Психическое здоровье человека. Как достичь состояния полного здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наверное, никто не будет спорить с тем, что психическое здоровье не менее важно, чем хорошее физическое состояние. Но каковы критерии оценки, и что нужно делать для сохранения психического здоровья человека? Ведь, как мы знаем, любое заболевание проще предотвратить, чем вылечить.

Критерии психического здоровья личности

Вопрос о том, есть ли люди с абсолютно нормальной психикой, волнует многих, некоторые даже считают, что у каждого человека есть те или нарушения психического здоровья. Многие описания патологий можно отнести к индивидуальным особенностям личности, не имеющей диагноза психического заболевания, то есть нет четких границ между патологией и нормой. Поэтому диагностика в этой области занятие довольно трудное, но все же существуют общепринятые нормы, которым должен отвечать психически здоровый человек.

  1. Наличие интереса к себе. Психически здоровый человек всегда ставит свои интересы немного выше общественных.
  2. Способность к самоконтролю и самоуправлению.
  3. Способность составлять планы на будущее и реализовывать их.
  4. Осознание соответствия своего физического и психического «Я».
  5. Умение реально, критично оценивать свою психическую деятельность и ее результаты.
  6. Способность подстраиваться под окружающую действительность.
  7. Соответствие реакций социальным обстоятельствам, силе и частоте воздействий среды.
  8. Чувство идентичности и постоянства переживаний в однотипных случаях.

Физическое и психическое здоровье человека

Проблемы психического здоровья и физическое состояние неразрывно связаны. Нередко причиной психического расстройства является какое-либо физическое заболевание. Это может быть состояние тревоги, депрессия или более серьезные болезни. Поэтому физические нагрузки часто используются для профилактики и укрепления психического здоровья, борьбы с депрессией. Но такую терапию, как и любую другую, должен проводить только специалист. Также для сохранения здоровой психики важно уметь вовремя расслабляться, для этой цели тоже могут помочь физические нагрузки, например, йога.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой - обеспечивают индивидуализацию процесса.

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.

Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

Психическое здоровье - способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция - позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.

Психическое здоровье - важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

* отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

* нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

* благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики - восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность - один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье - это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные - рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность - сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты - аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.

Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15-30%, что требует для нормализации 2-3 суток).

Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе - до 83,1%, на четвертом курсе - до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20-30%.

Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины - прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.

Хорошее здоровье является важнейшим благом в нашей жизни, однако его состояние зависит от нашего отношения к нему. Каждый знает, что поддерживать здоровье намного проще, чем его вернуть, однако быстрый ритм жизни и повышенные требования к себе отвлекают современных людей от своего состояния - то времени нет для себя, то желания. Говоря о здоровье, чаще всего подразумевают надежную работу сердца, дыхательной системы и внутренних органов, здоровый внешний вид и крепкие мышцы. Безусловно, это свидетельствует о наличии здоровья, но здоровья физического, и ничего не говорит о здоровье психическом.

Взаимосвязь физического и психического здоровья

Между психическим и физическим здоровьем существует очевидная связь. Если человек не заботится о своем физическом состоянии, то это отражается на психическом уровне - он может испытывать апатию, недовольство собой, быстро утомляться и т.д. Точно так же, если человек испытывает нервное напряжение и эмоциональные перегрузки, то это не может не отразиться на здоровье. Например, постоянные волнения способны вызвать язву желудка, а нервные стрессы в юности могут повлечь за собой различные психические расстройства в зрелом возрасте. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество человек, страдающих от психических расстройств, превышает 450 млн. Кстати, ВОЗ отмечает необходимость заботы в равной степени о физическом здоровье и о психическом, отмечая в своем уставе, что психическое здоровье не означает отсутствие расстройства, а является составной частью здоровья в целом. Говоря о гендерных различиях важно отметить, что мужчины испытывают первые приступы психических расстройств в период юности, в то время как женщины начинают испытывать проблемы с психоэмоциональным состоянием к 25-30 годам.

Поддержание психического здоровья

На состояние психического здоровья сильное воздействие оказывает не только поведение человека и отношение его к самому себе, но и социально-экономические, а также экологические факторы. Хорошее психическое здоровье, мужчины и женщины должны поддерживать одинаково. Оно характеризуется, прежде всего, состоянием благополучия, а также стремлением и возможностью человека реализовать свой потенциал. Поэтому для его поддержания необходимо правильно организовать свою деятельность - чередование работы и отдыха, умственного и физического труда. Для работы, а также для отдыха необходимо создать наиболее подходящие условия. Рабочее место должно быть удобным и хорошо освещаться, а отдых не должен проходить перед экраном телевизора. Важную роль в сохранении психического здоровья играет режим дня, здоровый сон и здоровое питание. Еженедельный и ежегодный отдых также положительно влияет на состояние здоровья, а занятия фитнесом способны развить в человеке устойчивость к стрессам и укрепить иммунитет. Кроме того, человек, который заботиться о своем здоровье, по определению не может быть недовольным собой, ведь в себя он вкладывает время, силы и любовь, а это главная профилактика психических расстройств.

