Новый русский перевод. Новый русский перевод Левит гл 11

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

а. Определение животных с точки зрения их чистоты и нечистоты (11:1-23)

Почему Бог не разрешал употреблять некоторых животных в пищу? Было ли это лишь произвольным испытанием послушания израильтян? Некоторые соображения гигиенического порядка безусловно принимались Им во внимание и были продиктованы, по крайней мере, предусмотрительностью Божией. И все-таки главная причина представляется богословской, состоявшей в том, чтобы посредством символов приучать Израиль к положению святого, т. е. отделенного для Бога, народа.

Знаменательно, что две особо важные главы, в которых говорится о нечистой пище, или начинаются (Втор. 14:1-2) или заканчиваются (Лев. 11:44-45) подтверждением избранности Израиля в качестве святого Божиего народа.

В троякой классификации животных по принципу: чистые, нечистые и жертвенные - видится параллель к привычному для израильтян разделению людей на нечистых (все, кто не входили в состав израильского народа), чистых (обычные израильтяне, не подвергшиеся осквернению) и священство (т. е. те, кто приносили жертвы на святом месте).

Вот основные положения этой главы: 1) Нечистых животных не следовало есть (хотя за нарушение этого постановления наказания предусмотрено не было). 2) Все мертвые животные, будь то нечистые или чистые (за исключением умерщвленных у скинии по ритуалу) делали тех, кто прикасался к ним, церемониально нечистыми, однако, лишь на время, пока осквернение не омывалось водой или не наступал вечер. 3) При соприкосновении с некоторыми видами мертвых животных домашняя утварь тоже делалась нечистой (сравните стихи 32-38).

Лев. 11:1-8 . Сухопутные животные составляли одну из трех групп животных (сравните Быт. 1:20-25). Чистыми и, следовательно, подлежащими в пищу являлись в этой группе те, которые перечислены в параллельном отрывке во Втор. 14:4-5 "волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс (антилопа), и камелопард (горный баран)". Все другие объявлялись нечистыми и не подлежащими в пищу. Только первые трое из перечисленных, будучи одомашнены, могли приноситься в жертву. Лишь те сухопутные животные были чистыми, которые имели раздвоенные копыта и жевали жвачку.

Верблюд (Лев. 11:4), тушканчик (стих 5) и заяц (стих 6) объявлялись нечистыми, потому что ни у кого из них не было раздвоенного копыта (стих 4:6). К примеру, у верблюда на подошве ноги - подушечка из мышечной ткани. Верно и то, что ни тушканчик, ни заяц не являются жвачными животными, как определяет их современная наука, однако, характерные движения их челюстей и тщательность, с какой пережевывают они пищу, приближает их к этой категории животных.

Свинья (вероятно, дикий кабан) была отвергнута по той же причине, т. е. как животное, не жующее жвачку.

Лев. 11:9-12 . Вторую группу составляли водоплавающие животные. В пищу могли идти лишь рыба, имеющая плавники (именно в этом смысле надо понимать слово "перья" в русском переводе Библии) и чешую. Остальной водяной живностью следовало "гнушаться" (столь сильное слово (стих 11) употреблено в отношении того, что было "нечистым", "скверным"; стих 12), есть ее было нельзя.

Лев. 11:13-23 . Третья группа включала все, что летает, - как птиц (стихи 13-19), так и летающих насекомых (стихи 20-23). Двадцать видов птиц (включая летучую мышь - "нетопыря", который, собственно, птицей не является) были запрещены в пищу. Все это - хищные птицы, и дело было, очевидно, в том, что они, питаясь падалью, ели "плоть вместе с кровью"; употреблять, в свою очередь, в пищу их самих - значило бы нарушить важный запрет "не есть мяса с кровью" (сравните главу 17). Хотя они здесь и не названы, но чистыми птицами, которых можно было употреблять в пищу, являлись голуби, перепела и воробьи. Из летающих насекомых можно было есть только четыре вида саранчи (11:22).

