Что такое зож - здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни и eгo составляющие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здоровый образ жизни - это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни - это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).

Есть даже специальная наука о здоровом образе жизни – валеология.

Давайте же рассмотрим главные составляющие здорового образа жизни.

1) Правильное питание
Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.

Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.

Нужно много пить (в день необходимо выпивать не менее 2 литров воды). Индийские йоги постоянно ходят с емкостью воды и каждые 5-10 минут делают глоток, в результате чего живут долго и обладают очень крепким здоровьем. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.


Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.

3) Закаливание
Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.

4) Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.

5) Соблюдение режима отдыха и труда
Хороший крепкий сон - залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять 6-8 часов. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.

6) Личная гигиена
Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, - развития заболеваний. Поэтому вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.


К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:

Психическую и эмоциональную устойчивость;
- безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.
- сексуальное воспитание и профилактику заболеваний, передающихся половым путем;
- экологически грамотное поведение и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра физического воспитания

Реферат

На тему: «Здоровье и его составляющие»

Выполнил: студент группы БСОз 12-01 Баландина В.А.

Проверил: Греб А.В.

Введение

1. Понятие здоровья

2. Составляющие здоровья

2.1 Физическое развитие

2.2 Эмоциональное развитие

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

2.5 Профессиональное развитие

2.6 Духовное развитие

Заключение

Введение

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

1. Понятие здоровье

Понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье - это природное состояние человека в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков. Здоровый человек живет по Законам Природы и он знает эти Законы. Здоровье - это не условное понятие. Человек может пребывать только в двух состояниях: либо в природном (здоровом), либо в искусственном (больном) состоянии.

В нашем цивилизованном обществе большинство людей больны той или иной болезнью. Но существуют сегодня и здоровые люди, параметры их здоровья такие: "Объективно здоровый человек, как оказалось, совершенно не болеет. То есть у него нет шансов заболеть обычной хроникой или инфекцией, вызывающей воспаления. Далее: выносливость его такова, что пробежав несколько часов, он не утомляется. Пройдя 500 км по пустыне (жара до 50 ° С), потребляя в сутки 150 г сухофруктов и крупы и литр чая из трав, объективно здоровый (О.З.) человек не устает и не теряет массы тела. О.З. человек потребляет в среднем ВЧЕТВЕРО-ВПЯТЕРО меньше пищи и кислорода, чем мы. Его естественная норма - 4-5 дыхательных циклов и 15-18 ударов сердца в минуту. Когда он бежит, у него наши параметры покоя. Такова же умственная и эмоциональная выносливость. Сна хватает 5-6 часов. Ясность сознания кристальная. Тон - сильный интерес и энтузиазм. Постоянно ровное, радостное настроение. Высокая разумность и независимость. Неутомим: успевает за день сделать столько, сколько мы за неделю. Нет сонливости утром. Обладает качественно другими восприятиями тела: пищу, воду, внешнюю среду воспринимает не привычками, а непосредственно потребностью организма. В этом смысле высочайшая чувствительность на все неудобоваримое, вредное: оно противно. На порядок выше связь человека с телом - их взаимопомощь и взаимоуправление.

Хорошее здоровье -- это стиль жизни. Состояние здоровья зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы относитесь к своей жизни в целом, совершая различные поступки и принимая «судьбоносные» решения. Для того чтобы быть физически здоровым, необходимо активно улучшать каждый аспект привычного существования, добиваясь его продуктивной трансформации в здоровый образ жизни.

2. Составляющие здоровья

Существует шесть основных составляющих хорошего здоровья: физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, профессиональное и социальное развитие индивидуума. Личностные приоритеты в преимущественном развитии тех или иных категорий находят зеркальное отражение в образе жизни каждого конкретного человека. Знакомство с данными категориями -- это первый шаг на пути к достижению хорошего здоровья.

2.1 Физическое развитие

Физическое развитие -- это физическая составляющая хорошего здоровья, включающая в себя ежедневное выполнение физических упражнений, здоровое питание и медицинский контроль. Естественно, исключается как злоупотребление табачными изделиями, наркотиками и алкоголем, так и употребление их вообще.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.). Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

2.2 Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие -- это способность не только адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, но и сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи эмоционально уравновешенной личностью, вы поддерживаете стабильные отношения с другими людьми и сохраняете позитивный и оптимистический взгляд на свою собственную жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать в депрессивные и стрессовые состояния, культивировать здоровые чувства и изыскивать безопасные «выходы» для негативных эмоций.

Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

Учеными всего мира уже много лет проводится достаточно большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между эмоциональным (психологическим) здоровьем человека и его роли в сохранении здоровья всего организма.

2.3 Интеллектуальное развитие

2.4 Социальное развитие

Социальное развитие личности определяет характер ее взаимоотношений с обществом и окружающей средой. Гармоничное социальное развитие побуждает человека постоянно ощущать взаимосвязь с природой, другими людьми, родными и близкими. Открыв для себя разумные способы общения и установления ровных взаимоотношений с разными людьми, они живут в мире с собой и с окружающими.

