Особенности медицины майя. Оздоровление по-«майски

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Медицина

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны "плохими ветрами", или насланы врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, или имели любое другое "чудесное" происхождение, считалось, что излечить их может только колдовство.

Ланда заметил эту двойственность, но не смог выявить различия между "научной" и магической сферами, смешивая обе. Он упоминает "хирургов, лучше сказать, колдунов, которые лечат травами и многими суевериями", а также "жрецов, лекарей и колдунов, что одно и то же". Хронист пишет также о практике кровопускания на больных частях тела, которая все еще применяется современной медициной, об использовании массажей и паровых ванн, сообщает о некоторых рецептах лечения на основе напитка из коры дерева бальче, разных трав, листьев, фруктов, соков растений, а также упоминает о лекарствах животного происхождения, таких, как жир некоторых птиц и экскременты игуаны.

Известны многие трактаты на эту тему, относящиеся к XVIII- XIX вв., но некоторые из них, должно быть, поздние копии более древних документов. Так называемые книги "Чилам-Балам" из Ишиля и Кауа включают медицинские тексты. Несколько рукописей целиком посвящено описанию рецептов лекарств, и, хотя здесь уже заметно европейское влияние, большая часть рецептов - индейского происхождения. Испанцы даже удивлялись эффекту воздействия некоторых растений и ввели многие из них в европейскую фармакопею.

Среди главных текстов вспомним некоторые, упомянутые А. Тоззером, - известная "Книга Иудея", приписываемая Рикардо Оссадо, который, как полагают, написал также "Травы и волшебства Юкатана"; "Рукопись Видалеса", являющаяся, видимо, самой древней из известных (XVII в.); другие тексты анонимны - "Книга Иудея" из Сотуты, "Медицина майя", "Тетрадь из Теабо", "Известия о разных растениях" и "Книга врачей". Важна также рукопись Пио Переса, называющаяся "Рецепты индейцев на языке майя. Согласованные указатели медицинских растений и заболеваний".

Особого упоминания заслуживает "Ритуал Бакабов" (текст майя и английский перевод рукописи). Ральф Ройс, опубликовавший рукопись, полагает, что она относится к концу XVII в., а может быть, к еще более раннему времени. В работе подтверждается двойственное представление древних майя о заболеваниях и, следовательно, о способе их лечения. В тексте смешаны магические формулы и медицинские предписания, которые образуют при этом "эмпирическую и магическую терапевтику".

Из всей этой литературы становится ясно, что знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой они предписывали средства растительного или животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей и эффективность которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить сходное сходным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом, с цветом растения, предназначенного для лечения. Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи, а красные - против кровохарканья или дизентерии. Некоторые способы лечения, применяемые в настоящее время и описываемые Ройсом в его очень важной книге "Этноботаника майя" (с 437 названиями лекарств и их соответствующим применением), должны быть доиспанского происхождения. Среди них такие, как использование размятых осиных гнезд против некоторых кожных сыпей, похожих на укусы осы, или применение лозы со свернутыми побегами, напоминающими змей, против змеиных укусов. Работа Ройса дополняется списками названий растений и животных на языке майя и их эквивалентами в научной номенклатуре.

Среди знахарей доиспанских времен, как и среди современных, имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги, которых Ланда уподоблял знахарям, были способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Медицина Герберт понимал, что недостаточно знает медицину. У него было несколько трактатов, посвященных этой науке, и он их, несомненно, прочел, однако он не владел искусством лечения. В этой области блистал Ришер, или, во всяком случае, создавал о себе такую славу. Так

Из книги Средневековая Европа. Штрихи к портрету автора Абсентис Денис

Медицина Как развивалась медицина в средневековой Европе? Я уже цитировал выше, что «еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз» (А.Л. Ястребицкая). Но может это

автора

Естествознание и медицина … Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. Итак, если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не должен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они связаны между

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Медицина Византии Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

III Медицина и целительство Помимо истории Гиммлер чрезвычайно интересовался медицинским искусством. Это довольно характерно для нездоровых людей, которые не могут найти правильное лечение. Они полностью отдаются поиску средств, которые облегчили бы их страдания, входя