б. Осквернение трупами животных (11:24-40)

Лев. 11:24-28 . Прикосновение к трупу любого из нечистых сухопутных животных, включая тех, которые ходят на лапах (стих 17), например, к трупу кошки, собаки или медведя делало человека нечистым с церемониальной точки зрения, в результате чего ему следовало омыться и ждать наступления вечера. Нечист до вечера означало, что человек до вечера не имел права обращаться к Богу; кроме того, на него налагались известные ограничения в передвижении "по стану".

Лев. 11:29-38 . Особую группу составляли пресмыкающиеся животные, т. е. те, которые ползают по земле. В еврейском оригинале названы те, которые "роятся", т. е. кучно, беспорядочно движутся туда-сюда. На деле эти "роящиеся" могли оказаться в любой из трех главных групп животных, двигались ли они по земле, в воде или воздухе. Все эти твари объявлялись нечистыми, и если трупик кого-либо из них попадал в посуду или касался чего-либо в доме, то это становилось нечистым его надо было уничтожить или очистить. Исключение делалось для источника или колодца (стих 36), может быть, из-за острой нужды в источниках воды.

Лев. 11:39-40 . Даже и трупы чистых животных делали человека, прикоснувшегося к ним, нечистым и нуждавшимся в процедуре омытия и ожидания (ритуала омовения и ожидания до вечера, чтобы вновь стать церемониально чистым; сравните толкование на стихи 24-28).

в. Подведение итогов и заключение богословского характера (11:41-47)

Лев. 11:41-47 . Всему своду законов о пище подводится итог в повторении типичных примеров того, что есть нельзя (стихи 41-43). Как Божий народ должен был различать между чистыми и нечистыми, так и Бог провел разделяющую черту между ним и другими народами. Эти правила о еде должны были служить постоянным напоминанием о святости Божией и о Его милости, выразившейся в избрании Израиля (стих 45).

11:1 - 16,34 В этих главах Моисей говорит о различении чистого и нечистого, что является основополагающим и для понимания всей Библии. Иегова, святой Бог Израиля, требует от Своего народа святости; нечистый человек или человек, соприкасавшийся с нечистотой, должен был воздерживаться от публичного поклонения до тех пор, пока не очистится. Бог представляет Собой совершенную жизнь, поэтому отклонение, которое предполагало смерть или могло привести к ней, было признаком нечистоты: болезнь, тленность, разложение. Жизнь и смерть не должны смешиваться, и поэтому нечистое ни при каких условиях не может войти в Божие присутствие. Физическая чистота естественным образом сочетается с нравственной. Все постановления в гл. 12-16 должны выделить народ Божий из среды других народов, воспитать в нем особую бдительность и осторожность по отношению к возможным осквернениям.

11:1-46 Моисей обучает израильтян принципам чистоты, определяя их более конкретно. У библейских авторов нет прямых указаний на то, что лежит в основе классификации животных по принципу чистоты или нечистоты. Возможно, дело в том, что плотоядные животные и хищные птицы питаются мясом других животных вместе с их кровью, что строго запрещается человеку (7,26). В богословском смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву.

11:2-8 Жвачные парнокопытные животные считались чистыми, их можно было употреблять в пищу.

11:9-12 Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.

11:13-19 Из птиц только хищные считались нечистыми.

11:20-23 Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только тех, которые были похожи на птиц.