2.5 Профессиональное развитие

Профессиональное развитие подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионального развития человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить личное удовлетворение, но и обогащать его жизнь.

2.6 Духовное развитие

Духовное развитие приводит человека к поискам смысла и цели своего существования. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними.

3. Общее значение составляющих здоровья

А теперь представим себе все вышеперечисленные категории в виде сегментов одного круга, символизирующего хорошее здоровье. Круг разделен на шесть равных частей, представляющих шесть составляющих хорошего здоровья. Каждая из частей-сегментов одинаково важна для всего круга в целом, поскольку он графически отображает хорошее здоровье «в разрезе». Проблемы, возникающие внутри одного из сегментов, влияют на общее состояние круга.

Например, вы упали и сломали себе лодыжку, чем нанесли ущерб своему физическому состоянию. Если ваша работа связана с активными физическими нагрузками, то из-за полученной травмы вы будете вынуждены взять больничный, и тогда пострадает профессиональная составляющая. А если вы испытали стресс, то травмированной окажется не только лодыжка, но и эмоциональная составляющая. И наконец, вследствие перелома ноги вы будете ощущать свою зависимость от близких или друзей, что затронет уже социальную составляющую. Таким образом, все составляющие настолько тесно связаны, что, воздействуя друг на друга, они переплетаются, создавая основу вашего здоровья.

Все люди разные, очень важно понять, что графическое изображение соотношения составляющих хорошего здоровья у разных людей будет различным. Например, у профессора университета сегмент интеллектуального развития будет значительно большим, чем у домохозяйки, для которой гораздо важнее социальная составляющая -- система взаимоотношений в семье, с друзьями, соседями. Сегмент физического развития у профессионального спортсмена, естественно, окажется большим, чем у служителя церкви, сущность бытия которого определяет духовная составляющая. Схема, отображающая взаимоотношение шести компонентов развития личности, определяет ее индивидуальность.

Работая над схемой собственного хорошего здоровья, следует обратить внимание на то, что является главным лично для вас. Сегменты, образовавшиеся в результате деления символического круга, будут четко отражать, как много времени вы уделяете и какое значение придаете той или иной категории вашего личностного развития. Оцените свою схему в процентном отношении. Исходя из 100%, определите, сколько процентов приходится на каждую категорию, в зависимости от ее значимости. Например: 30% -- физическое развитие, 20% -- профессиональное развитие, 13% -- социальное развитие, 13% -- эмоциональное развитие, 13% -- интеллектуальное развитие и 11% -- духовное развитие. Довольно трудно определить важность данных категорий в цифрах, но такой вариант самоанализа приведет вас к самопознанию.

Составив для себя «Схему хорошего здоровья», вы можете разработать еще и обстоятельную программу «Физического здоровья». Выполнение физических упражнений может принести вам много пользы: уменьшить вероятность стрессов, избавить от избыточного веса, укрепить сердечно-сосудистую систему и мускулатуру, повышая выносливость последней, и сделать ваше тело более гибким. Однако, чтобы достичь столь впечатляющих результатов, вам необходима всеобъемлющая программа физической тренировки, включающая в себя четыре основных составляющих: упражнения, укрепляющие сердечно-сосудистую систему; упражнения для развития силы мышц; упражнения для повышения выносливости мышц и упражнения на гибкость (стретчинг). Все четыре типа упражнений должны обязательно присутствовать в программе ваших тренировок.

Заключение

здоровье физический развитие программа

Сохранение здоровья - хорошее эмоциональное (психологическое) здоровье человека так или иначе влияет на состояние и сохранение здоровья организма в целом. Позиция многих медиков в этой области такова: на эмоциональное здоровье оказывают большее влияние не сами события и обстоятельства жизни (пусть даже негативные), а ответная реакция человека на эти события. Позитивный настрой, активная жизненная позиция чаще всего помогут преодолеть невзгоды и сохранить здоровье.

Ряд исследований доказали, что у людей, которые сами принимают серьезные решения, связанные с их жизнью, процент смертности и подверженности заболеваниям в два раза ниже, чем у людей, решения которым навязываются.

Периодически проходите медицинские обследование на общее состояние здоровья. Часто случается так, что ментальные расстройства являются результатом физического недомогания: хроническое чувство усталости, депрессия может быть следствием заболевания щитовидной железы. Чувство страха и резкая потливость - возможные симптомы гипогликемии.

Регулярно занимайтесь спортом. Физические упражнения способствуют ментальному и эмоциональному здоровью. Это связано с биохимическими процессами, происходящими в организме под влиянием физических нагрузок. Для женщин, регулярные занятия спортом, помимо внешней формы и хорошего настроения, помогут снять ещё одну проблему - предменструальный синдром.