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

МЕДИЦИНА И ДЕМОНЫ Археологи извлекли из-под тысячелетних слоев песка пустыни материальные свидетельства многообразия духовной жизни шумеров, которые не только хранили унаследованные от предков знания, но и развивали их в многочисленных школах. В числе отраслей знания,

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

МЕДИЦИНА В РИМЕ …Надгробная надпись: «Погиб, сраженный толпою врачей». Плиний Старший. Естественная история, - XXIX, 11 По словам Плиния Старшего, родоначальниками медицины в Риме, как и во всех странах античного мира, считали богов - Аполлона и Асклепия-Эскулапа. Однако

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Секс и медицина Учение даосов с самого начала подразумевало, что жизнь и здоровье – это гармония инь и ян, а болезни возникают при нарушении гармонии. Смерть знаменует разрушение связи этих субстанций и освобождение их энергий. У человека соотношение инь и ян меняется в

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Медицина Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Медицина Постепенно накапливались знания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на специальные отрасли - на хирургию, лечение глазных болезней и ветеринарию. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Медицина До революции 1958 г. в Багдаде жила 1/5 часть всего населения Ирака и 3/4 лекарей. Разница между столицей и остальной частью страны не могла коренным образом отличаться и в Вавилоне. Там доступность медицинской помощи обычному человеку была такова, что Геродот в V в.

Медицина Боткин Сергей Петрович (Москва, 1832–1889), русский академик (1872), целитель («врач»). В 1855 году окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны (1853–1856) служит ординатором в госпитале Симферополя. В русско-турецкую войну главный врач и

Из книги Жизнь Парацельса и сущность его учения автора Гартман Франц

Медицина майя — компекс знаний о прицин и наличии болезней разного характера, средств их лечения, существовал у народов и государств цивилизации майя. Уровень лечения у майя находился на достаточно высоком уровне в сравнении с медициной других месоамериканських культур того времени.

Божества медицины

Покровителями врачебного искусства считались Ицамна и его жена Иш-Чель. В их святилища в Ицамале и на Косумель совершались многочисленные паломничества с целью найти исцеление от болезней. В кодексах майя является вспоминает, что в месяце Сыпь врачи и колдуны устраивали праздник Ичкиль-Иш-Чель («купание богини Иш-Чель»), во время которого обращались к допомогоы в молитвах к богам лечения Иш-Чель, Ицамну, Кот-Баллон -Тун и Ахав-Чам-Ах-Эс.

Диагностика

Медицинские знания древних майя были достаточно широкими, которые сочетали чисто практические, полезные знания со значительными иррациональными примесями — верования в духов, магию, помощь богов.

Доказано, что у майя значительное развитие получило диагностирования болезней. В майяских врачей употреблялись термины, обозначающие такие болезни, как ангина («томатное горло»), ревматизм, рак, проказа, лихорадка (3 термина за разновидностями), геморрой, сифилис, желтуха, лишаи, чесотка (2 термина), грыжа, туберкулезом, различные виды опухолей и язв, водянка, астма, глазные болезни, дизентерия. Всего в майя существовал перечень в 200 болезней.

Существовала определенная специализация врачей по видам болезней: были специалисты, лечили только болезни живота, 2 вида костоправам, врачи с пускание крови, 2 вида повитух, хирурги. У Диего де Ланды есть указания на наличие майяских книг-кодексов на медицинские темы, в которых перечисленные болезни, их симптомы, сопровождающие явления, описанные лекарственные средства, необходимо применить в каждом из случаев.

Обычно источник болезни приписывалось гнева богов за грех или злой воли колдунов (ah pul — «тот, кто бросает (приводит)»). При изучении болезни очень важное значение придавалось определению, какая из двух сил действует в данном случае. Одна из них носила название kinam — таинственная сила внутри тела, действовавшей иногда в добрый сторону, но чаще — в злой. Сильная пульсирующая боль, яд, отличные качества растения или камня, ярость и неистовство в людях или животных, жжение огня и солнца, крепость вина — все это именовалось «Кинам». Другой такой таинственной силой была iamcaz (tancaz, tarn acaz), которая вызвала оцепенение, судороги, эпилепсию, бешенство и нервный шок.