11:45 будьте святы. Слово "святой" означает "отделенный". Святость свойственна только Богу. Святость Израиля - это результат его избрания из других народов для уникальных взаимоотношений с единственным истинным и живым Богом. Бог освятил Израиль (т.е. "отделил" Израиль), заключив с ним завет. История Израиля как "святого народа" началась с появления Господа на горе Синай (Исх., гл. 19). Божий завет, помимо прочего, дал этому народу нравственные и юридические законы, а система жертвоприношений, установленная Богом, должна была очищать израильтян от греха. В Исх., гл. 19, где описывается явление Господа Бога на горе Синай, Израилю был дан практический урок, что значит быть "святым народом": они выстирали свои одежды, избегали приближения к горе и воздерживались от супружеского общения (ст. 10-15,21-24; Евр. 12,18-21). Иисус Христос, ходатай нового завета (Евр. 8,6; 9,15; 12,24), также требует совершенства (Мф. 5,48), но Своей совершенной жертвой, которая навсегда смывает с избранных их грехи (Евр., гл. 9; 10), Он Сам дарует новому Израилю святость. Святой Дух, свидетельствующий о Христе, запечатлевает нравственный Божий закон "на плотяных скрижалях сердца" верующих (2 Кор. 3,3). Без этой святости никто не увидит Бога (Евр. 12,14).

), так как именно священники обязаны были научать сынов Израилевых всем им, в особенности в отличении священного от несвященного, чистого от нечистого (). Что касается причины или основания признания в частности целой группы животных нечистыми, то здесь прежде всего, – как и относительно и других видов ритуальной нечистоты древнееврейской, – имеет силу инстинктивное, органическое нерасположение или отвращение человека к известным породам животных и птиц, именно к породам плотоядным и питающимся падалью; потому-то разделение животных на чистых и нечистых не только встречается в библейской древности задолго до Синайского закона – в истории Ноя (), но и существовало у других народов древности – египтян, арабов, персов, индусов, конечно, с своеобразными видоизменениями в частностях. Затем, физическая нечистота, естественно, служила образом нравственной нечистоты; Иегова, святый Бог Израилев, требуя от Своего народа святости, воспрещает ему употребление в пищу и даже соприкосновение с нечистою пищею и вообще с ритуально нечистыми предметами (ср. ; ; ; ; ). Этого рода постановления должны были выделять народ Божий из среды других народов, воспитывая в нем особую бдительность и памятование о воле Иеговы и чуткую осторожность к возможным осквернениям. Действительно, по свидетельству Тацита, законы иудейские о чистой и нечистой пище воздвигли великое средостение между иудеями («separati epulis, discreti cubilibus», Hist. V, с. 5) и другими народами древности. В новое время, по почину Г. Спенсера и др., в Библейских понятиях «чистого» и «нечистого» признают (Nowack, Benzinger, Baentsch и др.) позднейшую дифференциацию древнего первобытного понятия «табу» (доселе сохранившегося у австралийцев и др. дикарей), обозначавшего одновременно и святое, и нечистое, позже же, с развитием религиозного сознания в Израиле, все чистое и святое приурочено было к культу Иеговы, а все нечистое – к культу демонов и тотемов. Некоторую вероятность эта теория имеет, но в целом принята быть не может, как вносящая в развитие ветхозаветного Царства Божия закон чистой натуральной эволюции. Частные мотивы запрещения тех или иных животных более подразумеваются, чем прямо высказываются.

. всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;

. только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

. и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,

. и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

. мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается (Лев.11и д.) два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного «глубок ого разрез а» () и 2) жвачность животного. В параллельной рассматриваемой главе кн. Лев.главе , названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому чистых и употребляемых в пищу, но, конечно, под указанные признаки подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки – принадлежность только травоядных, след. плотоядные животные этим признаком исключались; признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, напр., верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику или горной мыши (евр. schaphan, греч. χοιρογρύλλἰ᾿ος ср. ; ) и зайцу (; ); второй признак отсутствовал, напр., у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 910 всех нечистот в мире происходит от свиньи, см. Lexic. Buxtorfii под сл. chazir), как по ее нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину» было синонимом идолослужителя, , ср. , 7и д.). Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире 14осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».

Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;

. а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;

. они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;

Все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.

Закон о рыбах, которые и в истории миротворения названы () ранее птиц. Признаки рыб чистых или дозволенных к употреблению в пищу указаны со всею определенностью – эти рыбы должны иметь: 1) плавательные перья и 2) чешую (по Мишне, Хуллин, 3:7, достаточно было присутствия лишь последнего признака, так как первый признак, необходимо предполагается при наличности второго признака). На основании этого закона, евреи и теперь не употребляют в пищу, напр., осетра (так и персы-шииты).

. Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла,

. коршуна и сокола с породою его,

. всякого ворона с породою его,

. страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,

. филина, рыболова и ибиса,

. лебедя, пеликана и сипа,

. цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по ) или 20 (по ) пород нечистых летающих, с неоднократным еще прибавлением: с породою их, т. е. с всеми разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне (Хуллин 3:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста», «если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых, нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко отдирающийся желудок. Названные в библ. т. птицы большею частью такие, которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными для человека предметами. Блаж. Феодорит говорит: «из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отожествление еврейских названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем более, что перевод LXX (особ. в ) вносит здесь вместо пояcнения ещё большую спутанность (ср., впрочем, Властова, Свящ. летоп. 2:154–157). Нетопырь, евр. atalleph, – летучая мышь по виду своему отнесена к птицам.

Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас;

. из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;

. сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.

Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;

Мелкие четвероногие и многоногое живые существа, пресмыкающиеся по земле, и насекомые, имеющие крылья для полета, все признаны нечистыми, исключая 4 породы саранчи, «у которых есть голени выше ноги» (; Vulg.: per quae salit super terram – что-то вроде кузнечика).

. от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;

. и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.

Если прикосновение к живому животному, даже и нечистому, не делало нечистым, то труп издохшего животного безусловно осквернял прикоснувшегося, и нечистота эта, длившаяся до вечера, удалялась омовением.

. Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера].

. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;

. кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.

Постановление о нечистых четвероногих («ходящих на руках», т. е. на лапах) восполняет данное в , с прибавлением замечания о нечистоте их трупов.

. Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,

. анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, –

и восполняют указание (в ) запрещеных пресмыкающихся, как-то: все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки и т. п.

. сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

. И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;

. если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.

. Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.

. Всё, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;

. только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.

. и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.

Определение присутствия нечистоты или осквернения в разных случаю соприкосновения самого человека, его одежды, пищи и др. предметов пользования его с нечистыми животными или их трупами (ср. блаж. Феодор. вопр. 12 и 13 на Лев.).

. Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;

. всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;

. не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,

восполняют указание (в ) запрещеных пресмыкающихся, как-то: все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки и т. п.

. ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,

. ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.

. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,

. чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.

В заключительных замечаниях о законах касательно чистых и нечистых животных указывается на выделение Израиля Иеговою из среды др. народов и на требуемую этим особую святость и чистоту его. По блаж. Феодориту (вопр. 11 на Лев.), «делением животных на чистых и нечистых, Моисей, кроме того, убеждает ни одного из них не признавать Богом. Ибо кто из здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью отвращается, или приносимое в жертву и самим приносящим снедаемое».

Чистая и нечистая пища

(Втор. 14:3-21 )

1 Господь сказал Моисею и Аарону:

2 – Скажите израильтянам: «Вот животные, живущие на земле, которых вы можете есть. 3 Вы можете есть всякое животное, у которого раздвоенное копыто имеет глубокий разрез и которое жует жвачку.

4 Есть животные, которые либо жуют жвачку, либо имеют раздвоенное копыто. Не ешьте из них: верблюда, потому что он жует жвачку, но у него копыто не раздвоено – он нечист для вас; 5 дамана # 11:5 Даман – млекопитающие размером с кролика, внешне напоминающие грызунов. Живут, преимущественно, в горных районах. , который жует жвачку, но у него нет раздвоенного копыта – он нечист для вас; 6 кролика, который жует жвачку, но у него нет раздвоенного копыта – он нечист для вас. 7 А свинья, хотя у нее копыто и раздвоено, и имеет глубокий разрез, не жует жвачку – она тоже нечиста для вас. 8 Не ешьте их мясо и не прикасайтесь к их трупам: они нечисты для вас.