Придерживайтесь принципов здорового питания. Они хорошо известны. Важно избегать употребления пищи, оказывающей сильное воздействие на настроение: у многих людей кофеин в кофе и чае, а также прохладительные напитки нарушают сон и создают побочные эффекты при приёме лекарств. Сахар ещё один продукт питания, требующий осторожности, так как влияет на уровень сахара в крови. Очень трудно полностью исключить сахар из дневного рациона, но максимально снизить его потребление желательно для всех возрастных категорий. Не предавайтесь праздности, но и не перегружайте себя заботами. Это лучший способ избежать депрессий. В повседневной суете не забывайте о прелестях жизни. В свободное время занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие, и обязательно расслабляйтесь. Прекрасным методом расслабления являются йога, медитация или техника биообратной связи.

Стремитесь к социальной значимости. Сбалансированная жизнь предполагает сочетание личных и социальных устремлений. В стремлении соединить эти два начала заложено некоторое противоречие. Но именно в его преодолении достигается гармония бытия.

Список используемой литературы

1. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек. Материалы 36-й областной научно-практической конференции педиатров Архангельской области. Архангельск, 26-28 апреля 2005 г.

2. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. 304 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 480 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Культура здоровья в обществе. Проблема сохранения и укрепления здоровья: здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания, рациональное питание - его составляющие.

    презентация , добавлен 03.02.2010

    Причины возникновения болезней, основы самоконтроля за состоянием здоровья. Правила применения современных лекарственных средств. Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и его физической подготовленности.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

    презентация , добавлен 13.03.2014

    Индивидуальное здоровье, его сущность, проявление. Классические теории и концепции питания. Роль и функции белков, жиров и углеводов в организме человека. Оздоровительное действие физических упражнений. Этапы формирования физического здоровья ребенка.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ "Санитарно-лесная школа".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Понятие здоровья и основные влияющие факторы: его ресурсы, потенциал, баланс. Социально-гигенические аспекты здоровья молодежи, образ жизни. Распределение студентов на медицинские группы по физической культуре. Социальное здоровье, заболеваемость.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Понятие "здоровый образ жизни". Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Современное определение здоровья как состояния физического, психического, социального, в том числе нравственного благополучия. Роль семьи в воспитании и формировании здоровья у своего потомства. Правильное питание. Активный образ жизни. Правила гигиены.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Физическое развитие: общее понятие и основные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития. Группы здоровья и их характеристика. Возможности создания инновационной службы оценки количества здоровья и качества жизни. Прогноз риска смерти.

Для каждого человека, понятие «здоровый образ жизни» имеет разное смысловое значение. Здоровый образ жизни - комплексное понятие, включающее в себя множество компонентов. В него входят все сферы существования и развития человека - начиная с питания и заканчивая эмоциональным и психическим состоянием человека. Человек сам творец своего здоровья, сохраняя здоровье, он сам обеспечивает себе долгую, активную и счастливую жизнь. Если все же человек ведет малоактивный образ жизни, не следит за питанием, своим эмоциональным и психическим состоянием, режимом труда и отдыха, это все может привести к значительным проблемам со здоровьем. Безусловно, в наше время медицина находится на высшем уровне, но в первую очередь человек должен заботиться о своем здоровье самостоятельно, и не подвергать его опасности.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния располагаются следующим образом: окружающая среда - 20%, генетическая база - 20%, уровень здравоохранения - 10%.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера физических нагрузок, увеличением рисков техногенного характера, экологического, психологического, эмоционального, политического характера, провоцирующих негативно отражающихся сдвигов в состоянии здоровья. Интерес к данной сфере возник относительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания человека, влиянием экологических факторов. При этом медицинские работники отмечают, что число наследственных заболеваний с каждым годов существенно увеличивается, и весьма распространенным становится вопрос, как же сохранить здоровье, жить долго и активно, и обеспечить такую жизнь подрастающему поколению?

Как же вести здоровый образ жизни? В первую очередь необходимо определить главные составляющие здорового образа жизни и раскрыть их.

1. В первую очередь, это, конечно же, сбалансированное питание. Любые рекомендации по здоровому образу жизни обязательно включают в себя советы по рациональному питанию. Без правильного питания вести здоровый образ жизни невозможно. Здоровое питание понятие очень обширное, но существуют основные принципы правильного питания:

  • Свежие и натуральные продукты;
  • Калорийность;
  • Оптимальный питьевой режим;
  • Ограничение животных жиров;
  • Переход на дробное питание и тд.

При правильном питании постепенно нормализуется сон, появляется больше энергии в организме, уменьшается восприимчивость к различным болезням, укрепляется иммунитет. Пища должна содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины и минералы.

2. Активный образ жизни. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но существенно снизили его физическую и двигательную активность. Не обязательно становится спортсменом, можно просто иногда в течении дня заниматься физическими упражнениями. Например, это может быть зарядка с утра в течении 15 минут, это обеспечит заряд и бодрость на весь день. В настоящее время существует множество способов для занятий физической активностью, это могут быть:

  • Занятия в тренажерном зале;
  • Плавание в бассейне;
  • Лыжная прогулка;
  • Велосипедные прогулки;
  • Фитнес;
  • Йога и тд.

