали оплачивать эти расходы, и великий мастер был признан банкротом. Всё же он продолжал жить ни в чём себе не отказывая с осознанием того, что благодаря ему одному другие кутюрье добились успеха. От Пуаре уходит жена, он вынужден вернуться в Прованс, где в 1944 году умирает в бедности и в одиночестве. Так уходят великие кумиры столетий, сохраняя за собой посмертную славу и признание. Лишь мода остаётся жить вечно и ждать очередного правителя. Хотите узнать больше про моду XX века, тогда взгляните сюда:

Чтобы лучше представить жизнь и работу мастера, посмотрите видео:

Бессмертные шедевры великого кутюрье Поля Пуаре:


P.S. Понравилась статья?!

Тогда оставляйте свои пожелания и предложения!

Подписывайтесь на блог!

И расскажите друзьям…

С глубоким уважением, Мария Новикова

Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе!
Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.

Мои . Я в Twitter . Смотри на Youtube .

Буду признательна, если воспользуетесь кнопочками:

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.

  • Его идеал
  • Кто первый?
  • На закате
  • Как это горько!

«То была благословенная пора, когда житейские тяготы и невзгоды, претензии налоговых инспекторов и угроза социализма еще не успели завладеть умами и отнять у людей радость жизни. Женщины могли прохаживаться по улицам в элегантных туалетах, не боясь, что их осыплют оскорблениями грубияны, сидящие на террасах кафе. Между людьми из народа и сильными мира сего еще царила фамильярность, очаровательная и не выходившая за рамки приличия. Знатные господа, приезжавшие в модные Дома на улице де ла Пэ, улыбались в ответ на улыбки швеек. Прохожие держались друг с другом приветливо и по-товарищески. ..»

Так рассказывал о Прекрасной эпохе (так после Первой мировой войны стали называть эпоху модерна) «король моды» Поль Пуаре в своей автобиографии «Одевая эпоху» - книге, увидевшей свет в Париже 1930 года, в дни, когда богатство и известность великого кутюрье были уже позади. В 2011 году эту познавательную, остроумную, полную изящных словесных зарисовок и уникальных фотографий автобиографию перевел и сделал доступной российским читателям историк моды Александр Васильев (подаривший нам целую серию Memories de la mode: мемуары легендарных создателей моды от широко известных по сей день до незаслуженно забытых, но тем не менее исключительно интересных личностей).

История успеха, Биография Поля Пуаре

«- Я сыщик. Моя фамилия Пуаро.

Ожидаемого впечатления это не произвело. Маккуин сказал только: «Вот как?» - и стал ждать, что последует дальше.

- Вам, вероятно, известна эта фамилия?

- Как будто что-то знакомое… Только я всегда думал, что это дамский портной.

Пуаро смерил его полным негодования взглядом.

- Просто невероятно! - возмутился он».

В детективе Агаты Кристи обыватели перепутали маленького бельгийского детектива Эркюля Пуаро с парижанином Полем Пуаре. Ошибка обидная, но, к сожалению, не слишком удивительная: к этому времени (роман Кристи вышел в свет в 1934 году) звезда обеих знаменитостей - реальной и выдуманной - закатилась, так что немудрено было перепутать одного полузабытого гения с другим.

По сравнению с другими великими кутюрье Прекрасной эпохи Полю Пуаре еще повезло: в XXI веке его фамилия на слуху, музеи и частные лица хранят уникальные коллекции его туалетов и эскизов, в 2011 году в Музеях московского Кремля прошла выставка «Пуаре - король моды» (до этого в 2007-м выставка, посвященная Пуаре, проводилась в Нью-Йорке). Однако, откровенно говоря, наши современники плохо представляют, чем Пуаре выделялся среди своих коллег, и вспоминают о нем в контексте других, более известных сегодня имен, то подчеркивая, как ловко обогнала его на пути к вершинам высокой моды Коко Шанель (однажды любивший яркие краски и старательно вводивший их в модный обиход Пуаре спросил создательницу маленького черного платья: «Отчего вы всегда в черном, мадмуазель Шанель, это что - траур ?» Злоязыкая Шанель отбрила коллегу: «Да, траур по вам !»), то сравнивая с Львом Бакстом (художником, придумывавшим декорации и костюмы к балетам Дягилева).

