Пэ смешанного генеза восстановительный период. Перинатальная энцефалопатия у детей до года и ее последствия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нередко осложненное течение беременности и родов приводит к весьма нежелательным последствиям для новорожденного ребенка. Некоторые из этих последствий, например, перинатальная энцефалопатия, являются довольно опасными состояниями для жизни и здоровья малыша.

Тем не менее, вовремя поставленный диагноз и своевременная терапия позволяют снизить риск неблагоприятных осложнений, к которым может привести данный недуг и устранить его симптомы и проявления.

Поэтому важно понимать, что это такое — перинатальная энцефалопатия у детей, почему она возникает и как проявляется.

Понятие

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - заболевание, поражающее головной мозг .

К развитию недуга приводят различные причины, в зависимости от которых разными бывают и проявления недуга. Заболевание развивается у детей в перинатальный период их развития.

Данный период начинается с 28 недели беременности и заканчивается на 7 день после появления на свет у доношенных детей и на 28 день - у недоношенных. Патология имеет различный механизм развития, в соответствии с которым выделяют определенные разновидности и формы недуга.

ПЭП считается достаточно распространенным заболеванием, встречающимся, примерно, у 3-5% новорожденных. Риск развития недуга возрастает, если ребенок появляется на свет раньше положенного срока.

  • Лучевая энцефалопатия возникает при длительном радиационном воздействии на ребенка во внутриутробном периоде, либо в первые дни после его появления на свет.
  • Смешанная форма возникает при совокупности неблагоприятных факторов, характеризуется многочисленными признаками и отклонениями.
  • Симптомы и признаки

    ПЭП характеризуется самыми разнообразными признаками и проявлениями.

    Общими симптомами недуга считают:

    • сильный и продолжительный плач;
    • обильные срыгивания;
    • дрожания конечностей и их непроизвольные движения;
    • нарушения режима сна (ребенок часто просыпается по ночам, мало спит в дневное время);
    • нарушение поведения (ребенок вялый, либо, напротив, слишком активный);
    • малыш не реагирует на свет и звуки;
    • у ребенка нарушен сосательный рефлекс;
    • наблюдается снижение мышечного тонуса.

    Кроме того, различные формы недуга с течением времени могут проявляться в виде определенных синдромов, таких как:


    Осложнения и последствия

    ПЭП моет привести к развитию самых неблагоприятных для ребенка последствий, таких как:

    1. Серьезные задержки психического и физического развития.
    2. Дефицит внимания, что приводит к появлению сложностей в обучении и снижению успеваемости.
    3. Развитие невротических реакций.
    4. Возникновение ВСД, которая нередко приводит к нарушениям функциональности других внутренних органов и систем.
    5. Развитие эпилептических припадков.

    Диагностика

    Для постановки диагноза врачу необходимо предоставить данные о течении беременности и родов, заболеваниях, которые перенесла будущая мама в период вынашивания ребенка, состоянии малыша в первые дни его жизни.

    Кроме того, применяют следующие инструментальные способы диагностики:

    • нейросонография для выявления повреждений головного мозга;
    • допплерография для определения кровотока в тканях органа;
    • электроэнцефалограмма для определения электрической активности мозга;
    • видеомониторинг для наблюдения за двигательной активностью новорожденного;
    • КТ для выявления структурных поражений тканей органа.

    Способы лечения

    Выбор того или иного метода терапии осуществляется врачом после постановки диагноза. Необходимо учитывать не только форму и клинические проявления ПЭП у ребенка, но и индивидуальные особенности развития детского организма.

    В зависимости от имеющихся жалоб, ребенку назначают прием препаратов следующих групп:


    Прогнозы и исход

    Прогноз на успешное исцеление зависит от степени тяжести недуга и его симптомов, а также от того, насколько своевременным и правильным было назначенное лечение.

    Профилактика

    Чтобы снизить риск развития ПЭП у новорожденного, необходимо позаботиться о профилактике еще на этапе планирования беременности .

    Так, за несколько недель до зачатия, женщина должна пройти полное обследование, и, если были выявлены какие - либо отклонения, необходимо сначала устранить их, а потом уже приступать к зачатию.

    В период беременности будущая мама должна отказаться от вредных привычек, правильно питаться, защищать себя от инфекций, вовремя посещать гинеколога, наблюдающего беременность.

    ПЭП - опасное заболевание , которое развивается еще во внутриутробном периоде жизни ребенка, либо в первые дни после его появления на свет.

    Патология возникает в результате многочисленных причин, имеет различные характерные проявления.

    В зависимости от этого врач назначает соответствующее лечение, прогноз которого зависит от его своевременности .

    Перинатальная энцефалопатия у детей до года — диагноз или «переходное» состояние? Узнайте об этом из видео:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

    Диагноз «перинатальная энцефалопатия» или сокр. ПЭП в последнее время ставится почти каждому второму малышу.