Занятия физическими упражнениями приносят человеку положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

3. Гигиена организма. Гигиена - это свод правил поведения человека в быту, гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказать на здоровье как на здоровье одного человека, так и на здоровье больших групп людей.

Правила личной гигиены включают в себя:

  • Гигиену тела;
  • Гигиену волос;
  • Гигиену полости рта;
  • Гигиену одежды и обуви;
  • Гигиену спального места.

4. Режим труда и отдыха. Оптимальный режим труда и отдыха - важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. При соблюдении четкого режима улучшается биологический ритм организма.

Основным принципом сохранения здоровья при трудовом процессе - чередование работы и отдыха. Во время сна человек отдыхает, восстанавливает свои силы. Сон является необходимой потребность. Регулярное недосыпание приводит к нервному истощению и переутомления.

5. Отказ от пагубных привычек. Курение, спиртные напитки, «фаст-фуд», сладкие сильно газированные напитки - это все факторы, разрушающие здоровье. Здоровая жизнь предполагает полный отказ от таких «удовольствий», в пользу более полезных продуктов. Именно с отказа от таких продуктов и следует начинать вести здоровый образ жизни.

6. Укрепление здоровья, профилактика заболеваний, закаливание.

В составляющие здорового образа жизни обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливания.Укрепить организм можно с помощьюаптечных препаратов повышающих защитные силы, фито-чаев, закаливания. Существует несколько видов закаливания:

  • Аэротерапия (воздух). Полезен для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета.
  • Гелиотерапия (солнце). Повышает устойчивость нервной системы, работоспособность, улучшает кровообращение и цвет лица.
  • Хождение босиком. Нормализуется работа многих органов. Повышается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
  • Вода. Выделяют несколько видов закаливания водой: обтирание, обливание, контрастный душ, лечебное купание или моржевание.

Итак, разобрав все составляющие здорового образа жизни, можно подвести итог. Здоровый образ жизни - меры, направленные на предотвращение многих заболеваний, укрепления состояния организма, улучшения самочувствия и сна.

Ведя здоровый образ жизни, человек строит себе определенный индивидуальный и тщательно подобранный план, который в конечном итоге становится образом жизни человека.

Здравствуйте, уважаемые посетители данного информационного ресурса! Задумывались ли вы о том, почему при встрече со знакомыми и даже с незнакомыми людьми мы желаем друг другу здоровья, произнося слово «здравствуйте»? Вероятно, потому что здоровье – самая важная составляющая нашей жизни, без которой остальные вещи перестают иметь значение.

Обычно так и происходит: когда человек не здоров, ему тяжело дается какая-то другая деятельность, кроме как лечение и мечты о выздоровлении. Напрашивается логичный вопрос – что нужно делать, чтобы быть здоровым? Понятно, что есть ряд факторов, влияния которых сложно избежать, если есть, к примеру, наследственная предрасположенность к какому-то заболеванию.

Но все же в наибольшей степени наше здоровье зависит от того, какой образ жизни мы ведем и чем наполняем свой день. Если вы хотите видеть себя и близких всегда и везде здоровыми людьми, я расскажу вам, что такое здоровый образ жизни и как его реализовать. Вы удивитесь простоте и доступности этих методов каждому из нас!

Смысл словосочетания «ЗОЖ»

Дать определение понятию «ЗОЖ» довольно сложно, ведь оно включает в себя что-то весьма масштабное. Тем не менее кратко это будет звучать примерно так: ЗОЖ – это такой образ мысли и действия, который способствует сохранению и улучшению здоровья и долголетию.

Получилось одновременно и емко, и довольно размыто. Но что конкретно входит в это понятие? Какие действия должен совершать жаждущий крепкого здоровья человек? Перечислю в следующем подзаголовке.

Основные составляющие ЗОЖа

Здоровое питание.

Это конечно же большое количество овощей и фруктов в рационе. Не экономьте на этих продуктах и ешьте каждый день хотя бы один плод. В достаточном количестве употребляйте белки, жиры и углеводы, беря их из круп, бобовых культур, орехов и растительных масел.

Исключите употребление мяса животных. Если вы не готовы пойти на такие меры для собственного оздоровления, то хотя бы снизьте его употребление (1-2 раза в неделю) и перейдите на так называемое «диетическое» мясо (птица и рыба).

Здоровые привычки.

Алкоголь, никотин и наркотики, ну, никак не сочетаются с понятием ЗОЖ. Чтобы в этом убедиться, не надо быть врачом. Достаточно посмотреть на уличных представителей алкогольной зависимости и увидеть невооруженным глазом, что они не здоровы.


Поверьте, запущенных случаев не бывает и, если вам кажется, что вы неспособны бросить свою вредную привычку, значит вы просто еще не нашли тот метод, который эффективен именно в вашем случае. Узнавайте, пробуйте и у вас обязательно это получится. Главное иметь цель, а на пути все средства хороши!

Здоровая активность.