В кодексах майя доколумбовой эпохи и юкатанских ранньоколиальних кодексах сообщается о змеях, гнездящихся в внутренностях больного, о маленькой ядовитую ящерицу, прикосновение которой к одежде человека отравляет его, а укус тени его головы вызывает страшную головную боль, о красного попугая — танкас, что летает над крышами домов и извергает вещество, которое, если попадет в рот спящего ребенка, вызывает его смерть.

Лечение

Терапевтики

Борьбой с болезнями занимались две группы лиц: 1) шаманы, знахари и колдуны, которые видели причину болезни во внедрении в тело чужеродной субстанции или вредного духа и пытались удалить их высасыванием и заклинаниями; 2) врачи, главным образом из рядов жречества, осуществляли лечение на основе опыта и практики.

Лечение осуществлялось по принципу «подобное лечится подобным». Так, при некоторых кожных заболеваниях применялись толченые гнезда ос, при змеиных укусах иногда прикладывались лианы, напоминающие по виду змей, при кровавой рвоте — питье с пережженных перья красного попугая или птицы-кардинала. Для ускорения родов или устранения задержек при менструациях употреблялся измельченный хвост опоссума, поскольку это сумчатое животное было символом материнства.

Считалось, что заболевания различных частей тела связаны с определенными днями месяца или определенным годом. Так, год с божеством Мулук мог принести «большую очную болезнь», а год Иш кроме глазных заболеваний еще слабость и обмороки. Поэтому лечение с помощью лекарств обычно сочеталось с магическими заклинаниями и обрядами.

При лечении применялись кровопускание, ингаляции, потение в паровых банях (cimpul che), массаж, диета, клистиров и катетеры. Было известно понятие «эпидемия» (multun tzec).

Лекарства

У майя существовало разделение продуктов при лечении и медицинского зелья на «холодные» и «горячие», название которых связана была с эффектом на больного. Так, мясо пекари, дикого индюка, одного из видов бобов (Phaseolus lunatus) и тыква считались очень «холодными», в то время как мед — исключительно «горячим».

Больной лихорадкой должен был принимать «холодную» пищу и медикаменты, а те, что страдали ознобом, ослабленные болезнью, роженицы — «горячие» или «полухолодные».

Впрочем при лечении преимущественно применялись средства растительного характера. В лечебной практике их применялось более 400. Растения употреблялись в свежем и сушеном виде, молотые. Из них изготавливались настойки, припарки, пластыри, вливания, мази, порошки, бальзамы. При этом связывали цвет растения с цветом кожи или больного органа. Так, применяли желтые растения и фрукты при лечении желтухи; красные — при болезни, связанных с кровью. Могли совмещать их при сочетании симптомов — сжигали перья красного птиц в лечении желтой лихорадки.

Ряд лекарств, впервые освоенных индейцами, по прибытии сюда испанцев, вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используются в современной фармакологии, особенно рвотные, слабительные и мочегонные средства. Первым, кто исследовал их был лейб-медик испанского короля Филиппа II — Ф.Ернандес, который 7 лет провел в исследованиях. Книга на ту же тему другого исследователя — Н. Монардеса — после издания 1574 г. была сразу же переведена на латинском, итальянском, английском и французском языках.

Диего де Ланда упоминает различные лекарственные растения, применяемые майя от опухолей на ногах, ран, прыщей, для лечения зубов, при задержках мочеиспускания, менструаций. Особенно важное значение имел напиток бальче в качестве очистительного и противоглистное средства. Запрет его испанцами привело к резкому увеличению заболеваний. В государствах майя для лекарственных растений существовали специальные ботанические сады, преимущественно при храмах.

Существовало лечения нерастительного характера. Так, в качестве лекарств применялись белок птичьих яиц — при ранах и ссадинах, свежее мясо, кровь, грудное молоко — при кровоизлиянии в глазах, слюна беременных женщин, рога различных животных, сажа, мазь с червяка niin — при опухолях и язвах, известь, селитра, утренняя роса — при простуде новорожденных, безоарового камни, минерал сакалум — при дизентерии, мази, содержащие ртуть, серу и мышьяк. Большинство лекарственных средств принималось вместе с перцем, медом и другой пищей.