    Родителей столь непонятные медицинские термины приводят в состояние тревоги и страха за своего ребенка.

    Однако не следует паниковать. Во-первых, во многих случаях у родителей малыша отсутствуют реальные поводы для огорчений, ведь сплошь и рядом подобную проблему врачи диагностируют у ребенка абсолютно безосновательно. А во-вторых, перинатальная энцефалопатия, даже в том случае, когда она действительно подтверждена симптоматически, не относится к числу безысходных ситуаций, обреченных в своем разрешении на самые неблагоприятные последствия.

    Организм ребенка обладает выдающимися способностями к излечению и восстановлению. Главное – создать малышу максимально комфортные условия существования с учетом особенностей его диагноза и обеспечить осуществление должного лечения.

    Что такое перинатальная энцефалопатия?

    Первоначально словосочетание «перинатальная энцефалопатия» возникло среди медицинских терминов в 1976 году. Сокращенно данный диагноз выглядит в виде аббревиатуры – ПЭП.

    Развивается ПЭП в перинатальный период – то есть в период с начала 28-ой недели беременности по 7-ой день с момента рождения ребенка (включительно).

    Диагноз перинатальной энцефалопатии свидетельствует о нарушениях работы центральной нервной системы и представляет собой некую собирательную единицу, объединяющую в себе целую массу самых разнообразных состояний, синдромов, симптомов и заболеваний плода или новорожденного.

    Фотографии

    Ниже в фото представлены дети с ПЭП

    Причины ПЭП

    Развивается состояние ПЭП в результате воздействия на еще не родившегося или новорожденного ребенка каких-либо неблагоприятных факторов во время вынашивания ребенка, во время родоразрешения или в первые дни после рождения. ​

    Часто такие факторы не могут быть конкретизированы и выявлены с достаточной определенностью. Но чаще всего таким фактором является недостаточный приток кислорода к клеткам, тканям, органам развивающегося плода в утробе, ребенка во время родов или новорожденного. Одним словом, – гипоксия.

    Предположить наличие ПЭП, гипоксии позволяет оценка только что родившегося ребенка по шкале Апгар.

    Для постановки баллов по такой шкале врачи оценивают: дыхание, двигательная активность, рефлекторные процессы, крик малыша, цвет кожи и др.

    Низкая оценка свидетельствует о возможности наличия неврологических поражений.

    Хотя даже высокие баллы часто не являются достоверным доказательством отсутствия проблем из области неврологии: ПЭП, гипоксия. Случается, что симптомы обнаруживаются лишь в течение грудного возраста ребенка.

    Факторы повышающий риск развития болезни

    Обстоятельства, повышающие вероятность рождения ребенка с заболеванием следующие:

    • рождение ребенка женщиной, имеющей ряд наследственных и хронических заболеваний;
    • заболевания инфекционной природы у матери во время беременности (особенно опасны так называемые ТОЧ-инфекции);
    • неправильное неполноценное питание будущей мамы во время беременности;
    • наличие вредных привычек матери в течение беременности (курение, спиртные напитки, наркотические вещества);
    • алкоголизм, наркомания отца ребенка;
    • рождение ребенка женщиной, беременность для которой явилась ранней;
    • частое нахождение женщины, вынашивающей ребенка, в состоянии стресса;
    • тяжелые нагрузки будущей мамы;
    • патологии беременности (токсикозы, угрозы выкидыша и др.);
    • патологии родовой деятельности (стремительные роды, слабая родовая деятельность);
    • родоразрешение посредством операции (кесарево сечение);
    • неправильное положение плода;
    • анатомические особенностями строения таза беременной;
    • обвитие плода пуповиной;
    • рождение ребенка раньше или позже срока;
    • гипоксия плода;
    • воздействие на беременную женщину негативных факторов окружающей среды (вдыхание газов, токсических веществ, вредность работы, передозировка лекарствами и др.).

    Следует оговориться, что данный список является лишь примерным, поскольку нередко фактор, провоцирующий ПЭП, установить так и не удается.

    Бывает, что у кажущихся здоровыми родителей рождается ребенок с существенными нарушениями функционирования центральной нервной системы, хотя и беременность протекала благополучно.

    Симптомы перинатальной энцефалопатии по возрасту малыша

    В целях своевременной постановки диагноза, родителям новорожденного ребенка следует быть крайне внимательными к таким проявлениям ребенка, как:

    • нарушение функций сосания груди;
    • слабый крик;
    • запрокидывание головы назад;
    • обильные, частые срыгивания, особенно в виде фонтана;
    • малоподвижность, вялость, отсутствие реакции на громкие неожиданные звуки;
    • выпучивание глаз при их одновременном опущении вниз, над радужной оболочкой заметна полоска белого цвета – синдром Грефе или синдром восходящего солнца;
    • неожиданные приступы плача ребенка во время сосания бутылочки или груди;
    • набухание родничка;
    • беспокойный сон, трудности в засыпании.