Чуть меньше чем через десять лет книжная сценка из «Убийства в Восточном экспрессе» куда более трагически повторилась в реальной жизни: в начале Второй мировой войны пожилой мужчина, пришедший на биржу труда, лаконично написал в своей анкете безработного: «Поль Пуаре». Молоденький клерк, которому ничего не говорило это имя, посетовал, что анкета заполнена неправильно, требуя больше подробностей о прежнем месте работы посетителя. В отличие от литературного сыщика Пуаре не возмущался, он лишь грустно сказал: «Мне жалко народ, который не помнит своих героев! »

От «чрева Парижа» до улицы де ла Пэ

8 апреля 1879 года в семье парижского торговца текстилем Огюста Пуаре родился сын Поль. Трудно сказать, в какой атмосфере рос будущий великий модельер: в автобиографии он больше вспоминает о тканях, эскизах, платьях, которые шил на маленьком деревянном манекене, принадлежавшем его сестрам, а также о костюмах и шляпках дам, увиденных им в театре, чем о своих домашних.

У Поля было три сестры. Одна из них, Николь Грульт, тоже создавала женские платья, в 1911-1935 годах у нее был свой модный Дом в Париже. Николь близко дружила с художницей Мари Лорансен - музой поэта Гийома Аполлинера. Другая сестра Поля - Мадлен Пансон - стала знаменитой шляпницей. Похоже, дети в семействе Пуаре были не особенно дружны: во всяком случае, сестры Пуаре конкурировали с братом, а не сотрудничали.

Родители Поля не были поклонниками талантов своего сына: когда восемнадцатилетний Поль получил степень бакалавра, отец отдал его на работу к знакомому фабриканту зонтов. При этом посоветовал обращаться с юношей построже, обломать своевольного гордеца. Эскизы Поля, придуманные им модели, честолюбивые помыслы и творческие интересы неизменно вызывали у отца глубокий скепсис пополам с сильнейшим раздражением. Ни одна попытка начинающего модельера проявить себя не получила у родителя ни малейшего поощрения.

Годы спустя Поль будет от души благодарен матери, на деньги которой смог начать собственное дело. Вот только деньги эти он получил исключительно в долг…

В рабочие часы Пуаре замазывал прорехи в зонтиках и разносил готовый товар по магазинам. Работа была предельно нетворческая и не увлекла Поля, но он не падал духом: продолжал рисовать эскизы платьев и предлагал их в различные модные Дома, где эти талантливые работы отметили и стали охотно покупать. А вскоре выпал счастливый шанс - в одном из этих модных Домов новичку предложили постоянную работу. И не где-нибудь, а у самого Жака Дусе! Парижане называли этого кутюрье «Великим джентльменом». Дусе был художник по призванию: созданные им платья - нежных тонов, богато отделанные - перекликались с полотнами Ватто, Фрагонара и Ла Тура. Он коллекционировал картины: ему принадлежало наиболее полное собрание произведений художников-графиков, 220 литографий Тулуз-Лотрека, он «разглядел» и начал покупать полотна импрессионистов (еще до того, как они приобрели известность), был обладателем картин Пикассо. Дусе известен и как щедрый благотворитель: он выплачивал нескольким талантливым писателям содержание, чтобы они могли спокойно заниматься творчеством, не отвлекаясь на необходимость заработка, материально помогал художникам.

Жак Дусе владел унаследованным магазином кружева (созданным его дедом), затем основал роскошный модный Дом. У Дусе одевались королевские особы лучших европейских фамилий, а также королевы сцены - Сара Бернар, Габриэль Режан. Для последней новичку Пуаре было поручено создать манто, в котором она блистала в пьесе «Заза»; после успеха двух этих шедевров - драмы Бальзака в исполнении Режан и вдохновенного сценического костюма артистки - Поль Пуаре стал считаться признанным мастером. Дусе не только разглядел начинающего талантливого коллегу, не только стал ученику примером для подражания, не только поощрял его природную склонность развивать вкус и совершенствоваться, но и поместил Пуаре во вдохновляющую атмосферу работы с блестящими профессионалами и элитными заказчицами - «людьми, которых невозможно забыть».

Позже Жак Дусе помог отточить талант Мадлен Вионне - будущей «королеве косого кроя» (определив моду 1930-х, она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы: до нее этот метод применялся только при создании отдельных деталей, а не целого изделия), «архитектору моды», той, что придумала воротник-трубу, горловину-хомут, вечернее платье с капюшоном и многие другие интересные вещи.

Пуаре работал с несказанным энтузиазмом, радуясь даже сверхурочным, ведь он создавал или помогал создавать наряды, которые уже на следующий день становились сенсацией. Дусе ценил его талант и трудолюбие, не только давая возможность проявить себя, но и щедро повышая зарплату. Что вызывало у Поля следующую волну желания творить.