К сожалению, современный человек плохо знаком с термином «психическое здоровье», а большинство людей не знают, как побороть невроз и как выйти из депрессии без помощи доктора. В практике психологической помощи осуществляется ряд мероприятий, направленных на лечение и на поддержание психического здоровья. Многие люди наивно полагают, что победить депрессию или другое расстройство гораздо проще, чем начать вести здоровый образ жизни и подкорректировать свои привычки. Однако и то и другое требует от человека полной самоотдачи и достаточного количества времени.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Как они это делают:

Иммунная система реагирует воспалением на инфекцию, а если процесс выздоровления не «выключился» после победы над болезнью, иммунные клетки начинают атаковать здоровые. И начинается этакий пинг-понг между телом и духом, в результате чего ситуация может только ухудшиться.

Статистика показывает, что примерно каждая пятая женщина в развитых странах страдает от психического расстройства и хронического заболевания вроде проблем с сердцем. И рассматривать это нужно в комплексе. До России эта практика доходит медленно, но стоит знать, что если обращаешься, например, к специалисту по поводу депрессии, имеет смысл сдать основные анализы крови (общий, гормоны, холестерин), даже если врач их не назначил.

Вот основные типы болезней, которые могут протекать одновременно.

Сердечная недостаточность и…

… паническое расстройство

Во время панической атаки активизируется иммунная система, повышается выброс адреналина и кортизола в кровь. Это плохо влияет на работу сердца. Если атаки случаются часто (в худшем случае - несколько раз в день), начинаются перебои с пульсом и давлением, повышается риск сердечного приступа. Исследование показало, что у людей с паническими атаками вероятность проблем с сердцем повышается на 47%.

Как бороться: специалисты рекомендуют… йогу! В одном исследовании люди, которые занимались йогой дважды в неделю на протяжении двух месяцев, продемонстрировали снижение уровня тревожности и паники. По‑видимому, это связано с более успешной борьбой со стрессом и общим расслаблением организма. Важно помнить, что паническая и сердечная атаки имеют общие симптомы: боль в груди, изменение пульса, учащенное дыхание.

… депрессия

Риск проблем с сердцем повышается на 30%. Причина все та же: кортизол и адреналин. Кроме того, депрессия может влиять на сгущение крови, в результате чего образуется тромб.

Как бороться: не реже раза в год сдавай анализы и при подозрениях измеряй давление (кстати, верхняя планка нормы у женщин теперь снижена со 140/90 до 130/80). Чаще встречайся с близкими людьми: чувство плеча и привязанности снижает частоту пульса, а также давление и уровень холестерина.

2. Псориаз и депрессия

Люди с сильной депрессией почти вдвое чаще страдают от проблем с кожей. Дело в том, что депрессия и псориаз связаны с высоким уровнем цитокинов - белков, которые могут быть причиной различных воспалений.

Как бороться: проводятся исследования того, могут ли противовоспалительные средства от кожных заболеваний применяться для нормализации психического состояния. В некоторых странах можно попасть на прием к психодерматологу или хотя бы психиатру, который понимает связь между депрессией и псориазом. Носи более свободную одежду, чтобы не травмировать кожу, увлажняй ее. Уточни у дерматолога, не добавить ли к списку лекарств стероиды и фототерапию, чтобы уменьшить воспаление и влияние кожных проблем на психическое состояние.

3. Мигрень и тревожность плюс депрессия

Люди, страдающие мигренью, в 2,5 раза чаще страдают от тревожного расстройства, чем те, у кого этой проблемы нет. Причиной этого нередко бывает сверхактивная симпатическая нервная система. Постоянные выбросы адреналина способствуют развитию тревожности и депрессии, а потом, когда гормональная буря прекращается, начинается зверская мигрень.

Как бороться: специалисты рекомендуют дышать диафрагмой. Положи одну руку на грудную клетку, другую - на живот и попробуй «протолкнуть» воздух вниз. Еще один вариант - теплая ванна: повышение температуры тела может ослабить проявления депрессии и отодвинуть приступ паники. По‑видимому, это связано с перенастройкой нейронной сети, которая изменяет настроение, но исследования еще не завершены.

4. Аллергия и депрессия

Исследования показывают, что те, кто страдает от сильных приступов аллергии, на 72% чаще чувствуют проявления депрессии. Считается, что это ответ организма на аллергическое воспаление.

Как бороться: точечное лечение с помощью назальных стероидов в спрее: впрыски в нос меньше влияют на настроение, чем в рот. Поставь дома увлажнитель, чтобы было легче дышать.

5. Диабет и шизофрения

Люди, страдающие шизофренией, вдвое чаще болеют диабетом. Связь между болезнями может быть генетической, также влияют повышенный уровень кортизола (характерный для шизофрении) и лишний вес (повышение риска диабета второго типа). Кроме того, антипсихотики от шизофрении способствуют набору веса и мешают выработке инсулина.