Наша способность передвигаться дана нам не просто так. Пока мы двигаемся и ведем активный образ жизни, в нас течет жизнь. Когда мы перестаем двигаться, тело застаивается и постепенно жизнь его покидает. Для поддержания мышечного тонуса и общего здоровья важно двигаться, и, если ваша основная деятельность подразумевает сидение на одном месте, вы просто обязаны сделать зарядку своим утренним ритуалом.


Ну, а в идеале лучше заняться спортом. Репутация заядлого спортсмена интересует не каждого, и таким личностям вполне могут приглянуться мягкие виды физических нагрузок − , или (если проблемы со здоровьем уже присутствуют).

Здоровый сон.

Как день сменяется ночью, так и наше бодрствование сменяется сном. Все природные циклы настолько гармоничны, что нет сомнений в том, что сон нам по-настоящему необходим, иначе у нас бы не возникало такое желание.


Во время сна человек восполняет количество потерянной за день энергии, восстанавливает физические и психические силы. Для полноценного отдыха нужно не менее 6 и не более 9 часов пребывания во сне. Многие из болезней возникают на фоне хронического недосыпа. Задумайтесь об этом.

Здоровое очищение.

Наше тело имеет способность быстро накапливать на поверхности пыль и грязь, а потому омывать тело и менять нижнее белье нужно не реже одного раза в день. Выбирайте моющие средства на натуральной основе, т.к. от химических сомнительная польза. То же самое касается внутренних очищающих процедур.


Ко всякому делу нужно подходить с умом и чистка организма – не исключение. Используйте только техники, которым вы доверяете и которые подходят именно вам. Так, например, йоговские нельзя применять без особой подготовки у знающего мастера.

Здоровое общение.

Многие забывают о том, что все люди, с которыми мы вступаем в даже непродолжительный контакт, влияют на нас своей энергетикой. Конечно, не обязательно шарахаться от всех, кто не разделяет ваши взгляды на жизнь, но ограничить круг близкого общения будет дальновидным решением.


Поймите, что люди, имеющие вредные привычки, склонные к осуждению других людей, использованию мата в речи и т.д. – все это является опасностью зацепить подобный тип поведения. Проводите больше времени с теми, кто ведет здоровый образ жизни, с кем вы по-настоящему веселы, счастливы и расслаблены. В этом смысле нужно выделить в особую группу детей, они наиболее чисты в плане энергетики, и с ними благоприятно общаться.

Здоровая деятельность.

Многие не придают работе особого значения, воспринимая ее лишь как способ заработать, напрочь забывая о том, что на работе мы проводим значительную часть своей жизни. Чтобы быть здоровым и удовлетворенным жизнью человеком, работа должна нравиться.

Особое удовольствие приносит работа, в которой оказывается непосредственная помощь другим живым существам, от которых молниеносно возвращается энергия благодарности. Все это поддерживает психику в состоянии покоя.

Образ жизни - это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни.

Здоровый образ жизни - это комплекс мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, повышение работоспособности, продление творче­ского долголетия.

Состояние здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорово­го образа жизни студентов. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой ха­рактерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и са­модисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укреп­ление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализа­цию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профес­сиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную мик­росреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высо­кой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и об­щественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализиру­ется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть об­щекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенно­стей поведения, способности построить себя как личность в соответствии


с собственными представления- ми о полноценной в духовном, нравст­венном и физическом отношении жизни.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

- режим труда и отдыха;

- рациональное питание;

- соблюдение требований санитарии и гигиены;

- отсутствие вредных привычек;

- двигательная активность;

- закаливание;

- психофизическая саморегуляция.

Режим труда и отдыха. Организуя свою жизнедеятельность, лич­ность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизне­деятельности.

При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается чет­кий и необходимый ритм функционирования организма. Это создает оп­тимальные условия для работы и отдыха, что способствует укреплению здоровья, улучшению производительности труда.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студен­тов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е., соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных от­клонений от заданной нормы.

Для оптимизации режима дня студенту необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно их суточный бюджет времени студента состоит из 10-12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4-6 само­стоятельных и 12 ч, отведенных на восстановление). Затем следует рас­пределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, их по­следовательность и правильное чередование учебы и отдыха.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Норма сна для студентов - 8 часов. Необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективен глубокий сон. Для этого необхо­димо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветри­вать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное рас­стройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она прохо­дит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна

может быть употребление снотворных средств, если их принимать перио­дически.

Рациональное питание. Основные условия рационального питания - сбалансированность питания и правильный режим приема пищи. Сбалан­сированность питания - это определенный набор продуктов, количество основных пищевых веществ и правильное соотношение между ними. По формуле сбалансированного питания благоприятным для организма чело­века является следующее соотношение в пище белков, жиров и углеводов - 1:1:4. Суточная потребность белков - 120 г (соотношение растительного и животного белков 1:1); углеводов 400-500 г, из них сахара 20-25 %; жи­ров 80-100 г, из них 25 % - жиры растительного происхождения. Для спортсменов соотношение белков, жиров, углеводов может меняться в различные периоды тренировочного процесса. В период интенсивно мы­шечной деятельности на непродолжительное время соотношение меняет­ся в сторону увеличения углеводов.