О Пуаре заговорили, придуманные им наряды были интересны уже не только как «платья от Дусе», но как «модели Пуаре». Некоторое время спустя Поль Пуаре расстался с Дусе. Он всегда относился к учителю с огромным уважением, годы спустя Пуаре охотно помогал бывшему наставнику с дизайном комнат в его доме.

Когда крайне дорогие и слишком изысканные для нового времени наряды Дусе перестали пользоваться успехом, он отошел от дел, посвятив себя благотворительности. Жак Дусе умер в 1929 году. В Париже до сих пор действует созданная им Библиотека искусства и археологии.

Отслужив в армии около года и поработав в Доме Ворта, Поль Пуаре решился на самостоятельное плавание. На одолженные у матери деньги начинающий кутюрье арендовал половину небольшой портновской мастерской со скромным оборудованием и обстановкой, оставшейся от прежнего хозяина. «Ради экономии пришлось оставить ужасный ковер, я его никогда не забуду, с огромными розами, кроваво-красными, точно бифштексы. Но публика смотрела только на мои платья или, быть может, притворялась, что не замечает ковра» . Впрочем, Пуаре как мог отвлекал внимание от него, создавая уникальные платья и украшая витрины опавшими листьями и бархатом осенью, белоснежным сукном, тюлем, муслином и высохшими ветвями - зимой.

Через 20 лет Пуаре станет объектом подражания. Его будут копировать не только бесчестные конкуренты и недобросовестные комиссионеры, но и дамы в беде. Знаменитый французский писатель Ромен Гари в трогательном автобиографическом романе «Обещание на рассвете» писал о времени, когда они - маленький мальчик и его мама, еврейские эмигранты из советской России, - ждали лучшего будущего: «В Польше мы ненадолго остановились в Вильно, «проездом», как любила заметить мать, ожидая отъезда во Францию, где мне предстояло «вырасти, выучиться и стать человеком». Она зарабатывала на жизнь, изготовляя дамские шляпы. Нашу квартиру переоборудовали в «крупный салон парижских мод» и наняли шляпницу. Ловкая подделка этикеток вводила в заблуждение клиенток, полагавших, что шляпы изготовляются известным в то время парижским модельером Полем Пуаре ».

А пока к Пуаре начали «перебегать» клиентки из более известных модных Домов. Первой оказалась уже знакомая Полю Режан. Позже среди его клиенток окажется Айседора Дункан, писавшая в своих мемуарах «Моя жизнь. Моя любовь»: «Впервые в жизни я пришла к модному модельеру и поддалась роковому соблазну тканей, красок, форм, даже шляпок; при том, что я никогда не носила ничего, кроме моей маленькой белой туники - шерстяной зимой и полотняной летом, - я не могла отказать себе в удовольствии заказывать великолепные платья и носить их. Впрочем, у меня есть одно оправдание. Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре, который умел, одевая женщин, создать произведение искусства ».

Его идеал

«Моя жена - это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов », - скажет Пуаре в интервью журналу Vogue о женщине, на которой он женился в 1905 году. Свою супругу Денизу Буле Поль знал с детства. В дни, предшествовавшие их браку, небогатая Дениза жила далеко от Парижа. Когда Пуаре привел простушку-невесту в свой модный Дом, его служащие изумились - «надо же, я предпочел им какую-то провинциалку с охапкой белых роз на черной шляпе, совершенно не следившую за модой ». Однако Пуаре обрел в браке с Денизой именно то, о чем мечтал: очаровательную женщину, чья красота раскрылась, обрамленная его уникальными туалетами («теперь, когда жена появлялась в модных местах, на нее обращали внимание, несколько раз она даже произвела сенсацию»), и единомышленницу, которая вдохновенно стремилась к самосовершенствованию. «Мы с женой посещали антикварные лавки, музеи, трудились, не жалея сил, чтобы расширить нашу культуру, обострить восприятие ». Стильная, смелая модель всех новинок от Пуаре, художественный директор его модного Дома, мать его пятерых детей, Дениза Пуаре прожила с мужем 23 года.

Они развелись в 1928 году, когда финансовые дела Пуаре пошли на спад. Супруги прокомментировали свой развод журналу Time от 30 апреля 1928 года: Пуаре назвал отношение своей жены оскорбительным. Дениза обвинила мужа в жестокости. Других подробностей о причинах их развода мы не знаем.

Кто первый?

«Мода, создаваемая кутюрье, - это подбор выразительных средств, имеющих целью подчеркнуть во внешности женщины выигрышные стороны, ранее не выявленные ».