9 Из существ, живущих в воде – в морях и реках, вы можете есть тех, у которых есть плавники и чешуя. 10 Но теми существами из морей и рек, у которых нет плавников и чешуи, и пресмыкающимися, и другой водяной живностью гнушайтесь. 11 Гнушаясь ими, не ешьте их мясо. Гнушайтесь их трупами. 12 Вся водная живность, которая не имеет плавников и чешуи, пусть будет для вас мерзостью.

13 Вот птицы, которыми вы должны гнушаться и которых не должны есть, потому что это мерзость: орел, бородач, скопа, 14 коршун, любой вид сокола, 15 любой вид ворона, 16 сова, козодой, чайка, любой вид ястреба, 17 домовой сыч, большой баклан, филин, 18 белая сова, пустынная сова, стервятник, 19 аист, любой вид цапли, удод и летучая мышь # 11:19 В ряде случаев невозможно точно установить, какие именно животные имеются в виду под тем или иным еврейским названием в стихах 13-19, 22 и 29-30. .

20 Все насекомые, которые могут и летать, и ползать, пусть будут для вас мерзостью. 21 Из всех летающих и ползающих насекомых вы можете есть только тех, у которых ноги приспособлены к прыжкам. 22 Из них вы можете есть любой вид саранчи, акрид, цикад и кузнечиков. 23 Но остальными насекомыми, которые могут и летать, и ползать, гнушайтесь.

24 Вы осквернитесь ими. Любой, кто прикоснется к их трупам, будет нечист до вечера. 25 Любой, кто подберет такой труп, должен выстирать одежду и будет нечист до вечера.

26 Любое животное, у которого копыто раздвоено, но не имеет глубокого разреза, или которое не жует жвачку, нечисто для вас. Всякий, кто прикоснется к ним, станет нечист. 27 Те четвероногие животные, которые ходят на лапах, нечисты для вас. Любой, кто прикоснется к их трупам, будет нечист до вечера. 28 Любой, кто подберет их труп, должен выстирать одежду и будет нечист до вечера. Эти животные нечисты для вас.

29 Из ползающих по земле для вас нечисты: ласка, мышь, любой вид шипохвоста, 30 геккон, варан, стенная ящерица, веретеница и хамелеон. 31 Из всех ползающих эти животные нечисты для вас. Любой, кто прикоснется к их трупам, будет нечист до вечера. 32 Если труп упадет на что-нибудь, та вещь, каким бы ни было ее назначение, станет нечиста, будь она из дерева, ткани, шкуры или мешковины. Ее нужно окунуть в воду. Она будет нечиста до вечера, а затем вновь станет чистой. 33 Если труп упадет в глиняный горшок, все в нем станет нечистым, и горшок нужно разбить. 34 Пища, на которую попала вода из такого горшка, нечиста, и любое питье станет в нем нечистым. 35 Все, на что упадет труп, станет нечистым. Печь или горшок для стряпни # 11:35 Или: «очаг». нужно разбить. Они нечисты, обходитесь с ними как с нечистыми. 36 Однако источник или хранилище для воды останутся чистыми, но все, что в них прикоснется к трупу, станет нечистым. 37 Если труп упадет на семена, ждущие высадки, они останутся чистыми. 38 Но если семена, на которые упал труп, были залиты водой, они станут нечисты для вас.

39 Любой, кто прикоснулся к трупу животного, дозволенного вам в пищу, будет нечист до вечера. 40 Любой, кто поест от трупа, должен выстирать одежду и будет нечист до вечера. Любой, кто подберет труп, должен выстирать одежду и будет нечист до вечера.

41 Любое существо, которое пресмыкается по земле, мерзость. Его нельзя есть. 42 Не ешьте пресмыкающихся, все равно ползают ли они на брюхе, передвигаются ли на четырех ногах или имеют много ног – это мерзость. 43 Не оскверняйтесь ими, не делайтесь через них нечистыми. 44 Я – Господь, ваш Бог; освящайтесь и будьте святы, потому что Я свят. Не оскверняйтесь никакой живностью, которая пресмыкается по земле. 45 Я – Господь, Который вывел вас из Египта, чтобы быть вашим Богом. Будьте святы, потому что Я свят.