Обязательным в рационе питания должно быть наличие витаминов. Ви­тамины активизируют мышечную деятельность и повышают сопротивляе­мость организма вредным влияниям внешней среды. Наиболее ценными яв­ляются: витамин А (содержится в сливочном масле, моркови, щавеле, печени животных), витамин Е (содержат фрукты и ягоды, овощи). Много витаминов В1, В2, РР, В6 находится в пивных дрожжах, которые можно включать в ра­цион в виде таблеток. В условиях соревнований, интенсивных тренировоч­ных занятий помимо естественных витаминов необходимо давать спортсме­нам витаминные препараты, но это делают врачи.

В конце зимы и весной необходимо особенно заботиться о содержа­нии витаминов в пищевом рационе, включая квашеную капусту, овощные и фруктовые соки, отвар шиповника и различные витаминные препараты (назначают врачи). Можно применять поливитаминные концентраты "Ун­девит" и "Декамевит". Но тогда следует ежедневно принимать дополни­тельно 100 мг витамина С, так как его содержание в этих препаратах не­достаточно. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, богатые солями кальция (сыр, творог, молоко, икра, рыбные консервы, фасоль и др.).

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило - полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные, бес­порядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности, гастри­тов, холециститов.

Соблюдение требований санитарии и гигиены. Эти требования ка­саются гигиены жилища, гигиены тела, гигиены одежды и обуви.

Гигиена жилища предполагает соблюдения требований к влажности воздуха, температуре, чистоте.

Гигиена тела предполагает уход за кожей, руками, ногами и др. Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные физиологические фунции: защиту внутренней среды организма, выделение продуктов об-


мена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье человека, его работо­способность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом за­висят от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей - регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не реже одного раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно меняется нательное белье. Наибо­лее загрязняемые участки тела (лицо, шея и др.) необходимо мыть с мы­лом каждый день утром и вечером.

При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благо­приятное действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повыша­ет обмен веществ и улучшает восстановительные процессы.

Уход за руками требует особого внимания, т.к. находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95 %) ска­пливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом.

Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это особенно необходимо при их повышенной потливости, способствующей появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Поэтому необ­ходимо ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки.

Гигиеническое назначение одежды и обуви - защищать человека от неблагоприятного влияния окружающей среды, регулировать теплообмен. Поэтому одежда должна быть легкой, не слишком теплой, удобного по­кроя (не должна стеснять движений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу). Спортивную одежду подбирают по гигиеническим свойствам ткани, исходя из специфики занятий различными видами спор­та. Недопустима лишняя одежда во время тренировок, вызывающих уси­ленную теплопроводность в организме. Если соревнования, занятия по физическому воспитанию или тренировки проводятся на улице, то поверх хлопчатобумажного белья, шерстяного костюма необходимо надеть ру­башку и брюки из плотного ветрозащитного материала. Следует также принять меры к защите от холода ног, рук, головы, ушей.

Обувь должна полностью соответствовать особенностям строения стопы и быть удобной в движении, воздухопроницаемой и водонепрони­цаемой, свободной, легкой и красивой. Конструкция и материал обуви должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног человека: температура 21-33 градуса, влажность 60-73 % (в обуви из натуральной кожи - 64,3 %), содержание углекислоты - 0,8 %.

Отсутствие вредных привычек. Вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они несо­вместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни.

Курение - вредная и опасная привычка, которая развивается по прин­ципу условного рефлекса. При курении в организм вместе с табачным

дымом поступают многие ядовитые продукты, в основном никотин и смо­листые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на цен- тральную нервную систему и на организм в целом. Смер­тельная доза никотина для человека - 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отме­чаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работо­способности. Курение вызывает различные заболевания сердечно­сосудистой и дыхательной систем.

Употребление алкогольных напитков также ведет к резким нарушени­ям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тор­мозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необхо­димый баланс между тормозными и возбудительными процессами в поль­зу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способ­ности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невниматель­ным. Нарушается физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство - способность вызывать состояние эйфории. Приоб­щение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привы­кания («зависимости») к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке нар­котиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти и др.

Двигательная активность - совокупность разнообразных двига­тельных действий, выполняемых в повседневной жизни. Систематическая двигательная активность, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья - один из обязательных факторов здорового образа жизни сту­дентов. У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студен­там. У студентов во время учебных занятий двигательная активность со­ставляет 56-65 %, а во время экзаменов - 39-46 %,

Выделяют минимальные, оптимальные и максимальные границы дви­гательной активности. Минимальные границы необходимы человеку, что­бы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Такой двигательный режим носит оздоровительно-профилактический характер. Оптимальные границы должны определять тот уровень физической ак­тивности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма. Он носит оздоровительно-развивающий характер. Максималь­ные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня фи­зических нагрузок. Такой режим можно назвать индивидуально-оздоровительным.