    Когда малышу исполнилось 3 месяца, тревожным станет наличие следующих его проявлений:

    • скованность движений, трудности в сгибании и разгибании конечностей;
    • постоянное сжатие ручек в кулачки, разжимание требует усилий;
    • трудности в удерживании головки во время пребывания на животе;
    • тремор подбородка, ручек; вздрагивания, судороги, подергивания;
    • взгляд не сфокусирован;
    • ежемесячное увеличение окружности головы более чем на три сантиметра.

    Тревожные симптомы 6 месяцев жизни:

    • отсутствие интереса к миру (к игрушкам, людям, обстановке);
    • безэмоциональность, неулыбчивость;
    • однообразие движений.

    Тревожные симптомы восьми-девяти (8-9) месяцев жизни:

    • безэмоциональность полная или частичная;
    • отсутствие интереса к игре со взрослыми;
    • отсутствие навыков самостоятельного сидения;
    • активность только одной руки при хватании.

    Тревожные симптомы к концу двенадцатого (12) месяца жизни:

    • стояние или хождение «на цыпочках»;
    • произношение мычащих звуков;
    • монотонный безэмоциональный плач;
    • основной способ игры заключается в разрушении, разбрасывании
    • непонимание простых просьб и фраз.

    Тревожные симптомы к 3 годам жизни:

    • нарушение походки;
    • отсутствие должной координации движений;
    • отсутствие социально-бытовых навыков (одевание, застегивание, завязывание, хождение на горшок, использование кружки, ложки и др.).

    Периоды развития ПЭП

    Существует три периода развития заболевания:

    • острый (в течении первых 30 дней жизни);
    • период восстановления (со второго месяца жизни до года – для детей, родившихся в срок и со второго месяца жизни до двух лет – для детей, родившихся ранее срока);
    • период, когда судят об итогах, вот несколько вариантов итога:
      • выздоровление;
      • задержка развития;
      • вегетативно-висцеральные нарушения (нарушение функционирования каких-либо внутренних органов);
      • мозговая дисфункция (как следствие – чрезмерная активность, проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью);
      • эпилепсия;
      • невротические реакции;
      • ДЦП (детский церебральный паралич).

    Способы диагностики

    • Нейросонография. Предоставляет возможность исследования внутренней структуры головного мозга, состояния тканей, выявления различных новообразований или лишней спинно-мозговой жидкости.
    • . Позволяет получить данные о функциональной деятельности мозга, наличии патологических образований или дисфункций.
    • Электронейромиография. Позволяет осуществить проверку на наличие нервно-мышечных заболеваний.
    • Допплерография. Позволяет оценить характеристики кровотока в сосудах мозга.

    Нечасто в детской неврологии применяются такие методы обследования как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография . Косвенно о наличии заболевания поможет судить осмотр врача-офтальмолога.

    Поздние последствия заболевания

    Последствия ПЭП могут проявиться значительно позже, чем в грудном возрасте. Так, дошкольники, у которых ранее не была верно диагностирована ПЭП или была недолеченна:

    • страдают задержкой речи, заиканием;
    • гиперактивность ();
    • заторможенностью;
    • повышенной возбудимостью;
    • раздражительностью;
    • бессонница;
    • приступами ярости, агрессии и истерики.

    В школьные годы у таких детей могут появиться:

    • боли в голове;
    • нарушения письма, чтения, концентрации внимания;
    • быстрая утомляемость;
    • неусидчивость;
    • низкий уровень развития мышления, памяти, и, как следствие, плохая успеваемость.

    Лечение

    В период острого течения болезни новорожденным с патологиями высокой или средней тяжести показано стационарное лечение, новорожденным с легким течением болезни показано лечение в домашних условиях.

    Важное значение в лечении ПЭП приобретает психологическая установка взрослых, окружающих малыша.

    В доме должна торжествовать исключительно доброжелательная обстановка, полная любви и заботы о малыше. Это крайне важно для младенца с симптомами ПЭП. Часто в качестве методов лечения применяются:

    • физиотерапевтические процедуры;
    • массажи;
    • ванны с морской солью или с лекарственными настоями и отварами (хвоя, орегано, череда, ромашка, овес).

    Врачи рекомендуют принимать травы и лекарства («Ново-Пассит», «Элькар», «Глицин» ) с седативным действием, витаминные, укрепляющие сиропы. Также популярностью среди врачей пользуются препараты, активизирующие мозговое кровообращение:

    • «Гопантеновая кислота»
    • «Пирацетам»
    • «Винпоцетин»
    • «Актовегин»
    • «Пиритинол».

    Большим эффектом характеризуется гомеопатическое, остеопатическое лечение.

    При синдроме повышенного внутричерепного давления применяются средства с мочегонным эффектом («Ацетазоламид » совместно с «Аспаркамом» ), рекомендовано несколько приподнимать головку малыша, когда он лежит (подложить специальную ортопедическую подушку, подложить что-то под матрас).