46 Таков закон о зверях, птицах и всякой живности, которая кишит в воде и пресмыкается по земле. 47 Отличайте нечистое от чистого, живность, которую можно есть, от той, которую есть нельзя».

Глава описывает разделение животного мира на чистых и нечистых.
Вся тварная живность, с которой Израилю приходилось сталкиваться, делилась на три категории: жертвенные (из чистого скота отбирались), чистые и нечистые. Как и сам Израиль делил всё человечество на жертвенное (священство, приносившее жертвы Богу в храме, отбиралось из чистого народа ), чистое (израильский народ ) и нечистое (все остальные, кроме Израиля Божьего ).

Поскольку Бог не оставил сведений о том, на основании чего Он делил всю живность на чистую и нечистую, остаётся открытым вопрос: почему Бог запретил употреблять в пищу мясо нечистых животных (к примеру, верблюжье, акулье, крокодилье, медвежатину и т.д.). Является ли это мясо вредным для здоровья или, может, Бог испытывал Свой народ на абсолютное послушание наставлениям? Остаётся только строить догадки.
Ясно одно: Бог дал Израилю представления о том, что означает быть святым Божьим народом. Израиль должен был вписаться в этот духовный «портрет», если желал сохранять с Богом хорошие отношения. Необходимость употреблять в пищу мясо только тех животных, которые были разрешены Богом - входило во фрагмент общей «картины святости» Израиля (11:47)

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую - упразднено:
Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Марк.7:15 ,19)
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн (Рим.14:20)
В Новом завете в отношении пищи оставлен лишь запрет воздерживаться от идоложертвенного, крови, и удавленины (Деян.15:29): .

11:1-8 Разделение категорий животных на жвачных, и не жвачных. И разделение жвачных - на парнокопытных и нет .
Жвачных парнокопытных можно было употреблять в пищу.
Некоторые исследования Библии помогают понять, почему одних животных Бог повелел относить к чистым, других - к нечистым (порочным).
От сотворения мира Господь дал человеку и животным в пищу растения:
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. (Быт.1:29,30)

Если бы Адам и Ева оставались в раю, деления животных на чистых и нечистых не произошло бы: все они ели бы травную пищу, а не друг друга.

Позже, после Потопа, Ною было разрешено есть мясо животных (Быт.9:3). Судя по всему, нарушение гармонии отношений человека с Богом привело и к нарушению гармонии отношений не только человека с человеком и животными, но и - животных с животными, что привело к появлению плотоядных хищных животных:
И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт.6:12)

Можно заметить, что все животные, признанные чистыми в этой главе, являются травоядными , они не питаются ни мясом других животных, ни падалью.

11:1-3 1И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого
раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте ;

Отрыгивание жвачки свойственно только травоядным животным, по этому признаку - сразу исключаются все плотоядные животные.

11:4,5 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
Признак раздвоенности копыт сужал круг самих травоядных.

11:6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
Когда-то зайцев относили к отряду грызунов, но в середине 20 века поняли, что у них две пары резцов; кроме того, желудок у зайцев скорее напоминает желудок жвачных животных, а процесс пищеварения протекает примерно так же, как у овец или коров, что окончательно отделило их от грызунов. Теперь зайцы, кролики и пищухи имеют свой собственный отряд зайцеобразных.
Откуда 3 500 лет назад Моисей мог знать о том, что заяц жуёт жвачку, ведь это открытие сделали учёные в середине 20 века? На этот вопрос ответить сложно, если не признать, что об этом ему сообщил Бог.

11:7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
Свинья - всеядное животное, при случае - и плотью жертвы может полакомиться.