Как бороться: стоит поговорить с врачом о назначении лекарств без таких побочных эффектов, регулярно сдавать анализы на глюкозу и гемоглобин.

А знаете, что Ваши знакомые на этом сайте зарабатывают? Как они это делают:
— делятся статьями и получают призы;
— пирамида позволяет получить что угодно.

ПРИЗЫ: BMW, APPLE, SAMSUNG, и другие

— важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

  • Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
  • Нормальным возрастным развитием психики.
  • Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы — достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Психическое здоровье и обучение

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.

Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Особенно важно познание индивидуально-типологических особенностей психики в организации учебной деятельности школьника. К сожалению, чаще всего непосредственно в осуществлении образовательного процесса учитель пользуется общепринятыми подходами, которые ориентированы на «среднего» ученика, причем среднего по успеваемости, а не по характерологическим особенностям, значительная часть которых обусловлена генетически и не меняется в течение всей жизни человека (хотя и может быть в какой-то степени скорректирована целенаправленными воспитанием и тренировкой). Типичным примером является выполнение контрольной работы по точным дисциплинам, когда условием получения высокой оценки является выполнение как можно большего числа заданий. Однако при этом не учитывается, что скорость включения в работу и переключения на другие виды работ у детей с различным типом темперамента неодинакова: при таких условиях как рыба в воде себя чувствует холерик, но в ограниченных временных рамках трудно приходится флегматику. В результате первый приходит к выводу о том, что для получения высокой оценки нет необходимости в целенаправленной повседневной работе, а флегматик, которому свойственно при прочих равных условиях исключительно ответственное отношение к порученному делу, заключает, что все его усилия тщетны. Существование школьных нормативов и физическом воспитании дает такой же результат — имеющий генетически обусловленный низкий рост и неблагоприятную конституцию тела изначально обречен не выполнить определенные их виды, а унаследовавший высокий рост учащийся убежден, что ему не надс заниматься своим физическим развитием, потому что у него и так получится. То есть в конечном итоге оба приходят к выводу, что н обучении роль их собственной ответственности мала.

Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.

Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст (а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал, особенности мышления и т.д.) отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 — 2,5 года, а к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени.

Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Но ведь он не такой, как они, он результат уникального сочетания гено- и фено- тинических обстоятельств, и другого такого человека в мире никогда не было и не будет! Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться (все равно не получится), а у «сильного» — комплекс превосходства (пусть учатся дураки, у меня и так получится) с тем же отсутствием желания учиться.

Идеальным (хотя и вполне достижимым) вариантом следовало бы считать такой, при котором каждый ученик не подгонялся бы под стандарт оценки, а последняя бы исходила из одной предпосылки — если он сам сегодня стал лучше, чем был вчера, то и его оценка должна быть высокой, так как это означает, что он работал над собой! Без сомнения, такой подход сделал бы ученика заинтересованным в достижении вполне доступного для него результата.

Современная система воспитания восходит к классической дидактике Я.А. Коменского, отличающейся инструкгивно-програм- мирующей направленностью методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме обездвиживания. Вербальный, формально-логический принцип построения учебного процесса ориентирован на некритическое восприятие информации в готовом виде, где ученик является принимающим устройством, а учитель — транслятором информации, последнего вполне может заменить обучающая машина. Однако на самом деле в отечественном образовании в своей профессиональной деятельности учитель придерживается тех методических подходов, которые предполагают его поведение как автократа, наделенного в отношениях с учащимися полным единоначалием и жестким контролем. В таком случае учитель чаще всего исходит не из приоритета личности школьника и стремления к обеспечению условий для его максимально полной самореализации, а из обязанности ребенка учиться именно тому и так, как это видится учителю. Поэтому он в малой степени учитывает мнение ученика, подавляет его инициативу и делает его лишь исполнителем указаний и распоряжений. При этом учитель чаще всего в изложении учебного материала исходит не из того, что может «взять» ученик, а из того, что он, учитель, должен ему дать.

Такое положение подкрепляется и соответствующей методикой преподавания, в основе которой лежит механическое запоминание и воспроизведение предлагаемого материала, а не его осознанное освоение. В этом случае у ученика не формируется интерес к обучению, что делает его не активным участником образовательного процесса, а пассивным потребителем информации без учета ее прикладного значения. Естественно, что в конечном итоге это обусловливает низкую мотивацию детей к обучению по основным учебным дисциплинам и ведет к развитию у них разнообразных нарушений в состоянии здоровья.

Детальный валеологический анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда — и снижение уровня его здоровья.

К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:

Твой режим дня . Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.

Особенности памяти . Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.

Рабочее место ученика дома . Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.

Когда и как готовить домашние задания . Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:

  • задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
  • до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
  • помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
  • следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
  • плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
  • выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
  • выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
  • следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.

В каком порядке следует делать уроки . У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить ссбс распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.

У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.

Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.

Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления . Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.

Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу но дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).

Выходные дни . Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работосг юсобн остью.

У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.

Рассказать друзьям