    При симптомах эпилепсии применяются противосудорожные средства. Тяжелые формы течения болезни требуют оперативного вмешательства.

    Прогноз на выздоровление

    Таким образом, постановка рассматриваемого диагноза не является приговором, при раннем диагностировании и лечении прогноз достаточно благоприятный.

    Во многих случаях получается достичь полного выздоровления. Однако следует помнить, что, даже после исчезновения симптомов заболевания, следует сохранять бдительность, регулярно посещая врача–невролога.

    Перинатальная энцефалопатия у детей до года - это патология головного мозга младенца, которую малыш получил, когда еще находился в животике у мамы, а также в родах или в первые дни своей жизни.

    Детский невролог наблюдает ребенка с этим диагнозом в течение первого года жизни, назначает лечение, контролирует психо-моторное развитие.

    Когда ребенку исполняется годик, врач окончательно решает, будет ли ребенок и дальше наблюдаться неврологом или его можно снять с учета, потому что наступило выздоровление.

    Что вы узнаете из этой статьи:

    Причины перинатальной энцефалопатии

    Гипоксия во время беременности. Гипоксия – это недостаток кислорода, который должен поступать по пупочной артерии к мозгу развивающегося плода. Нервная система реагирует на гипоксию крайне отрицательно. Развивается ишемия мозговой ткани. Нейроны или клеточки головного мозга, как бы, задыхаются. Перинатальную энцефалопатию поэтому еще называют гипоксически-ишемической.

    Гипоксия развивается при токсикозе или угрозе прерывания беременности. Стрессы, которые переносит молодая женщина, перегрузки по работе. Нежелательными факторами являются острые респираторные заболевания, прием различных медикаментов, внутриутробные инфекции. И ряд других причин.

    Гипоксия в родах и родовая травма. Роды могут быть затяжными или, напротив, стремительными. И то, и другое плохо. Может быть раннее отхождение вод и длительный безводный период. Обвитие пуповиной вокруг шейки ребенка. Может произойти родовая травма головного мозга или шейного отдела позвоночника.

    В послеродовом периоде нервная система может пострадать, из-за несовместимости крови мамы и ребенка по Rh-фактору или группам крови, а также воспалительных заболеваний.

    Оценка состояния новорожденного ребенка по Шкале Апгар

    Как только малыш родился, доктора оценивают его состояние по Шкале Апгар. Эта шкала включает несколько показателей для оценки жизненно важных функций новорожденного: сразу ли и громко закричал ребенок; какой у него цвет кожных покровов; ритмичный или не очень пульс, какова частота дыханий и состояние мышечного тонуса.

    Наилучшая оценка этих показателей сразу же после рождения и через 5 минут жизни составляет 8/9 баллов. Реже бывает оценка 7/8 баллов. В этих случаях прогноз при перинатальной энцефалопатии всегда положительный. Увы, редко, но бывают новорожденные, состояние которых оценивается ниже, чем 7/8 баллов. Такие детишки нуждаются в серьезном восстановительном лечении в профильном стационаре.

    Психо-моторное развитие здорового ребенка до года

    Каждый прожитый ребенком месяц обогащает его все новыми и новыми психо-моторными навыками.

    В месяц здоровый ребенок на несколько секунд удерживает головку, когда находится в вертикальном положении. Следит за ярким предметом. Личико его периодически расплывается в радужной улыбке. Но все-таки большую часть суток он спит. Просыпается только, когда голоден, когда вздувается и болит животик, когда испытывает какой-либо дискомфорт.

    У него ярко выражены рефлексы новорожденного, а движения в ручках скованные, напряженные, мышечный тонус повышен.

    К трем – четырем месяцам у ребенка уже появляется яркая реакция оживления, когда с ним ласково разговаривает взрослый. Он вовсю смеется, активно двигая ручками и ножками, часто гулит. Так он учится говорить. От рефлексов новорожденного уже не осталось и следа. Он переворачивается со спинки на живот. Подтягивается головкой и корпусом, когда Вы тяните его за ручки, пытаясь сесть. Но садиться ему еще рано.

    К 6 месяцам он хорошо знает своих близких и очень настороженно относится к чужим, запросто может заплакать. Начинает лепетать, повторяет простые слоги «па», «ба», «ма». Смеется, берет в руки игрушки, тянет в рот. Переворачивается с животика на спину, пытается вставать на четвереньки.

    В 8 месяцев встает в кровати, а в 10 – 11 месяцев делает свои первые шаги. К году начинает ходить самостоятельно, широко расставляя ножки для устойчивости, пошатываясь. Уже произносит до 10 простых слов, знает назначение многих предметов. В общем, это уже серьезный человечек. И мы его любим больше жизни!