В мире моды часто оказывается, что перед «первыми» были другие первые, а до них еще одни - самые первые. Нередко Полю Пуаре приписывают тот факт, что он впервые стал использовать живых женщин-моделей вместо деревянных манекенов. Однако он отрицал эту заслугу, рассказывая, что «живая манекенщица впервые появилась у великого Ворта, основателя известной династии и создателя индустрии высокой моды ».

Считается, что мода на худобу как эталон красоты началась с худенькой супермодели Лесли Хорнби (более известной как «костлявая Твигги»). Если покопаться, можно выяснить, что задолго до Твигги была Коко Шанель - сама весьма субтильная и создававшая платья, особенно выигрышно смотревшиеся на стройных телах. Но еще до Шанель был Пуаре со своей собственной «супермоделью» (такого термина тогда не было) Денизой Пуаре, глядя на тоненькую, одетую в изысканные наряды фигурку которой всем женщинам хотелось быть такими же.

Обычно о Пуаре-модельере пишут: «освободивший женщин от корсета», даже приводят конкретную дату - в 1906 году его жена Дениза Пуаре пришла на крестины дочери в платье без этой осуждаемой теперь и считавшейся необходимой тогда детали туалета. Смелый наряд назывался «Лола Монтес», по имени танцовщицы-авантюристки, в которую был влюблен король Баварии Людвиг I. Впрочем, это же - освобождение женщин от корсета - не без оснований ставят в заслугу его конкурентке Коко Шанель. Именно она сделала наряды без корсета не скандальной случайностью, а частью нормального гардероба любой женщины. А вот тот факт, что Пуаре первым отверг нижние юбки (в 1903 году) и, обогнав других модельеров, начал предлагать женщинам чулки телесного цвета, бюстгальтер современной формы, а также пояс для чулок, кажется, никто не оспаривает.

Многие источники упоминают, что Пуаре стал первым кутюрье, который начал выпускать духи (он назвал их именем своей дочери Розины). Но и тут некоторые его современники, в том числе Шанель, могли бы с ним поспорить.

Величие одних имен меркнет, вытесняемое заслугами следующих. Но достигается это величие благодаря тому, что мечты и желания кутюрье совпадают с еще невысказанными, невыраженными, непонятыми желаниями женщин его времени, и подлинный художник, от души воплощая собственные задумки, становится тем, кто помогает женщинам осознать и воплотить их желания. Коко Шанель почувствовала в женщинах способность конкурировать с мужчинами, возможность быть свободными, сильными, эмансипированными. Кристиан Диор подарил женщинам красивую сказку, которая помогла забыть о серых буднях военной жизни.

До них был Паль Пуаре, понявший, что женщинам нужны яркие краски вместо принятых пастельных тонов. «Пристрастие к изысканным тонам XVIII века испортило женщинам вкус, под видом утонченности в моде воцарилась блеклость и безжизненность. Все нюансы «бедра испуганной нимфы», оттенки сиреневого, бледно-фиолетового, нежно-голубого, тускло-зеленого, палевого - короче, все слащавое, пресное и невнятное, - такая цветовая гамма была тогда в чести. А я пустил в эту «овчарню стаю волков»: насыщенные оттенки красного, зеленого, ярко-синего, - и все вокруг сразу заиграло, пришлось расшевелить тяжелых на подъем лионских текстильщиков, слегка оживить и освежить их привычный колорит. В итоге на свет появился оранжевый и лимонно-желтый крепдешин, о котором они раньше не смели и думать. Одновременно мы объявили войну унылым фиолетовым тонам, пастельная гамма полностью обновилась. Я дал задание группе колористов: обращаясь к каждому цвету, они должны были начинать с самого насыщенного из его вариаций - так я вернул силы истощенным оттенкам ». Обожавший делать сценические костюмы (их создание он считал главной своей заслугой в масштабах эпохи) Пуаре привнес артистичную красоту в наряды своего сочинения. Его изобретения, если взглянуть на них глазами их современников, поражают театральной необычностью: прямые туники (сшитые, впрочем, из драгоценных тканей), юбки-шаровары, женские брючные ансамбли, перекликавшиеся с невероятно популярными постановками Дягилева, тюрбаны с перьями, платья с завышенной талией и поясом, помещенным под грудью, платья-кимоно, ориентальные платья, юбки-«абажуры», непромокаемые цветные сапожки, укороченные юбки, дерзко открывающие щиколотки (да-да, мы то сегодня привыкли к мини, но для своего времени Пуаре, сам называвший свои вещи совершенно целомудренными, воспринимался как весьма скандальный).

В 1908 году художник и издатель Ириб (будущий возлюбленный Коко Шанель) выпустил альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом», через четыре года увидел свет альбом другого известного художника Жоржа Лепапа, называвшийся «Вещи Поля Пуаре».