Шаманы и знахари имели в своем распоряжении специальные средства: напиток с человеческой мочи, в которой было сварено несколько ящериц (при тяжелом ударе в грудь), свежие экскременты игуаны, которые накладывали на бельмо. При лихорадке, а также для снятия полового возбуждения рекомендовалось мясо ягуара; его шкура, кости и экскременты, пережженные и смешанные со смолой, считались действенным средством от безумия. Порошок из высушенных хвоста лисы-самки — при коликах, кость из головы ламантина, растертый в пыль и растворена в воде — от болей в подвздошной впадине и покалывание в боку.

Хирургия

Большое развитие получили чисто хирургические приемы: опухоли и нарывы ​​прокалывали; во время переломов накладывались шины, раны сшивались волосами; катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями или соскребаться какими корнями растений; известны даже случаи, когда при повреждениях носа делался искусственный нос.

Во время сложных операций применялась своеобразная анастезия — больному давали наркотические средства из семян растения, родственники чечевицы, или особых грибов.

Стоматология

В случае невозможности вылечить зубы с помощью растительных или других средств, их вырывали или подтачивали больные участки. Существовала отдельная специализация «стоматологов». Вместе по вопросу болезней они занимались украшения зубов инкрустацией из золота, яшмы, нефрита, поскольку это был вопрос престижа в обществе майя.

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

по «Истории медицины»

на тему: «Медицина индейцев Майя и Ацтеков»

Исполнитель: студентка 10 группы 2 курса

лечебного факультета

Занкевич Павел Романович

Витебск, 2013

Введение

Медицина Ацтеков

История Майя

Лечебно-профилактическая медицина Майя

Хирургия Майя

Стоматология Майя

Заключение


Введение

Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а кое в чём даже превосходила современную ей медицину Западной Европы. У ацтеков было несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов.

индеец медицина болезнь лекарственный

1. Ацтеки

Ацтеки, государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных ими народов. В долину Мехико они пришли в начале XIII в. из северных районов континента, где располагалась их прародина - г. Астлан. До ацтеков, после падения Теотиуакана, долину Мехико заселили многочисленные северные племени, которые объединились к X в. под властью тольтеков. Достигнув долины Мехико в 1325 г. ацтеки основали там поселение Теночтитлан, (ныне па его месте располагается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в центре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. В строительстве городов ацтеки достигли высокого мастерства. Улицы планировали под прямым углом. По крупным улицам перемещали с ь на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов. Островной город соединялся с сушей посредством трех дамб.

Для защиты от наводнений была сооружена каменная плотина. К моменту конкисты население города приближалось к четверти миллиона. Центральным сооружением Теночтитлана была пирамида Главного Храма с двумя святилищами на ее вершине: богу Солнца и войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Увидев это чудо градостроительства, Кортес написал королю Испании, что «рожденная на воде столица ацтеков Теночтитлан - самый прекрасный город, который он когда либо видел». Тем не менее именно по приказу Кортеса этот чудо город был разрушен до основания. К 1427г. Государству ацтеков подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Этому способствовали их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитое законодательство и судебное дело.

У ацтеков были рабы, которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Раба нельзя было убить или продать. Дети раба редко становились рабами. Браки между рабами и свободными не влияли на статус свободного человека. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографию - рисуночная письменность. Медицина ацтеков была самой популярной на континенте. В 1519- 1521 гг. Государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса.

Медицина Ацтеков

Лечением болезней занимались жрецы и врачеватели, которых называли тиситль. Они занимались своей практикой публично и располагали богатой сокровищницей лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Старом Свете. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени ещё не знала аптекарских садов и огородов).

О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль, Торквемада, Мотолиниа, Мендьета, Акоста, Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошел к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений.

Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (1552), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведенную на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis» (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

В 1570-1577 годах в Мексике работал над созданием обширного труда на латыни по ботанике и зоологии Франсиско Эрнандес де Толедо (1514 или 1517-1578), но его работа была опубликована лишь в 1615 году на испанском языке под названием «Естественная история Новой Испании», или «История растений Новой Испании», или «Растения и Животные Новой Испании…», или «Четыре книги о природе и достоинствах растений и животных» («Historia Natural de Nueva España», или «Historia de las plantas Nueva España», или «Plantas y Animales de la Nueva Espana, y sus virtudes por Francisco Hernandez, y de Latin en Romance por Fr. Francisco Ximenez», или «Quatro libros de la naturaleza y virtudes de las plantas y animales…»). За семь лет своих исканий Эрнандес собрал сведения о 3076 растениях и более 500 животных, и почти ко всем из них он привел их характеристики. Из 3076 растений ботаники Вальдес и Флорес в 1985 году идентифицировали 667 растений на уровне видов, а 347 - на уровне родов или семей. Позже его книга неоднократно переиздавалась, а некоторые растения из неё благодаря Эрнандесу получили в дополнение к биноминальной номенклатуре авторство таксона.

Согласно Международному кодексу ботанической номенклатуры (МКБН) ему присвоено наименование F.Hern. Следует отметить, что основное отличие работ Саагуна и Эрнандеса не только в количестве собранных растений, но и в том, что Саагун опирался больше на сведения индейских информаторов, в то время как Эрнандес старался своими силами собирать растения и давать им собственные описания, следуя европейской традиции. Тем самым труд Бернардино де Саагуна несет в себе немалый доколумбовый аутентичный опыт.

История Майя

Майя - самая древняя среди великих цивилизаций континента - процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI - IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатых пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность - единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу».

Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), - на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число р, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. Теотиуакан (в 48 км к северовостоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка.

В 200 - 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км І , численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге - административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек.- бог змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере - пирамида Луны; в центре - пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242).

Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В пост-классический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштекская и ацтекская - наиболее могущественная среди них.

Медицина майя - это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди - врачи.


Врачи майя весьма точно могли определять многие болезни, такие как: ангина, туберкулёз, опухоль, астма, язва, глазные болезни и другие. Для борьбы с болезнями использовались те или иные лекарственные средства (преимущественно в виде снадобий), число которых превышает несколько сотен. Помимо растительных ингредиентов использовались многие другие подручные средства животного происхождения, причём не только простое мясо (например, ягуара), но и хвосты (хвост опоссума использовался в размельчённом виде для ускорения родов или устранения задержек менструации), перья (перья попугая-кардинала использовались при рвоте с кровью), рога (рога животных "помогали" наряду со слюной беременной женщины и сажей при опухолях и язвах) и многое другое. Некоторые из действенных лекарственных средств были заимствованы европейцами (например, некоторые рвотные, мочегонные и слабительные средства).

Другие меры, не предусматривающие применение лекарственных средств внутрь, включали ингаляции, ванны, кровопускания, а также применение ритуальных действий с заклинаниями, сила которых, по представлениям древних майя, могла избавить от болезни и не допустить её возникновения в будущем.

Хирургия Майя

Особенно высокого уровня в своём развитии достигла хирургия майя. Анатомия была известна древним благодаря многочисленным человеческим жертвоприношениям, а также многовековой практики вскрытия. Основным инструментом хирурга служил обсидиановый нож, которым вскрывали участки тела, подозрительные на опухоль, нарыв или катаракту, умело удаляя поражённые зоны. На разрез накладывался шов, выполненный при помощи иглы волосом. Аналогом анестезии служил обыкновенный наркотик, который притуплял чувствительность к боли. Майя были известны такие сложные операции как трепанация черепа и пластические операции на лице.

Стоматология Майя

Забота о здоровье зубов у древних майя была прерогативой преимущественно богатых слоёв общества. Бедные слои, рядовые граждане, рабочие и занятые в натуральном хозяйстве справлялись с зубной болью самостоятельно: например, сами выдирали зуб или лечили, опираясь на знания предков. Тем не менее даже для них существовала целая процедура инкрустирования из смеси, по своим свойствам напоминавшим цементную массу.

Государственные служащие и священнослужители могли позволить себе инкрустацию из кусочков раковин. Точение зуба, придание ему нужной формы происходило при помощи специального камня. Делом в том, что канон предписывал иметь передние резцы, которые для этого подтачивались, а также инкрустации - нефритом, яшмой, иногда золотом. Дорогие металлы (серебро и злата) племя майя считали красивыми и полезными металлами, поэтому они применялись для украшения зубов.