    Симптомы перинатальной энцефалопатии

    Ребенок с перинатальной энцефалопатией развивается с умеренной задержкой психо-моторного развития. Он позже начинает удерживать головку, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить, говорить. Симптомы, которые у него развиваются, можно сгруппировать в несколько синдромов:

    Синдром двигательных расстройств – встречается чаще других. Проявляется нарушением формирования мышечного тонуса. Если в норме физиологический гипертонус мышц к 3 месяцам полностью проходит и движения в ручках становятся плавными, ребенок начинает захватывать игрушки, перекладывать их из ручки в ручку, тянет в рот, то при энцефалопатии гипертонус мышц сохраняется еще очень долго. В ножках он проявляется тем, что ребенок опирается на носочки, поджимает пальчики.

    Бывает и противоположная картина, когда мышцы слишком расслаблены, тонус в них слишком низкий. Ручки и ножки слабо двигаются, мягкие как тряпочки. Это миатонический синдром. Постепенно при повторных курсах массажа мышечный тонус также восстанавливается.

    Гипертензионный синдром и увеличение размеров желудочков мозга – появление симптомов здесь связано с повышением внутричерепного давления. У ребенка отмечаются частые срыгивания, выбухает большой родничок, он беспокоен, плохо спит. Глазки повернуты вниз и вверху появляется белая полоска роговицы глазного яблока – симптом Грефе».

    Могут быть смешанные формы. Реже встречаются синдромы, которые детский невролог также никогда не пропустит.

    О чем говорит нам УЗИ головного мозга

    При малейшем подозрении на наличие перинатальной энцефалопатии, каждому ребенку проводится Ультразвуковое обследование головного мозга, а в отдельных случаях и шейного отдела позвоночника.

    УЗИ может показать – правильно ли сформированы все отделы головного мозга или нет; может выявить наличие постгипоксических изменений в мозговой ткани; покажет неравномерное увеличение желудочков и субарахноидальных пространств, наличие кист головного мозга, нестабильность шейных позвонков.

    Лечение перинатальной энцефалопатии у детей

    Для лечения применяется медикаментозная терапия: ноотропные и сосудорасширяющие препараты; мочегонные лекарства; успокаивающие травы и ванны с ромашкой, чередой, пустырником.

    Очень широко используются повторные курсы массажа. Остеопатия – это мягкий вариант мануальной терапии. Достаточно часто применяется физиотерапия.

    Исходы перинатальной энцефалопатии

    При перинатальной энцефалопатии гипоксически-ишемического генеза двигательные, речевые, психо-интеллектуальные нарушения в большинстве случаев полностью восстанавливаются. Особенно при легких и стертых формах. К году малыша снимают с неврологического учета и отменяют диагноз энцефалопатии.

    Но мозг такого ребенка еще слабенький. Нагрузки, которые он испытывает в детском саду, постоянные простуды, стрессы, школьные занятия оказываются для него слишком высокими. Поэтому постепенно ребенок декомпенсируется и у него появляются жалобы на неусидчивость, речевые нарушения, тики, трудности обучения в школе, головные боли.

    Поэтому и в дальнейшем здоровье ребенка нужно поддерживать на протяжении всего периода детства. Правильно его питать, чтобы клетки головного мозга получали качественные питательные элементы. Проводить ему два раза в год массаж воротниковой зоны и спины. Следить за осанкой. Укреплять иммунитет. Если же он слишком часто болеет, постараться найти способ посидеть дома до 5 – 6 лет. Не забывать про витамины. Бывать на воздухе почаще. Играть и заниматься с ребенком. И любить его искренне! Не за успехи и достижения! А просто за то, что он вот такой, как есть! Ведь на всем белом свете у него никого ближе Вас нет. Берегите ребенка, берегите Вашу семью и заботьтесь друг о друге.

    Перинатальная энцефалопатия у детей – это патология головного мозга новорожденного, которую он получил во время беременности у мамы, а также в родах или в первые дни своей жизни. Несмотря на то, что эта патология встречается очень часто, исходы почти всегда благоприятные. Но это не значит, что назначения врачей выполнять не обязательно. Если Вы, дорогие мамочки, хотите, чтобы у ребенка хорошо развивалась речь, чтобы он радовал Вас поведением и успешно учился в школе, нужны повторные курсы массажа, симптоматическая медикаментозная терапия (не всегда!) и наблюдение опытного детского невролога.

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия) у новорожденного и грудного ребенка

    Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных. Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса – гипертонус или гипотонус, дистонию. При нейросонографических исследованиях иногда видны затемненные или измененные участки мозга, иногда нет. Врач назначает средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон) и успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), а так же рекомендует провести курсы массажа, купания в сборах успокаивающих трав. Это вы наверняка все знаете.

    А теперь стоит сказать о другом подходе к проблеме.

    Перинатальная энцефалопатия является осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев (или у 1,5-3,6%)!!! Откуда же такое несоответствие? В книге Пальчик А.Б. и Шабалова Н.П. “Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей”. (СПб: «Питер», 2000) причины поголовной заболеваемости энцефалопатией новорожденных объяснены очень хорошо. Причина, в общем-то, одна, и называется она гипердиагностика.