На закате

К концу жизни Пуаре лишился славы и богатства. Почему? У явления редко бывает единственная причина. Сначала в дела сверх-популярного кутюрье вмешалась Первая мировая война, разрушившая жизненные устои и сами жизни множества людей.

Поддавшись патриотическому порыву, Пуаре пошел на фронт добровольцем. Для солдата его сочли слишком пожилым, а когда он был отправлен в распоряжение полкового портного (в документах модельера значилось «профессия - портной»), то быстро выяснилось, что шить кутюрье не умеет. Его сочли зловредным смутьяном. Он предложил в отдел обмундирования новую, более экономичную модель шинели, которую он даже сумел провести к серийному производству через все тяготы унизительной бюрократии. Организовав процесс по приказу военного министерства, Пуаре несколько месяцев оплачивал работу служащих из своего кармана, люди были готовы к работе, весьма выгодной для армии, но… дело застопорилось, заказы не поступали. Тогда Пуаре отправили читать лекции для армейских портных, затем он стал офицером хозяйственного управления. Его армейская служба была пустой и утомительной тратой времени. После войны Пуаре был полон интересных задумок, он ездил в Марокко, чтобы напитаться красотой и обрести вдохновение, создал театр под открытым небом с символическим названием «Оазис» (действительно, оазис Прекрасной эпохи), с прежним размахом устраивал удивительной красоты тематические праздники, возвращал на сцену звезд довоенных дней. Но жизнь уже непоправимо изменилась: «В конце нашего спектакля на сцене появлялась императрица Евгения, окруженная придворными дамами, все были в кринолинах, в больших шляпах и с длинными локонами, падавшими на плечи. Мы воспроизвели картину Винтерхальтера, которую знают и любят все художники. В то время как часть зрителей, поднявшись с мест, аплодировали этому видению былого, американцы, безразличные к императрице и Винтерхальтеру, стали расходиться, торопясь в свои космополитические паласы и модные дансинги ».

Как это горько!

Одна задумка за другой терпели крах, поездка в Америку, где Пуаре читал лекции, тоже нанесла удар по его благосостоянию (пока кутюрье отсутствовал, у него переманили нескольких самых ценных сотрудников). Талант не изменил Пуаре, но он был реликтом уходящего времени: его платья уступали конкурентам в практичности и простоте изготовления.

«Неужели я безумец, если стремлюсь создавать платья не как портной, а как художник и если утверждаю, что мода - это высокое искусство ?» - с болью спрашивал Пуаре.

Ему пришлось продать модный Дом и всю свою собственность, вторая попытка встать на ноги успеха не принесла: Пуаре пал жертвой экономического кризиса 1929 года.

Поль Пуаре был яркой и многогранной личностью: он был обаятельным лектором, устраивал потрясающие жанровые праздники (смесь карнавала и театра, едва ли ни мистерии, созданные со свойственной его времени роскошью) и интереснейшие дефиле, был талантливым художником, обладал артистическими способностями и написал несколько книг, издание которых помогло ему продержаться на плаву в конце жизни. Создав Дом прикладного искусства «Мартина», для которого под его бережным руководством обучались талантливые девочки из рабочих семей, Пуаре породил целое направление декоративно-прикладного искусства. Он издавал книги и «Газету хорошего вкуса» (просуществовавшую с 1912 по 1925 год), прекрасно готовил, разбирался в марочных винах.

Потерявший все, Поль Пуаре относился к жизни с юмором и смирением («А я и не думал, что без денег можно чувствовать себя таким счастливым »), у него остались близкие друзья, он сохранил добрые отношения с выросшими детьми. На жизнь он зарабатывал, работая барменом, создавая недорогие платья для домохозяек, а также занимался живописью и гастрономией. Его подруга Эльза Скьяпарелли помогала ему в конце жизни и похоронила его на свои средства. Его друг Жан Кокто работал над ретроспективной выставкой работ Пуаре, но не успел представить ее зрителям при жизни кутюрье. Поль Пуаре умер в оккупированном Париже в 1944 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта . В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo» .

В период 1890-1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде : предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос , а также ввёл моду на кимоно в Европе. Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета.

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки» - юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой.

Поль Пуаре - первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine). Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу .

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны , очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрывает свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству , что в межвоенный период не было востребовано.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пуаре, Поль"

Примечания

Литература

  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 310 с. - ISBN 978-5-9614-4618-0 .
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986. - С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. - Taunton Press, 2001. - С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября.

Отрывок, характеризующий Пуаре, Поль

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.
Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Рассказать друзьям