Заключение

Древние индейцы Майя и Ацтеки являлись очень развитыми племенами со своей самобытной культурой религией и, самое главное, медициной. Их открытия и знания не уступали европейским, а во многом даже превосходили их. Именно они были получены завоевателями Америки и в дальнейшем внесли огромный вклад в хирургию, стоматологию и изучение целебных растений.

Список литературы

1. Нерсесов Я.Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. - М.: Вече, 2006. - 320 с.

Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»

Зубарев В.Г., «Источники и историография по древней истории Центральной и Южной Америки»

Майя -- самая древняя среди великих цивилизаций континента -- процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI -- IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатых пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность -- единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу».

Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), -- на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число р, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. Теотиуакан (в 48 км к северовостоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка.

В 200 -- 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км І , численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге -- административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек.-- бог змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере -- пирамида Луны; в центре -- пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242).

Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В пост-классический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштекская и ацтекская -- наиболее могущественная среди них.

Медицина майя -- это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди -- врачи.

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны "плохими ветрами", или насланы врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, или имели любое другое "чудесное" происхождение, считалось, что излечить их может только колдовство.

Ланда заметил эту двойственность, но не смог выявить различия между "научной" и магической сферами, смешивая обе. Он упоминает "хирургов, лучше сказать, колдунов, которые лечат травами и многими суевериями", а также "жрецов, лекарей и колдунов, что одно и то же". Хронист пишет также о практике кровопускания на больных частях тела, которая все еще применяется современной медициной, об использовании массажей и паровых ванн, сообщает о некоторых рецептах лечения на основе напитка из коры дерева бальче, разных трав, листьев, фруктов, соков растений, а также упоминает о лекарствах животного происхождения, таких, как жир некоторых птиц и экскременты игуаны.

Известны многие трактаты на эту тему, относящиеся к XVIII- XIX вв., но некоторые из них, должно быть, поздние копии более древних документов. Так называемые книги "Чилам-Балам" из Ишиля и Кауа включают медицинские тексты. Несколько рукописей целиком посвящено описанию рецептов лекарств, и, хотя здесь уже заметно европейское влияние, большая часть рецептов - индейского происхождения. Испанцы даже удивлялись эффекту воздействия некоторых растений и ввели многие из них в европейскую фармакопею.

Среди главных текстов вспомним некоторые, упомянутые А. Тоззером, - известная "Книга Иудея", приписываемая Рикардо Оссадо, который, как полагают, написал также "Травы и волшебства Юкатана"; "Рукопись Видалеса", являющаяся, видимо, самой древней из известных (XVII в.); другие тексты анонимны - "Книга Иудея" из Сотуты, "Медицина майя", "Тетрадь из Теабо", "Известия о разных растениях" и "Книга врачей". Важна также рукопись Пио Переса, называющаяся "Рецепты индейцев на языке майя. Согласованные указатели медицинских растений и заболеваний".

Особого упоминания заслуживает "Ритуал Бакабов" (текст майя и английский перевод рукописи). Ральф Ройс, опубликовавший рукопись, полагает, что она относится к концу XVII в., а может быть, к еще более раннему времени. В работе подтверждается двойственное представление древних майя о заболеваниях и, следовательно, о способе их лечения. В тексте смешаны магические формулы и медицинские предписания, которые образуют при этом "эмпирическую и магическую терапевтику".

Из всей этой литературы становится ясно, что знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой они предписывали средства растительного или животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей и эффективность которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить сходное сходным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом, с цветом растения, предназначенного для лечения. Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи, а красные - против кровохарканья или дизентерии. Некоторые способы лечения, применяемые в настоящее время и описываемые Ройсом в его очень важной книге "Этноботаника майя" (с 437 названиями лекарств и их соответствующим применением), должны быть доиспанского происхождения. Среди них такие, как использование размятых осиных гнезд против некоторых кожных сыпей, похожих на укусы осы, или применение лозы со свернутыми побегами, напоминающими змей, против змеиных укусов. Работа Ройса дополняется списками названий растений и животных на языке майя и их эквивалентами в научной номенклатуре.

Среди знахарей доиспанских времен, как и среди современных, имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги, которых Ланда уподоблял знахарям, были способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

Рассказать друзьям