    В чем причина гипердиагностики? Что заставляет врачей ставить “всем подряд” этот диагноз? В рамках проведенной петербургскими учеными исследовательской работы были выявлены следующие причины «гипердиагностики» перинатальной энцефалопатии:

    Во-первых, это нарушение принципов неврологического осмотра:

    А) нарушения стандартизации осмотра (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях исследователя; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).

    Например, в роддоме педиатр поставила ПЭП, так как ребенок часто громко плакал, но когда невропатолог пришел осмотреть ребенка, малыш крепко спал, и врач сказал, что тонус в норме, и он не видит никаких патологий. Через месяц в поликлинике осмотр производился, когда ребенок спал, проснулся и испугался, что его чужая тетка за руки-ноги дергает. Естественно, что он заплакал и напрягся. ПЭП подтвердили.

    Так, у одного ребенка могут диагностировать то гипер, то гипотонус.

    Б) некорректная оценка ряда эволюционных явлений (то есть патологией считают то, что норма для такого возраста, особенно для 1 мес ребенка). Это диагностика внутричерепной гипертензии на основании положительного симптома Грефе, симптом Грефе может выявляться у доношенных детей первых месяцев жизни, у недоношенных детей, при задержке внутриутробного развития, конституциональных особенностях); диагностика спастичности на основе скрещивания ног на уровне нижней трети голеней новорожденным при проверке реакции опоры или шагового рефлекса (может быть физиологическим вследствие физиологического гипертонуса некоторых мышц бедер, но патологическим у детей старше 3 мес); диагностика сегментарных нарушений при выявлении «пяточной стопы» (тыльная флексия стопы – 120° является нормой); гиперкинезов у ребенка 3-4 мес при беспокойстве языка (является физиологическим этапом созревания моторики ребенка).

    Сюда можно отнести и срыгивание, как результат незрелости нервной системы и слабости сфинктера – мышечного клапана, находящегося в верхней части желудка, который не слишком хорошо удерживает его содержимое. Нормой считается срыгивание после каждого кормления в объеме 1-2 стол ложек и однократно в день рвота «фонтаном» более 3 ложек, если при этом малыш часто писает, хорошо себя чувствует и нормально прибавляет в весе. Диагностика симптома мраморности кожи – вследствие незрелости вегето-сосудистой системы.

    Но до 3-х лет – это абсолютно нормальное явление, потому что она только формируется!

    Плохой ночной сон – когда ребенок часто просыпается. Но для грудного ребенка характерен преимущественно поверхностный неглубокий сон и сосание во время такого сна. С 3-4 месяцев у детей ночное сосание может становиться более активным, т.к. днем они начинают легко отвлекаться от груди и сосут относительно не долго. За счет активного ночного сосания они добирают необходимое количество молока.

    Американский исследователь сна Джеймс Маккена в своей работе Breastfeeding & Bedsharing Still Useful (and Important) after All These Years пишет, что при исследовании сна грудных детей было выявлено, что средний интервал между ночными кормлениями грудью составлял около полутора часов – приблизительная длина взрослого цикла сна. Минимизировать время маминого «недосыпа» можно с помощью рациональной организации совместного сна и ночных кормлений. Очень часто дети лучше спят рядом с матерями. Укачивание можно так же заменить прикладыванием к груди перед сном(но не у всех получается). Когда я узнала, что так «можно» делать, время укачиваний значительно сократилось. Часто дети просыпаются после сна в плохом настроении, также можно предложить грудь, и мир будет снова радовать малыша!

    Во–вторых, это отнесение к патологическим ряда адаптационных, проходящих явлений со стороны нервной системы новорожденного (например, вздрагивания или вскидывании рук и ног, дрожание подбородка при сильном плаче или испуге, постнатальная депрессия, физиологическая мышечная гипертония и т. д.).

    В-третьих, плохая осведомленность в классификации Гипоксической Ишемической Энцефалопатии (в основном, в связи с иностранным происхождением исследований на эту тему) и недостаточная квалификация врача.

    Например, месячному ребенку был поставлен диагноз Минимальная Мозговая Дисфункция, который должен ставиться после 2, а то и 5 лет, по разным источникам. Другому ребенку назначили пить настойку женьшеня, что недопустимо в его возрасте. Часто медикаментозные методы лечения приводят к еще большему ухудшению в поведении детей. Врачи знают о вреде различных лекарств для детей, но или просто не информируют родителей, или сознательно или неосознанно не обращают их внимание на побочные эффекты.

    В-четвертых, это психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией, «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения.