Среди основных видов физических упражнений, обладающих наи­лучшим оздоровительным потенциалом, К. Купер выделяет пять: 1) лыж­ные гонки; 2) плавание; 3) бег; 4) езда на велосипеде; 5) ходьба.

Закаливание - это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простуд­ным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание является обязательным элементом физического воспита­ния, особенно молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности и улучшения самочувствия. Как показывают исследования, закаленные люди в 1,5-3 раза меньше болеют, чем население в целом.

Сущность закаливания организма к холоду заключается в тренировке его механизмов регуляции тепла и повышении невосприимчивости. Более 90 % тепла организм отдает с поверхности кожи. При этом тепло из внут­ренних участков тела проходит к коже в основном благодаря притоку те­плой крови.

При закаливании под воздействием какого-либо фактора происходит повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопротивляемость и к некоторым неблагоприятным воздействиям - недостатку кислорода, чрезмерной физической нагрузке и даже к воздействию на организм от­дельных ядовитых веществ (на производстве).

Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные проце­дуры. При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. Постепенность. Начинать закаливание следует со сравнительно
слабых раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более
эффективно при усилении интенсивности процедур, а не их продолжи­
тельности.

2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематически,
желательно ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует
помнить, что состояние закаленности весьма неустойчиво и довольно бы­
стро исчезает при прекращении закаливания.

3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания используют
различные природные факторы: воздух, воду, солнце. Необходимо соче­
тать закаливание с трудовыми процессами и физическими упражнениями.
Это ускоряет закаливание, расширяет диапазон температур, делает заня­тия менее утомительными.

Закаливание воздухом

Чувствительность кожи отдельных участков тела к температуре воз­духа различна. Части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствитель­ны к холоду. Это обусловливает целесообразность проведения закалива­ния воздухом по возможности в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные ответные реакции.

Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в об­легченной одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с закалива­нием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе за­нятий физическими упражнениями значительно слабее вследствие мень­шего охлаждающего воздействия воздуха. Однако благодаря длительному пребыванию в легком костюме (трусы, майка) на открытом воздухе при меняющихся метеорологических условиях (порывы ветра, изменения температуры, дождь и пр.) занятия летними видами спорта также связаны с закаливанием воздухом. Поэтому при систематических занятиях на от­крытом воздухе необходимость в специальном приеме воздушных ванн отпадает.

Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воз­душные ванны). Воздушные ванны принимают в тени зеленых насажде­ний, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

Прием воздушных ванн следует начинать при температуре воздуха 20-22 градуса в течение 20-30 мин. Постепенно силу охлаждения увели­чивают и, при достижении известной привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам с температурой 10-12 градусов в течение 15-20 мин. Однако следует помнить, что главное не время, а самочувст­вие. Воздушные ванны в положении лежа лучше принимать в вечерние часы, после работы, сочетая их с отдыхом. Одной из форм закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке. Закаливание водой

Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызы­вает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же темпера­туры. Температурный фактор является главным при наружном воздейст­вии воды на организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях, плавании, под душем с напором.. Это способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказыва­ет массирующее действие. Имеет значение и химический состав воды, например, при морских купаниях.

Лучшее время для водных процедур - утренние часы, после зарядки или после сна, когда кожа согрета. Это особенно важно для получения более резкой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные процеду­ры способствуют переходу организма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Холодовые процедуры не рекомендуются перед сном, так как вызывают возбуждение нервной системы, ухудшают сон. Продолжительность Холодовых водных процедур должна быть небольшой и тем короче, чем холоднее вода. Большое значение имеет и температура окружающего воздуха. Первоначальные водные процедуры проводят при температуре воздуха не менее 17-20 градусов и лишь в дальнейшем - при более низкой температуре. При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, надо расте­реть тело, проделать самомассаж или интенсивные движения. Выполне­ние физических упражнений после водной процедуры особенно важно


при значительном охлаждении тела. После любой водной процедуры тре­буется тщательно вытереться, энергично растирая тело до покраснения кожи.

Водные процедуры подразделяют на обтирание, обливание, душ и ку­пание.

Обтирание - наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности). Конечно­сти растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движе­ниями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжи­тельность процедуры не превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют вначале прохладную воду (20-24 градуса), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16 градусов).

Обливание - более сильнодействующая водная процедура. При ней к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание хо­лодной водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособ­ность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с по­вышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным раздражителем. Процедура состоит в выливании холодной воды из какого-либо сосуда или из резинового шланга, присоединенного к водопроводу, на шею и плечи. Начинают обливания с температуры воды около 30 градусов, постепенно доводя ее до 15 градусов. Длительность про­цедуры с последующим растиранием тела - 3-4 мин.

Душ. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механи­ческое раздражение, производимое падающей струей воды, весьма значи­тельно. Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую реакции, чем предыдущие способы закаливания водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30-32 граду­сов. Продолжительность приема душа - не более 1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на 1 градус через каждые 3-4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до 2 мин.

