Успенский пост питание для мирян. Успенский пост: история и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Православные из года в год свято соблюдают различные праздники, включая и длительные, и непродолжительные. О времени, когда начинается и как правильно питаться во время него, можно узнать из специального календаря, который есть в православных храмах. В нём церковники подробно описывают правила соблюдения этого непродолжительного периода.

История Успенского поста

В первые века христианства уже признавали Успенский пост. Еще папа Римский святой Лев I Великий (был во на протяжении 21 года - с 440 по 461) ясно указывал даты, когда начинается Успенский пост. Уже тогда он был в перечне 4 самых важных

Но окончательно его установили лишь в 1166 году. Он ознаменовался проведением знаменитого Константинопольского Собора. Тогда же был выбран праздник, к которому приурочен данный период.

Начало Успенского поста

Информацию, с какого числа начинается Успенский пост, можно запомнить раз и навсегда, ведь она, в отличие от многих других православных дат, не изменяется. Пост начинается 14 августа. Он довольно непродолжительный и длится всего 2 недели. Заканчивается 27 числа того же месяца. В 2016 году начало и конец поста приходятся на выходные дни. Это невероятно удобно, ведь так проще изменять свой режим.

Название этого летнего праздника появилось благодаря Успению Пресвятой Богородицы. Собственно говоря, именно к нему и приурочен пост. Торжество приходится на 28 августа - следующий день после периода ограничений. Это единственный пост, который посвящен Деве Марии.

Время, когда начинается Успенский пост, знаменуется торжеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сопровождается данное празднование крестным ходом и освящением различных мест. Предполагается, что такие мероприятия смогут предупредить или избавить от болезней, если отнестись к ним с великой верой.

Приходится на еще один большой православный праздник - Медовый спас. С этого дня соблюдающие церковные правила люди получают благословение употреблять в пищу мед.

Питание во время поста

Душевное состояние - самое важное при соблюдении поста. Священники утверждают, что необходимо максимально посвятить время молитве, вести себя прилежно и служить в угоду Бога.

Но питание также чрезвычайно важно. Тем более что указанный пост является одним из 4 самых строгих, а церковники приравнивают его к Великому по необходимости ограничений. Именно поэтому соблюдающим пост рекомендуют отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц.

Но список разрешенных продуктов достаточно большой, и вмещает:

  • фрукты,
  • овощи,
  • отвары,
  • компоты,
  • серый хлеб,
  • грибы,
  • крупы,
  • орехи.

За все время, когда начинается и заканчивается Успенский пост, можно употреблять в пищу только вышеперечисленные продукты.

Подробное питание по дням

Существуют ограничения по питанию и по дням недели. Понедельник, среда и пятница, к примеру, у соблюдающих пост - это время, когда необходимо придерживаться сыроедения. В этот день стоит довольствоваться только фруктами и овощами, сухофруктами и орехами, а также медом. Запрещено использование растительного масла.

Вторник и четверг - время горячей пищи, но добавление масла также запрещено.

Суббота и воскресенье - самые простые дни. В это время разрешены все вышеперечисленные продукты с добавлением масла. Также разрешено в употребление вино.

Небольшое послабление и снятие ограничений возможно для:

  • беременных,
  • больных,
  • детей.

Кроме того, разрешено употребление рыбы в день Преображения Господнего, который празднуется 19 августа.

Правда, специалисты по питанию не рекомендуют в первый раз строго придерживаться поста. Так можно только испортить своё самочувствие, не получив духовного очищения. Священники также утверждают, что при любых проблемах со здоровьем лучше придерживаться поста не строго и усиленно молиться, ведь душевное ограничение гораздо важнее телесного. Исходя из этого, даже в дни, когда разрешено исключительно сыроедение, можно есть горячую пищу, а иногда добавлять масло. От основных запрещенных продуктов всё же стоит отказаться.

Дополнительные ограничения во время поста

14 августа начинается Успенский пост. На протяжении всего указанного периода церковь не приветствует проведение каких-либо торжеств. И свадьба входит в данный перечень. Рекомендуется посвятить это время молитвам, позаботиться о телесном и духовном очищении, а не предаваться развлечениям.

К слову, праздник Успения Пресвятой Богородицы трактуют как возможность избавления от страха смерти. Согласно приданию, Дева Мария заранее знала о времени своего перехода в другой мир. Поэтому она решила подготовиться к нему усиленной молитвой и постом. И это несмотря на то, что вся её жизнь была образцом жертвенности.

Время, когда начинается Успенский пост, - одно из самых значимых для православных. В этот период церковники пытаются соблюдать все традиции и ограничения, связанные с праздником.

Успенский пост установлен перед великим праздником и продолжается две недели - с 14 по 27 августа (01.08 - 14.08 ст.ст), он длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к .