    Гипердиагностика заболевания ничуть не лучше гиподиагностики. При недостаточной диагностике понятны негативные последствия – из-за отсутствия своевременной помощи возможно развитие инвалидизирующего заболевания. А гипердиагностика? По мнению петербургских исследователей, с которым сложно не согласится, «гипердиагностика» не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Негативные последствия “гипердиагностики” заключаются, прежде всего, в том, что длительная работа в рамках доктрины «гипердиагностики» приводит к «размыванию» границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «беспроигрышным» вариантом. Диагностирование «ПЭП» превратилось в безотчетный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой статистике заболеваний «ПЭП».

    В исследовании петербургских ученых подробно описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при проведении эхоэнцефалография, нейросонографии, допплерографии, аксиальной компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

    Причины ошибок различны и связаны с тем, что при интерпретации полученных данных используются параметры и нормы, разработанные для детей старшего возраста и взрослых, используется неадекватная оценка полученных данных и их абсолютизация, используются методы, имеющие при диагностике данного заболевания недостаточную информативность, используются также аппараты, имеющие неподходящие технические характеристики.

    В-пятых, это непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорожденного ребенка. Чаще всего ребенок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ребенку нужен контакт с мамой постоянно сразу после рождения.

    Общеизвестно, что сосание оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке, в отличие от коровьего, очень высоко. Таурин необходим для усвоения жиров, а также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин, считается, что его нужно рассматривать как аминокислоту, необходимую для маленького ребенка. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на естественном вскармливании, если у вас были проблемы при родах или во время беременности, которые могли повлечь за собой гипоксию плода и травму его нервной системы.

    Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному, и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения. В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано…

    Если вас все же беспокоит состояние вашего ребенка, стоит сходить или пригласить на дом нескольких специалистов (по-крайней мере, двух, желательно по рекомендации (есть врачи, искренне радеющие за здоровье детей, и не стремящиеся сделать на детских «проблемах» деньги), ведь действительно, иногда проблемы бывают очень серьезные, такие как ДЦП и гидроцефалия. Про ребенка моей подруги, например, с той же симптоматикой, как и у моего сына, районный невропатолог заявила, что к каждому ребенку можно придраться, и никакой диагноз ставить не стала.

    У гомеопатов есть хороший опыт лечения неврологических расстройств, и официальная медицина это подтверждает. Но общеизвестна высокая пластичность детского мозга, его способность компенсировать структурные дефекты. Так что можно никогда не узнать, помогла ли ребенку терапия или он сам справился с проблемами. Очень хорошо помогает массаж, и мамин, и профессиональный (но только если ребенок хорошо на него реагирует, не плачет, не перевозбуждается, не теряет в весе и не приостанавливает прибавку) Показана витаминотерапия, и, учитывая хорошую усвояемость витаминов из материнского молока, обратите на это внимание.

    Стоит еще сказать о прививках для беспокойных детей. В одной из московских клиник, где выхаживают малышей с тяжелыми гипоксическими нарушениями, упор в лечении сделан на немедикаментозные методы и максимальное избежание инъекций (введение препаратов с помощью электрофореза, физиотерапия и т.п). У моего сына после прививок (инъекций) усиливался тонус конечностей, общее беспокойство, тем не менее, никто отвода нам не дал, так как вообще перинатальная энцефалопатия считается ложным противопоказанием к вакцинации, якобы врачи и пациенты оберегают от прививок детей на основании «общечеловеческих» и «общенаучных» соображений, не подтвержденных официальной медициной.

    Также скажу, что в побочных эффектах вакцин можно найти слово «энцефалопатия», то есть прививка может вызывать это состояние! Ребенок родился здоровым, мы сделали ему в первые дни несколько прививок, изолировали от мамы, сказали ей кормить по часам, поить ребенка лекарствами, которые употребляют шизофреники, и в месяц с удовольствием констатируем, что половина детишек страдает перинатальной энцефалопатией! Что еще добавить?!

    Диагноз синдром гиперактивности очень популярен в Америке и все больше проникает к нам. С другой стороны, в Америке и Германии не знают, что такое перинатальная энцефалопатия. Есть еще один взгляд на проблему – что все дело не в неврологической патологии и не в болезни, а просто в особом типе людей, индивидуальном устройстве их нервной системы. Книга «Дети Индиго» Ли Кэрролла этому доказательство.

    Изменить психоэмоциональную конституцию (тип личности), сами понимаете, не в силах ни один препарат. Большое значение имеет психологических настрой в семье (понимание потребностей маленького ребенка, забота по методу «сближения» Серзов) и правильный уход за ребенком (грудное вскармливание, ношение на руках (очень помогает слинг), совместный сон, уважение личности ребенка).

    В нашей поликлинике висит плакат о пользе грудного вскармливания со словами древнегреческого философа: «Вместе с молоком матери в ребенка входит душа». Мамино молоко – не просто пища, это и лекарство, и связь с миром, и передача ребенку маминых знаний о жизни.