Купание. Купание в открытых водоемах - это один из наиболее эф­фективных методов закаливания. Полезное действие купания усиливается тем, что закаливание холодной водой сочетается с одновременным воз­действие на обнаженную поверхность тела воздухом и солнечными луча­ми, а также с эффектом, даваемым физическими упражнениями (напри­мер, плавание).

Купание начинают при температуре воды не ниже 18-20 градусов. За­канчивают купальный сезон при температуре воды 12-13 градусов и воз­духа - 14-15 градусов. Лучшее время для купания - утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, т.к. в этом случае нарушается пи­щеварение, затрудняется дыхание и кровообращение. Купание натощак должно быть кратковременным.

Закаливание солнцем

Закапивание солнцем проводится на открытом воздухе во время рабо­ты, занятий спортом. Систематическое закаливание способствует перено­симости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В тоже время повышается и сопротивляемость организма к пере­охлаждению.

Воздушно-солнечные ванны лучше всего принимать на берегу реки или другого водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнеч­ных ванн должны быть достаточно открытыми для солнца и естественно­го движения воздуха.

Лучшее время для приема солнечных ванн - утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет. При приеме ванн необходимо ложиться нога­ми к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнеч­ные ванны можно принимать спустя 30-40 мин. после завтрака, а заканчи­вать не менее чем за час до очередного приема пищи.

В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеан­сов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа об­лучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Психофизическая саморегуляция. Жизненные ситуации человека связаны с эмоциями. Отрицательные эмоции приводят к повышению в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Под влияни­ем сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса. Психоэмоциональный стресс - самый значимый фактор риска заболева­ний. «Плохим» стрессам можно противостоять с помощью аутогенной тренировки. В основе аутогенной тренировки лежат: упражнения в произ­вольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных рефлексов коры головного мозга на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроиз­ведении следов эмоционально окрашенных ситуаций. В аутогенной тре­нировке расслабление мышц имеет двойное физиологическое значение: 1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряжен­ность; 2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для перехода состояния от бодрствования ко сну.

Аутогенная тренировка И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышечной и автоном­ной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку пред­лагают расслабиться различными способами и представить мысленно по­тепление его отдельных частей тела (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и ды­хания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мыс­ленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие пути саморегуляции психических состояний


через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п.

Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объек­тивной регистрацией изменений психофизиологических процессов, про­исходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему.

Контрольные вопросы по теме № 3

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие»

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

3. Особенности режима труда и отдыха студента.

4. Особенности питания студента.

5. Особенности соблюдения норм и требований санитарии и гигиены.

6. Характеристика вредных привычек студента и формирование моти­
вации на избавление от них.

7. Необходимость развития привычки ежедневного выполнения про­
стых физических упражнений.

8. Закаливание - как основная форма воспитания воли студента.
9.Формирование умения управлять собой с помощью упражнений

психофизической саморегуляции.

Тестовые задания по теме № 3 с одним правильным ответом:

3.1 Компонент здоровья, характеризующий текущее состояние ор­
ганов и систем

а) психический

б) физический

в) соматический

г) сексуальный

д) нравственный
(Ответ: в)

а) уровень

б) качество
в)стиль

г) мода (Ответ: б)

а) курение табака

б) употребление алкогольных напитков

в) употребление наркотиков
(Ответ: в)

3.4 Вид лучей, оказывающих бактерицидное свойство при зака­
ливании:

а) инфракрасные

б) ультрафиолетовые

в) солнечные

г) радиоактивные
(Ответ: б)

Тестовое задание по теме №3 с тремя правильными ответами:

3.5 Виды закаливаний:

а) воздухом

б) спортивными растирками
в)водой

г) аэрозолью

д)солнцем

(Ответы: а, в, д)

Тестовое задание по теме №3 с шестью правильными ответами:

3.6 Время суток наивысшей работоспособности человека:
а) 6-7; д) 12-15;

6)7-9; е) 15-17;

в) 9-10; ж) 17-20;

г) 10-12; 3)20-24
(Ответы: а, б, в, г, е, ж)

Тестовые задания по теме №3 с семью правильными ответами:

3.7 Основные составляющие элементы здорового образа жизни:

а) преодоление вредных привычек

б) рациональное питание

в) посещение соревнований

г) оптимальная двигательная активность

д) соблюдение правил личной гигиены

е) закаливание

ж) психогигиена

з) отсутствие болезней

и) разумное чередование труда и отдыха (Ответы: а, б, г, д, е, ж, и)

3.8 Возможные недостатки образа жизни студентов:

а) несвоевременный прием пищи

б) посещение учебных занятий

в) малое пребывание на свежем воздухе

г) недостаточная двигательная активность

д) отсутствие закаливающих процедур

е) выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназна­
ченное для сна

ж) вредные привычки

з) водные процедуры

и) систематическое недосыпание (Ответы: а, б, в, г, д, е, ж)


Похожая информация.


Рассказать друзьям