11:8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
Прикосновение к трупам нечистых животных делало израильтян нечистыми обрядовой нечистотой, наказания за это не предусматривалось, но для того, чтобы очиститься – нужно было совершить обряд омывания и дождаться вечера (11:25)

11:9-12 Определение видов чистых рыб :
Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.
9 Из всех [животных], которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья (плавники) и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12 все [животные], у которых нет перьев
и чешуи в воде, скверны для вас.
Судя по тому, что, например, у рыб-хищников и падальщиков нет чешуи (акула, угорь, сом) - то и разделение рыб на чистых и нечистых, возможно, связано с характером их питания. То же относится и к птицам:

11:13-19 Определение видов чистых птиц:
Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря
(летучая мышь)
Все перечисленные летающие особи питаются плотью (червями, мясом, падалью (ворон, гриф, орёл ), насекомыми или личинками (лебедь ))

11:20-25 Определение видов чистых насекомых:
Все [животные] пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех [ногах], скверны для нас;
21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех [ногах], тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
22 сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.
23 Всякое [другое] пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;

24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
25 и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только породу саранчи. Обрядовая нечистота от прикосновения к трупам нечистых насекомых - снималась так же, как и нечистота от прикосновения к трупам животных: омовением и временем до вечера.

нечист будет до вечера означало, что человек до вечера не имел права обращаться к Богу; кроме того, на него налагались известные ограничения в передвижении "по стану" Израиля.

11:26-28 О нечистых животных, не имеющих копыт и ходящих на лапах
(кошачьи, собаки, медведи):
26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист.
27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
28 кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.

11:29-31 Определение видов нечистых мелких четвероногих и пресмыкающихся, восполняющих тексты 20-25 (все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки и т.д.):
29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,
30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, -
31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
Обрядовая нечистота в данном примере и способы её устранения - не отличаются от остальных случаев.

11:32-35 Определение присутствия нечистоты или осквернения человека, его одежды, пищи и др. предметов пользования - от прикосновения с нечистыми животными или их трупами:
32 И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
33 если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода [из такого] [сосуда], нечиста будет, и всякое питье, которое пьют, во всяком [таком] сосуде нечисто будет.
35 Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;

11:36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
Источник воды, которой следовало омываться для очищения от нечистоты во всех перечисленных случаях - оставался чистым: если омытые из источника становились чисты, то и сам источник омывался от нечистоты собственною водою

11:37,38 И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
38 если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
Семя, не разбуженное водой к росту - ещё безжизненно, а «мёртвое», как известно, невозможно ничем осквернить. А вот когда семя поливается водой для оживления - тогда дело другое: то, что из него вырастет - осквернено нечистотой от соприкосновения.

11:39,40 И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.
Даже труп чистого животного имел оскверняющее свойство: к нему нельзя было прикасаться, мертвечину нельзя было употреблять в пищу, а если прикоснулся или съел мясо умершего животного (без заклания его человеком) - нечист со всеми вытекающими (11:25)

11:41-43 Закрепление принципа осквернения от нечистых сущностей - через повторение :
Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть [его];
42 всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,

11:44,45 Напоминание причины необходимости сохранять святость Израилю - через исполнение законов Бога:
44 ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле употреблять в пищу.
45 ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
Слово "святой" означает "отделенный" от всего нечистого.
Истинная святость свойственна только Богу. Святость Израиля - это результат его избрания из других народов и проведения над ним определённых процедур по очищению от греха. Бог освятил Израиль (т.е. "отделил" этот народ), заключив с ним завет, сопровождая заключение завета очистительным жертвоприношением (Евр.9:18). Кровь жертвенного животного омыла образно Израиль от нечистоты грехов и отделила его от всех остальных народов, нечестивых в глазах Бога. Поэтом они должны были следить за тем, чтобы не осквернять себя и снова не стать нечистыми в глазах Бога.

11:46,47 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.
Заключение постановлений о чистых и нечистых животных с определением цели – зачем это нужно: чтобы Израиль мог ОТЛИЧАТЬ, что ему позволительно и принесёт пользу, а что - нет.

Рассказать друзьям