    Что же заставляет направить ребенка к неврологу? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

    Сильные проявления токсикоза (особенно позднего);

    Подозрения на внутриутробную инфекцию;

    Анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);

    Слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;

    Обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;

    Роды в ягодичном предлежании и т.п.

    Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

    Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

    Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул – он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

    Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу – специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача – выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

    Только без паники!

    Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья – родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

    Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится… Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

    То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи – к сожалению, неврологи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

    Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

    И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают. Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: «Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!»

    И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

    А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает – достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка – это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

    Что скрывается за непонятными словами?

    Итак, ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

    Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается – дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

    Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

    «А само не пройдет?» – спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

    Глазами специалиста

    На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на рефлексы и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот – не слишком ли слабо они сокращаются?

    Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают УЗИ (нейросонограмму) – смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

    Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

    Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления, которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация – обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

    Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой – этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

    Лечение движением

    Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

    Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка – лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, – но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную «информацию» при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

    Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

    Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, «на ура» проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект – нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

    После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами – улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

    А что с животом?

    Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями – экссудативным диатезом или даже экземой.

    Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

    Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за «поломки» нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с «плохой» микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула , беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

    Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких «диверсантов», как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС – задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

    Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

    А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме – словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, – нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

    Первые результаты

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот – не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза – такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Правила для всех

    Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.

    Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов – доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту «фонтаном» после каждого кормления.

    Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее «изживают» младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.

    Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

    ПЭП у новорожденных — что это такое?

    Все чаще в современной медицине при осмотре в родильном доме или при обращении в детские поликлиники встречается у новорожденных деток диагноз — перинатальная энцефалопатия, сокращенно ПЭП. Что же кроется за этим непонятным словосочетанием? Насколько это опасно и отчего возникает ПЭП у младенцев? Именно в этом и стоит разобраться.

    Перинатальная энцефалопатия – достаточно часто встречающийся диагноз у новорожденных, который включает в себя всевозможные отклонения в структуре и функциях головного мозга, повышением нервно-рефлекторной возбудимости.

    Предпосылки

    Предпосылками для установления такого диагноза могут являться различные факторы. Во-первых, учитываются личные показатели будущей мамы:

    • возрастной период;
    • наличие вредных привычек;
    • экологические показатели местности проживания;
    • наследственность;
    • заболевания на генном уровне;
    • различные инфекции, в особенности передающиеся половым путем и многие другие.

    Далее рассматривается период беременности и родов, если у матери наблюдались сильный токсикоз, слабость родовой деятельности, продолжительный безводный период, длительное медикаментозное лечение, обвитие плода пуповиной, если диагностируется незрелость или недоношенность ребенка и так далее. В совокупности все эти факторы имеют свойство вызывать гипоксию плода (нехватка кислорода, продолжительное или кратковременное кислородное голодание), и как следствие неправильное функционирование центральной нервной системы.

    Что характеризует наличие ПЭП у новорожденных?

    Итак, малыш появился на свет. Что же характеризует наличие ПЭП у новорожденных? В первую очередь при осмотре малыша врач проверяет, нет ли отклонений в реакции, правильно ли срабатывают рефлексы новорожденного. Если наблюдаются хоть малейшие нарушения, то запись с диагнозом ПЭП уже может появиться в медицинской карточке. В последующем на наличие ПЭП могут указывать вялость или наоборот сильная возбудимость малыша, сильный плач, частое срыгивание, не устанавливается стул или возникают запоры, трудности со сном, тревожность и многое другое. Наиболее сложными последствиями могут выступать детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, вегетативная дисфункция.

    Лечение перинатальной энцефалопатии

    Врачи, при первом же диагностировании перинатальной энцефалопатии у ребенка, принимают ряд комплексных мер, направленных на быстрое излечение. Но при затянувшейся болезни переходят на прием определенных медикаментов, витаминов, занятие физиотерапией, лечебно-физкультурной гимнастикой, массажем. Родители, со своим малышом, могут обратиться и к гомеопатам, которые хорошо себя зарекомендовали в лечении неврологических отклонений. И конечно, все эти действия проводятся под постоянным наблюдением врачей-специалистов в этой области и при регулярных обследованиях, которые будут отображать улучшения или ухудшения состояния ребенка. Стоит проконсультироваться у нескольких специалистов при возникновении спорных вопросов, так как нередко при диагнозе ПЭП имеет место «гипердиагностика», когда врачи проводят осмотр, не учитывая внешние и внутренние обстоятельства. В холодном помещении малыш может чувствовать себя скованно и быть малоподвижным, в сонном состоянии – вялым и плаксивым, при испуге или сильном шуме у малыша может нарушиться сон, стать более беспокойным, что может негативно сказаться на результатах обследования, но никак не повлиять на его правильное развитие.

    Главное в таком деле, не поддаваться панике и не опускать руки. При правильном лечении, заботе и любви малыш сможет быстро пойти на поправку.

    Рассказать друзьям