Слово "успение " означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула".

Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно" пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здеш­ней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух празд­ников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день "Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою".

На первый день Успенского поста приходится праздник « ». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».
На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник ().
Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.
В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название - «Яблочный Спас».
По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу - в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день - также рыбный, а разговев переносится на следующий день.
Заканчивается пост праздником 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Согласно церковному уставу в эти дни строгость трапезы такая же как и в Великий пост, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения. Кроме того, предписывается:
в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
в первый день поста, в праздник (), по традиции совершается освящение мёда нового сбора и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);
в праздник () можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);
в праздник (), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет;
В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Кроме того, несмотря на строгость, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Успение Божией Матери

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских.
В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского.
В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.
В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания".

Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.
С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Святой Иоанн Дамаскин говорит, что апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.
Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.
Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа.
Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали:
"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирали не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах").
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.
Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.
Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.
Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верой исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.
По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".
Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса.
Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.
Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка. Название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий спасы приходятся на начало и конец поста, а второй спас - на середину.

В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. 14 августа совершается освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый.
Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор - второй Спас.
празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте), которое произошло в 944 году.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
07.04.2019 -
08.04.2019 -
09.04.2019 -

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2017 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2017 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу он предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Соблюдая Успенский пост, питание по дням в соответствии с уставом, неверно было бы завершить его чрезмерным разговением по принципу «теперь можно!».

Когда заканчивается Успенский пост в 2017 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2017 году приходится на понедельник, поста в этот день нет.




Хотя Успенский пост не так известен и почитаем, как Великий, среди людей, которые не строго следуют канонам православной церкви, но достаточно уважительно относятся к религии, он также является строгим. Это подразумевает, что во время поста запрещается есть продукты животного происхождения, то есть мясо, молоко и яйца. А вот рыбу и морепродукты разрешается употреблять в пищу, но всего лишь раз за весь двухнедельный период, пока идет пост – на праздник Преображения Господня, 19 августа.

Успенский пост – это самый короткий многодневный пост у православных христиан, он длится всего две недели. Начинается он на Медовый (Маковый) Спас, который каждый год отмечается 14 августа по новому стилю. Также за время поста православный народ отметит еще один Спас – Яблочный (19 августа), а Хлебный Спас будет праздноваться сразу после окончания поста (29 августа). Именно поэтому Успенски пост в народе называют Спасовкой. Заканчивается Успенский пост на Успение Пресвятой Богородицы, 27 августа по новому стилю.

Как и любой православный пост, Спасовка подразумевает как духовное, так и физическое воздержание. Это время для очищения тела и души человека, поэтому существует ряд запретов на употребление в пищу различных продуктов. Поэтому и начинающие, и опытные озяйки начинают хвататься за голову, думая, что можно кушать в Успенский пост 2017, и чего бы такого приготовить, чтобы разнообразить меню своей семьи. Сразу хотим отметить, что паниковать не стоит. Ведь, не смотря на строгость Успенского поста, в пищу позволяется использовать много сладостей, именно поэтому Спасовку также называют Лакомкой. Издавна в эти дни хозяйки готовили различную постную выпечку с медом, маком и яблоками (после Второго Спаса), грушами, виноградом и прочими вкусными дарами лета. Кроме того постящиеся абсолютно не ограничены в употреблении всевозможных овощей и зелени, которых в конце лета обычно в изобилии. Поэтому нужно всего лишь подключить свою фантазию, и вы поймете, что можно кушать в Успенский пост огромное количество вкусных и полезных блюд. Однако каждый день поста отличается некоторыми ограничениями, которые не стоит сбрасывать со счетов во время составления своего меню.

Кстати, также о питании в этот период вы можете прочесть еще в одной нашей .




Успенский пост 2017: питание по дням

Разобраться в том, как составить свое меню в Успенский пост 2017, что можно есть, а что запрещено, вам поможет этот календарь питания.

Понедельник (14, 21 августа) – разрешается употреблять постную горячую пищу без добавления масла – различные супы, тушеные или отварные овощи, каши.

Вторник (15, 22 августа) – запрещается есть вареные, жареные или печеные продукты, то есть это день сухоядения. В пищу можно употреблять сыры овощи и фрукты, хлеб, орехи и сухофрукты.

Среда (16, 23 августа) – можно есть блюда с добавлением растительного масла, а также пить вино.

Пятница (18, 25 августа) – день сухоядения, можно употреблять хлеб, фрукты, овощи, орехи и сухофрукты.

Суббота (19, 26 августа) – можно кушать постные горячие блюда, приготовленные с использованием растительным маслом, в том числе и рыбные блюда. Также разрешается пить вино. С 19 августа разрешается есть яблоки и виноград нового урожая.

Воскресенье (20, 27 августа) - день сухоядения. Запрещено есть все, кроме сырых овощей и фруктов, хлеба, сухофруктов и орехов.

В успенский пост 2017 питание можно организовать таким образом, что ваши родные и вы сами не будете замечать абсолютно никаких ограничений. Ведь огромный плюс в успенский пост 2017, что можно есть такие питательные продукты как картофель, ароматные грибы, сочные ягоды, фрукты и свежие овощи.

Меню во время Успенского поста

Предлагаем вам несколько универсальных рецептов блюд, которые можно есть в любой день Успенского поста, кроме дней сухоядения, то есть понедельников, сред и пятниц.

Для приготовления этого густого, сытного и наваристого супа потребуется: полстакана перловой крупы и красной чечевицы, 1 средняя морковка, 3 зубка чеснока, 1 репчатая луковица небольшого размера, кабачок – половинка среднего овоща, а также соль, перец и свежая зелень. Перловую крупу промыть под проточной водой, залить кипятком, поставить на слабый огонь и варить в течение получаса. Лук мелко порубить ножом, а морковь нарезать мелким кубиком. Промытую чечевицу и нарезанные овощи добавить к перловке. Туда же отправить и пропущенный через пресс чеснок. Кабачок нарезать кубиком. Варить суп примерно 10-15 минут, после чего добавить кабачок. Когда все ингредиенты будут в кастрюле, добавить по вкусу соль и перец. Готовить блюдо еще около 20 минут. При подаче посыпать измельченной зеленью.




Чтобы приготовить этот аппетитный постный гарнир, понадобится 5-6 средних клубней картофеля, 1-2 зубчика чеснока и 2-3 соленых огурчика. Картошку помыть, завернуть в фольгу и запечь в духовке до мягкости. А пока картофель готовится, подготовить соус: измельчить огурцы и чеснок, перемешать. готовый картофель очистить от кожуры и посыпать смесью чеснока и огурцов. Можно дополнить блюдо свежей зеленью.

Также отличным гарниром могут стать с сытным соусом из авокадо.




Этот удивительно вкусный салатик можно готовить не только во время поста. Мы уверены, что вы его будете готовить регулярно, если однажды попробуете. Итак, чтобы порадовать родных этим аппетитным и полезным блюдом, потребуется: большой апельсин, 3 средних моркови, 4 ст. л. соевого соуса и 1 ст. л. лимонного сока. Морковку натереть на крупной терке или на терке для корейских салатов, сбрызнуть соком лимона. Цитрусы очистить от кожуры и нарезать дольками. Все ингредиенты смешать в одной емкости и заправить соевым соусом.




Фруктовый салат

А на десерт предлагаем приготовить вкусный витаминный фруктовый салат. Для его приготовления вы можете взять любимые фрукты и ягоды: груши, яблоки, виноград, абрикосы и т.д. Для заправки потребуется 1 спелый банан и фруктовый сок (100 мл). Банан почистить и перемолоть в блендере вместе с соком в пюре. Заправка для салата готова. Все остальные ингредиенты помыть, при необходимости вытащить косточки и нарезать кубиком. Перемешать с соусом и можно подавать.

А еще на десерт можно приготовить

Это очень важная подсказка! Ведь соблюдая традиции и правила Успенского поста, Вы поспособствуете своему духовному росту и сможете изменить свою жизнь к лучшему.

Чтобы период Успенского поста стал временем духовного очищения, очень важно соблюдать все установленные правила. Одно из самых важных - постный рацион питания, ведь воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и укрепляет дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он каждый год начинается 14 августа и завершается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В 2017 году Успение не входит в число постных дней, так как выпадает на понедельник.

Августовский пост был учрежден в качестве компенсации за сокращение Петрова поста. Изначально последний захватывал и июль, но немногие люди могли выдержать настолько длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на две части. По прошествии многих лет вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, получивший название по завершающему его великому православному торжеству.

Успенский пост является одним из самых строгих. Однако то, что он выпадает на период сбора урожая, является облегчающим его фактором: появляется возможность разнообразить постный рацион. Более того - в это время празднуется сразу два Спаса, Медовый и Яблочный, что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Календарь питания на Успенский пост

Во все дни Успенского поста запрещаются яйца, мясная и молочная продукция, а также любые блюда, где есть хотя бы один из таких ингредиентов. Три дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает пищу, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам дозволяются блюда из рыбы и минимальное количество вина.

14 августа, понедельник: праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста и Медовый Спас. Так как на этот день выпадает начало поста, блюда из рыбы, дозволяющиеся в церковные праздники, запрещаются. Положено сухоядение, однако можно разнообразить меню медом или медовой и маковой выпечкой из постного теста.

Рассказать друзьям